Главная | стр 1стр 2стр 3
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей»АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИИ СООРУЖЕНИЯМетодические указания к практическим занятиям для студентов специальности 1–37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей» ![]() Могилев 2005 УДК 62.529 ББКС Рекомендовано к опубликованию учебно-методическим управлением Белорусско-Российского университета Одобрено кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей» « 16 » февраля 2005 г., протокол № 11 Составитель ст.преподаватель А.М.СкребуновРецензент Методические указания предназначены для выполнения практических занятий по дисциплине «Автомобильные дороги и сооружения» студентами специальности 1–37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей». Учебное изданиеАВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ И СООРУЖЕНИЯОтветственный за выпуск Н.А. Коваленко Технический редактор А.Т. ЧервинскаяКомпьютерная верстка Н.П. Полевничая Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1.40 . Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ № Издатель и полиграфическое исполнениеГосударственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г. 212005, г. Могилев, пр. Мира, 43 © ГУВПО «Белорусско-Российский университет», 2005 Общие указания Практические занятия выполняются во время изучения дисциплины «Автомобильные дороги и сооружения». Основная цель занятий закрепление студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков по разработке основных технических решений при проектировании автомобильных дорог. При выполнении работ необходимо: установить категорию дороги и обосновать основные технические нормативы, но которым она должна проектироваться; протрассировать на карте с учетом природных условий района проектирования два вариантa трассы дороги и составить ведомости углов поворота, прямых и кривых; для полученных вариантов запроектировать продольные профили автомобильной дороги запроектировать в необходимом количестве поперечные профили дороги; подсчитать объемы земляных работ; детально разработать в соответствии с заданием элемент дорожного сооружения; оценить эффективность принятых при проектировании решений и выбрать лучший вариант дороги.
Следует охарактеризовать условия поверхностного стока. Поверхностный сток обеспечен при уклонах местности более 10 %. При малых уклонах, в понижениях рельефа и на поймах рек сток затруднен. Характеризуя гидрологию, грунтовые и геологические условия, надо дать уровень залегания грунтовых вод, места выхода их на поверхность, описать заболоченные участки, определить тип местности по увлажнению верхней толщи грунта. По условиям увлажнения различают три типа местности: 1-й сухие места поверхностный сток обеспечен, грунтовые воды залетают глубоко (ниже глубины промерзания на 1 - 2 м); 2-й сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года поверхностный сток не обеспечен, грунтовые воды залегают глубоко; 3-й мокрые места поверхностный сток не обеспечен и после дождей или снеготаяния вода стоит более 30 суток или имеются постоянно мокрые участки, грунтовые воды в осенне-зимний период залегают высоко. Надо указать встречающиеся в основном грунты и описать геологические условия в районе дороги. Практическое задание №2 Определение категории дороги и основных технических нормативов В соответствии с перспективной интенсивностью движения, указанной в задании, по СНиП 2.05.02-85 [2, таблица 1] устанавливается техническая категория проектируемой дороги. По категории дороги и рельефу местности, руководствуясь [2, таблица 3], принимается расчетная скорость движения одиночных автомобилей. Наименьший допустимый радиус кривых в плане по расчетной скорости движения определяют по формуле где V расчетная скорость движения, км/ч; коэффициент поперечной силы (из условия обеспечения удобств езды для пассажиров = 0,15; из условия минимального износа шин = 0,10);
частым образованием гололедов in = 0,040 [2]). Вычисленные значения радиусов округляют в большую сторону с точностью до 25 - 50 м и сопоставляют с нормами. Расчетное расстояние видимости определяют по двум схемам. По первой схеме вычисляют расстояние, на котором водитель может остановить автомобиль перед препятствием:
где tp время реакции водителя и включения тормозов, принимают 1 с; коэффициент продольного сцепления; зависит от состояния покрытия [1, C.45-46J (для чистого сухого асфальтобетонного покрытия = 0,5);
K коэффициент эксплуатационных условий торможения, К = 1,4; l0 расстояние безопасности, l0 = 5 - 10 м; i продольный уклон участка (для горизонтальною участка i = 0). По второй схеме вычисляют расстояние видимости при встречном движении двух автомобилей по одной полосе, которое складывается из суммы тормозных путей двух автомобилей и расстояния безопасности между ними. При одинаковых скоростях автомобилей и для горизонтального участка дороги S2 2S1. Минимальный радиус выпуклых кривых определяю! из условия видимости поверхности дороги: ![]() где d - высота глаза водителя над поверхностью дороги, d = 1,2 м. Минимальный радиус вогнутых вертикальных кривых находят исходя из величины центробежной силы, допустимой по условиям самочувствия пассажиров и перегрузки рессор:
где b допустимое центробежное ускорение, b = 0,5 - 0,7 м/с2 . Радиусы вогнутых вертикальных кривых должны быть проверены по обеспечению видимости при свете фар в ночное время [1, с.94].
