Главная стр 1стр 2стр 3 ... стр 7стр 8
скачать

6

7

предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани,

ковры, народные вышивки и пр.

В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с

богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным

художественным ремеслам и родной природе.

8. Содержание образования по изобразительному искусству в школе.

В Концепции модернизации российского образования провозглашен тезис о более полном использовании нравственного потенциала «искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» Это выражается:



  • в совершенствовании качества художественного образования на основе обновления его содержания в условиях современного
    педагогического процесса;

  • в понимании цели художественного образования как непрерывного процесса, направленного на художественно творческое развитие
    личности;

  • в повышении его значимости в системе общего образования.

За последние 10-15 лет содержание художественного образования обновлялось неоднократно, но практика показывает, что оно остаётся еще

отчуждённым от школьника.

Долгие годы «остаточного принципа» в подходе к искусству породили клубок социально-экономических проблем:


  • второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в системе общего образования;

  • чрезвычайно слабая материально-техническая база;

-слабая кадровая обеспеченность, особенно в рамках общеобразовательного процесса;

- расширение платных форм обучения, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер.

Поэтому сегодня, без серьёзного пересмотра основных принципов, задач, содержания художественного образования, школа не сможет выполнить тех требований, которые предъявляет к ней жизнь.

Основополагающим принципом системы художественного образования в современных условиях является принцип преемственности.

Он предполагает начало обучения с дошкольного возраста, сохраняя взаимосвязь на всех последующих этапах (ступенях) образовательного процесса: начальная школа, средняя школа, старшая школа.



I этап - дошкольный и младший школьный возраст.

На этом этапе формируются основы художественных представлений. Дети через игру, образ, на эмоциональном уровне постигают во всем

многообразии связи искусства с жизнью.

Это своего рода пропедевтика, когда происходит так называемая «разминка» психофизиологического и эмоционально-образного аппарата:



  • развитие наблюдательности (способность выслушивать, всматриваться);

  • творческого воображения;

  • мышления, фантазии;

  • чувства цвета, ритма, пластики тела и т.д.

II этап - средний школьный возраст.

Развивается художественное мышление, понимание выразительного языка искусств, его функций.

В этот период у подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, символику, стили, формы и способы

творчества.



III этао — старшее звено.

Осуществляется перевод полученных знаний, представлений в их осознание, осмысление, убеждения. Формулируется способность анализировать духовные и культурные ценности.

Таким образом, учащийся общеобразовательной школы проходит путь постижения искусства: от эмоций - через знания - к осознанию и убеждению.

Тем самым получает не просто набор информации, а систему понимания содержания искусства, дающую возможность не только освоить, понять, но и осмыслить систему общечеловеческих ценностей.

Обратимся к основным программам художественного образования, появившимся в последнее десятилетие под грифом Министерства образования Российской Федерации.

Очевидный интерес представляет трактовка цели художественного образования. Она в целом у всех авторов программ сводится к формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной.

Единый, в основном, подход авторов просматривается и в задачах, конкретизирующих цель школьного художественного образования. Среди задач достойное место у всех авторов занимают ценностно-познавательные и образовательные. Такие как систематическое накопление знаний об искусстве, осуществление с его помощью художественного познания мира. Во всех программах широко представлены прикладные задачи, связанные с развитием художественных способностей, умений и навыков художественно-творческой деятельности.

Если же обратиться к принципам и теоретической основе данных программ, то очевидна разница в концептуальных подходах к предметам искусства. При этом существенно важным является вопрос, связанный с типом мышления, которое формируется у учащихся в процессе познания жизни на основе педагогически направленного общения с произведениями искусства.

Наиболее эффективен путь в освоении художественно-творческой деятельности, когда у человека, по мнению Б.М. Неменского развивается эмоционально-образная сфера познания (в науке — рационально-логическая). С помощью искусства познается не реальность, а отношение к ней. Это связано с глубокой рефлексией и возможно на основе реализации специфических принципов педагогики искусства, что наглядно подтверждает схема анализа программ.

