Главная стр 1 ... стр 11стр 12стр 13стр 14
скачать

2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Особенности развития детей раннего возраста:


Раздел работы

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Задачи

Развитие речи

2 – 3 года

- Умеет говорить внятно

- В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

- Пользуется речью как средством общения


- Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

- Развивать звуковую сторону речи

- Совершенствовать грамматический строй речи.


Действия с предметами

2 – 3 года

- Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

- Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

- Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета


- Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

- Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

- Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)



Организация работы групп раннего возраста

Особое внимание в детском саду уделяется самым маленьким воспитанникам. Общеизвестно, что раннее детство – это особый период становления всех органов и систем ребенка. Это возраст, когда происходит “закладка” основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку в детском саду максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития. В группах раннего возраста создана пространственно – развивающая среда, которая стимулирует развитие ребенка: разнообразный дидактический материал, пособия, игры, игрушки.

В своей работе педагоги реализуют программы, “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой,

“Программу воспитания и обучения в детском саду

М.А. Васильевой,


«От рождения до школы» с учётом ФГТ под редакцией


Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.;

а также используют пособия Ляминой, Павловой, Чабровой.

Система работы по раннему возрасту в дошкольном учреждении состоит из 4 блоков:



Промежуточные результаты освоения Программы

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.



К концу 3 года жизни ребенок:

  1. Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

  2. Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

  3. Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

  4. Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

  5. Различает время суток (день, ночь); различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

  6. Различает температуру (горячо, холодно); поверхность (колючий, пушистый); плотность (твердый, мягкий); вкус (кислый, сладкий); запах (приятный, неприятный); звуки (знакомых предметов и голоса животных);

  7. Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

  8. Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

  9. в 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

  10. в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

  11. в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

  12. в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».


Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития.

  • Создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям.

  • Использование традиционных, инновационных и зарубежных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие.

Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обеспечения. Систематическое обучение как ознакомление с предметами и действиями, их свойствами и возможностями осуществляется в НОД «занятиях».



Содержанием НОД являются:

  • Ознакомление с явлениями природы и общественной жизни;

  • Развитие речи, формирование культуры общения и нахождения способов разрешения проблем;

  • Физическое развитие;

  • Ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной, изобразительной и театральной культуры, овладение элементами вокальной, театральной и изобразительной деятельности;

  • Детское экспериментирование.

Основные принципы построения и реализации Образовательной программы:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

  • Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития дошкольников и обогащение содержания образования.

  • Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

  • Сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения.

  • Открытость образовательных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.

  • Подготовку к поступлению к школе.

2.4.2. Построение развивающей среды в ДОУ

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:



  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности

  3. Это предполагает решение следующих задач:

  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

  • Радости существования (психологическое здоровье)

  • Формирование начал личности (базис личностной культуры)

  • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

  • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

  1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

  2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:


  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии

  2. принцип активности, самостоятельности, творчества

  3. принцип стабильности, динамичности

  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования

  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

  7. принцип открытости – закрытости

  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Примечание: каждый из этих принципов рассматривается подробнее.



Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

  2. использование помещений спальни и раздевалки.

  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

  1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.

  2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»

  • Достраивание определённых деталей интерьера детьми

  • Включение в интерьер крупных игрушек-символов

  • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

  1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.


Создание и обновление предметно-развивающей среды

Направления развития

Помещения и их оснащения

1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья

1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3. Спортивная площадка. 4. Медицинский блок.

3. Познавательное развитие

1. Учебная зона в каждой группе 2. Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3. Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4. Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5. Уголки природы (во всех возрастных группах). 6. Мини-музей 7. Кабинет познавательного развития.

4. Художественно-эстетическое развитие

1. Музыкальный зал. 2 3. Мини-музей 4. Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 5. Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 6. Костюмерная. 7. Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 8. Уголки ручного труда



2.4.3. Сотрудничество с семьей

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:


  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;

  • открытость дошкольного учреждения для родителей;

  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  • уважение и доброжелательность друг к другу;

  • дифференцированный подход к каждой семье;

  • равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников;

- с будущими родителями.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:



  • Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;

  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.


План взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников



Месяц



Мероприятия


Ответственный

Сентябрь.

День открытых дверей

«День знаний».



заведующая, старший воспитатель,

специалисты

воспитатели.


Октябрь.

Родительские собрания.

Заседание родительского комитета.



Заведующая, старший воспитатель,

воспитатели.



октябрь-ноябрь.

Консультация

«Особенности адаптации и работы с детьми раннего возраста».



Инструктор по ФИЗО, медсестра.

октябрь-ноябрь.

Праздники, развлечения

«Осенняя Ярмарка»



музыкальный руководитель, воспитатели.

декабрь-январь.

Праздники, развлечения

«Новый год», «Рождественские посиделки».



музыкальный руководитель, воспитатели

февраль.

Родительские собрания.

Консультации

(Здоровье сберегающие технологии дома).

Досуги посвященные 23 февраля



ст.воспитатель,ст. медсестра, логопед,

инструктор по ФИЗО.



март.

Праздник бабушек и мам.

музыкальный руководитель.

апрель-май.

Рекомендации

«Укрепляем иммунитет детей».

Совместные субботники.


Старший воспитатель,

воспитатели



Итоговое родительское собрание.

Старший воспитатель,

воспитатели



До свидания, детский сад.

музыкальный руководитель.




Организация работы по преемственности со школой.


месяц

Для воспитателя

Для родителя

Для заведующей, старшего воспитателя.

сентябрь

  • 1-ябеседа

готовность дошкольника к обучению в школе

Изучение литературы, подборка диагностических методик, установление связей со школой. Координация работы специалистов в дни открытых дверей. Проведение бесед с воспитателями.

  • 2-я беседа

Физическая готовность к обучению в школе.

-диагностика детей подготовительной группы(инструктор по ФИЗО, старшая медсестра, старший воспитатель)



Родительское собрание «Воспитание нравственно-волевых качеств и подготовки их к школе »

октябрь

  • 3-я беседа

Умственная готовность детей к обучению в школе.

  • Тестирование.

  • Ширма

«Развитие ребёнка в игре»

  • Анкетирование

«Какое место занимает физкультура в вашей семье»?

Обследование уровня речевого развития детей подготовительной группы. Проведение бесед с воспитателями.

ноябрь

  • 4-я беседа

Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

  • Устное сочинение для воспитателя

«мои воспитанники, их индивидуальные особенности».

  • Сочинение для родителей:

«Мой ребёнок, его индивидуальные особенности»

  • Консультация

«Психологическая готовность детей к школе»

Сравнение 2-х сочинений с целью выявления глубины знаний педагогами индивидуальных особенностей воспитанников и оказание помощи воспитателями.

декабрь

Открытые занятия для родителей (окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, математика, развитие речи, грамота)

  • Подобрать литературу по данной теме:

  • Подготовить открытые занятия для родителей и вопросы родителям, с помощью которых они могут оценить их способности.




  • 5-я беседа

Об эмоционально-волевой готовности детей к школе.







январь

Консультация:

«Как оценить развитие будущих школьников за 1-е полугодие»



Беседа:

«Помочь учиться»



Оперативный контроль.

Предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе.



февраль

Круглый стол по результатам диагностических методик (принимают участие специалисты, администрация)

Родительское собрание.

  • Папка передвижка

«Охрана зрения, осанки».

Подготовка к проведению круглого стала.

март

  • 6-я беседа

Готовность детей к сфере общения.

Консультация:

«Воспитание умственной активности в играх и на занятиях».






Совместная подготовка и проведение праздников посвящённых 8 марта.




апрель

Подготовить материал «Обзор литературы по вопросам воспитания и обучения старших дошкольников».

  • «Вы спрашиваете…Мы отвечаем».

Опрос родителей- на какие вопросы они хотели бы получить ответы.

  • Ширма «семейные традиции».

Тематический контроль литература для будущих школьников.

Подготовка и проведение выпускного праздника «До свидание, детский сад»!

май

Консультация:

«Как провести диагностику готовности к обучению в школе»



Консультация учителя начальной школы: «Бедующие первоклассники»

Оформление характеристик выпускников детского сада.


