Главная | стр 1
Тема 11. Единый сельскохозяйственный налог 2010Содержание
3. Порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к иному режиму налогообложения
декларации. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога
7. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога Вопросы для повторения Библиографический список
1. Общие условия применения единого сельскохозяйственного налогаЕдиный сельскохозяйственный налог был введен Федеральным законом от 29.12.2001 № 187-ФЗ с 1 января 2002 г. Однако этот вариант налогового законодательства по данному налогу не нашел практического применения и оказался нежизнеспособным. Федеральным законом от 11.11.2003 № 147-ФЗ изменена редакция главы 26.1 НК РФ, принята взамен прежнего варианта и введена с 1 января 2004 г. Единый сельскохозяйственный налог представляет собой специальный налоговый режим, более льготный и более упрощенный. Он имеет федеральный статус и действует в России по единым правилам, изложенным в главе 26.1 НК РФ в ред. Федеральных законов от 13.03.2006 №39-ФЗ, от 17.02.2007 №85-ФЗ, от 24.09.2009 №213-ФЗ. Переход на этот льготный режим налогообложения осуществляется добровольно. Он предполагает значительное сокращение налоговой нагрузки сельскохозяйственных товаропроизводителей, к которым относятся организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые являются таковыми в соответствии Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Для организаций единый сельскохозяйственный налог заменяет собой следующие налоги:
Для индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, единый сельскохозяйственный налог заменяет следующие налоги:
Другие налоги уплачиваются в соответствии с иными режимами налогообложения. Плательщики единого сельскохозяйственного налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов. 2. Плательщики налогаПлательщиками налога признаются сельскохозяйственные товаропроизводители, то есть организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализуют эту продукцию (в том числе на арендованных основных средствах). Главное условие состоит в том, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%. Эта же норма относится к сельскохозяйственным потребительским кооперативам, которые признаются таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года №№193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». К сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации. Если в последующем осуществляется промышленная переработка продукции первичной переработки, произведенной из собственного сельскохозяйственного сырья, то доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации произведенной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного сельскохозяйственного сырья. Пример 1. Общая выручка организации от реализации товаров, работ, услуг составила за год 50 млн. руб. Выручка включает следующие доходы:
В общей сумме выручки (50 млн. руб.) доля от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки составила: (10 млн. руб. + 20 млн. руб.)÷ 50 млн. руб. × 100% = 60% Однако нужно увеличить это значение, учитывая определенную долю выручки от реализации продукции промышленной переработки. Для этого необходимо рассчитать соотношение затрат. Допустим, что общая сумма расходов на производство продукции переработки составила 12 млн. руб., из нее расходы на производство собственного сельскохозяйственного сырья – 7 млн. руб., на его первичную переработку – 0,5 млн. руб. Таким образом, доля расходов на производство собственного сельскохозяйственного сырья и его первичную переработку в расходах на производство продукции промышленной переработки составила: (7 млн. руб. + 0,5) ÷ 12 млн. руб. = 0,625. Следовательно, такую же долю выручки от реализации продукции промышленной переработки нужно учесть в наших расчетах: 17 млн. руб. × 0,625 = 10,625 млн. руб. С учетом данной суммы общая доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции получится: (10 млн. руб. + 20 млн. руб. + 10,625 млн. руб.) ÷ ÷ 50 млн. руб. × 100% = 81,25%. Таким образом, доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки в общей сумме выручки превышает 70%. Значит, данное предприятие по итогам года имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и вправе уплачивать единый сельскохозяйственный налог. Не имеют право применять единый сельскохозяйственный налог:
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право совмещать единый сельскохозяйственный налог с другим специальным налоговым режимом в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Однако ограничение по доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельскохозяйственного сырья, определяется исходя из всех осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями видов деятельности. При этом плательщики ЕСХН не могут применять "вмененку" в отношении реализации собственной сельскохозяйственной продукции через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни. (п. 7 ст. 346.2). Пример 2. ОАО «Лето» выращивает и реализует зерно, а также выполняет сельскохозяйственные работы по заказам нескольких фермерских хозяйств. Предположим, что по итогам 2009г. доход от реализации зерна составил 750 000 руб., а от выполнения работ – 200 000 руб. Общая сумма расходов по этим двум видам деятельности – 800 000 руб. У ОАО «Лето» имеется столовая для питания собственных работников, подпадающая под уплату ЕНВД. Доход по столовой – 50 000 руб., а расход – 100 000 руб. По итогам налогового периода ОАО «Лето» должно проверить право на применение ЕСХН. Для этого необходимо разделить доходы от реализации зерна на общую сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг: 750 000 руб. ÷ (750 000 руб. + 200 000 руб. + 50 000 руб.) × 100% = 75%. 