Главная стр 1
скачать
Планирование
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ( 34 часа)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Тема I: «Древние корни народного искусства» (8 часа+1 час)

Содержание темы учебного курса

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство –уникальное явление духовной жизни народа. Связь кркстьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.



Программа. Контроль за ее выполнением.

№ п/п


Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Тип урока

( (форма и вид деятельности)



Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Компьютер

ное обеспечение урока



1

Древние образы в народном искусстве


Комби

нирован


ный (введе

ние новых знаний, практи

ческая работа)


Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далекими предками.

Задание: Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля,

птица, конь, солнце).



Материал: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумага.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

«Древние образы в народном искусстве»


2

Убранство русской избы.

Комби-

нирован


ный

Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трех- частной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Задание: Создание эскиза декоратив-

ного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и

зооморфными мотивами, выстраиване их в орнаменталь-

ную композицию.



Материал: Сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

«Дом как микрокос

мос»


3

Внутренний мир русской избы

Комби-

нирован


ный

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.



Задание: Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянско

го интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалевка.



Материал: Карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать уветовую композицию внутренного пространства избы.

«Внутренний мир русской избы»

4

Конструкция и декор предметов народного быта

Комби-

нирован


ный

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда –область конструктивной фонтазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декоро.

Предметы народного быта: ковши (ковш-скопкарь, ковш-кгнэсг. ковш-черпак), ендовы, солонины. ииВ- ницы, вальки, рубеля и др. Снмзс-tz- ческое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нар^лныг декор — не только украшение презмгь- та, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вешь- образ.



Задание: Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.).

Материал: Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского икусства с природой.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умель- пам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.


«Русская прялка»

5

Русская народная вышивка

Комби-

нирован


ный

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

Задание: Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материал: Гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.\

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

«Русская народная вышивка»

6

Народный праздничный костюм

Комби-

нирован


ный

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе — сарафан) и южнорусский (в основе панёва) комплекс женской одежды. Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно- подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма.

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

Задание: Создание эскизов народного праздничноо костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из варриантов:

А)украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;



Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) народным орнаментом.

Материал: Бумага ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, дать ему эстетическую оценку.

Соотносипъ особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков

Объяснятъ общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного отстояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия »орнаментике костюма черты национального своеобразия.

«Народный праздничный костюм»

7

Иготовление куклы –берегини в русском народном костюме

Урок -практикум

Декоративные куклы.

Задание: выполнить игрушку – куклу из лоскутов в технике народных мастеров.

Материалы: лоскуты ткани, ножницы, шерстяная нить красного цвета.


Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных

«Иготовление куклы –берегини в русском народном костюме»

8-9

Народные праздничные обряды

Комбинированный урок, обобщение темы

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние праздники), их символическое значение.

Задание: Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору)


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. «

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.


«Русские народные праздники»

ТемаII : «Связь времен в народном искусстве» (9 часа+1 час)

Содержание темы учебного курса

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общпносгь современных традиционных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественн:ых промыслов (форма, материал,

Особенности рописи, уветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессианализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Программа. Контроль за ее выполнением.

№ п/п


Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Тип урока

( (форма и вид деятельности)



Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Компьютер

ное обеспечение урока



1-3

Древние образы в современных народных

игрушках


Комби-

нирован


ный (беседа,

практическая работа,

итог работы).


Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.



Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материал: глина или пластилин.



Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

«народная глинянная игрушка»

4

Искусство Гжели


Комби-

нирован


ный

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно- сюжетные композиции.


Искусство Гжели
Особенности гжельской росписи:

сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого к темному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.



Задание: Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

Материал: Гуашь, кисти, бумага


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы

«Гжель»

5

Городеикая роспись


Комби-

нирован


ный

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Основные приемы городецкой росписи.



Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материал: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.


«Городеикая роспись»


6

Хохлома


Комби-

нирован


ный

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо- затейливая роспись «Кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.



Задание: Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

Материал: Карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.



«Хохлома»

7

Жостово. Роспись по металлу


Комби-

нирован


ный

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материал: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

«Жостово. Роспись по металлу»




8

Щепа". Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте


Комби-

нирован


ный

Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набиру- хи для ягод, туеса — творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.

Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого, красного, зеленого замалев- ка с графической линией — черным перьевым контуром.

Задание: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

3. выполнение птицыиз бумаги желтого тона.

Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.



Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.


«Щепа". Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»



9

«Чудо-звери» из мочала

Урок -практикум

Декоративные игрушки из мочала.

Задание: выполнение игрушки из мочала в технике народных мастеров.

Материалы: мочало.


Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных




10

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Урок –викторина. Обобщение темы

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы — гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционныхнародных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).



Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познаватель- ного материала. Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».





ТемаIII : «Декор — человек, общество, время» (10 часа)

Содержание темы учебного курса

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.



Программа. Контроль за ее выполнением.

№ п/п


Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Тип урока.

Форма и вид деятельности



Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Компьютерное обеспечение урока

1

Зачем людям украшения

Беседа

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.



Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.



Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь

«Египетские украшения»

2-3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Комби-

нирован


ный

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декораивного искусства.Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание:1.Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пектора- ли, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы. 2.Нанесение на пластину рисунка- узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

Материалы: 1.цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

2. фольга,пластина,

шариковая ручка.



Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декора- тивно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

«костюм Древней Греции». «Древнегреческие вазы»

4-5

Одежда «говорит» о человеке


Комби-

нирован


ный

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же — выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в деко ративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.



Задание: 1. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных ративно-прикладном искусстве XVII в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

2. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).



Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.


«Одежда средневе

ковья»


6-7

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы


Комби-

нирован


ный

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его аладельца, символ части рода.

Гербв ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.

Основные части классического герба. Формы щитов, герольдические и негеролдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической гералдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, щлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Задание: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов. 2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.


Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добываясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.


«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»


8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

обобщение темы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Задание: Выполнение различных аналитических–творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображение костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. 2. Посещение музея декоративно–прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно–прикладного искусства.



Участвовать в итоговой игре–викториныыыыыыыыыыыые с активным првлечением зрительного материала по декоративно–прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распозновать и системетезировать зрительный материал по декоративно–прикладному искусству по социально–стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличие от искусства народного (крестьянского).

Использовать в течи новые художественные термины.

«Саратов на Волге»

ТемаI V: «Декоративное искусство в современном мире» (7 часа -2 часа)

Содержание темы учебного курса

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик, и другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искуство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.



Программа. Контроль за ее выполнением.

№ п/п


Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Тип урока

( (форма и вид деятельности)



Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Компьютер

ное обеспечение урока



1

Современное выставочное искусство

Урок -беседа

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».



Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов дея тельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.




2-4

Ты сам —- мастер


Комби

Нирован


ные уроки

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.: Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.



Материалы: материалы для аппликации и коллажа, цветная бумага, веревки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты,



Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».





5

Итоговый урок

Урок обобщение. Викторина.

Задание: Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».



Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

«Итоговый урок»

скачать


Смотрите также:
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа)
328.06kb.
Декоративно прикладное искусство
545.09kb.
Рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
292.31kb.
Рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
54.56kb.
Учебно-методический комплекс: Н. А. Горяева, О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
38.54kb.
Учебная программа факультативных занятий «Декоративно-прикладное искусство Беларуси»
218.91kb.
Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
26.94kb.
Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
209.06kb.
Элективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
62.58kb.
«Одежда Средних веков»
97.21kb.
«Художественное народное и нетрадиционное декоративно-прикладное искусство»
65.74kb.
Индрякова Л. Г., Преподаватель художественного отделения
236.18kb.