Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать


Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования






УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России



4 февраля 2002 г.

Регистрационный № 04-0312-П


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0312 Преподавание в начальных классах


(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


Москва – 2002 г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. 76 c.
Ó Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика

специальности 0312 Преподавание в начальных классах
1.1. Специальность 0312 Преподавание в начальных классах утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0312 Преподавание в начальных классах:

очная,


очно-заочная (вечерняя),

заочная,


экстернат.
1.3. Нормативные сроки обучения по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:



  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев 1.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификации выпускника:



  • учитель начальных классов;

  • учитель начальных классов и (в соответствии с программой дополнительной подготовки).

1.4.1. Перечень программ дополнительной подготовки2.

1.4.1.1. Дополнительная квалификация:


  • воспитатель.

1.4.1.2. Дополнительные области знания:



  • иностранный язык;

  • родной (национальный) язык и литература;

  • основы безопасности жизнедеятельности;

  • информатика;

  • коррекционно-развивающее образование;

  • физическая культура;

  • воспитание детей дошкольного возраста;

  • социально-гуманитарные дисциплины;

  • русский язык и литература;

  • математика;

  • психология;

  • изобразительное искусство;

  • музыкальное воспитание;

  • технология;

  • ритмика и хореография;

  • семейное воспитание;

  • педагогика дополнительного образования.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник готовится к работе в качестве учителя начальных классов в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми младшего школьного возраста в других воспитательно-образовательных учреждениях.

Основные виды деятельности учителя начальных классов:



образовательно-воспитательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития ребенка; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; осуществление личностно ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения личности детей, анализа их обученности и воспитанности, проектирования развития личности школьников; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;

учебно-методическая планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний и умений школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания с учетом анализа достигнутых результатов;

социально-педагогическая – разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Выпускник должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников; взаимодействовать (сотрудничать) с младшим школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести педагогическую работу с родителями; квалифицированно владеть теми умениями и приемами, которыми педагог обучает школьников (чтение, письмо, счет, рисование, музыкальная деятельность, обслуживающий труд, физкультура); пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой; владеть умениями самообразования и самовоспитания.

Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младшего школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0312 Преподавание в начальных классах, подготовлен:

- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;



- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0312 Преподавание в начальных классах
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:


  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • знать государственный язык Российской Федерации – русский, свободно владеть языком, на котором ведется преподавание;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором, быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм;

  • владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен:
в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области отечественной истории:

  • иметь представление об основных этапах истории Отечества;

  • знать тенденции становления и развития российской государственности;

  • уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;



в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии3:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);


в области мировой художественной культуры:

  • иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;

  • знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;


в области литературы:

  • иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;

  • знать основные этапы истории мировой литературы.


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен:
в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;


в области информатики:

  • иметь представление о сущности информации, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;

  • знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики, основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

  • иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организма и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:

  • знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;

  • знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;

  • знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

  • знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;

  • знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;

  • знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;

  • знать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • знать закономерности межличностных и внутригрупповых отношений;

  • знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;

  • знать основы педагогического мастерства;

  • знать основы управления образовательными системами;

  • знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;

  • знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;

  • знать основополагающие принципы здорового образа жизни;

  • знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;

  • знать основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;

  • уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;

  • уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;

  • уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;

  • уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;

  • уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;

  • уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;

  • уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;

  • уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

  • уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;

  • уметь осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;

  • уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;



в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;

  • знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;

  • знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;

  • знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;

  • знать Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;

  • знать основы семейного права;

  • знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;

  • уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;

  • уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;

  • уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области экономики образовательного учреждения:

  • иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

  • знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;

  • знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;

  • знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;

  • знать методику бизнес-планирования;

  • знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите учащихся, работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.


По дисциплинам предметной подготовки
выпускник должен:


  • знать содержание основных дисциплин: русского языка, детской литературы, математики, естествознания, изобразительной деятельности, художественного труда (технологии), музыки, физического воспитания;

  • знать методики преподавания учебных дисциплин начальной школы;

  • знать основные вариативные программы, реализуемые в начальной школе;

  • знать средства развития личности младшего школьника;

  • знать специфику обучения детей шестилетнего возраста;

  • знать основы современных методических систем обучения и воспитания детей;

  • знать содержание учебных дисциплин дополнительной подготовки;

  • уметь формировать у младших школьников целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;

  • уметь осуществлять личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста;

  • уметь осознавать и адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста;

  • уметь планировать и организовывать образовательную работу, направленную на формирование общей культуры личности;

  • уметь создавать и поддерживать благоприятный микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

  • уметь активизировать интеллектуальную деятельность и развитие способностей детей;

  • уметь организовывать педагогическую деятельность по дополнительной подготовке.