где hф высота фар легкового автомобиля над поверхностью проезжей части, hф = 0,75 м; - угол рассеивания пучка света фар, = 2°. Значения радиусов вертикальных кривых округляют в большую сторону до 100 II. Максимальный продольный уклон определяют по формуле imax = D f , где D - динамический фактор автомобиля, его находят по графикам, например по [1, с.42]. Максимальный продольный уклон определяют отдельно для одиночного автомобиля и автопоезда. Значения параметров, полученных расчетом и рекомендуемых СНиП 2.05.02-85, заносят в таблицу 1. Для проектирования принимают большие значения (для уклонов - меньшие). Таблица 1- Технические нормативы проектируемой дороги
Практическое задание №3 Проектирование плана трассы автомобильной дороги Проектирование плана трассы включает: выяснение препятствий и назначение контрольных точек; нанесение вариантов плана трассы; подбор радиусов и переходных кривых закруглений, разбивку пикетажа, составление ведомости углов поворота, прямых и кривых; составление чертежа «План трассы автомобильной дороги». Трассирование по карте в горизонталях производится следующим образом. Конечные точки трассы соединяют прямой (воздушной линией). Вдоль этой линии просматривают ситуацию и рельеф. Выясняют контурные и высотные препятствия, которые не позволяют проложить трассу по воздушной линии. Такими препятствиями являются населенные пункты, промышленные и другие сооружения, ценные угодья (мелиорированные земли, пашни, сады), возвышенности, овраги, озера, болота. Дороги I, II, Ш категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов. Дороги IV и V категорий могут проходить через населенные пункты при достаточной ширине их улиц. Однако для повышения безопасности движения их лучше выносить за пределы населенных пунктов. При обходе населенных пунктов автомобильные дороги следует располагать по возможности с подветренной стороны, ориентируясь на осеннее-зимние периоды. Расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов принимают в соответствии с требованиями [2, 3], но не менее 100 м, а для дорог IV категории не менее 50 м. По лесным массивам трассу целесообразно прокладывать по просекам. Дороги I - III категорий в лесных массивах по возможности следует направлять вдоль господствующих ветров, что обеспечивает естественное проветривание и уменьшает заносимость их снегом. Ценные угодья желательно обходить или прокладывать трассу по их границам. Не допускается прохождение трассы по государственным заповедникам. Трасса вдоль рек, озер, водоемов должна, как правило, проходить за пределами защитной зоны. Перед проложением трассы выясняются также контрольные точки, через которые она должна проходить. К ним относятся седловины хребтов, места пересечения с железными и автомобильными дорогами, большими водотоками. Автомобильные дороги I, II, III категорий пересекаются с железными дорогами в разных уровнях всегда, а дороги IV и V категории в отдельных случаях [2]. Место пересечения в разных уровнях желательно выбирать на участке железной дороги, проходящей в выемках или нулевых местах - это уменьшает земляные работы. При пересечении автомобильной дороги с железной в одном уровне должна быть обеспечена видимость. Поэтому пересечение железной дороги на участке прохождения ее в выемке неприемлемо. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне должен быть не менее 60°. В разных уровнях автомобильные дороги I категории пересекаются с автомобильными дорогами всех категорий, дороги II категории - с дорогами II и Ш категорий, дороги III категории - между собою при интенсивности движения на пересечении более 8000 приведенных автомобилей в сутки [2]. Пересечения следует располагать, как правило, на прямых участках пересекающихся дорог. В продольном профиле не рекомендуется применять выпуклые вертикальные кривые. В пределах пересечений не допускается использовать предельные значения радиусов кривых в плане, профиле и продольных