Главная стр 1
скачать
Вопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание принципов, норм и одновременно постоянное сознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путём педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника.

2.Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которого – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Её сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляются художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования – обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально для всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, её подготовки к духовной жизни и труду;

Принцип комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребёнка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счёт раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта;

Принцип единства художественного и общего психического развития детей. Художественно – эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления;

Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей;

Принцип эстетики всей детской жизни – требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость;

Принцип учёта возрастных психолого-педагогических особенностей детей, на основе которого строится вся система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
3.Физическое воспитание – воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития.

В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чёткость в работе, привычка к порядку и т.д. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация самих учащихся и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного коллектива.



К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту; систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом; соблюдение норм личной гигиены; выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни; следование требованиям здорового образа жизни.
скачать


Смотрите также:
Вопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
39.61kb.
Программа развития моу танцырейской сош на 2011 2015 г. Борисоглебск 2011 Паспорт программы
785.67kb.
Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в
29.03kb.
Нравственное и эстетическое воспитание
93.91kb.
Физическое воспитание
133.35kb.
Методические темы учителей на 2013-2014 учебный год
43.24kb.
Программа состоит из следующих разделов: кулинария
127.38kb.
Эстетическое воспитание учащихся
58.5kb.
«Нравственное воспитание школьников на основе национальных обычаев и традиций»
34.89kb.
Нравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении немецкому языку
60.11kb.
Физическое воспитание с раннего возраста
44.68kb.
Образовательная программа школы №25 это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума
1065.47kb.