Квалификация – учитель начальных классов, воспитатель.
Выпускник должен
знать:

  • сущность воспитательной деятельности и особенности ее организации;

  • методы и приемы педагогической деятельности, направленные на самопознание, самосовершенствование и самовоспитание личности;

  • типы семей и внутрисемейные отношения, особенности семейного образования и домашнего воспитания, формы и методы работы с семьями воспитанников;

  • основы этнопедагогики;

  • иметь представление о работе с социально неадаптированными детьми;


уметь:

  • формировать у детей целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;

  • организовывать учебно-познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность воспитанников, их двигательную активность;

  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности воспитанников (в том числе детей, имеющих отклонения в развитии и девиантное поведение);

  • анализировать и представлять опыт воспитательной деятельности в различных формах методической работы;

  • оказывать консультативную помощь родителям (лицам их замещающим);

  • использовать знания об основах этнопедагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка.
Выпускник должен
знать:

  • фонетическую и грамматическую систему, словарный состав, стилистические особенности иностранного языка;

  • исторические особенности развития страны изучаемого языка, географические данные, политическую систему и государственное устройство, основные виды искусства, социокультурные особенности народов – носителей языка;

  • детскую литературу стран изучаемого языка;

  • основы теории обучения иностранным языкам, современные технологии обучения в нашей стране и за рубежом, средства обучения;


уметь:

  • фонетически, грамматически, лексически, стилистически правильно излагать свои мысли на иностранном языке в письменной и устной формах;

  • бегло и правильно читать вслух иностранный текст;

  • воспринимать на слух разговорную речь, вести беседы на пройденные темы;

  • использовать современные технологии образовательной деятельности по иностранному языку.

Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного (национального) языка и литературы.
Выпускник должен
знать:

  • систему родного языка и его уровни, связи лексической и грамматических подсистем, основные единицы языка и речи;

  • литературу и фольклор, их историческое развитие и современное состояние, соотнесение с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;

  • родную детскую литературу;

  • иметь представление об истории культуры родного народа;

  • технологии обучения родному языку и литературе;


уметь:

  • фонетически, грамматически, лексически, стилистически правильно, свободно излагать свои мысли в письменной и устной формах на родном языке;

  • бегло и правильно читать вслух текст на родном языке;

  • использовать методики преподавания родного языка и литературы в начальной и основной общей школе, различные средства обучения родному языку и литературе.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области основ безопасности жизнедеятельности.
Выпускник должен
знать:

  • современные теории и практику обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;

  • теории риска и факторы, обусловливающие возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения;

  • основные способы, средства и методы индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза, профилактики соматических и инфекционных заболеваний;


уметь:

  • организовывать оказание первой медицинской доврачебной помощи пострадавшим в условиях массовых поражений при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;

  • оказывать первую медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при ряде инфекционных и неинфекционных заболеваний, ранений, травм, ушибов, повреждений и неотложных состояниях, а также при их транспортировке в лечебное учреждение;

  • владеть методикой преподавания школьного курса основ безопасности.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики.
Выпускник должен
знать:

  • теоретические основы информатики;

  • устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;

  • программное обеспечение ЭВМ, различные компьютерные операционные системы;

  • основные возможности текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных;

  • новые информационные и коммуникационные технологии в образовании;

  • основы программирования;

  • содержание школьного курса информатики и возможности его пропедевтики в начальных классах;

  • методическую систему обучения информатике;


уметь:

  • работать с различными компьютерными операционными системами, текстовыми и графическими редакторами;

  • программировать на одном из языков высокого уровня;

  • работать в локальных сетях, системах телекоммуникаций;

  • владеть методикой преподавания информатики;

  • использовать новые информационные технологии в практике работы образовательного учреждения.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования.
Выпускник должен
знать:

  • невропатологию детского возраста;

  • психологические особенности детей с проблемами в развитии, трудностями в учении и поведении;

  • основные принципы создания и условия оптимального функционирования коррекционно-развивающей среды;