уклонов. План трассы наносят на карте в виде плавной линии, сообразуясь с рельефом и ситуацией. Плавную линию наносят с помощью специальной гибкой линейки или от руки. Полученное очертание представляет примерное положение трассы (предварительный вариант). Для обеспечения возможности выноса этой трассы на местность, кривую заменяют ломаной линией, представленной касательными к главным точкам точкам сопряжения смежных элементов трассы. После этого измеряют углы поворота трассы в местах изменения направления прямых и осевой румб первого направления, а также биссектрисы закруглений. Закругления трассы устраивают в виде круговых кривых либо в виде круговых кривых с переходными. Переходные кривые проектируют при радиусах кривых в плане 2000 м и менее [2]. По значениям углов поворота и биссектрис предварительно подбирают радиусы закруглений.
Полученную величину радиуса округляют до 50 или 100 м и устанавливают необходимость устройства переходных кривых. Радиус кривой можно подобрать и по измеренным на карте тангенсу и углу поворота:
Радиус кривых назначают, как правило, не менее рекомендуемого [2] и, во всяком случае, не меньше минимального допустимого значения. Если его невозможно вписать, то следует изменить положение вершины угла. Закругления вписывают в углы поворота таким образом, чтобы положение трассы примерно соответствовало положению предварительного варианта, выдерживались нормативы плана трассы (радиусы и длины переходных кривых и прямых вставок), не было наложения соседних закруглений. Если между соседними закруглениями, направленными в одну сторону, имеется прямая вставка, то следует оценить: возможно ее оставить или следует ее устранить [2, с. 12]. Прямая вставка должна иметь длину более 700 м (для дорог I и II категорий) и более 300 м (для дорог III и IV категорий). Короткие вставки воспринимаются водителем как излом трассы, нарушающий ее плавность, что ведет к снижению скорости движения. При коротких вставках следует увеличить радиусы смежных кривых или длины переходных кривых Радиусы смежных кривых в плане должны различаться не более чем в 1,3 раза. Смежные переходные кривые желательно назначать с одинаковыми параметрами. Для дорог низших категорий с малой интенсивностью движения целесообразно развивать трассу по склону, а для дорог высоких категорий преимущества достигаются от сокращения трассы, и к развитию линии трассы прибегают, если глубина выемки или высота насыпи недопустимы по техническим соображениям. По углу поворота и окончательно принятому радиусу определяют элементы закругления: тангенс, кривую, биссектрису, домер. Для определения элементов переходных кривых можно воспользоваться таблицей 2. После окончательного выбора направления трассы разбивают пикетаж. Определяют пикетажное положение вершин углов поворота. Рассчитывают пикетажное положение начала и конца переходных и круговых кривых. Составляют ведомость углов поворота, прямых и кривых. Форма ведомости и пример ее заполнения приведены в таблице 3. В ведомость вносят радиус закругления R, элементы закругления: тангенс круговой кривой Т, круговую кривую К (только для закруглений без переходных кривых), биссектрису Б домер Ц переходную кривую L, дополнительный тангенс t, сдвижку кривой р, угол наклона касательной в конце переходной кривой т., круговую кривую, оставшуюся между переходными кривыми Ко. Вычисляют длины прямых вставок, расстояния между вершинами, румбы прямых направлений. Проверяют правильность составления ведомости. В отчете следует привести описание вариантов трассы дороги, обосновать проложение трассы в зависимости от рельефа и ситуации местности. Необходимо обосновать каждый поворот трассы, величину угла, цель следующего направления и величину принятого радиуса закругления План трассы автомобильной дороги выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 25.511-83 в масштабе 1:5000. На плане надписи километров, пикетов располагают параллельно трассе; названия рек, направления дорог, коммуникаций пишут вдоль них. Ситуацию и рельеф на плане показывают в соответствии с условными знаками топографических планов. Таблица 2 – Элемент переходных кривых
