Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Муниципальное автономное дошкольное c:\documents and settings\all users\документы\мои рисунки\изображения 127.jpg

образовательное учреждение

«Детский сад № 99 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара


Библиотека

МАДОУ «Детский сад № 99»

выпуск № 1


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО»



(из опыта работы c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\картинки\рисунки\hh00546_.wmf

МАДОУ «Детский сад № 99»

г. Сыктывкара»)

Сыктывкар, 2009 г

Принято: Утверждаю:

на педагогическом совете Директор МАДОУ

протокол № ___ «Детский сад № 99»

от «___»________2009 г. ____С.В. Душенкова

Составитель: Иевлева Т.С.



Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» (из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Сыктывкар, 2009 г.

В сборник вошли методические рекомендации, посвященные теме организации и рационального использования предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения, работающего по программе «Детство». Представлено содержание и назначение развивающих центров групповых помещений всех возрастных групп ДОУ.



Введение

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности — вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Конечно, педагогам приходится постоянно проявлять творчество, потому что в условиях импровизации работа по готовому рецепту невозможна. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении

В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены восемь принципов построения развивающей среды в дошкольном учреждении. Рассмотрим, как эти принципы реализуются в условиях дошкольного учреждения:



1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя,— это разновозрастная мебель.

В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой П, буквой Т. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищенно, поэтому они более активны в учебной деятельности. Педагогу важно помнить, что у каждого человека — и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие — на более «длинной». В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Непосредственное общение с родителями дает возможность больше узнать о характере ребенка, его интересах и наклонностях. Полученные данные помогают педагогам создавать предметно-развивающую среду.

Например, ребенок очень любит рисовать, — в группе для таких детей есть мольберт, листы бумаги разного формата, мелки, краски, кисточки, при этом малыш имеет возможность рисовать не только сидя, но и стоя; девочки любят шить одежду куклам, для этого в группе есть сундучок с разными тканями, лекала, разноцветные нитки, ножницы; для читающих детей подобраны книги с крупным шрифтом и простым текстом; дети любят играть с водой и песком — уголок-лаборатория помогает им развивать любознательность, инициативность и т.п.

Символы каждого центра, или уголка, позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ «сова» может подсказывать детям, что на этой полке находятся дидактические игры для развития памяти, мышления; символ «палитра с красками, карандаш и кисточка» обозначает место для рисования и конструирования. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь.



3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Если в группе по списку больше мальчиков, то целесообразно приобрести разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволит детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность. Если девочек больше, чем мальчиков, то целесообразно чаще разворачивать игры в «семью», «больницу», «магазин», для чего выделить большую часть группы и наполнить этот центр соответствующими играми и пособиями. Хорошо, если в таком комплексе появляются кухонный блок, стиральная машина, гладильная доска с утюгами, ванная комната для купания кукол и т.д. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.



4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием. Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т.д.

Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.). Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.



6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, дымковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.

7. Принцип открытости – закрытости.

Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах.



Открытость природе. Единство человека и природы. «Зимний сад»: различные растения, фонтанчики, клетки с птицами — помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что ока нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

Открытость культуре. Элементы культуры — живопись, литература, музыка — не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.

Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос — на папин и др.

Ребенок знает, где можно хранить принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы, незаконченный рисунок, поделки. Педагог с уважением относится к продуктивной деятельности каждого ребенка.



8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструкторами, а девочки охотнее играют с куклами — лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.

Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также реализуемой в дошкольном учреждении программе. От мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.
Особенности организация предметно-пространственной развивающей среды в возрастных группах детского сада

(по Поляковой М.Н.)
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствуется коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Об особенностях организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах детского сада мы и поговорим ниже.



Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет). Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боковинах. Если детей в группе не больше десяти и позволяют условия, повесьте качели, предварительно проверив их надежность. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть одна-две коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство, — трехколесный велосипед.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом — далеко не самый важный показатель ее полезности.

Игра — любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размешать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях — раздевалке, кладовке.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размешать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться песок, вода или глина, краски), а с другой — закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и т.д.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трехлетних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних — магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3—12 частей, и наборы кубиков из 4—9 штук, и развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т.п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забивают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников. Остановимся на основных характеристиках предметно-пространственной среды для детей пятого года жизни.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризным. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2—4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. Разместить его можно в углу групповой комнаты, дополнив большим поролоновым матом. В разных местах групповой можно повесить мишени на ковролиновой основе. Дети с удовольствием будут метать в них теннисные мячи, обтянутые «липучкой». Проследите только, чтобы эти действия не мешали другим играющим детям.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках, встать, покружиться на месте, пропрыгать на двух ногах с продвижением вперед до воротиков (обруча, стула), подлезть под них, выпрямиться и дотянуться до колокольчика сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками.

Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не помешают другим играющим.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты — когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1—2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появляются новые замыслы.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. Вот тогда следует внести атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на дачу и др.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок — «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор».

Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей: оклеить кукольную комнату обоями, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

Средние дошкольники уже неплохо понимают юмор, у них есть некоторый опыт знакомства с окружающим миром, поэтому возможно использование игрушек, не совсем точно передающих реальные объекты: шаржеобразных, неточно передающих цвет и пропорции. Вместе с тем возрастает интерес детей к реалистичным и детализированным игрушкам, приближающимся по внешнему виду к реальным предметам.

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корзины. Ребенку легче собирать игровой материал в них, чем укладывать его в коробки с крышками или раскладывать на полку.

Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т.п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа (бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок). Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, в которое ребенок, наряжаясь, будет смотреться.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.): дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Для этой цели подойдут каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, а также ширмы.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.).

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазлы из 6—18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: Почему? Зачем? Для чего? Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты и шумовые предметы — можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы — можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов — можно узнать по запаху и т. п.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к его оснащению примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире и представлены они постоянно.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда крепятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графически. Например, вместе с детьми определите последовательность разных видов деятельности в течение дня в детском саду и придумайте, как их обозначить.

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите маршруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в округе; придумайте с детьми, как обозначить детскую поликлинику, канцелярский магазин, «детский мир». Чаще обращайтесь к этой схеме, выясните: для кого из детей путь в детский сад длиннее всех, для кого короче; кто живет выше всех, кто ниже всех; кто из детей живет в одном доме и т. п.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к организации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центр конструирования и искусства (в нем находятся материалы для изобразительной деятельности и ручного труда), центр игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности (включающий книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) — вот основной перечень таких центров.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходит так называемый «ростовой скачок»: за год ребенок может вырасти на 7—12 сантиметров, при этом особенно активно растут конечности. Необходимо уделять внимание подбору мебели по росту ребенка и в течение года 2—3 раза корректировать ее высоту.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микро пространства (в каждом из них может находиться одновременно 3— 6 человек), поставив стеллажи торцом к стенкам и хорошо закрепив их. У детей должна быть возможность изменения пространственной организации среды, поэтому лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели подойдут также небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал (типа разноцветных поролоновых блоков) или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности, возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Поэтому внимательно продумывайте внесение новых предметов для игр, критически относитесь к рекомендациям в методической литературе, особенно многолетней давности. Проанализируйте жизненный опыт детей вашей группы и в соответствии с ним подбирайте игровые принадлежности. Например, в некоторых группах есть игра «Ателье». Однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесс изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра никак «не приживается» в группе.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приготовления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования и игрушек будет небольшой — для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное оборудование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

Поставьте в группе коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, обрезками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие вспомогательные материалы. Важно поддерживать инициативу ребенка в изготовлении атрибутов для игр, предлагать дополнить игровые материалы новыми самостоятельно изготовленными игрушками.

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Становление режиссерской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребенка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие исследователи считают развитие этого вида игры одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы — способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти средства помогут воспитать у ребенка самостоятельность, умение определять последовательность процесса изготовления чего-либо, если есть затруднения в этом. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены и группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа. Для детского экспериментирования требуется довольно много материалов поэтому желательно в детском саду выделить отдельную комнату для экспериментов старших дошкольников с использованием технических средств, а в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с различными материалами, тарами, подвесами, водой.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Очень кстати будет игра Б. Никитина «Кирпичики». Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.). Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника. Воспитатель учит детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Необходимо иметь материалы для починки книг. Целесообразнее размещать книжный уголок в самом спокойном, хорошо освещенном месте группы, поставив там небольшой столик и стулья или диванчик.

