Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ

РУССКИЙ язык

2011

«И нтеллект-Центр» 2011

УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2.Рус-922 Г 72

Авторы-соста в и тел и: И.П. Цыбулько, В.Н. Александров. Л.И. Пучкова, Т.В. Соловьёва

Государственная нтоювая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011 / ФИПИ. М.: «Интеллект- Центр», 2011.-224 с.

Данное пособие предназначено для широкого круга читателей (учителей, учащихся и их родителей), интересующихся подготов­кой к государственной итоговой аттестации в 9 классе в новой форме. Структура книги повторяет логику самого экзамена: под­готовка к написанию сжатого изложения, анализ текста, с опорой на знания по основным разделам школьного курса, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Учителю пособие поможет разработать стратегию подготовки учащихся к экзамену. Ученику в пособии предлагаются задания, которые помогут ему оценить уровень своей подготовки на про­тяжении всего учебного года.

Все задания книги содержат комментарии и эталоны ответов.

Генеральный директор издательства «Интеллект-Центр»: МБ. Миндюк-

Редактор Д.П. Локтионов Технический редактор B.C. Торгашова Художест венный редактор Е.Ю. Воробьева

Подписано в печать 06.08.2010. Формат 60x84/16.

Печать офсетная Уел печ. 14,0. Тираж 50 000 экз. Заказ 5039

Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат» Сайт: www.chpk.ru E-mail:marketing@chpk.ru факс 8(496) 726-54-10. тел. 8(495) 988-63-87

ISBN 978-5-89790-716-8 © ФИПИ. 2011

о «Интеллект-Центр», 2011 & Художественное оформление «Интеллект-Центр», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

О новой форме государственной (итоговой) аттестации


Подумайте, каков главный смысл этого рассказа? Показать,

что Суворов, несмотря на страшный холод, не покинул пост? Изобразить нравы царского двора, где государственные люди проводят время в нелепых маскарадах? Показать нравственные достоинства русского человека? - От того, какой ответ мы дадим на этот вопрос, зависит отбор материала для сжатого изложения.

Важное значение для правильного понимания смысла рассказа имеет финальная часть текста: в ней фиксируется конечная точка развития авторской мысли. Допустим, текст кончается так: «Ца­рица и две ее «старухи» пошли своей дорогой. Маленький капрал печально покачал головой, раздумывая о том, что нелегкой будет судьба отечества, где государственные люди, словно малые дети, предаются веселым забавам».

Как изменилось бы содержание текста? В какой точке остано­вил бы наше внимание автор? К какому итоговому выводу он бы привел читателя?

Посмотрите на финальную часть этого рассказа: Суворов не польстился на деньги, а царица удовлетворенно заметила озада­ченному французу, что не все в России покупается. Видимо, именно эта мысль становится главной в тексте. Следовательно, в сжатом пересказе необходимо передать именно это содержание.

2. Выберите название для своего изложения.

а) Потехи царского двора;

б) Судьба русского солдата;

в) Неподкупный капрал;

г) Великий канцлер

II. Напишите сжатое изложение.

Суворову однажды пришлось

ъасазСВегтео К^рсЫъб&и. 'Шя&е&фы Вдруг он увидел '^имАЯ^&пЦ;наряжена офицером. А за ней, (что делая?) Смюлгмъ. шли Crmg/tyZit

Суворов вытянулся и Qe^uQuL M^uiJ^n. (что



сделаю?) указала (кому?) ubi&yiyxik^ на (кого?)

. Суворов в одной из них узнал и&ёь^-Ь-й^Ажл^а в дру­гой - /Ющу^уа • Сегодня во дворце была объявлена любимая игра царицы - «и Ь/2м<(ЬМ-



(Кто?) 1 иодощел к (на каком языке?)

- В" России все можно : tOO^t^p. а

этого солдата

- Мы сейчас это К.- и по­

просила у (кого?) dl/LtUteA._ взаймы, vl"

Јhr*. -

Елизавета Петровна ^ШЛСО^^ Ce/^&Qjk^z&i^L и сказала;


  • tiQutyii Видишь, , и в России есть *><р*гОу1у7иUeЈ

Упражнение № 6. Дворец Семи фонтанов

Работая над этим текстом, вы научитесь сжимать информацию в описательных и повествовательных фрагментах. Выявляя те смысловые части, которые нам кажутся избыточной детализаци­ей. мы должны контролировать логику и целостность сюжета и не допускать удаления тех частей, без которых становится непо­нятным смысл изображенных событий или утрачиваются очень важные в идейном отношении изобразительные или описатель­ные детали.

I. Прочитайте текст.

Древние арабы сочинили легенду о Дворце семи фонтанов. Будто бы в стороне от торговых путей находится чудесный дво­рец, где бьют семь фонтанов, и не вода журчит в этом дивном ис­точнике, а золотистое вино, слаще которого нет на свете. Пре­красная музыка наполняет сводчатые залы, темноокие гурии ус­лаждают своим чудным пением покой путника.


Караванщики, палимые солнцем, мучимые жаждой, видят плывущий над песками этот дворец, но, тяжело дыша, упрямо идут своей дорогой.

И вот будто бы какой-то юноша не вынес тяжести долгого пу­ти, зной выпил все его силы, и тогда перед глазами возник этот прекрасный дворец.



  • Давайте передохнем в прохладе этого чертога, давайте уто­лим жажду прекрасным вином! - предложил он своим товари­щам. Но те покачали головой.

  • Это дворец Семи фонтанов. Туда можно войти, но из него нельзя выйти!