  • причины и виды речевых нарушений у детей группы риска и основные способы педагогической работы по преодолению и профилактике нарушений устной и письменной речи детей группы риска;

  • методики обучения с коррекционно-развивающими технологиями;


уметь:

  • использовать методы педагогической диагностики состояний риска в развитии детей, успешности их обучения и воспитания;

  • создавать психологически комфортную, коррекционно-развивающую среду жизнедеятельности детей;

  • выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми;

  • разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с учетом данных педагогической диагностики;

  • осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми группы риска и просветительно-педагогическую работу с семьей.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области физической культуры.
Выпускник должен
знать:

  • анатомо-физиологические и гигиенические основы физической культуры и спорта;

  • закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков;

  • основные этапы развития физической культуры и спорта;

  • место и роль базовых видов физических упражнений в физическом развитии личности;

  • основные виды спортивных и подвижных игр, легкоатлетических и гимнастических упражнений, разные стили плавания, способы передвижения на лыжах, коньках и др.;

  • содержание, организацию, структуру, методы и формы учебно-тренировочного процесса;


уметь:

  • планировать и проводить основные формы учебной физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы с разным контингентом обучающихся;

  • осуществлять педагогический и медико-биологический контроль в процессе проведения занятий физической культурой и спортом и коррекцию физического развития;

  • владеть технологией обучения двигательным действиям и методикой развития физических качеств.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста.
Выпускник должен
знать:

  • психические и физические особенности детей дошкольного возраста;

  • особенности основных видов деятельности детей дошкольного возраста;

  • основные современные вариативные программы дошкольного образования;

  • педагогические системы и технологии в дошкольном образовании;

  • закономерности речевого развития ребенка;

  • основы развития ребенка в изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности;

  • основы физического развития ребенка;

  • основы развития элементарных математических, естественнонаучных представлений;

  • основы развития экологической культуры ребенка;


уметь:

  • владеть приемами изобразительной и конструкторской деятельности, выразительного художественного чтения;

  • элементарными приемами коррекции речи детей, пения, выполнения физических упражнений;

  • организовывать учебно-познавательную, игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность дошкольников, их двигательную активность;

  • создавать предметно-пространственную среду, обеспечивающую условия для разностороннего развития дошкольников.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области социально-гуманитарных дисциплин.
Выпускник должен
знать:

  • основные этапы развития мировых цивилизаций;

  • основные направления российского государственного и общественного строительства;

  • сравнительную историю мировых религий;

  • основные экономические понятия;

  • историю родного края;

  • географическое краеведение;

  • основные программы изучения общественных дисциплин в начальной школе;

  • современные методики преподавания общественных дисциплин в начальной школе;


уметь:

  • ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры;

  • формировать у младших школьников представления о целостной картине мира, нравственных ценностях, общественных процессах;

  • проектировать учебный процесс по общественным дисциплинам, используя современные методики и технологии обучения.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы.
Выпускник должен
знать:

  • систему современного русского языка, отечественную и зарубежную литературу;

  • основные методики преподавания русского языка и литературы;

  • вариативные программы по русскому языку и литературе, реализуемые в начальной и основной общеобразовательной школе;


уметь:

  • грамматически, лексически, стилистически правильно, свободно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

  • осуществлять различные виды грамматического разбора;

  • анализировать художественное произведение.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области математики.
Выпускник должен
знать:

  • основы математического анализа, геометрии, алгебры;

  • основные этапы истории математики и иметь представление об основных современных тенденциях ее развития;

  • методические системы обучения математике;

уметь:

  • применять на практике современные методы, приемы, формы и средства обучению математике;

  • выявлять и развивать математические способности учащихся.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии.
Выпускник должен
знать:

  • основы психодиагностики;

  • основы семейной психологии;

  • психофизиологические основы обучения;

  • психологические основы педагогической деятельности;

  • проблемы социальной психологии;

  • основы экспериментальной работы в психологии;


уметь:

  • осуществлять психодиагностическую работу;

  • составлять психологическую характеристику личности;

  • оказывать психологическую поддержку участникам учебно-воспитательного процесса: обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам их замещающим);

  • осуществлять педагогическую деятельность на основе учета индивидуальных особенностей, возможностей и интересов учащихся.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства.
Выпускник должен
знать:

  • теорию изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

  • историю русского и зарубежного искусства;

