Главная стр 1 ... стр 5стр 6стр 7стр 8
скачать

20

21

самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе. Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей, рефлексирующей личности. Сравним тенденции традиционного образования и требования современного образования. Данная схема поможет Вам проанализировать действующие программы и концепции, соотнести их с современным содержанием образования.

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин B.C.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методики рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа "Изобразительное искусство" в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин B.C., Шорохов ЕВ., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов СП., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Основные задачи действующей программы:


  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по
    представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения,
    пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

"Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе" (Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. B.C. Кузин, ИВ. Корнута- 3-е изд., перераб- М: Дрофа, 2001 - с.14-15).

"Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" (Там же, с. 17).

"Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. ... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д." (Там же, с. 18-19).

Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека" (Там же, с.20).

Аппликация." В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ" (Там же, с.20).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. ... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства" (Там же, с.21).

Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Программа "Рисунок" для 1-11 классов. Авторы - Кузин B.C., Нерсисян Л.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова НС, Близнюк Е.А. Программа "Живопись" для 1-11 классов. Авторы - Кузин B.C., Игнатьев С.Е., Ломов СП., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю. Программа "Основы живописи" для 5-9 классов. Авторы - Кузин B.C., Нерсисян Л.С, Ломов СП., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А. Программа "Основы дизайна" для 5-9 классов. Авторы - Кузин B.C., Близнюк АС, Сидоренко В.В. 24. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и внекласной работе с учащимися общеобразовательной школы.

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке,

изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в

формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными,

обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории,

навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству,

решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и

навыки практической деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки

литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию

музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы

искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и

творческого самовыражения.

Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей» (28; 146).

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр. Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия». Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. На этом этапе Д.Б. Лихачев предлагает ислользовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом произведения, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания .1? педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе слушания музыкального произведения, с переживаниями, психическими состояниями, рождающимися в жизненных ситуациях.На уроках изобразительного искусства и музыки в качестве дополнительного задания Д.Б. Лихачев советует использовать словесное описание сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности.

На уроках литературы и музыки такими дополнительными заданиями могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Наконец, на уроках литературы и изобразительного искусства могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

Если учащиеся владеют исполнительскими навыками, они могут получить задание импровизировать на ту или иную тему. Все это в комплексе решает важнейшую педагогическую задачу: "осуществление в единстве глубокого и всестороннего усвоения детьми идеи и художественных образов произведения, получение учителем обратной информации о глубине усвоения учащимися материала, развитие интеллектуальных и художественных способностей детей"

25. Система общего и профессионального образования в России: стратегия развития.

Система образования-это совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих

их образовательных учереждений.системы органов управления образованием.

В законе Российской Федерации "Об Образовании" содержатся основные принциы и положения, на основе которых будет строиться

стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

К ним относятся:

-гуманистически характер образования,



  • приоритет общечеловеческих ценостей,

  • свободное развитие личности,

  • общедоступнось образования,

  • бесплатность общего образования,

  • всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, кульурного и образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием, светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учереждениях, получение образования на родном языке, связь образования с национальными и региональными культурами и традициями, рееметвенность образовательных программ, вариативность образования, разграничение компетенций субьектов системы. Центральным звеном системы образования РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательноые школы, школы с углубленным изучением одельны предметов, гимназии, лицеи,вечерние школыобщеобразовательные учкреждения

22

интернатного типа, спецшколы для детей с отклонениями, внешкольные образовательные учереждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного,

нравственого, эмоционального и физического развития личности, выработка научного мировоззрения, освоение уч-ся системы знаний о

природе, обществе, человеке, его труде и приемов саостоятельной деятельности.

Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом ротиворечий, которые в

значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные

отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях. образовательных и деятельностных потребностях человека.

В соответствии с Законом "Об образовании" новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и

среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование.

Начальное профессионаьлное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям

обществено полезной деятельности, как правило на базе основного общего образования(основной школы), оно может быть получено в

профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного

хозяйства на базе основног общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Прдполагается,что

среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях

высшего профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия

материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно

разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства. Прежде всего "закон об образовании" требует

установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы

обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования

представляет собой ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего

образоавания.

Современные стратегии образования.

Стратегия представляв собой комплексные тенденции развития, направленные на то, чтобы обеспечить осуществление наиболее

глобальных целей образования.

Для мирового образования характерны весьма важные тенденции,проявляющиеся и в российском образовании.

Первая - это переход от элитарного образования к высококачественному образованию для всех, обеспечение доступности образования

Вторая - углубление межгосударственного сотрудничества в области образования.

Третья - предполагает существенное увеличение в образованиии гуманитарной составляющей в целом, введение новых

человекоориентированных научных и учебных дисциплин.

Четвертая - связана с распространением нововведений пр сохранениии сложившихся национальных традиций.

Однако наиболее глобальной целью образования, объединяющей различные тенденции развития, стратегии, нововведения.планы.

является направленность на обеспечение разностороннего развития личности,ее потенциала, ее возможностей,т в связи с этим

происходят изменения в моделях образования.

Если традиционная модель образования ориентирована на накопление суммы знаний, то в развивающих моделях конкретные знания

являются в первую очередь средством формирования системы мировоззрения и миропонимания и реализации интелектуального

потенциала человека.

В рамках традиционной модели ыакоплене конкретных знаний является целью обучения. В современных моделях конкретные знания

являются прежде всего средством достижения главной цели - развитие интелектуальных возможностей человека, развитие личности

как таковой. Ни в коей мере не отрицая необходимости и полезности конкретных знаний, необходимо подчеркнуть, что процесс их

получения должен быть построен так, чтобы при этом целенапправленно развивались и совершенствовались интелектуальные

возможности человека, его способности, профессионализм, личностные качества.

Безусловно, традиционная модель образования еще сохраняет свою силу во многих учебных заведениях,но при этом , к сожалению,

механические знания в большом обьеме тормозят интелектуальное развитие человека. Знания становятся догмой, непригодной для

практического использования, человек - возможным объектом для манипуляции со стороны *более сведующих".

К сожалению, используемые в нашей стране модели образования, и в дошкольном, ив школьном, и в вузовском обучении, в целом

ближе к традиционным, чем к развивающиим. И перенос ценра тяжести с первых на вторые - насущная задача образования на всех

уровнях. Кроме всего прочего, это будет вкладом в оздоровлеие, развитие современного общества.

Итак, модель развивающего обучения предполагает организацию учебного процесса, в котором, наряду с передачей конкретных

знаний, уделяется должное внимание процессу интелектуального развития человека, который направлен на формирование его знаний в

виде хорошо организованной системы, на отработку конгитивных структур и операций в рамках этой системы, на развитие

личностного потенциала человека.



\
скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания изобразительного искусства
2184.67kb.
Программа по методике преподавания изобразительного искусства (лекцион­ные и семинарские занятия), темы курсовых работ, тест по данной дисциплине и список рекомендуемой литературы
316.85kb.
Программа по изобразительному искусству «развитие познавательных процессов младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами компьютерного обучения»
190.33kb.
«Пейзаж изобразительного искусства»
81.95kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Педагогический потенциал народного орнаментального искусства
138.71kb.
Каликина Ольга Антоновна учитель изобразительного искусства высшей категории Барнаул 2013 5 класс пояснительная записка рабочая программа
670.61kb.
Методические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
53.44kb.
О проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009-2010 учебном году
393.18kb.
Лекции для разных категорий слушателей. Место и функции занимательной психологии в работе
16.55kb.
Экзаменационные вопросы по изобразительному искусству
27.78kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
38.98kb.
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
148.16kb.