  • Странные люди! Да зачем же оттуда выходить, если там хо­рошо! - вскричал юноша и, не обращая внимания на предостере­гающие возгласы, пошел во дворец. Перед ним распахнулись двери, журчащий фонтан щедро напоил его сладостной влагой, и сон сморил усталого путника.

Но не был этот сон спокойным, виделось юноше, что мимо дворца бредут караваны, что бешеные ветры валят с ног людей, что песок с воем кружит в небе... А куда же я шел, кто ждал ме­ня, кого я оставил? Слышал он, как, узнав о смерти сына, без­утешно рыдала его мать, как померкли очи любимой девушки. Хотел юноша встать, чтобы выбежать наружу, но тело, окованное сном, не слушалось его. Так он и спит - одинокий узник беско­нечных снов, а мимо бредут караваны, и нелегкий путь ведет лю­дей через боль и мучения к счастью и мирному покою.

Да, жизнь тяжела, порой тяжела невыносимо, но вне жизни есть только смерть, поэтому человек, стиснув зубы, упрямо идет своей дорогой, пока бьется сердце.



(По А. Гончаренко) (2НО слов


)



Гсть (какой?Цро-

^йфтлаще которого ухл^л, В

, (кто?) Wjfa'CjA't услаждают
(чем?)AЈrLLпутников.

Караван..цЦки измуче(^,нн)ые (чем?) видят

■ «о a^g^i ^<акой(-то) л^^^(не>ынес ni&vb&hu-H решил Товарищи ему сказали, что

_, но гуиг^иФI^

Зт^уда /rtfZ^fifOrtA еслиУчХ* JLZquxlp т^и/



- ia«i

юноша и yyfru^&J- Cffcpfyj

Юноше виделось, буд(то) Куда я t>UЈ<Ј ,

кто CMfCUL Он слышал^ . Хотел юноша

, но тело его (не )слу ш ал ос ьГТак 'он и Cvuou^z. , а мимо люди через fc^c к

Жизнь (какова?) ууцОи^исчо вне жизни есть только

ей, что нужно выйти на балкон - поблагодарить. «Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бу­рей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. В благодарность я могла только кланяться. Потом они начали петь милые шведские песни. Я не знала, что делать. Потом сообразила - бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень... Дол­го-долго толпа не хотела расходиться... Растроганная до глубины уши, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так оча­ровала их?»

- Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы!

Я не забуду этого ответа... С этого дня мое искусство получи­ло для меня смысл и значение».

Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром надо быть бодрой, сон не шел.



(По В. Носовой)(263 слова)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятия исходного текста.

1) Кому посвящен текст В. Носовой?


  1. Какой момент в жизни выдающейся русской балерины описан?

  2. Какое событие изумило всю балетную труппу?

4) О каком событии, которое затмило даже королевский прием, рассказываегся в тексте? 5) Чем была вызвана такая реакция поклонников?

6) Какое значение в творческой биографии Павловой имел этот случай?

III. Отредактируем текст, устранив из нею ннформанню второстепенного значения.

(1 )Гастроли Павловой в Стокгольме были первым ее выходом на европейские сцены.



(В данном тексте предложение № 1 включает в себя ключе­вые слова текста: Павлова, гастроли, Стокгольм (Швеция, за­граница), поэтому оставляем его без изменения.)

    1. В Гельсингфорсе, Копенгагене. Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления открове­нием нового искусства.

(Подчеркнутую часть предложения можно заменить: Ино­странные газеты называли ...)

    1. Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар II. шведский король. (4)Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. (5)Конечно, оказанные почести были приятны балерине.

(В этой части текста говорится о высокой чести, оказанной шведским королём. Предложение № 4 можно без особого ущерба для смысла текста опустить, можно объединить предложения 3 и 4: ...Оскар, шведский король, который прислал за ней рос­кошную карету.)

(6)Но истинную радость испытала она после одного из пред­ставлений в стокгольмском театре. (7)До самого отеля за экипа­жем Павловой молча шла толпа зрителей. (8)Люди не аплодиро­вали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки.



      1. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле.

      2. Толпа так же молча стояла какое-то время под ее окнами. (Это очень важная смысловая часть в тексте: приглашение

короля было очень приятным для Павловой. НО... еще большую радость испытаю великая балерина, когда ощутила любовь про­стых людей. Перед нами новый этап развития мысли: автор текста нам расскажет о самом примечательном событии этих зарубежных гастролей. Начнем сокращать текст: предложения № 6 и 7 записываем полностью. Предложения № 8 и 9 опустим, сохраним предложение № 10.)

(11)Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала ей, что нужно выйти на балкон - поблагодарить.



        1. »Я вышла, - вспоминала много позже Павлова, - и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания.

        2. В благодарность я могла только кланяться. (14)Потом они на­чали петь милые шведские песни. (15)Я не знала, что делать. (16)Потом сообразила - бросилась в комнату, притащила корзи­ны, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень...

(В этой части есть фрагмент с прямой речью, которую мы заменим косвенной. Основные моменты: Павлова не знает, что делать. Горничная предлагает ей выйти на бачкон. Толпа встре­чает ее аплодисментами. Па&чова бросает поклонникам цветы.)

(17)Долго-долго толпа не хотела расходиться... (18)Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горнич­ной, спрашивая: «Чем я так очаровала их?»



          1. - Сударыня, - ответила она, - вы подарили им минуту сча­стья, дав на миг позабыть ежедневные заботы!

          2. Я не забуду этого ответа... (21 )С этого дня мое искусство получило для меня смысл и значение».

(22)Взволнованная, Анна долго не могла уснуть. (23)И хотя понимала, что завтра опять и репетиция, и спектакль, и утром на­до быть бодрой, сон не шел.

