Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Михайловск


Анализ воспитательной работы

за 2012-2013 учебный год

2013 год

Анализ воспитательной работы

за 2012-2013 учебный год

 

            В 2011-2012 учебном году основной целью воспитательной работы  являлось создание условий  в школе для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

            Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:


  • воспитание гражданственности - подготовка и включение учащихся школы в жизнь демократического государства и гражданского общества, приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношения; становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции;

  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

  • художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

  • ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

  • свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

  Для реализации поставленных  задач были определены  приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • нравственно-правовое воспитание;

  • физкультурно-оздоровительное воспитание;

  • интеллектуально-познавательная деятельность;

  • ученическое самоуправление;

  • дополнительное образование;

  • профилактика правонарушений;

  • работа классных руководителей;

  • работа с родителями;

  • работа библиотеки;

  • трудовая деятельность и отдых учащихся;




  1. Гражданско-патриотическое воспитание

Целью данного направления ВР является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:



  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Работа по   гражданско-патриотическому воспитанию в 2012-2013г. проводилась согласно утвержденной программе по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности и нравственности учащихся;

  • Формирование чувства сострадания и милосердия

  • Выявление при сотрудничестве с местной администрацией нуждающихся в помощи престарелых, одиноких, ветеранов войны и инвалидов в микрорайоне школы;

  • Оказание нуждающимся в помощи в быту;

  • Оказание нуждающимся моральной и материальной поддержки;

  • Сотрудничество с воинскими частями, организация концертных программ, оказание материальной помощи военнослужащим;

Эта программа способствовала воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и желания заниматься благотворительной деятельностью. Все ветераны ВОВ, ветераны тыла, одинокие в микрорайоне школы были охвачены заботой и вниманием: оказание нуждающимся помощи в быту, моральной и материальной поддержки, организация концертных программ, поздравление с праздниками, особенно с Днём Победы.

Были проведены благотворительные акции: «Школьный принадлежности» - сентябрь, оказание помощи ветеранам ВОВ на приусадебных участках «Спешите делать добро»- октябрь, «Подари новогоднюю игрушку школе» - декабрь, операция «Кормушка» - январь, «Низкий поклон тебе солдат» – февраль, поздравление женщин – ветеранов ВОВ и тыла с Женским Днём 8 марта, трудовой десант «Я хозяин моего города», акция «Подари книгу школе» - апрель, акция «Георгиевская ленточка» и возложение цветов к Мемориалу «Огонь вечной славы» - май.

Но нужно отметить, что всей работой занимались не все учащиеся, и далеко не все охотно. Многие, особенно старшеклассники, ссылались на нехватку времени. Не удалось наладить работу так называемой «Скорой помощи» для выполнения работы по просьбам ветеранов. Однако следует учесть, что лишь у единиц классных руководителей налажена система оказания «Скорой помощи» ветеранам, это: Маринина М.А. – 6 «А», Волосатова Г.А. – 7 «А» класс, Гноевая Т.И. – 7 «Д» класс, Григорьева О.А. – 9 «А» класс, Беляева Т.К. – 9 «В» класс.

С целью воспитания у учащихся преданности Родине, готовности к её защите, подготовки юношей к службе в ВС, пропаганды подвига нашего народа во славу Отечества, в связи с празднованием 68 годовщины Победы над фашистской Германией, в январе-феврале был проведен месячник «России славные сыны». В рамках месячника классными руководителями проведена большая работа по воспитанию гражданско-патриотических качеств учащихся (встречи с ветеранами ВОВ, уроки Мужества, экскурсии, благотворительные акции). Так же, в феврале, школа принимала участие в районном конкурсе военно-патриотической песни «Солдатский конверт» в котором были задействованы: студия «Вдохновение» и танцевальный дуэт «Феерия». А 21 марта в городе Ставрополе проходило военно-патриотическое мероприятие «Во славу Отечества песню споём» где студия «Вдохновение» стала лауреатом II степени, театр мод «Фантазия» - лауреат II степени, танцевальный дуэт «Феерия» - лауреат II степени.

24 января 2013 года в актовом зале школы была организована встреча председателя городского совета ветеранов, труженика тыла Шишкина Николая Семеновича и заместителя председателя районного совета ветеранов, участника ВОВ Талалакина Юрия Ивановича с учащимися 6-10-х классов. На высоком уровне были проведены соответствующие классные часы.

За период 2012-2013 уч. года Зал Боевой и Трудовой Славы не был пополнен новыми экспонатами, не были подготовлены и проведены экскурсии, посвященные 68 годовщине Победы над фашистской Германией.

Стенды « Ветераны труда», «Участники ВОВ в нашем микрорайоне» находятся в хорошем состоянии, но их надо пополнять и обновлять. До конца не оформлена «Книга почета школы». Необходимо добавить экспонаты на экспозиции: « История школы», «Земляки-участники локальных войн», «История города». Лекции и экскурсии для гостей необходимо проводить не только учащимся, но и педагогам, т.к. они более квалифицированно и грамотно могут ответить на трудные вопросы.

В этом учебном году преподаватель-организатор ОБЖ Козырев А.А. подготовил юнармейский отряда к районной игре «Зарница», где команда заняла почётное III место.