На свободном поле листа (в нижней части) размещают схемы закрепления точек трассы и ведомость углов поворота, прямых и кривых. Таблица 2 - Ведомость углов поворотов, прямых и кривых
Продолжение таблицы 3
Проверка: k k = YП YЛ; (180 6845) 7730 = 3345; 7200 3815 = 3345. П К + (К0 +2Л) = S D; 1762,03 + 1432,97 + 2∙240 = 3675,00 3857,99 182,99 = 3675,00 2(Т + t) К (К0 + 2L) = D; 2(928,0 + 119,98) (1432,97 + 2∙240) = 182,99. Практическое задание №4 Проектирование продольного профиля трассы автомобильной дороги Продольный профиль проектируется для обоих вариантов плана трассы автомобильной дороги. Для построения продольного профиля поверхности земли по карте в горизонталях на всех пикетах и плюсовых точках определяют отметки с точностью до 1 см. Плюсовые точки должны быть назначены во всех местах изменения крутизны склона, на пересечениях трассы с дорогами и инженерными коммуникациями, логами суходолов, оврагами, ручьями и реками. Отметки дна пересекаемых оврагов и русел постоянных водотоков можно принять ориентировочно. Полученные отметки точек представляют в виде ведомости (таблица 4). Таблица 4 Ведомость отметок точек
В графе «Примечание» указывают положение точки: начало трассы, бровка обрыва, дно лощины, склон, хребет, урез воды и т.п. По найденным отметкам строят продольный профиль поверхности земли по оси дороги. Построение и оформление продольного профиля выполняется в соответствии с ГОСТ 21.511-83. Для нанесения проектной линии продольного профиля необходимы следующие основные данные: максимальный допустимый продольный уклон, минимальные радиусы вертикальных кривых; рекомендуемая (руководящая) рабочая отметка насыпи; отметки контрольных точек. Рекомендуемую рабочую отметку насыпи устанавливают из двух условий: 1) верх покрытия дорожной одежды должен возвышаться над уровнем грунтовых вод, верховодки, стоящих поверхностных вод или над поверхностью земли при необеспеченном стоке на минимально допустимую величину, которая нормируется в зависимости от вида грунта и дорожно-климатической зоны [2]; 2) в открытых местах, где возможны значительные снежные заносы, бровка земляного полотна в насыпи должна возвышаться над поверхностью снежного покрова на величину, обеспечивающую ее незаносимость [2]. Рекомендуемая рабочая отметка насыпи по первому условию: а) для участков 3-го типа местности по увлажнению с высоким стоянием фунтовых вод
б) для участков 3-го типа местности с длительно (более 30 суток) стоящими поверхностными водами hрек = hв аiоб Нв; в) для участков 2-го типа местности (над поверхностью земли при необеспеченном стоке) hрек = hз аiоб ; г) на участках 1 -го типа местности hрек = hд.о аiоб , где hгр.в, hв, hз — возвышение поверхности покрытия над уровнем соответственно грунтовых вод, стоящих поверхностных вод, земли 12; а ширина обочины, м; iоб поперечный уклон обочины; Нгр.в глубина залегания грунтовых вод, м; Нв глубина стоящих поверхностных вод, м; hд.о толщина дорожной одежды, м. Для снегозаносимых участков рекомендуемая рабочая отметка по второму условию hрек = hс + h, где hc толщина снежного покрова, м; h минимальное возвышение, бровки насыпи над уровнем снегового покрова, принимаемое от 0,4 до 1,2 м в зависимости от категории дороги [2]. Из двух, условий в расчет принимается наибольшая рекомендуемая рабочая отметка. Контрольными точками продольного профиля являются пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками. При пересечении дорог в разных уровнях контрольная отметка проектной линии НК = НП ± Г ± С, где НП отметка проезжей части по оси пересекаемой автомобильной дороги или головки рельса железной дороги; Г - габарит автомобильный (5 м для дорог I, II, III категорий и 4,5 м - IV и V категорий) или железнодорожный (5,55 м