Характерной чертой современного школьного художественного образования является его полипрограммность, вызванная стремлением к творческой вариативности, объединённая общим целеполаганием и одинаковыми воспитательно-образовательными задачами.

Рассматривая вопрос о профилизации художественного образования в старших классах, следует отметить, что он может быть связан со специальным художественным, а также художественно-педагогическим направлением.

Как известно, специальное художественное образование требует ранней профессиональной ориентации. Это возможно при наличии в учебном заведении определённых условий, которыми обладают учреждения дополнительного образования, а также школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которые имеют соответствующий кадровый состав и обладают необходимой материально-технической базой.



7

8

Углубленное изучение искусства может осуществляться по следующим программам:



  • «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» ( авт. кол. под рук. Т.Я.Шпикаловой);

  • «Основы экранной культуры»: 1 -11 кл. (авт. кол. под рук. А. Усова);

  • «Основы эстетической культуры»: 1-11 кл. (авт. кол. под рук. АЛ. Печко);

  • «Музыкальная литература»: 8-11 кл. (авт. Е.В.Николаева, СП. Старобинский).

  • «Рисунок, живопись, композиция»: 1-11 кл. (авт. В.С.Кузин, СЕ. Игнатьева, Н.М. Сокольникова);

  • «История джаза и популярной музыки» ( авт. Т.Л. Айзикович);

  • «Скульптура» ( авт. В.Д.Черкасов, МБ. Бежанов);

- «История изобразительного искусства» (авт. B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина, Л.Ф. Нерсисян) и др.

Ряд ученых, педагогов- исследователей, в числе которых и Б.М. Неменский, рекомендуют вводить предмет «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе с подросткового возраста, в крайнем случае, с 9-го класса. Т.к. основой для усвоения этого предмета служат знание школьниками истории, а также специфических средств в выразительности отдельных видов искусства. 9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в школе.



Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

Перечни учебно-наглядных пособий для школ с базовым уровнем изучения изобразительного искусствам составлены в соответствии с альтернативными действующими учебными программами и учебниками. Демонстрационные модели

Игрушки дымковские, Игрушки богородские,Изделия хохломские .Керамика, Модели для рисования гипсовые, Набор муляжей "Овощи" , Набор муляжей "Фрукты" Раздаточные материалы

Рабочие тетради в комплекте с учебниками тех же авторов

Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Раскраски. 1-2 классы (1-4) Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. Раскраски. 3-4 классы (1-4)

Неменский Б.М., Неменская Л.А. Твоя мастерская: Тетрадь у учебн. 3 кл. шк.

Рабочие тетради, разработанные по программе Шпикаловой Т.Я. Орлова Л.В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь

Макарова HP. Тайна бумажного листа. Рабочая тетрадь

Шпикалова Т.Я., Величкина ГА. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь

Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь

Таблицы

(таблицы предназначены для альтернативного обучения)

Гудилина СИ. Основы декоративно-прикладного искусства: серия таблиц по искусству для начальной школы. Серия таблиц дает представление об основных направлениях декоративно-прикладного искусства. На табл. рассматриваются приемы стилизации природных форм для декоративных работ, художественные закономерности составления орнаментов, художественные техники (коллаж, аппликация) и техники монументальной живописи (витраж, мозаика), разные виды традиционного русского народного искусства как по материалу (дерево, керамика, ткань и т.п.), так и по технологии (роспись, резьба).

Гудилина СИ. Введение в цветоведение: серия таблиц для начальной школы Дидактические материалы знакомят школьников с "сенсорными эталонами" цвета, их основными характеристиками, приемами работы с ними. В серию вошли следующие таблицы: цвета и гуашь, палитра, ахроматические цвета, основные и смешанные цвета, теплые цвета, холодные цвета, разбелы, затемнения, потускнения, светотени, цвет в перспективе, контрастные цвета, нюансовые цвета, колорит, символика цвета, цвет в геральдике.

Гудилина СИ. Декоративно-прикладное искусство: серия таблиц по искусству (для общей школы). Данная серия является продолжением аналогичной серии по декоративно-прикладному искусству для начальной школы. На табл. представлены некоторые виды традиционного русского народного искусства (лаковые миниатюры, жостовские подносы, ткачество, вышивка, художественные изделия из металла) и характерные декоры народов мира, предусмотренные учебн. программами.

