Главная стр 1
скачать
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут). Работа состоит из 3-х частей.

I часть


С1. Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

II часть


Выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9).

III часть

Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов).

Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.


На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем.

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация.

При написании сжатого изложения сохраняется:



  • связность, содержание, тема, идея высказывания;

  • последовательность изложения;

  • количество микротем;

  • четкий переход от одного к другому;

  • ключевые слова и обороты;

  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста.

Основные виды сжатия


  1. ОБЪЕДИНЕНИЕ (ОБОБЩЕНИЕ)

  • парцеллированных конструкций

  • ряда предложений, связанных одной мыслью

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

  1. ЗАМЕНА (УПРОЩЕНИЕ)

  • однородных членов – обобщающим словом

  • прямой речи – косвенной

  • сложного предложения – простым

  • части текста – одним предложением

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

  1. УДАЛЕНИЕ (ИСКЛЮЧЕНИЕ)

  • вводных слов

  • однородных членов

  • повторов

  • однотипных примеров

  • риторических вопросов

  • пояснения

  • описания

  • рассуждения

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном.

Текст для прослушивания
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А.Никонову)

135 слов
Микротемы
1.Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности. (14 слов)

2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов)

3.Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, - единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. (14 слов)

45 слов
Сжатое изложение
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности. Как правило, те, которые данный человек считает важными и необходимыми: счастье, семья, любовь, благосостояние…

Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, - единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.

70 слов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ



Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1.ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.



Эпитет это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький.)

Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто.

Дредноут боролся, будто живое существо, ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А.Толстой.)

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин.)

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин.)

Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое.

Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин.) Аргентина – Ямайка – 5:0.

Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением.

Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский.)

Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов.)

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького.

Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности.

Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.)
2.СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ) – это особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста.

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин.)

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов.)

Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.

Изумительный наш народ. (И.Эренбург.)

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.)

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Ряды однородных членов

Бессоюзие придаёт фразе динамику.

Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.)

Многосоюзие придаёт предложению плавность, замедляющее фразу.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.)

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин.)

Анафора это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.)

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М.Лермонтов.)

Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Анафора и эпифора: «Всё моё», - сказало злато;



«Всё моё», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат.

Эллипс (эллипсис) – пропуск слова, чаще всего глагола

Татьяна в лес; медведь за нею. (А.Пушкин.)

Риторические фигуры: вопрос

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин.)

Восклицание, обращение

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин.)

Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А.Твардовский.)

Умолчание

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж…

Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

(М.Лермонтов.)
3.ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

(К.Бальмонт.)

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.)

9Р №1 ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. 2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. 3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени.

4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.

1.Какое утверждение противоречит содержанию текста?

А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне

Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей

В)Русский язык – это мой родной язык

Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики

2.Определите тип и стиль текста.

А)научный стиль, рассуждение

Б)публицистический стиль, описание

В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

Г)художественный стиль, повествование

3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина?

А)отечество В)родимый

Б)отчизна Г)отчий край

4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________

5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________

6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________

________________________________________________________________________

7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

А)люблю язык В)тот может постигнуть

Б)мгновения будут Г)я начинаю

8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________

9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________

10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте?

А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ (С2.1 И С2.2)
План
1.Формулировка тезиса.

2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос.

3.Вывод (подтверждение тезиса).
1)Я считаю, я думаю, по-моему, по моему мнению…

2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы…



3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что…
скачать


Смотрите также:
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе
118.94kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №7 Часть 1
67.86kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №5 Часть 1
63.98kb.
Итоговая аттестация выпускников по русскому языку 2006-2007 уч г. Составители: Данилова О. А. Чухарева Т. И
254.75kb.
Информация о проведении государственной (итоговой) аттестации в 9 классе
81.22kb.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в 2012-2013 уч году
44.26kb.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме русский язык 2011 «И нтеллект-Центр»
2226.34kb.
Отчет о проведении единого государственного экзамена по математике в 2012 году по Красногвардейскому району
252.58kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников
442.62kb.
1. Особенности заданий и организации проведения егэ по биологии в 2009 году
391.91kb.
Пояснительная записка Итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен по билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита реферативных
467.57kb.
Программа по русскому языку в 10 классе
517.38kb.