Главная стр 1
скачать
Детская жестокость в условиях школьного коллектива

Колчина Т.А.

На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению.

Все существующие ныне теории агрессии, можно подразделить на несколько основных категорий.
Первая рассматривает биологическую обусловленность агрессивности, как врожденную, генетически запрограммированную форму поведения. Исходя из чего, даже самые положительные, изменения в окружающей среде, не способны предотвратить ее проявление.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни. Предполагается, что под влиянием обстоятельств человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлением о нравственности, вопреки личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам.

То есть большинство людей в определенных условиях (самозащита, роль «палача», приказ и т.п) могут проявлять жестокость, хотя в обычных условиях не склонны к насилию.
Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности.

Согласно следующей теории социального научения, агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии (жестокость близких взрослых людей), а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей. Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях такой семьи характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях часто подавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в жизни как способ справляться с ситуацией.

В повседневной жизни, на экранах телевизоров, средствах массовой информации встречается много примеров жестокости, ее безнаказанности и поощрения насилия. В этих условиях срабатывает механизм психологической защиты, который оберегает маленького человека от беспрерывного потока негативной информации. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий ребенка от психотравмы. А человек, не способный переживать за другого может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя жестоко, потому что в обществе насилие стало нормой.


Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в макро и микросоциуме. Более того, сама школьная система по своей природе имеет некоторые черты насильственного характера. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности.

Мы остановимся на явлении, которое в психологической литературе последнего времени получило название «буллинг» – жестокость в детской среде. «Буллинг» – это травля ребенка сверстниками, и это социальное явление свойственно преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.


В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, к сожалению, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Научное определение буллинга звучит так. Буллинг (bullying) – это длительное физическое или психическое насилие со стороны одного индивида или группы в отношении другого, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. Подобная ситуация может продолжаться в течение нескольких лет. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.

Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей.

Физическя агрессия: Включает в себя толкание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия.

Словесный буллинг: клички, прозвища, обзывания, злобные или непристойные (пошлые) замечания (комментарии). Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость.

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать, подчинить требованиям группы

Изоляция: Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Жертву также могут принуждать воровать имущество.

Повреждение имущества: одежды, обуви, учебных принадлежностей, других личных вещей жертвы.

Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя , жертву и наблюдателя.

Жертвой издевательств может стать каждый. Поводом выступают любые «минимальные» или « максимальные» особенности детей: рост, вес, цвет волос, тембр голоса, физиологические особенности и т.д. но основными чертами жертв насилия являются : крайняя неуверенность в себе, особая чувствительность к жизненным стрессам, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя, склонность к подчинению.

Выделяются следующие типы реагирования жертвы на ситуацию травли:


Активное сопротивление


Для этого типа характерны, в первую очередь, ориентация детей и подростков
на поддержку и постоянные попытки самостоятельно договориться с агрессорами. Такие дети адекватно используют помощь всех значимых людей, на которых они в этой ситуации могут положиться. Эта помощь честная, объективно своевременная и необходимая. Причем помощи предшествует их активная деятельность по налаживанию мира с обидчиками.
Они реально оценивают свои возможности, в первую очередь, физические. На первых этапах они мужественно могут вступать в силовое противоборство, при этом реально оценивают свои шансы на очередную победу. Иногда несколько успешных эпизодов самозащиты бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось. Друзей, педагогов и родителей они привлекают, в первую очередь, как мудрых советчиков и лишь затем как реальных защитников. Они не падают духом, способны максимально эмоционально не вовлекаться в ситуацию. Их оптимизм реальный, основанный, в первую очередь, на вере в себя и своих защитников

Отказ от сопротивления

Отказ от сопротивления у этих пострадавших связан, в первую очередь, с их фиксацией на «потенциальной неразрешенности» самой травматической ситуации. Отказ от борьбы у таких несовершеннолетних, как правило, наступает на ранних этапах буллинга. Реже отказ является результатом длительного и неуспешного сопротивления. Таким пострадавшим обычно свойственны: низкая самооценка, несовершенная «Я-концепция», склонность к пессимистическому восприятию действительности, личностная тревожность, сочетающаяся с переживанием беспомощности. Дети и подростки считают, что педагоги их не выслушают и не помогут, одноклассники же еще и создадут новые проблемы. По мере продолжения насильственных эксцессов в их адрес, депрессивные проявления становятся все более глубокими. Наконец, наступает такой момент, когда визуально эта категория переживающих травлю детей начинает выглядеть, как рано состарившиеся, пережившие горе взрослые люди. Именно в этот период они становятся особенно суицидоопасными, начиная в буллинге винить только себя.