для не электрифицированных дорог и 6,40 м для электрифицированных); С - высота пролетного строения путепровода; зависит от длины и конструкции пролетного строения (ориентировочно можно принять в пределах от 0,8 до 2,1 м). Знак «+» принимается в случае, если проектируемая дорога проходит над существующей дорогой, а знак «-» - под существующей. При пересечении автомобильных дорог в одном уровне контрольная отметка проектной линии принимается равной отметке проезжей части по оси пересекаемой дороги. Если пересекается дорога более низкой категории, можно изменить ее высотное положение путем переустройства ее на подходах к пересечению и назначить контрольную отметку по условиям проектирования продольного профиля. На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего направления на расстоянии видимости поверхности дороги [2, таблица 10], продольный уклон на этом расстоянии не должен превышать 40 /оо . При пересечении автомобильной и железной дорог в одном уровне контрольная отметка проектной линии принимается равной отметке головки рельса. Автомобильная дорога на протяжении не менее 2 м от крайнего рельса должна иметь в продольном профиле горизонтальную площадку, или вертикальную кривую большого радиуса. Подходы автомобильной дороги к пересечению на протяжении 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 30 /оо. При пересечении водотоков устраивают искусственные сооружения Малые искусственные сооружения это водопропускные трубы и мосты длиной до 25 м, средние — мосты длиной от 25 до 100 м. В данной работе отверстия водопропускных труб назначают конструктивно. Трубы устанавливают на суходолах или небольших ручьях. Типовые трубы бывают круглые, одноочковые и многоочковые, и прямоугольные. Отверстия круглых труб 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,4; 1,6; 2,0; 2,4 м; прямоугольных - 2,0; 2,5; 3,0; 4,0 м. Круглые трубы с отверстием 0,5; 0,6 м устанавливают на съездах и переездах; трубы с диаметром отверстия 1,0 м применяют при высоте насыпи до 4,5 м, а с диаметром до 1,6 м - до 7 м. Прямоугольные трубы применяют при высоте насыпи до 20 м. При установке труб на ручьях отверстие их должно быть не менее 1,2 м. Контрольная отметка над трубами вычисляется по формуле HK = H3 + d + t + 0,5, где Нз отметка поверхности земли, м; d внутренний диаметр круглой трубы или высота прямоугольной, м; t толщина стенки трубы (в курсовом проекте можно принять 0,10 м). Мосты проектируют на постоянных водотоках. Для мостов через несудоходные реки контрольная отметка Нк = РУВВ + Z + C, где РУВВ - расчетный уровень высокой воды (можно принять условно на 1 - 2 м выше отметки бровки русла); Z - расстояние от РУВВ до низа пролетного строения, Z = 0,5 - 1,5 м: С - высота пролетного строения. Проектирование продольного профиля состоит в нанесении проектной линии и вычислении проектных и рабочих отметок. Отметки проектной линии для вновь проектируемых дорог относятся к бровке земляного полотна, а при реконструкции существующих дорог к оси дороги. На продольный профиль можно наносить проектную линию по обертывающей и по секущей. Проектирование по обертывающей чаще всего применяют для равнинной и слабопересеченной местности; проектируемую линию наносят, следуя основным изгибам поверхности земли, с соблюдением рекомендуемых рабочих отметок и уклонов не выше максимально допустимого для дороги данной категории. По возможности следует избегать в продольном профиле частых переломов проектных линий, т.