(Это финачьная часть текста, которая является итоговой точкой в развитии авторской мысли. Па&чова узнает от горнич­ной, что люди так горячо приветствуют ее за то, что она пода- рила им счастье. Обратите внимание на предложение №20- эти слова запачи в dyuiy на всю жизнь. Она поняла, какая высокая от­ветственность возложена на нее течи. Предложения № 22 и 23 можно опустить.)

IV. Напишите сжагый пересказ.



(оставьте место для названия.)

(Запишите первое предложение.)

Зарубежные газеты называ­

ли эти гастроли . Однажды

. Конечно, оказанные почести

были . Но (какую) радость

она испытала после . До самого отеля за

экипажем . Они

шли (как?) . Потом так же стояли под ее

. Павлова не знала,

, пока (кто?) не подсказала ей, что нужно

выйти , чтобы . Позже Павлова вспоми­нала, что . Балерина стала

бросать . Толпа долго . (В-1; Усталая,



растроганная, довольная собой, счастливая) спроси­ла горничную: « ?». Она ответила, что

Павлова . Балерина на всю жизнь



эти слова. С того дня ее искусство (в-J; получило, об­рело, нашло, наполнилось) .

V. Озаглавьте текст.

а) Подарок короля;

б) Так проходит земная слава;

в) «На радость мне и людям...»;

г) Обманчивый туман минутной славы

Упражнение № 8. Новый Вавилон

Это упражнение поможет Вам отработать несколько важных действий по сжатию текста. Во-первых, в исходном тексте могут оказаться изречения известных людей, цитаты из художествен­ных или научных произведений. Дословно передать их бывает довольно трудно (к тому же они могут оказаться весьма объём­ными!), поэтому приходится переводить их в косвенную речь, сохраняя смысл высказывания. Во-вторых, автор исходного тек­ста может аргументировать свою мысль несколькими примерами, каждый из которых играет важную роль (вспомните упражнение № 1). Нужно научиться «сжимать» эти примеры, сохраняя при этом их смысловую функцию - аргументировать мысль автора. В предлагаемом упражнении даегся материал для отработки таких действий.

I. Прочитайте текст.

(1)В 1836 г. русский критик Н. И. Надеждин писал: «У нас нет языка разговорного общего: у нас есть разговор мужика, разговор купца, разговор ученого, разговор военного, разговор степного помещика... (2)Одно и то же слово имеет совершенно разные, часто противоположные смыслы в этом вавилонском смешении разговоров...»

(З)Перед нами рассказ А. П. Чехова «Новая дача». (4)Г'ерои его - образованный барин, инженер Кучеров с женой и деревен­ские мужики. (5)Живя бок о бок, на общей земле, они не пони­мают не только действий друг другая, но и - языка. (6)То, что го­ворит Кучеров мужикам, понимается ими превратно, а иногда в противоположном смысле.

(7)Инженер спрашивает крестьян, зачем они пускают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. (8)Он говорит: «- Вы же за добро платите нам злом. (9)Вы не­справедливы, братцы. (Ю)Подумайте об этом. (11 )Убедительно прошу вас, подумайте. (12)Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою».



            1. Из всей его речи мужики уразумели только то, что они должны платить барину монетой.

            2. В другой раз, встретив крестьян, Кучеров, возмущенный бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его се­мье, говорит, что скоро начнет презирать мужиков. (15)Но кре­стьяне поняли, что барин хочет их призреть, то есть приютить, принять их под свою опеку, ведь глаголы презирать и призирать звучат одинаково.

(16)Как видим - полное непонимание. (17)Случайность? (18)Слишком забитые мужики или чересчур сложно выражаю- щнйся барин? (19)Ни то, ни другое. (20)Эта ситу ация красноре­чивое отражение разобщенности социальных слоев во всем, что касалось материальной и духовной жизни. (21)Замкнутость суще­ствования каждою из них порождали и специфические черты в их языке, определяли разное понимание одних и тех же слов.

(ПоЛ. П. Крысину) (257 слов)

II. Выполните задании, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятии исходного текста.



              1. Какое название отражает проблему этого текста?

а) Жители разных миров

б) Г1лоды просвещения

в) Любовь к родному языку

г) Долг платежом красен



              1. Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста.

                1. Крестьяне перепутали слова «презирать» и «призирать».

                2. Инженер просит крестьян «платить ему той же монетой».

                3. Каждое сословие живет в своем замкнутом мире.

                4. Надеждин пишет о том, что у нас нет общего языка.

              2. Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО? (предложение № 6)

а) просто

б) ложно


в)непостоянно

г) легко


              1. Какой вывод делает автор из приведенных примеров?

а) Все происшедшее - досадная случайность, которая вы­звана невнимательностью.

б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян.

в) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова.

г) Из-за социальной разобщенности нет взаимопонимания между людьми разных сословий.

III. Напишите сжатое изложение.

Обратим внимание на цитату в начале текста. В ней содержит­ся генеральный тезис, который будет раскрываться далее. Чтобы передать основной смысл этой цитаты, запишите её, используя косвенную речь.

Сделайте переход к рассказу А. Чехова.

Коротко передайте изображенную в нём ситуацию.

Выберите какой-то один случай, который показывает полное непонимание между людьми.

Сделайте вывод о том, что социальная разобщенность привела к тому, что люди одной страны перестали понимать друг друга.

Упражнение № 9. Странная надпись

Мы уже указывали на то, что абзацное членение определяется сменой микротем. План, учитывающий композиционную схему текста, может стать надежным ориентиром для выполнения сжа­того изложения. Эффективность правильно составленного плана мы сможем по достоинству оценить, выполняя сжатое изложение по следующему тексту.

