Главная стр 1
скачать
Урок изобразительного искусства

Тема: Все народы воспевают материнство.

Цели: Формирование представлений о едином образе матери в искусстве разных народов.

Совершенствование навыков и умений в изображении человека.

Развитие навыка рисования по представлению.

Воспитание чувства уважения к матери, женщине..

Оборудование для учителя: ноутбук, проектор, экран, слайд шоу(«Владимирская Богоматерь- икона, Темпера, Рафаэль «Сикстинская мадонна», П. Пикассо «»Мать и дитя», Б Неменский «Тишина»

Для учеников: альбомы, пастель, простой карандаш, ластик.

План урока:


  • Орг. Момент – 1 минута

  • Сообщение темы урока- 2-3 минуты

  • Объяснение нового материала – 5-7 минут

  • Выполнение практической работы учащимися – 20 – 25 минут

  • Подведение итогов, выставка работ – 3- 4 минуты

  • Уборка рабочего места – 2 минуты

Ход урока:

  1. Организация начала урока

(дети стоят в кругу, держатся за руки и произносят слова).

Здравствуйте! Слово, какое чудесное.

Доброе, светлое , чуточку нежное.

Здравствуйте! Скажем мы новому дню,

Здоровья желаем всем и всему!


  1. Сообщение темы урока.

(работа в группах)

- Я предлагаю вам поработать в группах. Попробуйте собрать и объяснить смысл пословицы.



Нет милее дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка конца не знает.

При солнышке светло, при матери добро.

Матушкин гнев, что весенний снег, и много его выпадает, да быстро тает.

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

Разговор у нас пойдёт на тему «Материнство в искусстве» В искусстве есть темы высокие и вечные. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание.


  1. Работа над темой.

(работа со словарём Ожегова)


- Ребята, а какой смысл заложен с слово «МАТЕРИНСТВО»

(чтение толкования по словарю)


(чтение учеником стихотворения Расула Гамзатова «Мама»)
Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…


Слово это- зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это - искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.


Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАТЬ!

- Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости.

Тема «Материнства» отражена не только в литературе, но и в музыке , и в изобразительном искусстве.
Работа над образом матери в иконах и картинах.

(демонстрация иконы Владимирской Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»)

- Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Не случайно её понимание стало выливаться во всеобъемлющий образ БОГОМАТЕРИ.

Перед вами два великих образа материнства. Один из древних и самых прекрасных образов – Владимирская Богоматерь

- Какие общие качества, свойственные всем матерям вы увидели в образе матери Христа?

(Нежность, ласковость, умиление или восхищение младенцем. Богоматерь как бы чем- то озабочена, даже скорбит, Мария предвидит страдания сына в его земном пути, но лицо её прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.


Рафаэль «Сикстинская мадонна»

-Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем.

Поделитесь своими впечатлениями об этом образе матери.

Прекрасная женщина, в образе видишь таинственное соединение: спокойствия, чистоты, величия. Царственно несёт она к нам своего младенца. Она исполнена любви, кротости и тревоги. Младенец – это Христос, Мать предчувствует его тяжёлый путь.


( показ иконы «Казанская Богоматерь» вышита бисером нашей землячкой из города Александрова Блиновой Зинаидой Григорьевной.)

Казанская икона Божией Матери – чудотворная икона богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской православной церкви.

Каждая мать так же несёт своего ребёнка людям, к радостям и трудностям жизни.
П. Пикассо «Мать и дитя»

- Рассмотрите образ матери П, Пикассо, что вы почувствовали?

(заботу, нежность тревогу, единство матери и ребёнка, как нежно она укутала его в свой платок и прижала к своей щеке)
И в наши дни художники разных народов создают об этом много произведений. Рассмотрите картины Б. Неменскогго «Тишина» и Е. Сидоркина «Колыбельная» рука матери нежно охраняет малыша, как нуждается эта тишина в защите. А на рисунке казахского художника мать и дитя словно единая скульптура – их не разлучить.

4. Выполнение самостоятельной работы.

Задание : изобразить мать и дитя , их единство ласку, отношение друг к другу.
Пропорции лица.


  • Голова имеет овальную форму, расширяющуюся к верху и сужающуюся к подбородку.

  • Для изображения лица голова делится на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от конца носа до конца подбородка.

  • Длина глаза равна одной четверти ширины лица, расстояние между глазами – одна четверть, от глаза до овала лица – половина четверти.

  • Ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами.

  • Для определения места нахождения губ расстояние от носа до подбородка делится на три части: одна от носа до разреза губ, две от разреза губ до конца подбородка. Рот несколько шире крыльев носа.

  • Уши расположены в среднем отрезке- от надбровных дуг до кончика носа..

  • У ребёнка голова более крупная, глаза также представляются большими, а рот и нос, подбородок- напротив, маленькими и расположены ближе к друг другу.

- Обратите внимание, что на лице будет светлым? ( блики должны быть отражены слева, то есть на той стороне, где падает свет)

- В каких местах тёмные части лица? (в глазных впадинах, под носом, под нижней губой)


- А теперь вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье и постарайтесь нарисовать портрет своей мамы. Постарайтесь с любовью предать образ и характер мамы в рисунке.


  1. Подведение итогов.

Выставка работ, награждение за работу солнышком.

Спасибо за урок!
скачать


Смотрите также:
Все народы воспевают материнство
46.41kb.
Вариан Часть А
68kb.
Этнопедагогические условия приобщения младших школьников к традиционной эвенкийской культуре
153.09kb.
История России (XIX – XXI вв)
590.41kb.
Материки, океаны, народы и страны 7 класс
1643.9kb.
11 класс (11-летка) чог (Углубленный) Тема 10. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции
149.34kb.
Кратко об истории горы Кармель
45.66kb.
Направления антропологи′ческая школа
668.38kb.
I. Периодизация первобытности глава II
51.67kb.
В литературе любой страны доминирующим образом является Родина. Ее воспевают и прославляют, защищают и превозносят
36.58kb.
Планета с семью масками
175.96kb.
Физические явления в стихах русских поэтов
77.61kb.