Гудилина СИ. Цветоведение: серия таблиц по искусству (для общей школы). В серию вошли след. таблицы: цвета и акварель, ахроматическая гармония, типы смешения красок, теплые и холодные цвета в живописи, цветовой тон, светлота и насыщенность, перспектива в живописи, светотени в сюжетных композициях, восприятие контрастов, гармонизация цвета, классификация цветовых гармоний, цветовая композиция, колорит, значения цвета, символика в иконописи, цвет в интерьере, круг естественных цветов по Гете, цветовые системы Рунге и Оствальда, цветовая система Менселла, цветовая система в полиграфии. Требования к таблицам:

Таблица должна содержать материал, предназначенный для длительного показа или многократного к нему обращения, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функциональных сторон изучаемых объектов, разъясняющий действия и операции, приемы и способы их выполнения, применяемые при обучении. Это могут быть натуральные и натурально-композиционные изображения, схемы, графики, диаграммы, слова, буквы, цифры, формулы, символы, смешанные средства изображения.

Объекты в таблице необходимо хорошо скомпоновать и методически правильно расположить в зависимости от восприятия отдельных участков таблицы.

Структура учебной таблицы должна помочь сделать ее наиболее эффективной.

Для того, чтобы научная информация учебной таблицы легко и быстро воспринималась учащимися, целесообразно главное содержание, а также объекты (компоненты таблицы), расположенные в местах плохого восприятия, выделять наиболее эффективными средствами. Для акцентирования внимания и быстрого и качественного усвоения основного содержания таблицы наиболее эффективными являются следующие способы: а) контрастный цвет, заключенный в черную рамку;



8

о

б) контрастный цвет;

в) черная или цветная рамка;

г) увеличение размера объекта (данные приведены в порядке убывания эффективности). Уменьшение размера одного объекта по сравнению


с другими, одновременно расположенными в таблице, не является способом выделения этого объекта.

Учебная таблица должна легко читаться обучающимися, сидящими за последними столами.

Цветовой код таблицы должен быть целесообразно выбран и хорошо знаком как учителю, так и обучающимся. Заголовок таблицы должен быть кратким и соответствовать ее содержанию. Комплекты экранных средств.Дианозитивы.Вндео.Програмные средства.

Времена года в изображении художников

Детские игрушки

Звери


Изделия народного прикладного искусства

Импрессионисты

Искусство Голландии 18в.

Исторический костюм

Конструирование и дизайн

Костюмы народов СССР

Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Кипренский, И. Левитан, Петров-Водкин

Музеи России

Музеи мира

Русское искусство нач. XX века

Виды изобразительного искусства

Декоративно-прикладное искусство - 1 (ковры и гобелены)

Декоративно-прикладное искусство - 2 (керамика, майолика, искусство народов севера)

Кроме комплекта экранных средств рекомендуется использовать самодельные видеозаписи (фрагменты телепередач об искусстве, научно-популярных и художественных фильмов, мультфильмов). Например, по теме "Подводный мир" учащимся можно показать фрагменты телепередач "В мире животный", "Подводная одиссея команды Кусто" или мультфильмов "Сказка о золотой рыбке", "Русалочка" и пр. На одном уроке следует показывать видеозаписи не более 5-10 мин.

ще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения. Требования к картинам

Картины (репродукции, эстампы) - это изоиздания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него. Для учебных целей могут быть созданы специальные картины.

Картины являются демонстрационными ПСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты. Иллюстрации к литературным художественным произведениям должны знакомить учащихся с лучшими произведениями русской и зарубежной живописи, графики, наиболее точно раскрывающими авторский замысел писателя и художника.

К дидактическому раздаточному материалу должно прилагаться методическое руководство с четким описанием организации работы обучающихся.



Требования к звуковым средствам обучения

Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внекласной работы учащихся.