В этом учебном году военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни!» (8-11 классы) прошёл на более высоком уровне по сравнению с прошлым годом. А для 5 – 7 классов были организованы встречи с ветеранами ВОВ в актовом зале, где ребята посмотрели отрывки фильмов о войне и послушали рассказы ветеранов о пройденных военных годах и Всемирном дне Победы.

Среди параллелей 9-11 классов в конкурсе «А ну-ка, парни» места распределились следующим образом: 8 «А» – I место, 8 «Б» – II место, 8 «Г» – III место, 9 «Г» – I место, 9 «А» – II место, 9 «В» – III место.

Подготовка к конкурсу «А ну-ка, парни» прошла организовано. Классные руководители подготовили команды к конкурсу и присутствовали на мероприятии.

В новом учебном году, работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена. 



Положительные результаты:

1.  Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется все больше внимания.

2.  Вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий по данному направлению.

3.  Учащиеся школы принимают участие во всех районных, краевых мероприятиях данного направления.



Проблемное поле:

1.   Оформление школьного музея Боевой Славы.

2.  Накопленный опыт по данному направлению недостаточно систематизирован.

3.  Оформление творческих  отчетов о проделанной работе с ветеранами учащимися 5-11 классов.    

 Возможные пути устранения недостатков:

1.  Активизация поисковой работы с привлечением учителей-историков, родителей через внедрение новых форм (операция «Чердак», «В бабушкином сундучке» и др.)

2.  Поставить на контроль деятельность классов в творческих конкурсах, и оформление творческих отчетов.



2.Нравственно-правовое воспитание.

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила поведения.

Задачи: Формирование нравственного отношения к окружающим людям, формирование нравственной системы ценностей.

Работа по нравственно-правовому воспитанию  проводилась согласно утвержденному плану.

      В течение года проведены классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, встречи с ветеранами ВОВ, Афганской и Чеченской войн, тематические мероприятия патриотической и нравственной направленности, поздравление с Днем Учителя ветеранов педагогического труда, пожилых людей с Днём пожилого человека, проведены тематические часы по духовному воспитанию. Активно принимали участие в этом направлении: 6 «а» класс – кл. рук. Маринина М.А., 7 «А» класс – кл. рук. Волосатова Г.А., 7 «Д» класс – кл. рук. Гноевая Т.И., 8 «А» класс – кл. рук. Минасян Н.М., 10 «Б» класс – кл. рук. – Шевченко Л.А.

Традиционно в сентябре проводилась организация отряда ЮИД, руководителем которого является Айриян Г.М., проводились классные часы «Дорога – не место для игры», «У дорожных правил нет каникул». Организуются встречи учащихся 5-9 классов с работниками ГИБДД. Классными руководителями были проведены мероприятия по разработке маршрутов следования учащихся из дома в школу и обратно.

Традиционно в рамках акций проводятся  творческие конкурсы:  «история и современность», «Город герой – Севастополь». Отмечается низкая активность учащихся 6-11 классов в творческих конкурсах. Особое внимание необходимо уделить литературным конкурсам.

     Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях средний, что позволяет судить о недостаточном хорошем уровне сформированности нравственных  и духовных качеств учащихся.

  Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться  к собственности, школьному имуществу.  Положительное отношение   к обществу и природе  остается примерно на одном уровне.  Такие результаты говорят о недостаточном  воспитательном воздействии классных руководителей.

Проблемное поле:

1.  Недостаточное внимание классных руководителей к изучению этики, культуре поведения.

2.  Низкая активность учащихся в творческих конкурсах.

3.  Недостаточное использование классными руководителями различных методик диагностирования нравственного уровня учащихся и коррекции воспитательного воздействия на них в соответствии с полученными результатами.

 

Возможные пути преодоления недостатков:

1.  Классным руководителям совершенствовать методы стимулирования успешности в преодолении трудностей учащимися; уделять больше внимания в общеобразовательных классах различным интеллектуальным турнирам, занимательным  предметным  материалам, которые помогли бы заинтересовать учащихся.

2.  Классным руководителям активизировать творческую деятельность учащихся.

3.  Администрации своевременно направлять, отслеживать, стимулировать работу классных руководителей по использованию различных методов диагностики уровня воспитанности учащихся, коррекции в связи с полученными результатами своей воспитательной деятельности в этом направлении.  

           

3.Физкультурно – оздоровительное направление

Физкультурно – оздоровительное направление деятельности школы осуществлялось в ходе реализации программы «Здоровье», целью которой являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

В соответствии с программой были определены основные направления работы:

- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровье сберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни:  тур слеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций.

    В течение 2012-2013уч. года в школе работали спортивные кружки и секции:



  • «Волейбол»

  • «Баскетбол»

  • Пешеходный туризм

Школьники приняли участие во всех районных соревнованиях. Охват спортивными кружками и секциями составил 43 % учащихся, что на 3% больше чем в прошлом году. Учителями физической культуры систематически проводились  спортивные соревнования в рамках спартакиады школьников. Однако несвоевременно обновляется информация на  спортивных стендах.

         Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в  спортивных, внутришкольных мероприятиях.

В целом школа показывает хорошие результаты по итогам года в районной спартакиаде – II место


  • Баскетбол (юноши) – III место в районных соревнованиях;

  • Баскетбол (девушки) – I место в районных соревнованиях;

  • Кросс – I место;

  • Соревнования допризывной молодежи – II место;

  • Легкая атлетика – III место;

  • Футбол – 5 место

  • Олимпиада – II место.