I. Прочитайте текст.

Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами го­родок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших по­стов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».

Я и еще несколько офицеров стояли под этим столбом и креп­ко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится гам, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «ап­тека» - дело одно; надо немедленно послать туда бойцов, не счи­таясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли ос­таться, бинты, йод. Все это было нам очень нужно.

«И как только грамотный человек может этакое написать?»- ворчал майор. Кто-то предположил, что «грамотей» жил там, где «окают», вот и назвал он «аптеку» так, как говорят в их местах - «оптекой». Ему возразили: а может быть, наоборот, незадачли­вый «автор» вырос там, где «екают», поэтому он в слове «опти­ка» вместо «и» написал «е».

Спор наш тогда ничем не кончился. Но это и неважно.

Действительно, в нашей огромной стране много областей; в нашем языке немало различных диалектов, местных говоров.

Областей и говоров много, а русский язык один. И для того что­бы все русские люди могли свободно понимать речь друг друга, чтобы наши книги и газеты могли читаться с одинаковой легкостью и под Ленинградом, и в Горьком, и около Астрахани, - необходимо, чтобы всюду действовало одно и то же общерусское правописание, одна единая грамота и орфография. Иначе что бы сказали вы, если бы в собрании сочинений Пушкина прочли такие строчки:

Бахат ы славин Качюбей, Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы вам довольно затруднительно. И можно сказать твердо, что «писание по слуху», а не по правилам орфо­графии не облегчило бы ваш труд, а сделало бы изучение грамо­ты почти немыслимым: приходилось бы вместо одного русского правописания заучивать десятки областных - для каждого места в отдельности. Недаром же старинная белорусская пословица го­ворит: «Что сельцо, то и словцо»!

(По Л. Успенскому)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятия исходною текста.

1. Какое предложение должно стать логическим завершением этого текста?

а) Действительно, язык тесно связан с мышлением.

б) Так уж давайте лучше остановимся твердо на одной об­щей орфографии.

в) Так что мы не зря тратим в школе время на изучение правил пунктуации.

г) Значит, язык обладает удивительной способностью при­спосабливаться к жизни его носителей.


  1. С какой целью автор приводит цитату из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

а) показать красоту и звучность пушкинских строк

б) опровергнуть мнение о простоте и приглаженности пуш­кинских стихов

в) проиллюстрировать богатство русских диалектов

г) доказать, что несоблюдение правил правописания мешает пониманию текста



  1. Составьте план этого текста

1)

2)


)

    1. )

    2. )

    3. )

III. Напишите сжатое изложение но этому тексту Упражнение № 10. Михаил Зощенко

">го упражнение поможет вам глубже понять те законы, кото­рые действуют в тексте, придают ему единство, цельность и смы­словую законченность.

I. Прочитайте текст.

Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. I лаза у него были задумчивые, темно-карие, руки - маленькие, изящные. Он ходил легко и быстро, с военной выправкой - сказыва­лись годы в царской, потом в Красной Армии. Постоянную блед­ность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и мат ово-бледен.

Думаю, что он уже и тогда был высокого мнения о своем зна­чении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зо­щенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старин­ном рыцарском значении этого слова - впрочем, и в современ­ном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы первой мировой войны.

Он был полон уважения к людям и требовал такого же уваже­ния к себе.

Однажды после затянувшейся «серапионовской» субботы мы почему-то должны были спуститься не на Мойку, как обычно, а по черной лестнице во двор. Но что-то происходило на дворе - испуганные крики, ругательства, угрозы.

Мы стояли на лестнице, внизу неясно светился прямоугольник распахнутой двери. Скоро выяснилась причина суматохи: какой- то пьяный человек, без шапки, в распахнутой шинели, с обна­женной шашкой гонялся за всеми, кто выходил из дверей или по­являлся в воротах. Шашка посверкивала в слабом свете, выхо­дить было страшно, и, переговариваясь с возмущением, мы жда­ли. Впрочем, недолго. Зощенко, стоявший на первой ступеньке, появился на дворе и неторопливо направился прямо к буяну. Тот замахнулся с грубым ругательством, и мы только вскрикнули, ко­гда Зощенко не отклонился. Он стоял пряменький, подняв плечи. Шашка просвистела над его головой. Не знаю, что он сказал обе­зумевшему человеку, но тот, бессвязно бормоча, стал отступать. Так, с шашкой в руке, его и взяли подоспевшие милиционеры.



(Б. Каверин) (272 слова)

Наша задача - сжато изложить текст. Давайте выявим главное в его содержании. Текст посвящен знаменитому русскому писа­телю Михаилу Зощенко. Он создан его современником, членом литературного кружка «Серапионовы братья», который был об­разован в 1921 году, В. Кавериным, автором знаменитого романа «Два капитана». Каверин хорошо знал Зощенко, и в своем тексте он рассказывает о нем как о человеке, раскрывает какие-то наи­более яркие, наиболее драгоценные черты в его характере.

Как построен текст? Вначале автор дает описание внешности Зощенко. Затем он переходит к характеристике внутренних ка­честв писателя и выделяет наиболее примечательную черту в ха­рактере Зощенко.

Затем автор рассказывает достоверный случай, в котором и проявилась указанная черта.

Возможно, кому-то покажется «лишней» первая часть текста, где дается описание Зошенко. Однако обратите внимание: давая портретное описание, автор сообщает некоторые важные сведе­ния, связанные с нравственными качествами писателя: он воевал, едва не погиб в газовой атаке, и его посгоянная болезненная бледность напоминает о том. что он находился рядом со смертью. Возможно, отсюда и проистекает то нравственное качество, кото­рое отметил Каверин.

