Главная стр 1 ... стр 4стр 5стр 6стр 7стр 8
скачать

14

Талантливый практик и еоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает роблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. Успех работы воспитателя возможен только ри организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интелектуальая, эмоциональноя и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен : от индивидуального вклада каждого воспитанника - к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия - "коллективная духовная жинь", "интелект^альный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными риобретениями, знаниями повышает "интелектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении, а ведь учение -главный совмесный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разрабртаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклера, природы на детей.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.

Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, Но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А.Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».

Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.Мир прекрасного для ребенка начинается в семье.

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только ри глубоком знаниии духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики

эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к

действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как

средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.

Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать

искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и

другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон

и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является

главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное

эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал

для развития личности.

развитие у ребенка эстетического отношения к

действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как

неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или

иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую

обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные

представления о жизни, ценностях, идеалах. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но,

рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные

положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, МПЯИ*%№< *■"""""■ ,„>«,:■:.„,,„ вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию

нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. 1аким опратом, наиоолее \'!тпчно. нп нпн! мм. отоазил цель эстетического

воспитания игорая залача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знании и оазвити* спосооностеи художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые ооеспечиваютеи возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться

каждого воспитуемо! о эстетической творческой сиосооности. 1 лавное состойi в том, ч-шоы воспитать, развить 1акие качесша, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активною созидателя, шорца лстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преооразовывать em

15

"по законам красоты" Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление" Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно

в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в

любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура,

природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством

эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему

школьников. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная

работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных

мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по

эстетическому

воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. В процессе общения ребенка с явлениями искусства,

накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического

переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько

ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у

ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы,

довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка,

изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими

художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура

затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру.

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения, третий учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки,

интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических

16

17

произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы н» уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Ч§ Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к мировой художественной культуре" д/ Z<\



Принципы обучения - это руководящие положения, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

Методы обучения - Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями,

обоснованно определить его цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать формы и методы обучения.

Каждая концепция предполагает свои принципы и методы обучения. Некоторые из них могут совпадать.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» отличается от некоторых существующих программ прежде всего иной

постановкой задач, в основе которой четко выработанная систематичность.Это именно система задач, а не их перечень. Эта система реально

обеспечена и этапами обучения, и последовательностью задач, уроков и всей методикой.

Эта программа - целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных

видов пространственных (пластических) искусств.

Выделена четкая основа программы — триада художественной деятельности:


  • изобразительная художественная деятельность

  • декоративная художественная деятельность

  • конструктивная

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей, в организации среды, окружающего предметного

мира, организация форм общения между людьми, в формировании человеком своего видения мира и своих чувств,своего отношения к

окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Важнейшим отличием является блоково-тематическое построение единых кругов познания в году и в четверти при разнообразии

практической деятельности. Это единая система последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, которые раскрывают основы

связей изобразительных, декоративных, конструктивных искусств с жизнью человека и общества

Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в

педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга.

«Принципы и методы преподавания искусства и должны быть почерпнуты из искусства.»(Неменский)


  1. Принцип драматургии -Закон уподобления. Урок искусства - театральное действие, учитель - режиссер.

  2. Принцип освоения и вживания ( принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)
    Последовательное выполнение тем и задач

а) метод поэтапных открытий (раскрытие через переживание)

б) метод единства восприятия и созидания

в) обобщающие уроки

г) необходимость творческой интеграции содержания

3. Принцип постоянства связи с жизнью.

а) метод привлечения личного эмоционального и визуального, бытового опыта детей

б) метод поисковой деятельности (система домашних заданий)

в) метод отчетных уроков



  1. Принцип опоры на апогей явления в искусстве. В искусстве типичное — наиболее характерное.

  2. Принцип единства формы и содержания ( не забывать основную цель - образного торажения выражения мира, вырвжения отношения к
    изображаемому

  3. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

а) метод диалогичности ( ученик и учитель — собеседники)

б) метод свободы в системе ограничений (ученик тренирует, приучается четко отвечать на задачу)

в) метод сравнений (многовариантность решения темы)

г) метод коллективных и групповых работ

19. Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.

Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Восприятие картины. 1этап. Развитие самостоятельности мышлениях^ 1-2 мин. дать почуствовать картину.)

2 этап. Эмоциональное восприятие картины.

1 )какое настроение вызывает картина? 2)Что вы чуствуете глядя на картину? 3)Какое состояние передает художник?


  1. этап. Развитие художественного мышления уч-ся (задачи: раскрыть перед учащимищя выразительные средства,вопросы должны помочь
    выявить художественные средствам помощью которых художник добился того.что зрители почуствовали радость,грусть и т.д.)

  2. этап. Развитие логического мышления у уч-ся.визуальное мышление - содержание картины:

1)что вы видите? 2)Кто изображен на картине?

Логический анализ картины познавательную активность, формирует материалистическое мировоззрение.пространственное мышление: 1 )Что изображено на первом, втором плане?

