Главная стр 1
скачать

Вперед - в БУДУЩЕЕ! ___________________________________________________________________________

Основной закон психологии.

Время, в котором мы живем, имеет одну особенность - как никогда ранее в истории человечества огромное количество людей хотят разобраться в себе, сделать свою жизнь бесконфликтной, спокойно и радостной. Мы изучаем себя, свою психику, свои побуждения и эмоции.

Именно поэтому можно сказать, что мы живем в век Психологии. Мы хотим знать о психологии все, все ее мельчайшие законы и нюансы.

И это парадоксально, потому что самый главный, самый основной закон психологии, вокруг которого и построено все здание современной психологической науки, всем нам открыт, он на виду... Но мы его не замечаем, не осознаем и не используем...

Мы смотрим под ноги и ищем лужу, странным образом не замечая величественных просторов моря в шаге от нас...

Основной закон психологии каждому из нас отлично известен - мы его изучали в школе в 7-ом классе на уроках биологии - поэтому воспринимается он нами как нечто банальное и малозначимое. Мы знаем основное положение этого закона, но даже не представляем себе его глубину и фундаментальную важность.

Между тем на базе этого основного закона психологии образовался ряд признанных научных школ (бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология, нейропсихология и др.), объясняющих поведение человека и животных. Политики, тренеры, психологи, дрессировщики всех стран давно используют этот основной закон психологии в своей деятельности.

Но мы в своей повседневной жизни его не используем, поэтому ругаемся с окружающими, кричим на детей, грубим близким, беспрестанно портим себе и другим нервы и настроение укорами, требования, претензиями, спорами и ссорами.

Мы изо всех сил стараемся пробить головой стену вместо того, чтобы повернуть ручку и открыть дверь.

Основной закон психологии был открыт в России примерно 100 лет назад Нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. Школьники этот закон запоминают примерно в такой формулировке: "слюнотечение у собак по звонку".

И.П.Павлов, изучавший пищеварение у животных, заметил, что у собак начинается слюноотделение не только на еду, но даже на звук шагов человека, приносящего миску. Причем собака в этот момент еще не видит пищу и не чувствует ее запаха, а слюна тем не менее у нее выделяется.

Обратив пристальное внимание на этот странный факт собачьей физиологии, Павлов и открыл механизм образования условных рефлексов.

И.П.Павлов начал экспериментировать с различными сигналами.

Он звонил в звонок и сразу после этого давал собаке пищу. Вскоре слюна начинала вырабатываться уже только на звук звонка. Ранее нейтральный стимул - звук звонка - стал вызывать у собаки непроизвольную физиологическую реакцию (условный рефлекс) - слюноотделение.

Павлов усложнил опыт. Теперь он включал лампочку, а после этого звонил в звонок (еду при этом уже не давал). Вскоре слюноотделение стало вырабатываться и на включение лампочки. Павлов это назвал "формированием условного рефлекса второго порядка", то есть выработка еще одно условного рефлекса на основе ранее выработанного рефлекса.

Таким образом оказалось, что условные рефлексы могут формироваться и косвенным путем.

Очень важной оказалась и последовательность предъявления стимулов.

Например, если собаку колоть иголкой, а затем давать ей мясо, то у собаки вырабатывался своего рода мазохистский характер - болезненный укол иглы постепенно начинал восприниматься, как желанный, и собака в итоге стала на него реагировать вилянием хвоста и радостью. (В некоторых опытах использовался постепенно нарастающий по силе электрический ток, вплоть до ожогов. Результат был тем же - собака не реагировала даже на ожоги).

Однако если изменить последовательность стимулов (т.е. сначала давать мясо, а затем колоть иголкой), то у собаки развивается отвращение к этому виду мяса.

Опыты Павлова были продолжены (и продолжаются до сих пор) его многочисленными последователями со всех континентов.