Речь ведущего радиопередачу, как и воспроизводимая в записи, должна быть образцовой по интонации, произношению и ясности звучания. Длительность учебной радиопередачи должна быть не более 20 минут для школьников младшего возраста и 25 минут для школьников среднего и старшего возраста.

На грампластинки и магнитные ленты рекомендуют записывать упражнения для языковой лаборатории, рассказы известных ученых, литературоведов, сотрудников музеев, фрагменты из произведений в исполнении мастеров художественного слова. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более: Текст с музыкальным сопровождением.



  • для младшего возраста 6 мин. 10 мин.

  • для среднего возраста 11 мин. 20 мин.

  • для старшего возраста 15 мин. 25 мин.

Методические рекомендации по использованию учебной грамзаписи (учебной магнитной записи) должны быть напечатаны на бумажном конверте (коробке) или прилагаться в виде брошюры (листовки) .

Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии радиопередачи или аудитивной записи рекомендуется подбирать к ним диапозитивы, кадры диафильмов, таблицы, картины, портреты и фотографии для подкрепления воспринимаемой информации и облегчения формирования правильных представлений и понятий.



10. Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО.

Принцип художественно-педагогической драматургии - построение урока как художественного произведения.

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура». Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и

9

10

художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках — этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства, Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата — целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание — сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. 1. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну — на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении — историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос, читаем в словаре, — «эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение., и сообщает ему единое дыхание — то, что можно назвать душой произведения. В пафосе чувство и мысль художника составляют единое целое»

2. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока ИЗО, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, — литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений



ДРУГИХ ИСКУССТВ:

11. Подготовка учителя к уроку. Конспект урока его виды.



1 этап. Предворительная подготовка учителя:

  • изучение специальной методической и педагогической литературы,

  • изучение программы по своему предмету,

  • изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,

  • учитель должен знать рограммы по смежным предметам,

  • изучение опыта других учителей.




  1. этап. Составление тематического плана года, четверти.где должно быть в краткой форме в виде таблицы отраженытема, задание,
    графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд^омашнее задание по всем урокам.

  2. этап. Непосредственная подготовка учителя




  • подготовка наглядных пособий используемых на уроке.

  • написание конспекта урока. Содержание конспекта:

  • тип урока : 1) комбинированый-изучение новых знаний,формирование новых умений,




  1. обобщение и систематизация изученного,

  2. контроль и коррекция знаний и умений,

  3. практическое приминение знаний, умений.




  • вид занятия ( беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпн и т.д.)

  • цель урока (из программы)

  • задачи конкретного урока: развивающая, воспитательная, образовательная,

  • отражение межпредметных и внутеннепредметных связей ( связь уроков труда, изо литературы истории),

  • наглядные пособия используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд),

  • материалы для учителя и учащихся к уроку,

  • литература к уроку ( программа, методмческое пособие, книги, фотоальбомы, литературные произведения),

  • план урока по времени - это планирование времени на каждый структурный элемент урока,

  • эскиз оформления доски,

  • ход урока. Описание урока, где каждый структурный элементнаполняется содержанием,в нем указываются использование учителем
    методы обучения.

вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть

полным и кратким,в виде таблицы.

Требовании к уроку.

Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.



  1. Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы
    обучения должны соответствовать современным требованиям.

  2. Развивающий характер обучения.
    3.Развитие умственных способностей.
    4.Воспитательные задачи.

5Возбуждение интереса учящихся к учебному материалу.

  1. Степень трудности изучаемого материала.

  2. Последовательность и систематичность в изложении.

  3. Формирование Умений и Навыков.

^Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. 10. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников.

12. Рисование с натуры, по памяти, ■ по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.



Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительностл карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.С

4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения


объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать
простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают
навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические
материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. B.C. Кузин, ИВ. Корнута- 3-е изд., перераб- М.: Дрофа, 2001 - с. 14-15).

10

11

Рисование служит одним из средств изучения формы, конструкции. Когда рисуют предметы домашнего обихода (рассказ о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Мегера, Холуя, Хохломы и других народных промыслов) рассказ о приемах промысла; показ фото (зрительного ряда) особенности их формы и орнаментики) - более осознанное рисование школьниками. Задачи:



  • Рисование с натуры активизирует умственную деятельность, это не созерцание, а пониятие о предмете, полное представление о
    нем, приучение мыслить.умение целенаправленно вести наблюдение.