Определенная спортивная работа ведется, но мало проводится школьных спортивных мероприятий и дней здоровья.

За год были проведены следующие мероприятия:



  • Мини футбол – 5-9 классы;

  • Пионербол (девочки) – 5-6 классы;

  • Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» - 5-6 классы;

  • Весёлые старты – 5-9 классы;

  • Шашки – 5-9 классы;

  • Олимпиада – 5-9 классы;

  • 3 дня здоровья – 5-11 классы.

Администрации школы, МО учителей физкультуры и ОБЖ, медработникам стоит подумать об увеличении количества дней здоровья.

На высоком уровне проведены такие спортивные соревнования, как «Веселые старты» для учащихся 5-9 классов и спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» для учащихся 5-6 классов.

Кроме этого во II полугодии проходил:


  • Месячник баскетбола (январь) – 6-11 классы;

  • Месячник волейбола (февраль) – 8-9 классы;

  • Месячник легкой атлетики (апрель) – 5-11 классы.

В качестве общего положительного момента следует отметить большое количество экскурсий, выездов на природу, турпоходов, в том числе дальних и автобусных со 100% охватом комплекта классов. Здесь трудно даже все перечислить, потому что у каждого класса было что –то свое, интересное.

По результатам отчетов классных руководителей можно сделать следующий вывод – было организованно 112 экскурсий и походов, что на 12 % больше чем в прошлом году:



  • г. Волгоград (кол-во 1);

  • Архыз (кол-во 5);

  • Лагонаки (кол-во 5);

  • Домбай (кол-во 7);

  • Русский лес (кол-во 11);

  • парк Победы в г. Ставрополь (кол-во 25);

  • дендрарий в СНИИСХ (кол-во 5 );

  • каток в Галерее (кол-во 8);

  • обзорная экскурсия на автобусе по г. Ставрополю (кол-во 18).

Выявлено, что большой популярностью у учащихся пользуются:

В них занимаются в учащиеся 7-11 классов, что составляет 82 чел. (11%). Кроме того 26 % учащихся посещают спортивные секции в ДЮСШ.

В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «Мы против наркотиков» классными руководителями проведены тематические классные часы,  беседы  по пропаганде здорового образа жизни учащихся.

   К сожалению не все учащиеся, классные руководители ответственно и добросовестно относятся к проведению оздоровительных мероприятий (не качественно проводятся зарядки, на улице во время паузы дети предоставлены сами себе). Ведь это может привести к травматизму учащихся школы. Важно предупредить беду или проблему на начальном этапе, все направления воспитательной работы взаимосвязаны.

В связи с этим в этом учебном году внести в план внутришкольного контроля проверку проведения оздоровительных мероприятий.
Результат:

1.  Реализация программы «Здоровье» систематизирует работу педагогического коллектива в данном направлении.

2.  Стабильные результаты спортивных достижений.

3.  Учащиеся школы принимают участие во всех районных мероприятиях данного направления.



Проблемное поле:

1.  Недостаточное материально-техническое обеспечение для полноценного развития спортивно-массового воспитания.

2.  Привлечение родителей к совместной деятельности.

Возможные пути решения проблем:

1.  Охват 100%  занятостью спортом учащихся школы.

                   2. Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях.

                   3.Систематический контроль выполнения программы «Здоровье» всеми членами педагогического и ученического коллективов со стороны администрации.



4. Интеллектуально-познавательная деятельность

Самое большое внимание в школе уделяется художественно-эстетическому направлению, целями которого является развитие творческих способностей учащихся, выявление талантливых и одаренных детей, формирование основ эстетической культуры через целевые воспитательные программы «Общение» и «Досуг».

В прошедшем учебном году классными руководителями 5-11 классов были организованы различные экскурсии и культпоходы со 100% охватом 31 комплектов классов в драматический театр им. М.Ю. Лермонтова в г. Ставрополе (кол-во 47), краеведческий музей и музей изобразительных искусств в г. Ставрополе (кол-во 19), кинотеатры г. Ставрополя (кол-во 27), цирк (кол-во 8 ), историко–краеведческий музей г. Михайловска (кол-во 9).

К этому следует добавить, что учащиеся школы приняли активное участие в фестивалях и конкурсах разного уровня – и заняли 20 призовых мест, что на 5 мест больше чем в прошлом году: вокальная студия «Вдохновение» ( худ. рук. Баева А.В.) – кол-во 6 , КВН - кол-во 6, театр мод «Фантазия» (рук. Минасян Н.М.) - кол-во 2, танцевальный дует «Феерия» - кол-во 2, чтецы на литературных конкурсах – кол-во 1, фестиваль школьных СМИ – кол-во 2, районный слёт вожатских отрядов – кол-во 1. Здесь лишь обратим внимание на то, что необходимо выделить работу с одаренными детьми в планах работы классного руководителя. Ибо только на первый взгляд, кажется, что перечисленные выше достижения наших учащихся обусловлены лишь деятельностью педагогов дополнительного образования и не как не связанны с воспитательной работой. На самом деле это не так. От классного руководителя зависит и побуждение воспитанников к участию в этих мероприятиях, и организация их времени, и поддержка и поощрение участников и победителей. Удачно осуществляют данную деятельность такие классные руководители, как: Маринина М.А. (6 «А»), Минасян Н.М. (8 «А»), Григорьева О.А. (9 «А»), Чертова З.Г.(11 «А»), Пушкина С.В. (11 «Б»), Шапагатян Л.Г. ( 8 «Б»), Закревская А.П. (8 «Е»), Беляева Т.К. (9 «В»), Закревская Л.А.( 9 «Б»).