Американские исследователи (Gustafson, Garcia, 1974 г.) применили методику Павлова для того, чтобы отучить волков и койотов убивать домашний скот у фермеров. Они вылавливали волков и койотов и кормили их кусками баранины, содержащими рвотное вещество (хлорид лития). У хищников, съевших такое мясо, начиналась головокружение, тошнота и рвота.

После выздоровления голодных хищников помещали в загон  с овцами. Почувствовав запах овец, хищники начинали убегать от них! А потом, будучи выпущенными на волю, обучали этому и своих детенышей. В результате волки и койоты перестали нападать на стада фермеров.

Идут исследования и в другом перспективном направлении - на лабораторных крыс воздействуют сильным запахом камфоры, после чего делают инъекцию препарата, повышающего иммунитет. В результате опытов сформировалась условная реакция - запах камфоры стал приводить к повышению иммунитета уже без всякой инъекции.

Методику Павлова очень легко можно проверить и на самом себе, научиться управлять такими реакциями своего организма, которые не подлежат сознательному контролю.

Например, мы не можем сказать зрачкам своих глаз: "А теперь, пожалуйста, расширьтесь!". Этот процесс не контролируется сознательно - зрачки расширяются и сужаются только в зависимости от степени освещенности.

Но мы легко можем заставить свои зрачки расширяться в ответ, например, на негромкий хлопок ладоней.  В освещенной искусственным светом комнате хлопните в ладоши и сразу же выключите свет. В темноте зрачки расширятся. Подождите секунд 15 и включите свет.

Затем повторите все снова: хлопок, выключение света, 15 секунд в темноте, включение света. Через 20-30 попыток можете проверить свой новый условный рефлекс - зрачки будут расширяться уже только на хлопок ладоней, при включенном свете.

Примерно так же можно вызвать у себя отвращение к сигаретам.

Тело отвечает на резкий громкий шум реакцией страха. Поэтому можно проделать такую процедуру: взять в пальцы сигарету, одновременно включить секунд на 15 шум в радиоприемнике на полную громкость, после этого положить сигарету и выключить шум.

Шум субъективно оценивается, как очень неприятный внешний сигнал, поэтому если такую процедуру проделать раз 20-30 (можно и больше), то сигарета в руках начнет вызывать дискомфорт и неприятное чувство тревожности.

Вместо радио-шума можно использовать любой другой неприятный звуковой сигнал - трение стекла о стекло, пенопласта о пенопласт, запись громкого визга и т.п.

Методику Павлова можно использовать для лечение различных психологических заболеваний, например, новое направление исследований - респираторная психофизиология - позволяет приучить себя на уровне рефлексов к медленному и глубокому дыханию в ответ на стрессовое состояние и панику (Ley R., 1999). А так как паника и стресс несовместимы с таким дыханием, то этот способ становится очень эффективным средством для борьбы с тревожностью и паническими состояниями.

Джин Эйбл (США, университет Эмори) использовал методику Павлова для лечения гомосексуализма и других парафилий (ранее считалось, что эти сексуальные отклонения практически не подлежат лечению). Эффективность методики достигла 85%.

Однако методика Павлова применима не только к лечению заболеваний, но и к нашей повседневной жизни, к решению обычных вопросов, касающихся каждого: как приучить своего ребенка к спорту, как выработать в себе отвращение к перееданию, как без конфликтов устранять межличностные проблемы и непонимание.

В современной литературе методику формирования условных рефлексов принято называть "способом положительных и отрицательных подкреплений", или "методом кнута и пряника".

И.П.Павлов первым сделал вывод о том, что психика человека - это набор условных рефлексов, сформированных в течение жизни. Причем, что особо важно, большинство этих условных рефлексов сформированы "методом кнута" - нас наказывали, на нас кричали, унижали, оскорбляли и т.п.

В результате, реализуя в жизни эти рефлексы, мы по сути следуем своему страху, поддерживаем и взращиваем страх. Не удивительно, что количество психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных стрессами) достигает 70% от всех обращений в поликлиники.