9) развитие экологического сознания.

Методы и средства воспитания.

Методы воспитания - способы проффессионалоного взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленные на решение

образовательно-воспитательных задач.

Приёмы воспитания - элементы методов воспитания (пример: беседа- метод, реплики, мимика- прием).

Средства - различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокупность произведений материальной и духовной культуры, привлек

для пед работы.

Классификация методов:



  1. Методы формирования сознания личности (их цель - формирование убеждения): Рассказ. Объяснение. Беседа
    Лекция. Дискуссия, Диспут. Пример

  2. Методы организации деятельности и формирования поведения: Упражнение. Приучение. Создание воспитательных ситуаций.
    Требования. Инструктаж. Демонстрация.

  3. Методы стимулирования деятельности и поведения: Наказание. Поощрение. Соревнование. Познавательная игра.

  4. Методы контроля, самоконтроля: пед наблюдение, беседа, психолог опросники.
    Приучение.

Применяется на ранних этапах воспитания. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной

стороной деятельности.

Условия:

1.приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено

2.предписывая уч-ся образ действий необходимо выразить его в возможно более короткой форме.

З.на каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из кот складывается данная форма

поведения.

Для выработки привычки треб.время, вначале след добиться точности воспроизводимого действия и лишь потом быстроты. Не всега

целесообразно открыто ставить перед детьми задачу овладения способом поведения. У так организует деят-ть детей, чтобы , с

удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя привыкли к нужной форме поведения.

Убеждение.

Меод убеждения выступает в виде следуйщего:

-суждение педагога.

-аргументация педагога.

-мнение высказанное педагогом,сообщение о личностном отношении и самочувствии.

-сообщение об общепринятом в культуре.

-раскрытие внутреннего общего смысла произошедшего.отношенческого смысла.

-диалог педагога с детьми.

-дискуссия .спонтанно либо специально организуемая педагогом.

-обмен впечатлениями по восприятию художественного образа.

-Совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.

Убеждение - это воздействие на разум ,логику человека,предполагает систему доказательств,на основе жизненных

примеров,логических выводов и обобщений.

Но чаше всего педагог обращается и к разуму и к чуствам всеми iанника,соче гая убеждение и внушение,зеражая воспитанника своей

убежденностью и верой в успех.Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чуство,дело, и личный пример

педагога.Эффективность метода убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1 .Высокий авторитет педагога у воспитанников.

2Опора на жизненный опыт воспитанников.

ЗИскреность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4Сочетание убеждения и практического приучения.

5Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

20. Задачи.содержание формы классного руководителя по художественно-эстетическому воспитанию школьников.

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: Организация деятельности классного коллектива. Организация учебной работы классного коллектива и дельных учащихся. Организация Изучение личности и коррекция в воспитании школьников. Социальная защита Работа с родителями. Функции классного руководителя. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Планирование воспит. работы классного руководителя.Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования:

системности,

конкретности,

оптимальности,

диалога,


индивидуальности,

научности,

непрерывности.

Рассмотрим каждый из перечисленных принципов. Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действии классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1 определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и

18

19

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:


  • Обучение ребят основам изобразительной грамотности, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

  • Воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к прекрасному.

  • Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных
    способностей.

Если детей не учить изобразительной грамоте, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не

соответствует действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. Поэтому

учителю очень важно не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, знакомя учащихся с новыми и

новыми навыками рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной форме.

Известно, что в обучении необходимо соблюдать последовательность, выстраивать систему, которая приведет ученика к поставленной

перед ним цели. Ребенок должен увидеть, осознать и понять к чему он идет и какими средствами добивается результата.

От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся

средней школы Средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

В пятом классе изучается группа декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с

национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрываются присущий детству наивно-декоративный язык

изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы Конкретное решение программы этого года требует акцентировки

местных художественных традиций и промыслов.

Шестые и седьмые классы изучают собственно изобразительное искусство. Здесь формируются основы грамоты художественного

изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.

Центральными темами в изобразительной деятельности моих учеников, в их художественном творчестве являются темы с ярким

патриотическим содержанием. На уроках ИЗО мы изучаем символы России и Тувы, историю костюмов, быта, народных промыслов русских

и тувинцев.

В преподавании своего предмета я использую следующие принципы: воспитывающее обучение, научность преподавания, систематичность

и последовательность, сознательность и активность, доступность обучения, наглядность и проблемное обучение. Соблюдение этих

принципов способствует успешному выполнению учебно-воспитательных задач.

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства.

Для учителя имеет равное значение детская художественная деятельность в области изображения, украшения, постройки, однако большая часть заданий ввиду современных школьных условий (часы, оборудование, материалы) посвящается изображению, как наиболее простой в организации деятельности. Желательно стремиться к равномерному распределению времени на каждый из трех видов деятельности и искать пути создания необходимых условий на уроке для полноценной работы ребят в декоративной и конструктивной деятельности.

Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Любое создание фантазии строится из элементов, полученных ребенком из окружающей его действительности и закрепленных в его опыте. Чем богаче его опыт наблюдениями и впечатлениями, тем больше материал, который может стать источником фантазии. Однако количество и разнообразие опыта, хотя и очень важно, но само по себе недостаточно для активности воображения ребенка. Не менее (а может быть, и более) необходима его способность актуализировать — включать и использовать накопленный опыт в своем изобразительном творчестве. У большинства младших школьников жизненный опыт вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, но способность актуализировать его как источник замысла рисунка развита неодинаково.

Фантазия связана с реальностью, опытом общения детей с готовыми продуктами культуры. Это все то, что ребенок получает из книг, картин, музыки, кино- и телефильмов и т. п. Искусство учит и воспитывает детей, но ребенку непосильно повторить в рисунках то, что он видел на картине. Дистанция между шедеврами искусства и их собственным изобразительным опытом настолько велика, что большинству детей даже не приходит в голову мысль о возможности "срисовать" с картин или повторить их по памяти. Однако создания культуры очень часто становятся источником замысла детских рисунков. Чаще всего это художественная литература, особенно сказки. Нередко - сюжеты и образы мультипликационных и игровых кино и телевизионных фильмов. Влияние последних не всегда полезно. Они, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы, потому что закрепляют в рисунках штампы изображений людей, животных, строений и т. п., чем ограничивают развитие творческой фантазии ребенка. Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что не только наводят их на источник замыслов в окружающей действительности, но и показывают в ней то интересное, чего раньше они не замечали.

Воображение связано с жизнью еще одной наиважнейшей связью - эмоциональной. Она проявляется двояким образом. Всякое

чувство всегда стремится воплотиться в определенные образы. Эмоции как бы подбирают соответствующие им события, впечатления, мысли. Так, впечатления, которые в жизни ребенка никак не были связаны друг с другом, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства. Связавшись между собой настроением ребенка, разные наблюдения вызывают в воображении образы, которых в действительности он никогда не видел.



Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение — очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения - фантазия , и она есть качество величайшей . Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда . Прежде чем сделать какую либо вещь , человек представляет , как он будет её делать , как будет выглядеть вещь . Это представление последующих действий и того , что будет достигнуто в результате последующих действий , составляет одну из характерных особенностей труда , отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного . Воображение - это некоторый отход от действительности. Человек воображает то , чего он еще не видел , что еще не существует , чего нет в действительности , но источник воображения в объективной реальности , во внешнем мире.

Воображение одна из форм отражения действительности . Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того , что имеется в действительности , опирается не неё. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на уроках ИЗО в школе.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные): по месту учебы (школьные - уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные - домашняя

используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Эта идея ведет свое начало с древнейших времен (Квинтилиан) и не утратила своего значения до наших дней.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), на развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), на разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В настоящее время исследуются такие составляющие ценностной теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания, наиболее важными частями которых представляются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива, идентификация и обособление в коллективе, единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции, тенденции развития коллектива как субъекта воспитания. Работами Л.И. Новиковой и Н. Л. Селивановой доказано, что в основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных Условиях, через средства массовой информации, чтение книг. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), а членами других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что должен быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник осознает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться среди сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф. Козлова, исследовавшего творчество А.С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой дельности детей. При ее организации в условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях и в кооперативных коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства сопереживания, сочувствия, совместное ощущение эмоционально-нравственной атмосферы.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего - это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной сущности личности и проявления, ее индивидуальности.

23 .Дидактические проблемы урока искусства в школе.

Отрасль научного знания, кот. изучает и исследует проблемы образования и обучения - дидактика Т. е. это теория образования и обучения. В ней дается научное обоснование содержания образования. Как учить, чему учить, кого учить, для чего учить, где учить. Предмет дидактики- система отношений: учитель- ученик, ученик- учебный материал ,ученик- другие ученики.

Урок-форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения .В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели.

Дидактика стоит перед дилеммой -либо дать систематическое ,общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения- и потерять индивидуальность, психологическое своеобразие и развитие личности, либо дать свободную инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей. Используя обучение через давление, - и потерять систематичность в знании учеников. Снизить уровень образования в школе.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Программа по методике преподавания изобразительного искусства (лекцион­ные и семинарские занятия), темы курсовых работ, тест по данной дисциплине и список рекомендуемой литературы
316.85kb.
Программа по изобразительному искусству «развитие познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения»
190.33kb.
«Пейзаж изобразительного искусства»
81.95kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Педагогический потенциал народного орнаментального искусства
138.71kb.
Каликина Ольга Антоновна учитель изобразительного искусства высшей категории Барнаул 2013 5 класс пояснительная записка рабочая программа
670.61kb.
Методические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
53.44kb.
О проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году
393.18kb.
Лекции для разных категорий слушателей. Место и функции занимательной психологии в работе
16.55kb.
Экзаменационные вопросы по изобразительному искусству
27.78kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
38.98kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
148.16kb.