Пассивное сопротивление


Дети не могут и не умеют активно сопротивляться. При очередных эксцессах буллинга они быстро теряются, вплоть до потери полного самообладания, импульсивно ищут поддержку. В такие моменты они напоминают детей значительно более младшего возраста, переживающих беспомощность. Чрезвычайная обидчивость, плаксивость, истеричность и, наконец, озлобленность – вот те преобладающие эмоции, которые переживаются этими детьми, делают их несчастными и раздражают окружающих. То есть здесь речь идет о формировании так называемого катастрофического мышления, которое в дальнейшем может привести к переживанию безнадежности.

Отрицание буллинга.

Здесь речь идет о детях и подростках, которые фактически отрицают творимое в их адрес насилие. Причем достигают они это путем классических механизмов психологической защиты: отрицания, вытеснения и рационализации. Внешне эти дети выглядят как благодушные, «весельчаки», ведут себя так, как будто бы ничего с ними не происходит. Насилие в свой адрес они пытаются для окружающих перевести в шутку, в «обычную школьную возню», в крайнем случае,


в недоразумение. Они категорически отрицают свою проблему как перед детьми, так и перед взрослыми – родителями и учителями. Однако более глубокое и доверительное обсуждение их ситуации снимает их личностную защиту. После чего за фасадом очевидной и неадекватной бравады обнажается глубокое страдание этих детей. Самооценка этих детей очень низкая. Реальная возможность опереться на поддержку семьи и одноклассников еще более проблематичная. Поэтому пристальное наблюдение за поведением таких детей позволяет рано или поздно оценить его как неискреннее, игровое, связанное с постоянным напряжением, при котором ребенок находится на грани срыва.

Бегство


Данная категория подвергшихся насилию детей и подростков непосредственно избегает любых контактов с агрессорами, вплоть до полного отказа от посещения мест, связанных с буллингом или с ним ассоциированных.
Эти дети отличаются особенно незрелой «Я-концепцией», крайне низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, низким или отрицательным статусом в сообществе учеников. Соответственно этому они категорически отрицают саму возможность любой поддержки, от кого бы она ни исходила. Именно они представляют высокий риск трансформации избегающего поведения в аддиктивное. При этом диапазон бегства может быть разнообразным: от ухода и бродяжничества до развития других нехимических (игровая зависимость, интернет-зависимость) и химических зависимостей.

Проблемно - усугубляющее поведение.

Дети этого типа своим активным сопротивлением усугубляют ситуацию. Во взаимоотношениях с ровесниками они конфликтны, отношения с родителями также во многих случаях крайне напряженные. Восприятие учителей отличается избирательностью или полным негативизмом. Конкретные действия, предпринимаемые в ответ третируемыми детьми против своих обидчиков, носят несоразмерно жестокий характер. В результате даже там, где можно было бы предотвратить очередной агрессивный эксцесс, они только очередной раз усугубляют ситуацию. Полностью отрицая помощь со стороны окружающих, они, тем не менее, обвиняют их в равнодушии и подстрекающем отношении к своей ситуации. Итогом такого типа поведения у детей является не только их неспособность самостоятельно справиться с проблемой насилия, но и дальнейшее ее усугубление.


Типичные черты учащихся, выступающих в роли обидчиков

  • Это уверенные в себе дети.

  • Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других

учеников, добиваясь таким путем своих целей.

- Они импульсивны и легко приходят в ярость.

- Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая

родителей и учителей.

- Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

- Морально и физически сильные , часто имеют достаточно высокий статус в

коллективе.
Наблюдатель

В большинстве случаев сверстники являются или наблюдателями или присоединившимися к обидчикам. Поэтому жизнь школы становится травмирующей не только для жертв, но и для тех, кто наблюдает или присоединяется к обидчикам из страха самому подвергнуться издевательствам.

Буллинг оставляет длительные последствия для всех его участников:

психологические негативные изменения личности, посттравматические стрессовые нарушения, ухудшение психического и физического здоровья, снижение образовательного функционирования, проблемы в коммуникации или их дальнейшее усугубление, прогрессирующее расстройство адаптации и потеря соцдостижений; для обидчиков возможна и дальнейшая криминализация поведения.



Для разрешения проблемы буллинга следует учитывать множество факторов и соблюдать ряд условий. Открытость школы проблеме буллинга, готовность взять на сбя ответственность за происходящее, партнерство на всех этапах работы, системность, активное вововлечение школьного сообщества, индивидуальный подход в каждом конкретном случае, и категорический запрет на любое насилие в школе.

Возможность и предпосылки возникновения такого явления, как буллинг, во многом определяются позицией (пусть даже и неформальной) педагогического коллектива школы.



Учитель намеренно или невольно может способствовать выбору жертвы, если он:

- подчеркивает проблему (недостаток) ученика перед всем классом;

- указывает на ученика как на плохой (хороший) пример;

- не ценит менее способных учеников;

- называет ученика прозвищем, которое потом использует весь класс;

- открыто недолюбливает ученика;

- помещает ученика в группу так, что тому приходится терпеть издевательства.