Мы можем воспитывать наших детей так же, как и нас воспитывали - "методом кнута" и страха. Но в какой-то момент мы вдруг заметим, что дети перестают реагировать на окрики, а все наши слова и самые благие наставления вызывают лишь отторжение и неприязнь.

Но мы можем пойти другим путем и попробовать более трудный и непривычный, но гораздо более эффективный способ - "метод пряника", положительных подкреплений. Так мы сохраним и психику ребенку, и свои добрые с ним отношения на всю жизнь.

Впрочем, подробно рассказывать сейчас о методе "положительных подкреплений" я не буду - эта тема прекрасно освещена в великолепной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Вряд ли я раскрыл бы эту тему лучше.

Электронную версию книги можете скачать на нашем форуме - http://forum.faleev.com/index.php?showtopic=1098 . Там же можно обсудить эту книгу, поделиться своими наблюдениями и личным опытом.

Я очень рекомендую прочитать эту книгу каждому, кто стал или готовится стать родителем. Каждый пример в этой книге, каждый совет - это живая иллюстрация и пример того, как можно легко и элегантно применять открытие И.П.Павлова в нашей повседневной жизни. Приятного Вам чтения!

*******

Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".



Письмо: Алексей, здравствуйте.

Отчёт за 5-ую неделю:



Рост - 168 см.

Возраст - 49 лет.



Данные на начало курса

Данные прошлой недели

Текущие данные (Неделя №5)

Вес

97,4

82,8

81,5

Обхват талии

106

93

90

Обхват груди

119

109

105

Обхват бёдер

126

112

109

Обхват правой\левой руки

38/39

32/31

32/31

Обхват правой\левой ноги

66/63

57/56

57/56

Скажите, пожалуйста, а почему так талия плохо уменьшается? Хочется больше...  

Елена


Комментарий: Елена начала проходить курс 13 июня 2008 года. За прошедшие полгода Елена сбросила 16 кг лишнего веса, а талия Елены похудела на 16 см.

Это совпадение цифр не случайно. Обычно всегда по мере похудения обнаруживается эта закономерность - количество сброшенных килограммов становится равным количеству потерянных сантиметров в талии.

И то, что у Елены эти цифры совпадают, говорит как раз о нормальном протекании процесс похудения. Все идет именно так, как и должно идти. Елене беспокоиться не о чем. Пожелаем Елене дальнейших успехов!

У некоторых людей часто возникают нарушения этой пропорции - сначала начинает падать вес, а потом объемы, или даже наоборот (сначала объемы, в потом вес). Но и этого бояться не надо - по мере дальнейшего похудения эти цифры все-таки выравниваются, и количество потерянных килограммов будет равно количеству потерянных сантиметров в талии.


________________________________________________________________________________________________

Курсы «Похудение и Оздоровление» и «Набор веса»

www.idealgewicht.narod.ru



djuldin@yandex.ru

tel. +49 4261 971386



скачать


Смотрите также:
Вперед в будущее!
86.52kb.
Вперед в будущее!
68.19kb.
Теоретические аспекты
62.25kb.
О лозунге «Россия вперед!» в контексте лозунга «Земляне вперед!»
395.09kb.
Развитие творческого потенциала и творческого мышления у ребенка
46.19kb.
Перевод стрелок часов «похищает» светлое время суток
4364.91kb.
Физ минутки рекомендуется проводить на 17-20 минуте урока, в следующем порядке
249.49kb.
Лекция на родительском собрании Если ты думаешь на год вперед посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево
132.82kb.
Несколько слов о самомотивации Что заставляет вас двигаться вперед, достигать новых высот в бизнесе с
72.56kb.
Конкурс «Будущее Алтая»
119.55kb.
В этом мире будущее уже существует, и потому не удивительно, что его можно наблюдать сейчас
259.97kb.
«Будущее в наших руках» во 2классе
47.11kb.