5. Ученического самоуправления.

            В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы продолжал работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах.

            Ребятами была спланирована деятельность на год, проведено 9 заседаний по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий.

Ученическое самоуправление принимало активное участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

Следует отметить работу президента школы Михайлова Михаила ученика 10 «В» класса. Старшеклассники сознательно и качественно выполняли различные поручения и были инициаторами мероприятий для учащихся 5-11 классов.

Анализируя работу органов школьного самоуправления, следует назвать нерешенные проблемы:

• организация работы с лидерами детских активов – учеба актива

• нерегулярное посещение планерок для лидеров учащимися и, как следствие, неинформированность о школьной жизни и низкий уровень участия в делах

• безинициативность, порой безразличие отдельных старшеклассников к школьным делам, и как следствие, потребительское отношение к школе.

Бесспорно, любовь и забота о школе воспитывают школьный патриотизм,

гордость за свое образовательное учреждение. Это должно стать целью воспитательной работы на 2013-2014 учебный год.

Участие детей в организации дел определяется их возрастными особенностями, и интересами. Именно самоуправление внутри классного и школьного коллективов позволяет каждому ученику проявить себя, ощутить свою нужность для класса, школы.

Эффективность УСУ достигается благодаря тому, что используется сочетание традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимыми проектами: «Организация правового воспитания в среднем общеобразовательном учреждении», взаимопомощь в усвоении школьной программы между старшеклассниками и учащимися младших классов, реформа ДОО «Активист» и организация «Школы вожатых» среди учащихся 7-8-х классов, реформа структуры палат ученического самоуправления. Сейчас УСУ находится на стадии реализации и попутной модернизации собственного решения проблем.

«Организация правового воспитания в среднем общеобразовательном учреждении», как проект защищался Михайловым Михаилом на районном этапе краевого конкурса «Лидер» в марте 2013 г. Этот проект был разработан ведущими отечественными специалистами в области воспитания, образования, юриспруденции и преобразован под работу школы. Выводом этого проекта стало введение Министерства Юстиций (в последствие, переименованное в Министерство внутренних Дел). Куратором этого направления был назначен вице-президент Ученического Самоуправления МБОУ СОШ №1, ученик 9-го «Б» класса, Давыдов Артур.

Взаимопомощь в усвоении школьной программы между старшеклассниками и учащимися младших классов, была разработана «Система консультанства». Суть этой системы заключается в том, что бы старшеклассники оказали помощь в усвоении учебного материала учащимися младших классов. Работа консультанта направлена на ситуативное восполнение пробелов в знаниях пройденного материала, тьюторство, консультирование.

«Школа вожатых» - комплекс мероприятий, направленный на обучение учащихся средних классов работе ученического самоуправления – в общем, и «вожатства» – в частности.

Реформа структуры палат Ученического Самоуправления в МБОУ СОШ №1 проходило через ликвидацию двухпалатной системы «Совета мэров» и введение должностей координаторов работы Ученического Самоуправления среди параллелей классов. Суть должности заключается в медиаторстве между президентским советом и мэрами классов, координирующими общественную деятельность внутри классных коллективов.

Еще один проект, над которым работает УСУ – это школьная газета «Классные новости». Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты. Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

Каждое министерство работает над своим проектом. Самых больших результатов добились в проекте «КВН – это круто». Можно сказать, что уже традиционно команда школы в районной юниор-лиге КВН на протяжении всего года и в финале занимает 1-ые места. И в 2013 году «Отпетым КиВиНам» удалось стать чемпионом Ставропольской Юниор-Лиги КВН. Теперь команда «Отпетые КиВиНы» будет представлять Ставропольский край в г. Анапе в сентябре 2013 года на всероссийском фестивале, по результатом которого будет сформирована всероссийская юниор-лига КВН.

Реализация проектов УСУ способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.



Результат:

1.   Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной.



Проблемное поле:

    1. Деятельность ученического самоуправления по профилактике правонарушений.

Возможные пути преодоления недостатков:

1.  Необходимо активизировать работу всех отделов,  особенно - информационного  через более тесное сотрудничество с  классными коллективами.

2.  Сделать жизнь в классе открытой, и через информационные листы класса, 1 раз в месяц освещать свои экскурсии, праздники, классные часы.

3.  Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.

4.  Уделить больше внимания работе  по профилактике правонарушений.

             



6. Дополнительное образование

       В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм занятости учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.

      На базе школы работало 9 кружков и секций. Количество кружков в школе стало меньше в связи с сокращением количества часов, но все-таки у детей есть  возможность выбрать себе занятие по интересам и развивать свои творческие способности:

Создавая условия для развития у учащихся творческих начал, мы совершенствуем систему организации клубной и кружковой работы в школе, строим её исходя из пожеланий родителей, интересов детей и возможностей школы. Но материально-техническая база школы не позволяет осуществлять вне урочную работу и дополнительное образование на высоком профессиональном уровне, из за этого наблюдается уменьшение количества учащихся получающих дополнительное образование на базе школы. Педагоги дополнительного образования стремятся обеспечить условия для творческой самореализации всех детей.

