Главная стр 1
скачать
КУЛЬТУРА


  1. Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все её результаты учёные обозначают понятием

  1. общество 2) культура 3) познание 4) наука




  1. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру.

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. В приведённом списке указаны черты сходства материальной и духовной культуры и отличия материальной культуры от духовной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. деятельность человека 3) создание ценностей

  2. вещественный результат 4) формирование идей, образов

Черты сходства

Черты отличия
















  1. Выберите в приведённом списке верные утверждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Культурой называют уровень воспитанности человека.

  2. Культура возникла только с появлением государства.

  3. Культура — определённый уровень развития общества.

  4. Культура сформировалась раньше общества.

  5. Культура представляет собой часть природной среды.

Ответ: ____________________
Прочтите текст и выполните задания 5.1-5.6
В первом приближении культуру можно определить так: культура — это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура — это искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своём искусственном, т.е. человеческом состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы — ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Ни и для древних, и для нас звёздное небо — продукт культуры. Оно осмысленно, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картинку звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой — наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания.



(По материалам энциклопедии для школьников)


    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте.

    3. В тексте культура характеризуется как «всё то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснения каждой из этой характеристик.

    4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

    5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей незначительна.

Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

    1. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.




  1. Верны ли следующие суждения о духовной жизни общества?

А. Духовная жизнь охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума.

Б. В процессе духовной жизни общество усваивает накопленные ценности и творчески создаёт новые.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Прочтите текст и выполните задания 7.1.-7.6.
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явление состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, отдельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей, культура вообще не существует.

(По материалам энциклопедии для школьников)


    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    2. На основе текста заполни пробелы в таблице.




Материальная культура

Духовная культура

Продукт (результат, форма)







Что воплощает










    1. Какой аспект общественной жизни, по мнению автора, наиболее всего выражает культура? Используя содержание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.

    2. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, приведите три примера духовного производства.

    3. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

    4. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этой позиции.




  1. Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется

1) творчеством 2) образованием 3) социализацией 4) религией


  1. Студент четвёртого курса педагогического университета Владимир преподаёт химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?

1) полное (среднее) образование 2) среднее профессиональной образование

3) высшее профессиональное образование 4) дополнительное образование




  1. Недавняя выпускница строительного университета Екатерина учится на компьютерных курсах. Екатерина получает образовательные услуги в учреждении

  1. полного (среднего) образования 3) высшего профессионального образования

  2. среднего профессионального образования 4) дополнительного образования




  1. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?

  1. основное общее образование 3) полное (среднее) общее образование

  2. среднее профессиональное образование 4) начальное профессиональное образование




  1. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одна из задач образования — приобщение человека к достижениям цивилизации.

Б. Образование — важное средство социализации человека.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 13 и 14.
В 1995 и 2010 г. в стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»
Результаты двух опросов представлены в таблице.


Мнение

% выбравших это мнение

1995 г.

2010 г.

Полное (среднее) образование

13

13

Среднее профессиональное образование

17

24

Высшее профессиональное образование

25

52

Успех в жизни вообще не зависит от образования

45

11



  1. Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

  1. Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличился в 2010 г. по сравнению с 1995 г.

  2. Популярность среднего профессионального образования возросла в 2010 г. по сравнению с 1995 г.

  3. Высшее профессиональное образование считают залогом в жизни большинство опрошенных в 1995 и 2010 г.

  4. Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 1995 г.

  5. Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.




  1. Результаты опросов, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

  1. За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

  2. За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

  3. Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.

  4. В стране Z необходимо провести реформу средней школы.

  5. На рынке труда выросло предложение труда специалистов с высшим образованием.




  1. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) создание художественных образов 1) искусство

Б) логичность и доказательность 2) наука

В) объяснение природных и общественных явлений

Г) эмоциональное воздействие на человека
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г
















  1. Какому понятию соответствует определение: «область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе, обществе и человеке»?

  1. образование 2) наука 3) искусство 4) религия




  1. Что является отличительным признаком науки?

