Главная | стр 1
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут). Работа состоит из 3-х частей. I часть
С1. Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. II часть
Выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9). III часть Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов). Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация. При написании сжатого изложения сохраняется:
Основные виды сжатия
Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном. Текст для прослушивания Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека. (По А.Никонову) 135 слов
находятся значимые для человека ценности. (14 слов) 2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов) 3.Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, - единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. (14 слов) 45 слов
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, - единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. 70 слов ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1.ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. Эпитет – это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький.) Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто. Дредноут боролся, будто живое существо, ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А.Толстой.) Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья. (А.Пушкин.) Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин.) Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом. Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое. Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин.) Аргентина – Ямайка – 5:0. Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский.) Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов.) Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького. Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности. Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.) 2.СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (ФИГУРЫ РЕЧИ) – это особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста. Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин.) Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов. Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов.) Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Изумительный наш народ. (И.Эренбург.) Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.) Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. Ряды однородных членов Бессоюзие придаёт фразе динамику. Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.) Многосоюзие придаёт предложению плавность, замедляющее фразу. И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.) Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения. У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. «Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин.) Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.) Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. (М.Лермонтов.) Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Анафора и эпифора: «Всё моё», - сказало злато; «Всё моё», - сказал булат. «Всё куплю», - сказало злато; «Всё возьму», - сказал булат. Эллипс (эллипсис) – пропуск слова, чаще всего глагола Татьяна в лес; медведь за нею. (А.Пушкин.) Риторические фигуры: вопрос Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин.) Восклицание, обращение Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин.) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А.Твардовский.) Умолчание Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Лермонтов.) 3.ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. (К.Бальмонт.) Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе. Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.) 9Р №1 ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. 2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. 3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, - это человек без рода и племени. 4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью. 1.Какое утверждение противоречит содержанию текста? А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей В)Русский язык – это мой родной язык Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики 2.Определите тип и стиль текста. А)научный стиль, рассуждение Б)публицистический стиль, описание В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования Г)художественный стиль, повествование 3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина? А)отечество В)родимый Б)отчизна Г)отчий край 4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________ 5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________ 6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________ ________________________________________________________________________ 7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений? А)люблю язык В)тот может постигнуть Б)мгновения будут Г)я начинаю 8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________ 9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________ 10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте? А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора
2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос. 3.Вывод (подтверждение тезиса).
2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы… 3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что… Смотрите также: Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе
118.94kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №7 Часть 1
67.86kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №5 Часть 1
63.98kb.
Итоговая аттестация выпускников по русскому языку 2006-2007 уч г. Составители: Данилова О. А. Чухарева Т. И
254.75kb.
Информация о проведении государственной (итоговой) аттестации в 9 классе
81.22kb.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в 2012-2013 уч году
44.26kb.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме русский язык 2011 «И нтеллект-Центр»
2226.34kb.
Отчет о проведении единого государственного экзамена по математике в 2012 году по Красногвардейскому району
252.58kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников
442.62kb.
1. Особенности заданий и организации проведения егэ по биологии в 2009 году
391.91kb.
Пояснительная записка Итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен по билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита реферативных
467.57kb.
Программа по русскому языку в 10 классе 517.38kb.
|