Уровень детских творческих коллективов школы достаточно высок, они являются дипломантами и лауреатами региональных, краевых и районных конкурсов. В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями дополнительного образования, а также с представителями общественности. 82 % учащихся (598 человек) занимаются в кружках и секциях учреждений дополнительного образования в микрорайоне школы: музыкальной школе, художественной школе, ДЮСШ, Центре детского творчества, ДЮЦ «Типчак» и всего 16 % учащихся (119 человек) получают дополнительное образование в школе, а 2% учащихся (16 человек) совсем не посещают никаких секций и кружков. Приложение №1

Но вместе с тем еще не до конца решена проблема дополнительного образования. В основном в системе дополнительно образования занимались учащееся 8-11 кл., учащихся 5-7 кл. гораздо меньше. Это не потому, что они не хотят, просто большинство объединений дополнительного образования ориентированы на более старший возраст. Для учащихся 5-7 классов мало разнообразия, в основном вокал. А старшим классам явно не хватает объединений технической направленности, научно-исследовательской работы, спортивно-прикладных объединений. Причина – в отсутствии руководителей названных объединений и отсутствии материально-технической базы. Однако ясно, что работу в этом направлении нужно продолжать и в следующем учебном году. Хотелось бы создать МО педагогов дополнительно образования, т.к. педагоги и руководители кружков и клубов были разобщены, и в новом учебном году следует продумать их объединение.



Результат:

1.  Увеличение занятости детей во внеурочное время.

2.  Рост мастерства, творческой активности   учащихся.

Проблемное поле:

1.  Сокращение часов, ставок на внеурочную занятость детей.

2.  Отсутствие индивидуальных программ по осуществлению развития особо одаренных детей.

3. Низкое количество педагогов дополнительного образования.



Возможные пути решения проблем:

1. Повысить качество предоставления дополнительных услуг за счет повышения методической и профессиональной подготовки педагогов.

2. Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.

3. Расширить сеть дополнительного образования за счет включения объединений учебно-развивающего направления.


7. Профилактика правонарушений

     Согласно плану воспитательной работы,  в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков  на протяжении всего учебного года в школе велась работа   по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия:

- составлялись списки;

-  своевременно ставились такие дети на внутришкольный контроль;

- велась работа по устранению причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.

Велось обследование  жилищно-бытовых условий учащихся, находящихся в социально-опасном положении 1 раз в месяц, составлялись акты;

        Разработан план по профилактике правонарушений, включающий мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

В школе осуществляется контроль   получения образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков. Работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей, правовое просвещение подростков и их родителей – основные формы деятельности школы в этом направлении.

        Классными руководителями проводится  работа с учащимися и их родителями -  классные часы, беседы по профилактике правонарушений.

           Все учащиеся, находящиеся в трудном социальном положении были заняты в кружках и секциях при школе.

   За всеми учащимися, состоящих на учете, закреплены наставники из числа администрации школы, классных руководителей.

     Родительских прав за учебный год никто не лишен.



Результат:

1. Работе с трудными подростками в школе уделяется достойное внимание.

2. Улучшилась выявление детей «группы риска» и своевременное оформление их в специальные государственные учреждения в случае необходимости.

3. Оказывается необходимая помощь детям из малообеспеченных семей. Ведется необходимая работа с детьми-инвалидами.



Проблемное поле:

1.  Снижается ответственность родителей за воспитание детей.

2.  Низкий уровень образования родителей, материальные трудности в семьях,

Возможные пути преодоления недостатков:

1.  Обеспечение социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.

2.  Полное выполнение совместного плана работы всех служб школы, ОВД и его реализация.        

3.  Классным руководителям усилить контроль  за  учащимися, склонных к правонарушениям, за семьями находящимися в сложной жизненной ситуации.

 

8. Работа классных руководителей

 В этом учебном году всего работало:  31 классных руководителей.

            Анализ и изучение работы классных руководителей  с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач.

            Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с учащимися и родителям.

    В традиционных школьных мероприятиях принимали участие все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе.

    1.Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.

2. Вызывают тревогу учащиеся 7-8 классов, где  чаще всего проявлялись  нарушение устава школы.   

3.Доброжелательные отношения между учащимися в классе не всегда выражаются в действенной помощи друг другу.

4. В поведении некоторых учащихся наблюдаются факты невоспитанности и бестактности, межличностные отношения не всегда отличаются доброжелательностью и взаимопомощью.

Особо хочется отметить классных руководителей Югай А.П. (10 «А»), Шевченко Л.А. (10 «Б»), петрошенко Л.Я. (10»В»), Чертову З.Г. (11 «А»), Пушкину С.В. 11 «Б») Айриян Г.М. (8 «В»), Минасян Н.М. (8 «А»), Волосатову Г.А.(7 «А»), Шапагатян Л.Г. (8 «Б»), которые уделяли много внимания повышению эффективности работы по гражданско-патриотическому, эстетическому воспитанию, а также формированию навыков здорового образа жизни через реализацию программ «Общение», «Досуг», «Здоровье», «Милосердие». Классные руководители стали больше уделять внимания деловому и межличностному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников.