  1. эмоциональное воздействие на человека 3) объяснение сущности явлений и событий

  2. отражение представлений о добре и зле 4) обращение к сверхестественным силам




  1. К наукам об обществе относится

  1. астрономия 2) физиология 3) экономика 4) география




  1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности учёных за последствия их деятельности.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Потребности развития общества влияют на выбор проблем, исследуемых наукой.

Б. Научные знания влияют на формирование мировоззрение человека.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. В приведённом списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. влияние на формирование мировоззрения человека

  2. допустимость художественного вымысла

  3. важность эмоциональной составляющей

  4. отражение природных и общественных явлений

Черты сходства

Черты отличия
















  1. В приведённом списке указаны черты сходства гуманитарных и естественных наук и отличия гуманитарных наук от естественных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. стремление к достоверной информации об окружающем мире

  2. сосредоточение на проблемах человека и общества

  3. выдвижение и обоснование гипотез

  4. исследование закономерностей развития живой и неживой природы

Черты сходства

Черты отличия
















  1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

  1. христианство 2) ислам 3) религия 4) буддизм




  1. Представление о существовании внешних сверхестественных сил, которые определённым образом влияют на жизнь человека, характеризуют

  1. мораль 2) религию 3) искусство 4) идеологию




  1. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

  1. буддизм 2) индуизм 3) шаманизм 4) конфуцианство




  1. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия влияет на отношение верующего к действительности.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.

Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. В приведённом списке указаны черты сходства религии и науки и отличия религии от науки. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

  1. обращение к сверхъестественным силам

  2. организация процесса обучения

  3. объяснение природных и общественных явлений

  4. воздействие на эмоции человека

Черты сходства

Черты отличия














Прочтите текст и выполните задание 29.1-29.6.
Так случилось, что о жизни людей в далёком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.

Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далёкие предки верили, что дождь и засуху, землятресение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их ещё называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги...

Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчиваются его смертью: смерть — переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.

Для того, чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства.

Можно верить в Бога (богов), можно не верить, - это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.

(По материалам энциклопедии для школьников)


    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    2. Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте?

    3. Как в различных областях жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две сферы и кратко поясните свой ответ.

    4. Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России.

    5. У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

    6. Согласны ли вы с приведённой в тексте оценкой значительной роли религии в сохранении культурных ценностей человечества? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.



  1. Нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом с позиции добра и зла находят отражение в

  1. деятельности 2) познании 3) морали 4) праве




  1. Способность человека самостоятельно вырабатывать свою линию поведения в соответствии с нормами морали называют

  1. нравственным сознанием 3) свободой совести

  2. этническим самосознанием 4) самообразованием




  1. Способность человека к моральному самоконтролю называют

  1. долгом 2) совестью 3) честью 4) достоинством




  1. Принцип: «Будь честным в любой ситуации», - относится к сфере

  1. права 2) морали 3) религии 4) познания




  1. «Относись к другим людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», - один из принципов

  1. искусства 2) науки 3) права 4) морали




  1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали действуют только в духовной сфере жизни общества.

Б. В требованиях морали выражено стремление людей к самосовершенствованию.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Согласно гуманистическому идеалу лишь благо государства может быть критерием справедливости общества.

Б. Гуманизм признаёт ценность человека как индивидуальности.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины.

Б. Патриотизм исключает критическое отношение к существующему политическому строю.



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны




  1. Верны ли следующие суждения о гражданственности?

А. Гражданственность предполагает определённую нравственную позицию человека.

Б. Гражданственность — синоним понятия «гражданство».



  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

скачать


Смотрите также:
Все виды преобразовательной деятельности человека, а также все её результаты учёные обозначают понятием
146.89kb.
Программа по формированию социальной активности и развитию лидерских качеств личности
161.77kb.
Все о современных слуховых аппаратах
171.53kb.
Воспитатель: Исыпова З. А
62.79kb.
Программа внеурочной деятельности учащихся школы. Сроки реализации 2011 2015 уч год
396.38kb.
Особенности атомной энергетики
76.32kb.
Кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России
70.08kb.
Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников
114.57kb.
-
579.74kb.
-
550.92kb.
Классный час в 4-м классе "Пусть сердце добрым будет"
86.53kb.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе
127.61kb.