  • основы педагогики и психологии художественного творчества;

  • средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

  • современные методы, приемы, формы и средства обучения изобразительному искусству;

  • роль и место декоративного искусства в организации жизни общества;

  • проблемы эстетического воспитания личности;

  • основы дизайна;


уметь:

  • выразительно и грамотно изображать предметы и явления окружающей жизни с натуры, по памяти и по представлению;

  • создавать условия для художественно-творческого развития учащихся;

  • анализировать произведения изобразительного искусства;

  • владеть методикой воспитания и обучения изобразительному искусству, современными технологиями.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания.
Выпускник должен
знать:

  • основные этапы развития русской и зарубежной музыкальной культуры;

  • закономерности исполнения произведений и средств художественного исполнения;

  • разносторонний по содержанию и стилю репертуар для учащихся начальной школы;

  • методику вокально-хоровой работы;

  • основные элементы музыкального языка, логические основы музыкальной композиции;

  • методику разучивания и исполнения вокальных произведений;

  • основы ритмики и хореографии;


уметь:

  • анализировать музыкальное произведение с учетом особенностей стиля, жанра, формы и т.п.;

  • производить анализ мелодической линии и гармонического сопровождения;

  • организовывать хоровой коллектив среди учащихся и руководить им;

  • исполнять на музыкальных инструментах произведения из школьной программы;

  • работать над ритмичными, координированными пластичными движениями под музыку с детьми дошкольного и школьного возраста;

  • планировать и проводить уроки музыки.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области технологии.
Выпускник должен
знать:

  • основы технологической культуры;

  • технологию художественной обработки материалов с методикой преподавания;

  • материаловедение и технологию обработки конструкционных материалов;

  • культуру дома;

  • основы декоративно-прикладного искусства, декоративно-прикладное искусство различных народов нашей страны;

  • основы технического творчества;

  • основы художественного конструирования;


уметь:

  • разрабатывать и реализовывать технологические процессы изготовления швейных изделий;

  • конструировать и моделировать женскую и детскую одежду;

  • выполнять различные швейные операции на швейных машинах;

  • разрабатывать и реализовывать технологические процессы по обработке древесины, металлов и других конструкционных материалов;

  • выполнять различные операции по обработке дерева, металлов и других материалов на различных машинах;

  • владеть методикой обучения технологиям художественной обработки дерева, металлов и конструкционных материалов.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области ритмики и хореографии.
Выпускник должен
знать:

  • основы танцевального искусства, особенности взаимосвязи музыки и движения;

  • содержание детского музыкально-ритмического репертуара;

  • основы классических, народных и национальных танцев;

  • методику обучения бальным танцам;

  • композицию постановки детских танцев;

  • цели и задачи обучения детей в области хореографии и ритмики;

  • закономерности развития основ танцевальной культуры у школьников;

  • индивидуально-психологические особенности личности и их проявление в танце;

  • санитарно-гигиенические условия проведения занятий по хореографии и меры по охране здоровья ребенка;

  • принципы планирования работы по хореографии и ритмике;

  • методику, содержание и формы работы с детьми по хореографии, ритмике;

  • передовой опыт работы в области хореографии и ритмики;

  • своеобразие содержания форм и методов работы с семьей по приобщению их к искусству танца;


уметь:

  • выразительно исполнять упражнения классического и народно-сценического танца, танцевальные композиции народных танцев;

  • определять уровень танцевальных способностей детей и составлять характеристики;

  • разрабатывать систему работы по основам хореографии;

  • самостоятельно проводить разные формы работы по хореографии и ритмике;

  • осуществлять индивидуальную работу, используя разные виды занятий;

  • создавать хореографические сказки, миниатюры, этюды, разучивая их с детьми;

  • организовывать различные танцевальные праздники и развлечения;

  • использовать хореографию и ритмику в разных видах деятельности в режиме дня школьника.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания.
Выпускник должен
знать:

  • понятие «семья», основные функции семьи, факторы нарушения функций семьи, структуру семьи, динамику семьи;

  • особенности современной семьи, типы семейных взаимоотношений;

  • специфику семейного воспитания;

  • особенности воспитания в нетипичных семьях, в неблагополучных семьях;

  • современные задачи сотрудничества семьи с образовательными учреждениями;

  • психологические методы изучения семейных отношений и положения ребенка в структуре межличностных отношений в семье;

  • основные методы психодиагностики и психодиагностической технологии;