II. Сжато перескажите текст, отвечая на следующие вопросы.



      1. Каковы наиболее примечательные черты внешности Зощенко?

      2. Почему все окружающие так трепетно относились к тому, что Зощенко может обидеться?

      3. Какое качество в нравственном облике писателя выделяет В. Каверин?

      4. Что произошло однажды поздним вечером?

Упражнение № II. Евгений Онегин

Предлагаемое упражнение поможет оценить уровень вашей подготовленности к выполнению сжатого изложения.

I. Прочитайте текст, созданный выдающимся русским ис­ториком В. О. Ключевским (1841-1911).

Я родился не много лет спустя по смерти Пушкина. Но, пока я и мои сверстники, получившие одинаковое со мною воспитание, пока мы были юны. Пушкин не переставал быть нашим совре­менником. Мы не спрашивали, жив ли Пушкин. Мы знали, что он живет и будет жить, и это было для нас так же ясно и просто, как то, что небо синеет и будет синеть. Когда нам говорили, что он умер, что его давно нет, в этих словах нам чуялось что-то не­складное, похожее на неудачную риторическую фигуру. В те го­ды мы читали и перечитывали «Евгения Онегина». Теперь, после стольких лет и стольких житейских впечатлений, свеявших ошу- шение молодости, трудно припомнить и еще труднее рассказать, чем был для нас этот роман лет 30 назад. Одно можно сказать с уверенностью, что мы отнеслись к нему, как не относились со­временники Пушкина и как едва ли относится к нему молодое поколение, несколько лет назад теснившееся при открытии мос­ковского памятника Пушкину. При жизни Пушкина «Евгений Онегин» был предметом критики или удивления как крупная ли­тературная новость. Теперь он просто предмет изучения как ис­торико-литературный памятник. Для нас он не был ни тем, ни другим: мы не разбирали его, как разбирали тогда новые повести Тургенева, но мы и не комментировали его, как «Слово о полку Игореве» или «Недоросля». Он не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, пе­релом развития, как выход из школы или первая любовь.



(По В. О. Ключевскому) (237 слов)

II. Выполните задании, которые помо1ут проверить глуби­ну и точность восприятия исходного текста.



        1. О чем говорится в этом тексте?

а) об истории создания романа «Евгений Онегин»

б) об отношении автора и его современников к пушкинско­му произведению

в) об идейном богатстве пушкинского романа

г) о роли критики в истории русской литературы



        1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

а) Автор текста жил в одно время с Пушкиным, поэтому хорошо знал эпоху и людей, которые были изображены в романе.

б) Ключевский и его современники, когда были молодыми, воспринимали пушкинский роман точно так же, как чита­тели более позднего времени.

в) Для Ключевского роман Пушкина стал почтенным лите­ратурным памятником вроде «Слова о полку Игореве...»

г) Знакомство с романом «Евгений Онегин» для Ключев­ского и его сверстников стало ярким, незабываемым со­бытием.

3. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) повествование

б) рассуждение и повествование

в) рассуждение

г) повествование и описание

III. Сжато перескажите статью, опираясь на план.



          1. Мы воспринимали Пушкина как нашего современника.

          2. Отношение к роману «Евгений Онегин»:

а) для первых читателей роман был литературной новостью

б) для современных читателей - это литературный памятник

в) для людей нашего времени - событие молодости

ЧАСТЬ II. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

В этой части предлагаются упражнения, направленные на анализ текста. Их цель: во-первых, проверить понимание учеником текста, во-вторых, дать ученику необходимый инструментарий для выпол­нения разных видов работы над текстом (сжатый пересказ; сочине­ние-рассуждение на основе текста; сочинение-рассуждение, в кото­ром текст используется как материал для аргументации какого-либо тезиса), в-третьих, дать необходимый тренировочный материал для повторения основ теории русского языка.

Упражнение № 1. Лето

I. Прочитайте текст.

(1 )Все лето я прожил в Ровнах, в бывшем потемкинском поме­стье, среди дремучих Брянских лесов, рек, кротких орловских крестьян, в старинном и таком обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес.

(2/Это было последнее лето моего настоящего детства. (3)По- том началась гимназия. (4)Семья наша распалась. (5)Я рано ос­тался один и в последних классах гимназии уже сам зарабатывал на жизнь и чувствовал себя совершенно взрослым.

(6)С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. (7)Я не знаю страны, обладающей такой огромной лириче­ской силой и такой трогательно живописной - со всей своей гру­стью. спокойствием и простором, - как средняя полоса России. (8)Величину этой любви трудно измерить. (9)Каждый знает это по себе. (10)Лю6ишь каждую травинку, поникшую от росы или согре­тую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое де­ревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.



            1. И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.

            2. Детство кончалось. (13)Очень жаль, что всю прелесть дет­ства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. (14)В детстве все было другим. (15)Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и все нам казалось гораздо более ярким.

(16)Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. (17)И шире было человеческое сердце, острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля - са­мое великолепное, что нам дано для жизни. (18)Ее мы должны воз­делывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.

(По К. Паустовскому) (260 слов)

II. Выполните задания, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятия исходного текста.



              1. Какое название отражает тему этого текста?

а) Одиночество.

б) Тема природы в русской лирике.

в) Где ты. исчезнувшая младость?

г) Последнее лето детства.



              1. Расположите эти микротемы в той последовательности, в какой они следуют в тексте? ~

а) Надо беречь родную землю. ~~

б) Лето, проведенное в Ровнах. ^

в) В детстве мир кажется ярче. — ^

г) Последнее лето беззаботного детства. 2

д) Пробудившаяся в душе любовь к родине. ~ 3


              1. Укажите предложение, которым можно продолжить это вы­сказывание.