  • Развитие зрительного аппарата.

  • Цель изучения формы редмета - не только знакомство с внешней формой, но и знакомство с понятиями выраженными этой
    формой.

  • Анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.

  • Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.

  • Различать цвета

  • Обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными,
    пластическими).

  • Навыки работы в монохроме.

  • Композиционные правила (+расположение в листе, вертик. и горизонт формат).

  • С помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках освоение техники (штриха, мазка, лессировки) и материала. В том числе и
    по форме предмета.

Во время рисования с натуры необходимо напоминать детям чтобы они рассматривали рисуемый предмет и сравнивали со своим рисунком (для младших школьников предусматриваются несложные формы: флажки, шары, мячи, фрукты, овощи, цветы, листья разной формы, ветки разных деревьев, бабочки, стрекозы, игрушки и т.д. (моя любимая игрушка)).

При рисовании с натуры небольшую по размеру модель располагают на столе ученика.Дают его потрогать и рассмотреть, затем поставить его на определенное место и нарисовать. Рисунок с одной точки зрения!! Рекомендуется выполнять в разных техниках и материалах (мелки, фломастеры, карандаш, краски) их можно менять но предпочтение следует отдавать работе с кистью без контура. Способствует созданию условий для развития у детей свободы движений руки, смелости в работе, передаче цвета контура.



"Рисование на темы и по представлению - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" Общие задачи:

  • Совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций,конструктивного строения, объема,
    освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра.

  • Выработка умения выразитеьлно выполнять рисунок.

  • Развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
    свое отношение к нему.

  • Развитие фантазии,воображения, логического и пространствнного мышления.
    В процессе выполнения заданий красками по рисованию с натуры, по памяти и

представлению дети не только отрабатывают навыки работы с материалом, но и закрепляют приобретенные знания о цвете.

13. Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Немеиского

Программа построена так, чтооы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней

предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действидельности ( наблюдение и

изучение окружающей реальности).

Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет

, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.

3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.

Начальная школа: изображение, украшение, постройка. Состоит из тематических блоков.

I класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение
материалом. « Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

2класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства



  1. класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.

  2. класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
    земли и у каждого народа.

II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания.

В V-VIII классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.



  1. класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом

  2. — 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их
    систематизация. Творчество художников.




  1. класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.

  2. класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».

III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.

Итог: Основы изобразительной грамоты. Основы декоративной грамоты. Основы визуально-зрелищной культуры. Основы конструктивной грамоты и дизайна. Учебно-методические пособия

Шеменская Л А Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс: Учебник. - М: Просвещение, 2005. Коротеева Е.И. Искусство и ты. 2 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2005

Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Твоя мастерская. 2 класс.Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2005.



I

II

12

Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Искусство вокруг нас 3 класс Рабочая тетрадь. - М : Просвещение, 2005. Горяева НА., Неменская Л.А., Питерских АС. и др. Твоя мастерская. 3 класс Рабочая тетрадь. - М: Просвещение, 2005. Неменская Л.А. Каждый народ - художник. 4 класс: Учебник. - М: Просвещение, 2005.

Неменская Л.А. Твоя мастерская. 4 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2005.

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2005. Горяева НА., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2005.

Ю.Горяева НА. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. - М: Просвещение, 2003.

Все издания под редакцией Б.М.Неменского. Основные виды деятельности

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация;

объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка;

восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). В основе программы

Программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру на основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств, т.е. искусств, связанных с деятельностью художника: Изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); декоративных (различных видов декоративно-прикладного искусства: народное искусство, художественные промыслы, современное выставочное декоративное искусство); синтетических искусств (экранные, театр). В качестве системообразующей основы изучения выделяется триада художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная;

Принцип постоянства связи искусства с жизнью: «от жизни - через искусство — к жизни»;

Принцип целостности и неспешности, прочувствованности освоения материала каждой темы; Принцип единства восприятия и созидания; Принцип проживания как формы обучения и формы освоения художественного опыта, концепция и задачи

Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

формирование понимания роли искусства в жизни людей: роль искусства в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира, в организации форм общения между людьми, в познании человеком своего мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном;

формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира как средства размышления о нем, как формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры; обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни;

развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей. Программа и ее особенности

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд.