По данным западных исследователей, 25% учителей хотя бы иногда стараются игнорировать проблему, в то время как большинство детей ждут от них реальных действий. Многие школьники считают, что учителя не способны их защитить.

Проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные ее симптомы только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным и направленным на процесс в целом.

Рекомендации педагогам


  • Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. Помните, что понятие буллинг не аналогично таким понятиям, как агрессия или насилие. Однако последние могут быть элементами этого комплексного явления. Буллинг — это разрушительное поведение более «сильных», направленное на более «слабых». Это не ссоры и драки, в которых участвуют школьники, обладающие одинаковым авторитетом. Буллинг не бывает справедливым, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба (материального и морального) «слабому».

  • Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.

  • Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя,

административные работники, ученики школы.

  • Обсуждайте проблемы. Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в

группе очень важны и полезны.

  • Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным

межличностным отношениям между учащимися. Этот пункт включает в себя моделирование личного просоциального поведения и работу по уменьшению асоциального поведения; наблюдение (деликатное) за поведением учащихся в классе, на переменах; готовность оказать поддержку тем школьникам, которые стали «жертвами» буллинга; обмен опытом по положительному решению таких проблем.

  • Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

  • Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других. Учителям следует определить тех детей, чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы, например, неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть.

  • Конструктивно работайте с родителями. Обсуждайте с ними причины насилия.

  • Обязательно сформируйте команду специалистов, которая будет работать по данному направлению: психологи, социальные педагоги, педагоги, родители, при необходимости психотерапевты.

Введите правила:

- Постоянное информирование о недопустимости жестокогоповедения;

- Выработка учениками, учителями и родителями единого понимания издевательств;

- Постоянное отслеживание школьной жизни для выявления и устранения факторов, спо-

собствующих насилию;

- Распределение властных полномочий и употребление силы в школе таким образом,

что издевательства и подражание им становятся невозможными;

- Предоставление детям равных возможностей, условий для взаимодействия, взаимного

уважения и признания различий;

Непосредственно работая с детьми из группы преследователей необходимо:

- Переговорить отдельно с каждым из них;

- Объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и

указать меру ответственности за содеянное;

- Собрать всю группу и предложить каждому её члену рассказать перед другими, о чем

говорили с ним в индивидуальной беседе;

- Подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь

сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»;

- Поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе;

- Вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и

принятыми мерами; потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед

потерпевшими;

- Если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении

данного случая на то, что это не смешно;

- Если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из

детей принимал участие в такой «игре».

- Постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

- Наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать;

- Ясно объяснить наказание и почему оно назначается.



Работа с жертвой насилия:

Ребенку, подвергшемуся насилию, необходимо дать понять, что вы понимаете его принимаете его проблему и поддерживаете. В разговоре используйте «Я» сообщения:

- Я тебе верю.

- Мне жаль, что с тобой это случилось.

- Это не твоя вина.

- Хорошо, что ты мне об этом сказал.

- Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

Обучите с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты, социальным навыкам.

Спланируйте ответ обидчику, давая положительные и реалистичные предложения разрешения проблемы.

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. Объясните ребенку вашу роль и роль взрослых, оказывающих ему поддержку .

Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Ее проявления различны. Это социальное явление большей частью находится в тени до тех пор, пока оно не проявляет себя отчетливыми, часто с тяжелыми последствиями, случаями. Сделать мир менее жестоким, а детство более безопасным, хотя бы в рамках одной вашей школы, - это задача, которая под силу только вам, педагогам. Как это сделать, давайте думать вместе.

В качестве методических рекомендаций по диагностике и работе с участниками буллинга можно использовать следующие источники:

Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

Кривцова С.В.; Мухаматулина Е.А. «Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с подростками», М.-1999.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррек­ция, - Минск,1996.

Фролов Б.С. , Рубина Л.П., Овечкина И. В. Профилактика кризиса у детей. Практическое руководство. СПб., 2008г.



Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Спб., 2005г.
скачать


Смотрите также:
Детская жестокость в условиях школьного коллектива
146.11kb.
Детская школьная организация
51.1kb.
Дополнительного образования детей «краевая детско-юношеская спортивная школа»
48.12kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Детская психология»
37.87kb.
Детская преступность
13.8kb.
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть
47.66kb.
Обеспечить научно- методическое сопровождение
3081.6kb.
Роль тренера – преподавателя в формировании детского спортивного коллектива
30.54kb.
Гуляние ряженых: «Пришла Коляда накануне Рождества» 4 и 5 января детская группа фольклорного коллектива
34.95kb.
1 Собрание трудового коллектива решает общие вопросы об организации деятельности трудового коллектива
31.36kb.
Актуальные проблемы школьного преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на фгос-3
96.64kb.
Положение об органе ученического самоуправления "Школьный парламент"
52.6kb.