У каждого человека есть что-то самое дорогое, без чесо не­мыслима жизнь: дети, работа, творчество, долг... Автор текста хотел бы прожить долгую жизнь, чтобы

              1. Почему именно об этой жизненной поре рассказывает автор?

                1. Он впервые надолго покинул отчий дом.

                2. Он ощутил всю красоту и прелесть природы.

                3. Он начал свою трудовую деятельность.

                4. Семья распалась, и юноша ощутил потерянность.

                5. Всем сердцем он полюбил отчизну.

Набор.

а) 1,2,4

б) 2, 3,4

в) 2,5


г) 1,4, 5

              1. Какое изречение могло бы стать эпиграфом для этого текста?

а) Только труд всему основа, честный труд людской (М. Исаковский).

б) Прикосновение к природе неизбежно возбуждает чувства и порождает мысли (Н. Сладков).

в) Язык - живая плоть, которая создавалась миллионами поколений (Алексей Толстой).

г) Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни (Л. Толстой).



              1. Какой тезис из текста раскрывается в этом фраг менте? «Мы как будто смотрим на мир сквозь промытые дождем прозрачные стекла, и видим все окружающее во всем богат­стве и яркости красок».

              2. Какова главная мысль этого текста?

              3. Какое значение имеет прилагательное ЛИРИЧЕСКИЙ (предложение № 7)?

а) необычайный, редкий

б) загадочный, таинственный

в) пробуждающий чувства

г) пронизанный грустью



              1. Какое средство выразительности неправильно проиллюст­рировано примером из текста?

а) слова книжного стиля («грусть», «любовь»)

б) синтаксический параллелизм (предложение № 16)

в) эпитет («дремучих лесов», «светлыми и чистыми глазами»)

г) лексический повтор (предложение № 10)



              1. Какой(-ие) тип(-ы) речи используе(-ую)тся в этом тексте?

а) рассуждение и повествование

б) повествование и описание

в) описание и рассуждение

г) повествование



              1. Из предложений № 5 - 6 выпишите слово(-а) с непроизно­симой согласной в корне.

              2. Из предложений 10-П выпишите слова, правописание при­ставки в которых определяется следующим правилом: «На конце приставки пишется -С, если затем следует глухой согласный».

13. Из предложений №7-10 выпишите существительные, в па­дежных окончаниях которых пишется И потому, что это сущест­вительные, основа которых оканчивается на -ИЙ. -ИЯ или -ИЕ.

14. Из приведённого ниже предложения выпишите цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие обособ­ленные определения.



Любишь каждую травинку, (1) поникшую от росы ил и согре­тую солнцем (2), каждую кружку воды из лесного колодца. (3) каждое деревцо над озером, (4)трепещущее в безветрии листья­ми,(5) каждый крик петуха и каждое облако, (6) плывущее по бледному и высокому небу.

  1. Среди предложений №1-7 найдите такое, которое ослож­нено обособленным уточняющим обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

  2. Среди предложений №13-18 найдите сложносочинённое предложение. Выпишите его номер.

  3. Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разде- ляюшая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

И шире было человеческое сердце, (1) острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля, (2) родная земля - самое великолеп­ное,^) что нам дано для жизни.

  1. Измените словосочетание так, чтобы изменился тип связи. Запишите получившееся словосочетание. Укажите тип связи и син­таксическую роль зависимого слова в каждом словосочетании.

Крик петуха -

  1. Среди предложений № 1-10 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.

  2. Используя предложение № 18, обратитесь к читателям от имени автора (с помощью предложения с прямой речью).

Упражнение № 2. Пушкин I. Прочитайте текст.

(1)Прошлой весной на Северном Кавказе мы ехали, стараясь не выпустить из глаз мчащейся вперед нас машины. (2) Вдруг в тот самый опасный момент, когда мы неслись, покачиваясь над пропасгью, возле частого дубового кустарника, еще по-зимнему с жёлтыми листьями, я увидел роскошные весенние ирисы, густо­синие, почти чёрные. (З)Охваченный страстью южной весны, иг­рающей такими цветами, забыв об опасности и невозможном на­пряжении моего молодого друга - шофёра Пети, я воскликнул: -(4)Смотри, Петя! (5)Смотри скорей, какие ирисы! (б)Водитель повёл было глаза невольно в мою сторону, но одумался вовремя и выпалил: -(7)К черту ирисы!

(8)Я расхохотался и вспомнил то время, когда на Пушкина у нас некоторые литературные организации смотрели почти так же, как мой шофёр на ирисы. (9) Лично я теперь держу один из са­мых мне близких томов Пушкина на прикроватном столикё, вме­сте с некоторыми другими целебными источниками нашего рус­ского языка. (10) Ежедневно на сон грядущий я принимаю неко­торую дозу целебной речевой воды, чтобы прикоснуться к свято­му, отделаться от той словесной отравы, которую вынужден при­нимать в себя ежедневно.

(11) Русский человек сейчас говорит двумя языками: одним, приходящим через некоторые газетные статьи языком, и другим - домашним, в творчестве которого проявляется непременно и его собственная индивидуальность. (12) Вот, например, пришли ко мне два молодых парня: один из них говорил по-газетному, очень вычурно. (13) Другой слушал молча, а когда время пришло ухо­дить, сказал оратору: «(14)Ну, пойдем, синий лапоть!» (15)Так вот он представился, этот оратор «с пеной у рта», другому това­рищу в этот момент каким-то синим лаптем.