е. не проектировать пилообразный профиль. Не рекомендуется устраивать длинные горизонтальные участки на нулевых местах и при низких насыпях. В условиях холмистого, сильно пересеченного рельефа проектную линию наносят по секущей с примерным балансом земляных масс для смежных участков насыпей и выемок. (При оценке на глаз площадь участка выемки должна быть примерно на 25-30 % меньше площади чередующейся насыпи). Для обеспечения водоотвода проектную линию в выемке наносят с уклоном не менее 5 /оо , проектирование горизонтальных участков в выемке не допускается. При этом следует избегать мелких выемок большой протяженности. Такие выемки обычно сырые и снегозаносимые. Иногда приходится ограничивать глубину выемок по гидрогеологическим условиям, чтобы обеспечить нормируемое возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод. Проектная линия продольного профиля состоит из прямолинейных участков и вертикальных кривых. Согласно [2] вертикальные кривые должны вписываться в местах переломов проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов смежных линий 5 /оо и более на дорогах I и II категорий, 10 /оо и более - на дорогах III категории, и 20 /оо и более на дорогах IV и V категорий. Уклоны на подъемах считают со знаком "плюс", а на спусках - со знаком "минус". При разноименных уклонах смежных линий алгебраическая разность равна сумме смежных уклонов, а при одноименных уклонах - разности смежных уклонов. Для повышения плавности движения радиусы вертикальных кривых нужно принимать возможно большими. В настоящее время распространен метод проектирования продольного профиля вертикальными кривыми, сопрягающимися непосредственно друг с другом или при помощи прямых вставок. При построений проектной линии методом вертикальных кривых на точно вычерченный профиль местности накладывают прозрачные шаблоны вертикальных кривых разных радиусов, выполненных в масштабах продольного профиля (приложение А). По краю шаблона нанесены штрихи с указанием уклонов в тысячных. На шаблонах имеются также горизонтальные и вертикальные линии для правильного их ориентирования при работе на миллиметровой бумаге. Участки проектной линии в виде прямых удобно намечать с помощью треугольника уклонов, лучи которого имеют различные уклоны от 10 до 100/оо.. Проектную линию наносят в определенной последовательности: - намечают отметки начала и конца проектируемого участка исходя из условия сопряжения с соседними участками; - на продольный профиль поверхности земли наносят контрольные точки; - выделяют длинные - более 200 м для дорог III, IV категорий и 300 м для I, II категорий - прямолинейные участки профиля земли, проводят параллельно им прямые линии на высоте руководящей отметки с учетом контрольных отметок; - по шаблонам вписывают вертикальные кривые в зонах путепроводов, при этом шаблон располагают так, чтобы вершина выпуклой кривой размещалась над путепроводом, если профиль земли примерно горизонтален, или смещалась вверх на величину i R на уклоне i; - выделяют выпуклые участки профиля и по шаблонам наносят проектную линию в виде выпуклой кривой на высоте руководящей рабочей отметки по методу обертывающей или по методу секущей (с устройством выемки), если нормативы при проектировании по обертывающей не выдерживаются; - вписывают по шаблонам проектную линию на вогнутых участках с учетом контрольных точек у труб и мостов и сопряжения с соседними участками; - сопрягают соседние кривые прямыми вставками, касательными к кривым, или круговыми кривыми, отмечая уклоны и места сопряжения в соответствующей графе сетки профиля; - обозначают элементы проектной линии в графе «Уклон и вертикальная кривая» продольного профиля; оформление элементов проектной линии показано на рисунке 1 и в приложении В. При построении проектной линии нужно избегать резких переломов профиля от одних уклонов к другим, а также применения кривых малого радиуса между длинными прямыми и коротких прямых вставок между смеж-ными кривыми большого протяжения, применения кривых малого радиуса в конце затяжных спусков. Построение проектной линии начинают с трудного участка. Такими являются участки с контрольными точками, с пересеченным рельефом. Если их на трассе несколько, то следует начинать с участка, расположенного ближе к середине трассы. После графического построения проектной линии продольного профиля вычисляют проектные отметки для всех пикетов и плюсовых точек, в том числе и для главных точек горизонтальных и вертикальных кривых. Проектные отметки точек на прямых вычисляют по формуле НП = НПР + id, где НПР - известная проектная отметка предыдущей точки; i проектный уклон; d - горизонтальное расстояние между точкой, в которой определяется отметка, и предыдущей. Проектные отметки точек вертикальных кривых определяют в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 2. При известной отметке начала вертикальной кривой Ннк находят отметку вершины кривой Нвк: Hнк = Hвк ± h, где