2.4. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

2.4.1. Управление реализацией программы



Нормативно-правовая база деятельности ДОУ

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (редакция Федеральных законов от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ от 16.11.97 № 144 ФЗ)

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);

  3. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666;

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07. 2010 г. № 91);

  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655

  6. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г № 03-248;

7. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/ 34-16

  1. Устав ДОУ




  1. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

  2. Заведующий ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.

  3. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:

    • имеется номенклатура дел;

    • регистрируется входящая и исходящая документация;

    • осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);

    • распределены обязанности между руководителями;

    • обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;

    • имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.

  4. В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая

деятельность учреждения:

  • Устав ДОУ;

  • Договор с учредителем;

  • Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ.

Документация ведется в соответствии с Номенклатурой дел ДОУ.

  1. В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития ДОУ:

  • имеется Концепция ДОУ;

  • имеется Программа развития ДОУ;

  • осуществляется перспективное планирование;

  • осуществляется оперативное планирование;

  • воспитатели имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей;

  • освобожденные специалисты имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей;

  • тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов скоординированы по содержанию;

  • работа педагогов (воспитателей, освобожденных специалистов) с определенными группами (подгруппами, отдельными детьми) осуществляется на основе координации их деятельности (совместно проводятся занятия, педагогические консилиумы и другие формы сотрудничества).

  • ДОУ на 100% укомплектованность педагогическими кадрами;

  • 100% педагогов имеют педагогическое образование.


2.4.6. Взаимодействие с социальными партнёрами

Детский сад №5 активно взаимодействует с социумом:

1. СОШ № 1,2


  • комплектование начальных классов;

  • совместные семинары, педсоветы, открытые уроки;

  • экскурсии детей в школы.

2.Библиотека:

    • организация экскурсий для детей;

    • день открытых дверей для родителей;

    • тематические досуги по произведениям детских писателей.

3.Театральная деятельность

  • Посещение театрализованных представлений

  • Проведение конкурсов среди детских садов

  • Проведение досуговых и праздничных мероприятий

4. ФОК, посещение секций.

  • Организация работы «Семейного клуба» с привлечением педагогов на базе ДОУ;

5.С детской поликлиникой

  • Проведение плановых диспансеризаций

  • Осмотры детей узкими специалистами

  • Контроль за плановыми привиками

6. ОО

  • Педагогическая помощь воспитателям

  • Организация консультаций, семинаров, круглых столов

  • Участие в районных конкурсах.

*Организация курсов повышения квалификации педагогов




скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
«Детский сад №5 «Тополёк» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области На 2012-2013 учебный год часть 1
2443.12kb.
На 2012-2013 учебный год Детский сад
305.02kb.
На 2012-2013 учебный год. I. Проблемно-ориентированный анализ деятельности мбдоу детский сад с. Дормидонтовка за 2011 -2012 учебный год
507.54kb.
Председатель: Члены палаты: Попова Мария Николаевна, то «Истоки добра»
14.45kb.
Образовательная программа мдобу «Детский сад
2386.51kb.
Отчет по результатам самообследования мадоу «Детский сад №99»
780.53kb.
Едение итогов работы мбдоу детский сад «Сказка» пгт. Междуреченский за 2012-2013 учебный год мбдоу детский сад «Сказка» в 2012-2013 учебном году работал по программе «От рождения до школы»
534.49kb.
Годовой план мдоу «Детский сад» №2 «Теремок» п. Новоорск на 2012-2013 уч год Анализ деятельности мдоу №2
266.77kb.
Комплектование мбдоу «Детский сад №17 «Улыбка» на 2012-2013 учебный год
17.82kb.
Сетка занятий по нод в мкдоу детский сад «Рябинка» на 2012-2013 учебный год
37.35kb.
Публичный отчет деятельности мбдоу детский сад комбинированного вида №49 за 2012 -2013 учебный год Паспорт
412.97kb.
Директор мадоу «Детский сад №36 общеразвивающего вида» г. Печора
94.88kb.