(16)Сила и значение массового усвоения Пушкина, по-моему, и заключается именно в том. что простой человек, дома говоря­щий своим собственным, хорошим языком, через Пушкина полу­чает уверенность в том. что это действительно хороший, настоя­щий язык и им можно говорить не только дома, но и везде: на со­браниях и на парадах. (17) Я не могу себе представить тех бога­тейших возможностей творчества, если бы весь русский народ за­говорил своим, очищенным от словесного мусора языком...

(18)... (По М. Пришвину) (333 слова)

II. Выполните задании, которые помогут проверить глуби­ну и точность восприятии исходного текста.

1.0 чем говорится в этом тексте?

а) об опасности движения на горных дорогах

б) о красоте кавказской природы

в) о значении Пушкина в нравственной жизни общества

г) о засорении русского языка иностранными словами и вы­ражениями


    1. Каким предложением должен заканчиваться этот текст?

а) Все-таки как чудесна наша природа, таящая в себе ту не­раскрытую до конца, чарующую силу, которая влечет ка­ждого, кто хоть однажды распахнул свое сердце, будто ставни на окнах...

б) А ирисы... так же незаметно и безрадостно растут они в глубине сырого ущелья, их красота никому не ведома, никому не нужна, и поневоле думаешь о множестве та­лантливых людей, которые вянут в безвестности в каком- нибудь захолустье, роняя, словно увядающие лепестки, свои несбывшиеся надежды.

в) Вот почему я не устаю повторять всем знакомым, да и малознакомым людям, которые отправляются в дальние путешествия, чтобы они во время движения не отвлекали водителя восторженными ахами и охами, в противном случае - беда неминуема.

г) Да, так вот, всего каких-нибудь десять-двадцать лет тому назад Пушкин представлялся кое-кому ирисом, отвле­кающим внимание водителя, а теперь ясно всем, что он стал горючим, без которого не может совершаться про­движение нашей машины в счастливую жизнь.



    1. Укажите слова и выражения, которые семантически (то есть по смыслу) соотносят стихи Пушкина с лекарственным снадобь­ем.

    2. От чего помогают избавиться стихи Пушкина?

    3. Какое отношение к «оратору» передает словосочетание «синий лапоть» (предложение № 13)?

а) высокомерно-снисходительное

б) насмешливо-ироничное

в) восторженное

г) лицемерно-подобострастное



    1. Для чего, по мнению автора, нужно читать стихи Пушкина?

а) чтобы лучше знать родную историю

б) чтобы понимать красоту природы

в) чтобы приобрести вкус к точному и выразительному языку

г) чтобы понимать газетные статьи



    1. Какое значение в этом тексте имеет слово ВЫЧУРНО (предложение № 12)?

а) очень кратко и точно

б) неграмотно, используя просторечные слова и выражения

в) чрезмерно затейливо, некстати используя в своей речи книжные слова

г) торопливо, сбивчиво, оживленно жестикулируя



    1. Какое предложение из текста необходимо использовать для того, чтобы закончить следующее высказывание: «Водитель, для которого растущие в стороне от дороги ирисы являются чем-то второстепенным, незначительным, напомнил »?


                  1. Какие средства выразительности использует автор текста?

а)сравнение, антитеза

б) вводные слова, метафора

в) анафора, гипербола

г) просторечные слова, парцелляция



                  1. Какое высказывание отражает главную мысль этого текста?

а) Язык - стяг, дружину водит.

б) Язык - это удостоверение личности, которое нельзя под­делать.

в) У короткого ума длинный язык.

г) Язык - это говорящий ум прозревшего человечества.



                  1. Из предложения № 11 выпишите слова с безударной чере­дующейся гласной в корне.

12. Из предложения № 10 выпишите слово, написание которо­го подчиняется правилу: «В корне слов после Ц пишется -И».

13. Определите, к какой части речи относятся слова «выше», «сильнее», «умнее» (предложение № 6).

14. Замените словосочетание «человеческих качеств» (пред­ложение № 3), построенное на основе подчинительной связи со­гласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВ­ЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

15. Укажите номер предложения, в котором есть вводное предложение.

а)3

б)8


в) И

г) 13


16. Укажите количество грамматических основ в предложе­нии № 8.

17. Из приведённого ниже предложения № 3 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложноподчинённого предложения.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя дер­жать^) его походку,(2) его поведение,(3) на его лицо и по ним судим о человеке,(4) иногда,(5) впрочем,(6) ошибочно,(7) то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих ка­честв,^) его культуры.

18. Среди предложений № 6-10 найдите предложение с обо­собленным определением. Напишите номер этого предложения.

19. Среди предложений № 3-8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого предложения.

20. Сложноподчинённое предложение № 4 перестройте так, чтобы оно стало бессоюзным, запишите его с соответствующими знаками препинания.

Упражнение № 10. О культуре


                    1. Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или ма­тематикой. он должен быть достаточно культурен, чтобы все не­обходимые дела всгречать без отвращения.

Ведь что такое культура? (З)Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия.урное растение. (8)Так и в ли, если он много учился, и к о воспитывали, и культура т 9)А культура чувств? (1 интересов?

ады культуры тоже не прих< (ты, воспитания и самовоспит цичок, дикий человек среди икарь в наши дни не тот, кт< сырое мясо, - дикарь тот, к BI якаких усилий, и потому он ; злом, своими движениями, с зами, интересами, енко писал одному своем эвека должна быть единствен! ъ большим человеком,



ч2.

Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?




а) повествование




б) повествование и описание




в) рассуждение




г)описание

3.

Какой смысл вложен в пример про яблоню?