В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, часы творчества, сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, видеорепортажи и т.д.: «Поговорим о внешнем виде» (в 5 «А»), «Твоя уличная компания» (в 6 «Б»), «Устав школьной жизни»» (в 7 «А»), «Уважай ближнего, как самого себя» (в 7 «Д»), «Моё свободное время» (в 9 «А»), «Права и обязанности ребёнка» (в 9 «В»), «Какой твой характер» (в 8 «Б»), «Умеем ли мы дружить?» (в 6 «Г»), «Ученики школы – защитники Родины» (в 6 «А»), «Женщина-мать – символ красоты » (в 10 «В»).

К сожалению, методический фонд школы не пополнен сценариями праздников, тематических часов общения. Это недоработка руководителей МО классных руководителей 5-11 кл.

Одной из задач воспитательной работы в новом учебном году было формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения. Классные часы «Поговорим о внешнем виде», «Устав школы – закон школьной жизни». «Умей себя вести в обществе», индивидуальные беседы с учащимися, работа с родителями способствовали решению этой задачи.

Для решения проблемы классного часа предлагаю:



  • При планировании работы классному руководителю спланировать 9 тематических классных часов (из расчета один классный в месяц), при этом включить в этот план беседы, направленные на формирование здорового образа жизни(5-11 кл.);

  • Обязать каждого классного руководителя в течении года провести один открытый классный час;

  • Итоги этой работы подвести в августе будущего года на педсовете.

Безусловно, что все перечисленные выше дела способствовали воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств, способствовали развитию активной жизненной позиции, ответственности, инициативы.

Однако, при такой интересной, содержательной и разнообразной воспитательной деятельности, которая реализуется и в обучении, и во внеурочной работе, наблюдается целый ряд негативных тенденций. Это и опоздания учащихся, о которых постоянно ведется речь, пропуски без уважительных причин, появление большого количества курящих школьников, и связанные с этим нарушения дисциплины в таких классах, как 9 «В» (кл. рук. Беляева Т.К.), 6 «Г» (кл. рук. Миляева Н.И), 7 «Д» (кл. рук. Гноевая Т.И.), 8 «Г» (кл. рук. Прудникова Е.В.),9 «Б» (кл.рук. Закревская А.П.).

Взаимным непониманием в некоторых классах определяется и относительно низкая оценка уровня сотрудничества классного руководителя с классным коллективом. Классный руководитель далеко не всегда владеет техникой публичного общения с детьми. Именно в этом, а не только в отсутствии времени, в сложностях расписания и перегрузке учащихся и учителей видится нежелание некоторых классных руководителей проводить классные часы.

Так и не был решен вопрос школьной формы. Систематические рейды по проверке внешнего вида учащихся показали, что образцовыми классами являются 5 «А» кл., 5 «Б» кл., 5 «В» кл., 6 «А» кл., 6 «Б» кл., 6 «Г» кл., 7 «А»., 7 «Б».,8 «А» кл., но есть классы и их большинство в школе в которых 70-90% учащихся не носят школьную форму. Это все вместе и есть нарушение Устава школы. Каковы же причины? Их, очевидно, несколько. Резко меняется время, социум, а с этим связаны всевозможные отрицательные влияния. Тем не менее, ряд причин кроется в работе классных руководителей, в педагогических просчетах, порой в неумении осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Еще одной из причин является то, что у классного руководителя не всегда хватает времени и последовательности в целенаправленной работе с учащимися. Здесь следует затронуть вопрос о работе с дневниками учащихся. Как показали результаты проверки дневников учащихся 7-11 классов, в новом учебном году администрации школы следует поставить на контроль проблему регулярности выставления оценок в дневник, наличие маршрутных листов следования учащихся из дома в школу. Классным руководителям следует обратить внимание на культуру ведения дневников, на заполнение домашних заданий, на наличие подписей родителей.

С целью оказания методической и практической помощи классным руководителям в организации работы с учениками был проведен педсовет по теме «Правовое поле ученика» в форме дискуссии, в результате которого были утверждены «Права и обязанности ученика», «Правила поведения» и был предложен для разработки «Дисциплинарный устав».

В этом году МО классных руководителей 5-х классов уделило много внимания вопросу адаптации учащихся в новой школе. Психологом школы были проведены тесты, выявляющие тревожность состояния учеников, сплоченность коллектива класса и определение лидера класса. В рамках повышения уровня общей культуры учащихся проведен цикл часов общения по культуре поведения и культуре одежды.

Существенным недостатком в работе МО классных руководителей 5-9 кл. явилось то, что не обобщался опыт работы классных руководителей.

На следующий учебный год хотелось, чтобы МО классных руководителей установили более деловой тесный контакт с психологом школы, привлекая их на заседания МО.

Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни учащихся. Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставят перед собой воспитатель. На практике же часто план классного руководителя представляет набор мероприятий, проводимых во вне учебное время.