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания.

Анализ программы "Изобразительное искусство и художественный труд". 1-9 кл. (Под рук. Б. М. Йеменского). Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; -формирование художественно-творческой активности школьника;

-овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме



12

13

(рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на I -2 часа в неделю. Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. 14. Внеклассная работа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе.

Внеклассная работа дает учителю полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства, участвуя в работе изобразительных кружков, экскурсиях, в оформительской деятельности для школы.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности;

систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);

воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически

Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания. Изостудия (кружок) - наиболее распространенный вид внеклассной работы в школе. Изостудия должна решать следующие задачи.

1. Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, про

буждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной грамотой и основами художественного ремесла.


  1. Воспитание человека, творчески относящегося к любому делу.

  2. Начальная профессиональная подготовка в области художественного творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их
    творческих способностей в рамках специальной школы.

  3. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного мышления.

  4. Активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам
    красоты.

  5. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание
    у них стремления использовать полученные в изостудии знания, умения и навыки в общественно-полезной работе-оформлении стенных
    газет, школьных выставок, праздничных вечеров и т.д.

Для наиболее полного решения этих задач необходимо использовать уроки рисования и различные формы внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои

особенности. Во-первых, это занятия для тех детей, которые серьезно интересуются изобразительным искусством. Занятия в изостудии

являются для них эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках

учитель обязан проводить обучение в соответствии со школьной программой. Организация работы кружка включает разработку содержания

занятий с учетом склонностей интересов учащихся разного возраста. В кружках значительно шире применяются такие рисовальные

материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, пастель, мелки.

Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого Учащегося и возможности кружка (обеспечение изобразительными

материалами, наглядными пособиями и пр.).

Отличительной особенностью занятий в кружках является и то, что большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно

длительное время - 3-6 часов, тогда как на уроке ИЗО самый длительный рисунок выполняется в течение 2-3 часов.

Формы и методы работы в изостудии более схожи с условиями в аудитории художественной школы. В кабинете на уроке рисования с

натуры дети работают за партами, а в изостудии дети выполняют работу за мольбертами.

При хорошо организованной внеклассной работе увлечение изобразительным искусством может продолжаться и в старшем возрасте.

В работе школьной изостудии учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий

потенциал.

Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные

дети.


Учителю рисования необходимо хорошо знать своих учеников, их индивидуальные интересы, привычки и т.п., чтобы иметь возможность

развивать их творческие способности. Но нельзя организовывать внеклассную работу по ИЗО так, чтобы она сводилась бы к наличию

изостудии только для особо одаренных детей.

На этих занятиях можно не требовать от детей с меньшими возможностями канонического выполнения рисунков, но к одаренным детям

требования должны быть высокими.

В процессе обучения в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.

Имеется возможность выявить у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей в нахождении наиболее


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Программа по методике преподавания изобразительного искусства (лекцион­ные и семинарские занятия), темы курсовых работ, тест по данной дисциплине и список рекомендуемой литературы
316.85kb.
Программа по изобразительному искусству «развитие познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения»
190.33kb.
«Пейзаж изобразительного искусства»
81.95kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Педагогический потенциал народного орнаментального искусства
138.71kb.
Каликина Ольга Антоновна учитель изобразительного искусства высшей категории Барнаул 2013 5 класс пояснительная записка рабочая программа
670.61kb.
Методические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
53.44kb.
О проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году
393.18kb.
Лекции для разных категорий слушателей. Место и функции занимательной психологии в работе
16.55kb.
Экзаменационные вопросы по изобразительному искусству
27.78kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
38.98kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
148.16kb.