а) человек наследует многие признаки своих предков




б) воспитанный человек обладает более ценными качества­




ми, чем невоспитанный




в) воспитание требует проверки суровыми условиями




г) человек должен сам для себя создавать необходимые




жизненные условия

4.

В каком предложении раскрывается феномен современной

дикости?




а) 4




6)8




в) 14




г) 20

5.

С какой целью автор текста привлекает высказывание из-

вестного русского педагога и писателя А.С. Макаренко?




а) подтвердить свою мысль о том. как важно воспитывать в




себе человеческие качества




б) опровергнуть бытующее мнение о том, что культурным




может стать любой человек




в) показать существование различных точек зрения относи­




тельно целей воспитания




г) придать своему тексту строгую научность и объективность

6.

В чем, по мнению автора, проявляется сущность «культур-

ного» человека?




а) в направлении усилий на достижение личных интересов




б) в служении интересам человека и общества




в) в умении деликатно вести себя в обществе




г) в верности традициям своей семьи




88



  1. Какое высказывание отражает главную мысль этого текста?

  2. а) Без примеров невозможно ни правильно учить, ни ус­пешно учиться.

  3. б) Человеку мало родиться, им нужно стать.

  4. в) Интеллигентом нельзя притвориться.

  5. г) Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет - тот учит.

  6. Какой пример можно использовать для аргументации глав­ной мысли?

  7. а) Александр Суворов родился болезненным, слабым маль­чиком. Но, проявив упорство и целеустремленность, он ежедневными упражнениями добился того, что до глубо­кой старости сохранил ясность мысли и бодрость духа.

  8. б) Первые европейцы, столкнувшись с жителями Полинезии, были немало удивлены тем. что те прямо на глазах тащили все, что плохо лежало. Если их ловили за руку, они без спо­ров, покорно возвращали похищенное, если же украденную вещь они успели донести до своего жилища, то после этого уже ни за что не соглашались ее возвращать.

  9. в) Социологи говорят о том, что неблагополучные дети се­годня все чаще появляются в материально обеспеченных семьях, где между домочадцами царят доброжелательные отношения.

  10. г) Французский философ Руссо писал о том, что человек от природы рождается хорошим, а всеми пороками его наде­ляет общество. Не случайно и сегодня поклонники этой философии стремятся уйги из общественной жизни и жить вдалеке от шумных городов в союзе с природой.

  11. Закончите фрагмент.

  12. Автор текста с помощью (предложения № 9, 10, 11)

  13. привлекает внимание читателя к главной проблеме своей статьи.

  14. («человек-дичок»), (предложение № 4)

  15. придают тексту эмоциональную остроту и яркость.

  16. Набор:

    1. сравнение

    2. риторический вопрос

    3. метафора

    4. градация

    5. антитеза

  17. Из предложения № 14 выпишите слово, написание которо­го подчиняется правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

  18. 12. Из предложений № 6-8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

  19. 13. Из предложения № 20 выпишите слово (-а), написание ко- торого(-ых) подчиняется правилу: «В конце инфинит ива после Т пишется Ь, который сохраняется перед -СЯ».

  20. 14. Определите способ образования слова «культурное» (пред­ложение № 4).

  1. Из предложений № 1-2 выпишите определительное место­имение. 1

  2. Выпишите грамматическую основу из предложения № 19.

  3. Укажите количество грамматических основ в предложе­нии № 1.

  4. Среди предложений № 2-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

  1. 19. Среди предложений № 12-14 найдите такое, в котором есть обособленное распространенное приложение. Напишите номер этого предложения.

  2. 20. В предложениях № 15-16 замените прямую речь косвен­ной, включив в нее часть цитаты. Напишите получившееся предложение.

  3. ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ

  4. Часть I

  5. Упражнение № I

  6. 1 - разновидность публицистики - научно-популярный стиль; повествование и рассуждение; 2 - в.

  7. Упражнение № 2 1 - б; 2 - б; 3 - в.

  8. Упражнение № 3

  9. 1 - 1)д; 2)6; 3)г; 4)в; 5)а; 2 - а; 3 - б; 4 - рассуждение; 5 - пред­ложение № 5; 6 - г; 7 - № 14; 8 - г; 10 - а)3; 6)4; в)2; г)1.

  10. Упражнение № 4

  11. 1 - в; 2 - б; 3 - г; 4 - б; 6 - поток, великие водные дороги; 7 - «благоговейно», № 5; сравнение; «поди».

  12. Упражнение № 5 2-в. ,

  13. Упражнение № 8 1 - а; 2 - 4, 2, 1,3;3-б;4-г.

  14. Упражнение № 9 1 - б; 2 - г.

  15. Упражнение № II 1 - б; 2 - г; 3 - в.


  16. скачать

следующая >>
Смотрите также:
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме русский язык 2011 «И нтеллект-Центр»
2226.34kb.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в 2012-2013 уч году
44.26kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников
442.62kb.
1. Особенности заданий и организации проведения егэ по биологии в 2009 году
391.91kb.
Приказ о назначении координаторов по подготовке выпускников 9,11 классов к новой форме аттестации. Помогаев С. М
201kb.
Пояснительная записка Итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен по билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита реферативных
467.57kb.
Примерные билеты по физике для устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
216.87kb.
План – график подготовки выпускников 9, 11 классов мобу «Гимназия №6» к егэ и к экзаменам в новой форме с участием тэк в 2011 – 2012 учебном году
124.37kb.
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования
92.18kb.
Процедура проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в общеобразовательных учреждениях Иланского района в 2011 г
556.75kb.
Инструкция для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию в новой форме
91.4kb.
Государственная итоговая аттестация 2012 план организации подготовки учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации в 2011 2012 уч году
62.18kb.