Анализ планов классных руководителей за прошедший год показал, что 30% классных руководителей, составляя свои планы, строго придерживались рекомендаций по составлению планов воспитательной работы, учитывая интересы, склонности и возможности учащихся. Хорошо, обоснованно сделанный анализ работы за прошедший год, грамотно составлена характеристика классного коллектива и поставлены педагогические задачи, подробно, чётко отраженна деятельность классного руководителя в планах:

Мурадян Т.Д – 5 «А» класс

Губанова Л.А. – 5 «Б» класс

Фирсова Л.Ю. – 6 «Б» класс

Волосатова Г.А. – 7 «А» класс

Гноевая Т.И. 7 «Д» класс

Шапагатян Л.Г. – 8 «Б» класс

Григорьева О.А. – 9 «А» класс

Петрошенко Л.Я. 10 «В» класс

Часть классных руководителей подошла к составлению плана формально, ограничиваясь перечнем внеучебных дел. Не все классные руководители чётко представляют себе связь анализа работы за прошедший год с планированием работы на следующий год. Поставленные задачи плохо прослеживаются в запланированных мероприятиях. Анализ по целевым программам заключается в перечислении проведенных мероприятий, не поставлены цели и задачи к программам, не указаны мероприятия, которые оказались невыполненными, не перечислены возникшие проблемы, причины и возможные пути их решения, не отмечены наиболее удачные мероприятия и отличившиеся ученики.

Учитывая ряд обстоятельств:


  • Завершить составление плана воспитательной работы с классом не позднее 15-го сентября 2013 года;

  • Провести ряд индивидуальных консультаций для классных руководителей по составлению плана воспитательной работы с 3 по 10 сентября 2013 года;

  • Утвердить планы классных руководителей у директора школы до 20 сентября 2013 года;

  • Внести дополнения и корректировку в планы в начале второго полугодия 2014 года;

Контроль за работой классных руководителей осуществляется путем:

  1. собеседования;

  2. анкетирования учащихся;

  3. посещения классных часов;

  4. отчёта классных руководителей в конце каждого полугодия о выполнении программ.

Исходя из вышесказанного, в 2013-2014 году МО классных руководителей следует решать следующие задачи:



  • более активно и полно обобщать передовой опыт классных руководителей, пропагандируя его через организацию открытых мероприятий воспитательного характера;

  • внедрять новые формы обобщения и распространения опыта работы: конкурс классных руководителей «Самый «классный классный»», педагогические гостиные, мастер-классы;

  • активное использование возможности школы для повышения профессионального мастерства классных руководителей.

Решение этих задач будет способствовать достижению основной цели-профессиональному росту классных руководителей.

В конце каждого полугодия подводились итоги работы классных руководителей по этим программам.



Результат:

1.  В целом работу классных руководителей можно считать  удовлетворительной.

Проблемное поле:

1.Не все классные руководители активно принимают участие в воспитательной работе школы.

2.  Недостаточно обобщен опыт передовых классных руководителей;

3.  Своевременная сдача отчетности.



Возможные пути преодоления недостатков:

1.   Активнее привлекать классных руководителей к подготовке и проведения открытых воспитательных мероприятия.

2.  Провести мероприятия по обмену опыта передовых классных руководителей.
9. Работа с родителями.

     Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья, т.е. педагогическое просвещение родителей. Кроме того школой оказывается помощь учащимся в трудоустройстве, учащиеся, имеют возможность бесплатно отдохнуть в летнем оздоровительном лагере, дети из малообеспеченных семей в первую очередь получают имеющиеся бесплатные учебники в школьной библиотеке.

  В системе проводятся общешкольные тематические родительские собрания. Анализ посещаемости родителями школьных собраний показал, что посещаемость классных собраний низкая.  Это свидетельствует о недостаточном взаимодействии классного руководителя с родителями. Наблюдается небольшой рост посещаемости общешкольных родительских собраний, что показывает повышение заинтересованности родителей в общих проблемах воспитания.

            В прошедшем учебном году были организованы и проведены внеклассные мероприятия с привлечением родителей:  «Папа, мама, я – спортивная семья », «Славим руки матери», «Семейные традиции» и новогодние праздники.

           Классные руководители тесно взаимодействуют с членами родительского комитета. Родители оказывают материальную помощь в ремонте кабинетов.

Результат:

1. Повысился уровень взаимодействия школы с родителями.  

2. Повысился  уровень посещаемости общешкольных родительских собраний.

Проблемное поле:

1.Слабо привлекаются родители к участию во внеурочной деятельности.

2. Организация работы родительского всеобуча.

3. Низкая явка на собрания 



Возможные пути преодоления недостатков:

    1. Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.

    2. Уделять больше внимания организации и проведению родительского собрания.

    3. В 2012-2013учебном году соц. педагогу особое внимание уделить работе родительского всеобуча.

 

10. Работа библиотеки

     Все классные руководители осуществляли воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, где в течение года проводились мероприятия, посвященные бережной сохранности учебников для учащихся 5-7 классов, часы общения, конкурсы, викторины в каникулярное время.

      Библиотекарем проводится хорошая работа по героико-патриотическому воспитанию, истории родного края, постоянно действует книжная выставка, которая знакомит с новыми книжными изданиями.

Библиотекой оформляются тематические выставки с обзором книг, проводятся профилактические беседы о вреде употребления алкоголя, наркотиков.