75% > 70%, поэтому условие на применение ЕСХН выполняется. При расчете налоговой базы по ЕСХН доходы и расходы по столовой не учитываются. В нашем примере сумма ЕСХН составит: (750 000 руб. + 200 000 руб. – 800 000 руб.) × 6% ÷ 100% = 9000 руб. 3. Порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к иному режиму налогообложенияПри желании перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные товаропроизводители подают в налоговый орган заявление в период с 20 октября до 20 декабря года, который предшествует году применения единого сельскохозяйственного налога. В заявлении необходимо указать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, в общей сумме дохода от реализации товаров, работ, услуг по итогам календарного года, предшествующего году подачи заявления в налоговый орган. Например, чтобы перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2010 г., необходимо подать заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря 2009 г. и указать в нем долю дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, за весь 2008 год. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели при желании могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе и платить единый сельскохозяйственный налог с даты указанной в свидетельстве о постановке на учет. Плательщики единого сельскохозяйственного налога не имеют права переходить на иной режим налогообложения до окончания налогового периода, то есть календарного года. Однако, если по результатам налогового периода доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг по всем видам деятельности составит менее 70%, то налогоплательщик теряет право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. При этом налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговых обязательств в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором было допущено нарушение установленного ограничения, по всем налогам, от которых он был освобожден в связи с применением ЕСХН. За несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей налогоплательщик уплачивает пени.. Налогоплательщик, потерявший право на применение ЕСХН должен сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики, желающие перейти с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, могут уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения. Снова же перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога можно не ранее чем через один год после того, как плательщики потеряли право на уплату единого сельскохозяйственного налога. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат. Если при переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то суммы НДС, предъявленные им по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, вычету не подлежат. 4. Объект налогообложения. Порядок определения и признания доходов и расходовОбъектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы с точки зрения налогообложения подразделяются на две группы:
К вне реализационным доходам относятся следующие суммы:
При определении доходов организации не учитывают доходы, которые предусмотрены ст. 251 НК РФ, и доходы в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, кроме доходов, облагаемым по ставкам 35% и 9%. Глава 26.1 определяет перечень расходов, на которые могут быть уменьшены доходы при определении налоговой базы. Полученные доходы уменьшаются на следующие расходы:
Многие из перечисленных расходов определяются по правилам гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В частности, при формировании расходов и их расчете, указанных в пунктах 5, 6, 8 и 10-22, 27 и 31 необходимо руководствоваться статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ. В целях налогообложения все выше перечисленные расходы признаются таковыми, если они обоснованы и документально подтверждены. Обоснованными признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Необходимо обратить особое внимание на порядок отнесения к расходам стоимости на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств и приобретение нематериальных активов и их создание самим налогоплательщиком. Стоимость основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения единого сельскохозяйственного налога, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, и техническое перевооружение основных средств включаются в расходы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. Стоимость приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) в период применения ЕСХН нематериальных активов включается в расходы с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет. Если основные средства и нематериальные активы приобретены (сооружены, изготовлены) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, то их стоимость на момент перехода на указанную систему налогообложения включается в расходы в следующем порядке:
При этом расходы принимаются равными долями в течение налогового периода и отражаются в последний день отчетного либо налогового периода. Расходы на приобретение (изготовление) нематериальных активов принимаются в аналогичном порядке. Если налогоплательщик перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога с момента постановки на учет в налоговых органах, то стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества. Если основные средства и нематериальные активы, приобретенные (сооруженные, изготовленные, созданные, а также достроенные, дооборудованные, реконструированные, модернизированные и технически перевооруженные) после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, реализуются до истечения трех лет с момента их приобретения (со сроком полезного использования до 15 лет) или до истечения 10 лет с момента их приобретения (со сроком полезного использования свыше 15 лет), то налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, который определяется самим налогоплательщиком, но не менее 7 лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды. Признание доходов и расходов определяется в следующем порядке:
При использовании в расчетах покупателем за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу;
Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиях договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах. Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета, с учетом положений гл. 26.1. НК РФ. Учет доходов и расходов индивидуальные предприниматели с целью определения налоговой базы по ЕСХН должны вести в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, форма и порядок, заполнения которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
5. Налоговый и отчетный периоды. Налоговая база. Налоговая ставкаНалоговым периодом признается календарный год, а отчетным – полугодие. Налоговая база рассчитывается как разница между доходами и расходами. Доходы и расходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ на дату получения доходов и дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, пересчитываются в денежную форму, исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых по правилам ст. 40 НК РФ. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях налогообложения признается превышение расходов над доходами. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщики имеют право перенести убыток , который получен в предыдущем налоговом периоде, на текущий налоговый период. Не перенесенный убыток может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. При этом необходимо хранить документы, которые подтверждают размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убыток, полученный в условиях применения иных режимов налогообложения, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не принимается к уменьшению налоговой базы. И наоборот, убыток, полученный при уплате единого сельскохозяйственного налога, также не принимается при переходе на иные режимы налогообложения. Налоговая ставка установлена в размере 6% от налоговой базы.
6. Порядок исчисления, уплаты налога и представления налоговой декларации. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налогаСумма единого сельскохозяйственного налога по результатам налогового периода определяется путем умножения налоговой базы, исчисленной нарастающим итогом с начала года, на установленную ставку. По результатам полугодия плательщик налога уплачивает авансовый платеж, который определяется исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по результатам года. По результатам года организации и индивидуальные предприниматели уплачивают налог не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, авансовый платеж по результатам полугодия – не позднее 25 числа месяца, следующего за полугодием (не позднее 25 июля). Налоговую декларацию по итогам налогового периода организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом: организации – по месту своего нахождения, индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства. Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета федерального казначейства с последующим распределением в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 7. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налогаСельскохозяйственные товаропроизводители (организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, не перешедшие на единый сельскохозяйственный налог, уплачивают все налоги, установленные общим режимом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, в том числе налог на прибыль организаций, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства – налог на доходы физических лиц. Федеральный закон от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ предусматривает льготные ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог. До 2005 г. включительно они вообще были освобождены от этого налога, а в течение нескольких следующих лет должны были платить его по пониженным ставкам. Закон № 39-ФЗ от 13.03.2006 г. продлил действие этих льгот. Ставки по налогу на прибыль установлены в следующем размере:
Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2013-2015 годах, зачисляется: в размере 3 процентов налоговой ставки – в федеральный бюджет; в размере 15 процентов налоговой ставки – в бюджеты субъектов РФ. Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, устанавливается законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ предусмотренная налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ (ФЗ от 06.08.2001 №110-ФЗ (ред. 22.07.2008)). Вопросы для повторения
10. Какими налогами будут облагаться сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога? Библиографический список
2. Федеральный закон России от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Смотрите также: Вопросы для повторения
316.63kb.
Вопросы для повторения по курсу «Политические технологии»
29.51kb.
Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся Хансеверова С. В. учитель математики моу сош №8 г. Рузаевка р м
237.34kb.
Вопросы для повторения по курсу асфд
34.62kb.
Вопросы для повторения
268.27kb.
Самостоятельная работа вопросы для повторения тем
164.24kb.
Вопросы для повторения по курсу «схемотехника аналоговых электронных устройств»
17.1kb.
Общая педагогика. Педагогические технологии Вопросы для повторения
27.67kb.
Семинар № Основы правового статуса муниципального служащего Вопросы для повторения
16.42kb.
Тематика самостоятельной работы вопросы для повторения тем
73.66kb.
№591-602 Вопросы для повторения к главе 7 (стр. 160)
95.01kb.
Вопросы для повторения по курсу Зарубежной истории. XX век (9 класс) 26.39kb.
|