  • методы, приемы и средства коррекции психического развития детей;

  • понятие конфликта, причины, мешающие разрешению конфликта и пути его разрешения;

  • фонетическую и грамматическую систему, словарный состав, стилистические особенности иностранного языка;

  • основы музицирования;


уметь:

  • выявлять уровень развития, обученности и воспитанности детей в семье, намечать перспективы развития и воспитания детей в семье;

  • проводить диагностику в области семейных отношений;

  • использовать коррекционные методики в процессе обучения и внеучебной деятельности детей;

  • анализировать конфликтные педагогические ситуации;

  • фонетически, грамматически, лексически, стилистически правильно излагать свои мысли на иностранном языке в письменной и устной форме;

  • бегло и правильно читать вслух иностранный текст;

  • воспринимать на слух разговорную речь, вести беседы на пройденные темы.


Квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области педагогики дополнительного образования.
Выпускник должен
знать:

  • сущность дополнительного образования и особенности его организации;

  • особенности организации педагогического процесса в дополнительном образовании;

  • сущность и особенности организации детских коллективов и закономерности социального развития ребенка в них;

  • специфику развития способностей, познавательных интересов и творческих потребностей учащихся;

  • содержание, методику и организацию различных видов творческой деятельности;


уметь:

  • вовлекать учащихся в разнообразную творческую деятельность;

  • комплектовать состав кружка, секции, студии, клубного или другого детского объединения и сохранять его в течение срока обучения;

  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности учащихся, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике

В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по основным видам профессиональной деятельности.


2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0312 Преподавание в начальных классах выпускник должен быть готов к выполнению образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 0312 Преподавание в начальных классах

Индекс

Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы



Всего часов

максимальной

учебной

нагрузки


в т.ч. часов

обязательной

учебных

занятий


1

2

3

4

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

4010

3116

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины4

879

690

ОГСЭ.01


Основы философии:

предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем






44

ОГСЭ.02

Основы права:

право: понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы






32

ОГСЭ.03


Русский язык и культура речи:

основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;

функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;

лексика: использование в речи изобразительно-выразительных средств, лексические нормы;

фразеология: типы фразеологических единиц, их использование в речи;

лексикография: основные типы словарей;

фонетика: основные фонетические единицы, фонетические средства языковой выразительности;

орфоэпия: орфоэпические нормы русского литературного языка, понятие о фонеме;

графика: позиционный принцип русской графики;

орфография: принципы русской орфографии;

морфемика: словообразовательные нормы;

морфология: грамматические категории и способы выражения в современном русском языке, морфологические нормы;

синтаксис: основные единицы синтаксиса;

русская пунктуация;

лингвистика текста





56

ОГСЭ.04

Отечественная история:

возникновение славянского мира; формирование государственности; древняя Русь; принятие христианства; политическая раздробленность и борьба за независимость в XIII веке; процесс становления национального самосознания и формирования самодержавия; проблема модернизации России в начале XVIII века и ее специфика; особенности модернизации России во второй половине XIX века; Россия в поисках пути развития на рубеже XIX–XX веков; революции в России в начале XX в.; феномен советской модели развития; Великая Отечественная война 1941–1945 гг.; попытки модернизации советской системы в 50-60-е годы; СССР во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов; перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985–1991гг.); российские реформы на современном этапе






62

ОГСЭ.05

Иностранный язык:

основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение






182

ОГСЭ.06

Физическая культура:

роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка






182

ОГСЭ.07

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах
1727.77kb.
Преподавание в начальных классах спо
223.53kb.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2205 Прикладная информатика (по отраслям)
689.6kb.
Сборник тестов по дисциплине банковские операции для специальности
1292.34kb.
Рабочая программа дисциплины введение в специальность для специальности
178.34kb.
Рабочая программа дисциплины банковские операции для специальности
779.57kb.
Рабочая программа дисциплины финансы, денежное обращение и кредит для специальности
293.51kb.
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» для специальности
161.3kb.
Выписка из гос спо 2-го поколения Требования к минимуму содержания программы дополнительной подготовки по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Квалификация – бухгалтер с дополнительной подготовкой
11.99kb.
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 050709 Преподавание в начальных классах
1007.12kb.
Итоговой аттестации выпускников
201.13kb.
Рабочая программа дисциплины «Основы алгоритмизации и программирование» для специальности
221.12kb.