В прошлом учебном году в библиотеке установлено три новых компьютера, подключен без лимитный интернет. Однако, по результатам мониторинга работа учащихся в читальном зале с использованием интернета ведётся на низком уровне. Библиотекарю Азановой Т.Б. следует уделять больше внимания работе с мультимедийными технологиями, проводить видео лектории с использование ИКТ. В будущем учебном году необходимо пополнить базу мультимедиа-библиотеки и более тесно сотрудничать с классными коллективами.

В целом работу библиотеки можно считать удовлетворительной.


11. Трудовая деятельность и отдых учащихся

       Согласно программе «Лето 2013» была организована занятость детей во время летних каникул.

В июне месяце в школе работает оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием. В этом году в нем поправляют здоровье  50 человек, учащихся школы. Дети остались довольны и питанием, и организацией каждого дня. Это можно утверждать, основываясь на анализе анкеты «Диагностика степени удовлетворенности отдыхом в пришкольном лагере «Солнышко», которую проводил психолог школы Топалова Т.В. Ребятам было предложено ответить на ряд вопросов:


    1. Тебе понравилось ходить в лагерь? 95% ребят ответили – да.

    2. Нравятся ли тебе твои воспитатели? 98% ребят ответили – да.

    3. Нравятся ли тебе твои вожатые? 100% ребят ответили – да.

    4. Ты приобрёл новых друзей в лагере? 97% ребят ответили – да.

    5. Мне больше всего в лагере нравится….. ребята ответили:

                • Походы в парк;

                • Посещение кинотеатра;

                • Экскурсии;

                • Интересные игры;

                • Конкурсы;

                • Что мы на свежем воздухе;

                • Бассейн;

    6. Мне больше всего не нравится в лагере…. Все ребята поставили прочерк.

Необходимо отметить работу:

  • начальника лагеря – Толмачёвой Т.В.

  • воспитателей – Бовкун О.Н.

Чмырёвой Н.Г.

Нагайниковой С.В.

Зинченко С.В.


  • вожатского отряда –

Минко Екатерина – ученица 10 «А» класса

Шкиря Анастасия – ученица 10 «А» класса

Аполонова Ирина – ученица 10 «А» класса

Комова Мария – ученица 10 «В» класса

Власова Людмила ученица 8 «А» класса

Плохова Дарья – ученица 8 «А» класса

Зимина Кристина – ученица 8 «А» класса

Во время работы лагеря были проведены следующие мероприятия:



  1. Изучены правила внутреннего распорядка и правила поведения в лагере.

  2. Изучен маршрут «Наша дорога в школу и домой»

  3. Акция «Скажи наркотикам нет, а жизни – да»

  4. Была организована встреча с инспектором ОДН Власовой Т.В. и проведена беседа «Ответственность за правонарушения»

  5. Музыкальные викторины: «Мультипульти», «Угадай мелодию».

  6. Викторины «Путешествия по городу Михайловску», Знаете ли вы литературных героев», «История и культура центра России»

  7. Психологические игры «Следопыт», «Тайный друг».

  8. «День здоровья»

  9. «Весёлые старты»

  10. Соревнования по пионерболу

  11. Конкурсы рисунков «Мы против наркотиков», «Мы дети твои – Россия», «Осторожно, улица», «Чистый город».

  12. Игра путешествие «Дорожные знаки – твои помощники»

Кроме этого: посещение кинотеатра «Россия», районной центральной детской библиотеки, посещение музея им. Завгороднего г. Михайловска, хлебозавода, пожарной части №53 г. Михайловска, участие в митинге, посвященному Дню памяти и Скорби 22 июня 2013 года.

         В летний период учащиеся проходили производственную практику по благоустройству  школьного двора. Работали на пришкольном участке.



Результат:

  1. Дети имеют возможность оздоровиться в школе.

  2. Производственная бригада выполняет большой объем работ по подготовке здания школы к новому учебному году и благоустройству территории школы.

Проблемное поле:

1.  Нежелание некоторых трудных подростков  трудоустраиваться.



Возможные пути решения проблем:

  1. Воспитательная работа с трудными подростками по привлечению их к организованному летнему отдыху, к участию в трудовых бригадах.


Выводы: Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2012-2013 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

  1. Повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

  2. Расширение общего и художественного кругозора учащихся общей и специальной культуре, обогащение эстетических чувств.

  3. Развитие диапазона управлением учащимися своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармонического межличностного взаимодействия.

  4. Развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, развивать творческую инициативу.

  5. Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.

  6. Продолжать воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, школьной и общественной собственности и развивать трудовую активность школьников.

  7. Усиление работы по развитию ученического самоуправления. 


скачать


Смотрите также:
Г. Михайловск Анализ воспитательной работы
321.25kb.
Анализ воспитательной работы Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
44.56kb.
План воспитательной работы
265.63kb.
Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год
268.52kb.
Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год
525.74kb.
Анализ воспитательной работы мкоу рудовской сош за 2012-2013 учебный год
204.15kb.
Анализ воспитательной работы за 2010/2011 учебный год
386.37kb.
Анализ воспитательной работы за год класс
40.99kb.
Структура плана воспитательной работы Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год
41.53kb.
Анализ воспитательной работы школы за 1 полугод
89.91kb.
Анализ воспитательной деятельности за 2011-2012 учебный год
232.82kb.
Анализ воспитательной работы
265.42kb.