![]() знак «+» принимают при выпуклых кривых, знак «» при вогнутых. Расстояние от начала вертикальной кривой НК (точки сопряжения кривой с прямой уклона i) до ее вершины
Зная отметку вершины кривой Нвк, можно определить отметку любой точки кривой (пикета, плюсовой точки), отстоящей от вершины на расстоянии ln Hn = Hвк ± hn , где
![]() знак «+» соответствует вогнутым кривым, знак «» выпуклым. Расстояние ln от точки n до вершины кривой определяют как разность пикетажа вершины кривой и точки п. Отметки точек вертикальной кривой можно вычислить с использованием таблиц [8], частично они приведены в приложении Б. Если вертикальная кривая представлена только частью восходящей или нисходящей ветви кривой и не имеет вершины, то расчет расстояний ln и отметок Hn производят, как указано выше, только относительно мнимого положения вершины.
Рабочие отметки вычисляют как разность проектных отметок и отметок земли. На участках перехода насыпи в выемку вычисляют положение точек нулевых работ. Для обеспечения плавности запроектированной дороги должны соблюдаться рациональные сочетания элементов плана и продольного профиля. Кривые в плане и продольном профиле, как правило, слезет совмещать. При этом кривые в плане должны быть на 100 -150 м длиннее кривых в продольном профиле, а смещение вершин кривых должно быть не более 1/4 длины меньшей из них. Следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле. Расстояние между ними должно быть не менее 150 м. Если кривая в плане расположена в конце спуска длиной свыше 500 м и с уклоном более 30 /оо, радиус ее должен быть увеличен не менее чем в 1,5 раза по сравнению с предельно допустимой нормой. В таком случае кривая в плане и вогнутая кривая в продольном профиле должны быть совмещены в конце спуска. При необходимости в продольный профиль и план трассы вносят изменения. Продольный профиль должен быть вычерчен на миллиметровой бумаге в соответствии с ГОСТ 21.511-83. В отчете следует дать описание проектной линии. При этом указать: принятые методы нанесения проектной линии по участкам трассы; положение проектной линии относительно контрольных точек; обоснование проектируемых высоких насыпей и глубоких выемок; обоснование принятых радиусов вертикальных кривых; обеспеченность водоотвода в продольном профиле. следующая >> Смотрите также: Отчет о деятельности
239.74kb.
2. Учредителем Учреждения является Курганская область
222.33kb.
Государственное образовательное бюджетное учреждение
710.81kb.
Государственное образовательное автономное учреждение
1073.52kb.
Купоров Павел Викторович Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга»
69kb.
1 Организационно-правовая форма Учреждения: государственное бюджетное учреждение
378.38kb.
Государственное управление (государственная управленческая деятельность) деятельность органов государственной власти по реализации их управленческих функций. Государственное учреждение
27.25kb.
Российская Академия сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение
20.18kb.
Государственное образовательное автономное учреждение
214.55kb.
Лекции 15 4 2 Авт. Симонова В. В. зав методическим отделом му дод цдтт г. Казани Учреждение дополнительного образования как субъект современного образования о становлении и развитии системы дополнительного образования
507.64kb.
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
131.68kb.
Государственное казенное учреждение 331.17kb.
|