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и шарики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т.п.). Также следует предусмотреть возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребуются коврики или напольные подушечки, игровые материалы для горизонтальных и вертикальных (на ковролине) поверхностей.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в которых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса: поставьте столы рядами, как парты, повесьте школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами. Например, ребенку можно предложить собирать ромашку. Сделать это просто: кружок («сердцевина») ромашки с именем или фотографией ребенка крепится на вертикальной поверхности (с помощью двустороннего скотча или «липучки»). Воспитатель отмечает достижение ребенка, которое записывает на лепестке, а ребенок крепит лепесток к сердцевине. В конце недели можно вспомнить достижения ребенка, прочитав записи на лепестках. Например, такие: «Не заплакал, как обычно, когда делали прививку!», «Помогла Кате завязать шнурки на ботинках», «Сочинил замечательное стихотворение о щенке!». Постепенно дети сами начнут отмечать свои достижения, фиксируя их доступными способами (самостоятельно или с помощью воспитателя), у них появится потребность поделиться своими успехами с детьми и родителями, порадоваться успехам других.



Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ребенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (записывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Сделать это легко с помощью скотча или закрепив на стене кусок белых обоев, которые по мере необходимости прокручиваются до свободного места. В конце дня или недели воспитатель в беседе с детьми выясняет, все ли получилось так, как планировали.

Необходимо развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание ребенка на его внешние характеристики — «Я расту». У каждого ребенка на стене есть своя метка; есть повод для обсуждения: кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Например, темы «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и что не люблю», «Я умею, я хочу научиться..», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и другие. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предложив сделать семейную газету. Такие газеты вывешивайте в группе: дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими.

Старших дошкольников привлекает возможность изменения внешнего вида — имиджа. Для этого можно внести в группу специальные краски (грим), парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей (шляпы, галстуки, длинные пышные юбки, солнцезащитные очки, шаль, пилотку стюардессы, капитанскую фуражку и т.д.). Не забудьте про зеркало!

На шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы — возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена все еще недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила (забывает их, пугает, нарушает, упускает), это может быть сигналом его неподготовленности к будущей учебной деятельности. Игр с правилами огромное количество, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

Развитие децентрации, т.е. способности понять и принять другую точку зрения,— одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Существуют специальные игры на развитие децентрации: игры с зеркалом, игры на пространственную ориентацию «от другого объекта», в которых точка отсчета находится вне ребенка. Можно использовать план-схему части или всего группового помещения для сюрпризных заданий по типу «Найди сюрприз». Для этого воспитатель отмечает на плане-схеме значком место, где находится сюрприз. Задача детей: рассмотрев план, найти спрятанную вещь — новую игру, конфетки или что-нибудь такое же привлекательное.

Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики можно рекомендовать игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия» и т.п. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Для развития мелкой моторики (а это очень важно для подготовки мышц руки к письму) очень хороши разнообразные мозаики, пазлы из 48—120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. На ковролине с помощью тонких длинных лент-«липучек» можно выкладывать сетки кроссвордов и крепить здесь же листок с картинками или текстами заданий. Нужны также буквы, которые могут крепиться к ковролину.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, в конце слова. Поставьте в группе две-три большие пластиковые корзинки, в которые дети и будут складывать отобранные игрушки. Можно также собирать в корзинки разнообразно звучащие предметы, задавая основания для их классификации. Например, в одну корзинку собираются предметы с музыкальными звуками, в другую — с шумовыми; в одну — с высокими, в другую — с низкими звуками; с длительно звучащими и короткими звуками... Те же задания можно предлагать и с набором картинок. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества включите в центр грамотности 5—6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамке в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет по этим картинкам.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринять ваши рассказы: игрушки, картинки, книжные иллюстрации, энциклопедии для дошкольников. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселение и т.п.).

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. Внесите в группу герб своего города, края, герб и флаг страны. Сделайте вместе с детьми газету о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. Отметьте на карте края, города эти места, напишите рядом имена детей. Повесьте карту страны, на которой отмечено местонахождение детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить фотографии, записанные взрослыми рассказы детей об этих местах, о людях тех мест и их обычаях.

Необходимо продолжать развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение...). В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять-таки можно делать с помощью картинок-ситуаций. Отведите в группе место для постоянного вывешивания картинок, изображающих различные эмоциональные проявления людей, и оценки этих проявлений («плюс» — правильно, возможно; «минус» — так поступать нежелательно). Неплохо также иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей (такие игры уже выпускаются промышленностью).

В данной статье мы постарались обратить ваше внимание на наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в разных возрастных группах детского сада. Надеемся, что творческое следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая облегчит труд воспитателя и позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении маленьких детей. Желаем вам и вашим детям творчества в этом направлении.

Но как уже отмечалось выше предметно-пространственная развивающая среда помимо учета возрастных особенностей и предпочтений детей должна отражать и требования программы «Детство», реализуемой в дошкольном учреждении. Обратимся к этому далее.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
«Детский сад №99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Библиотека мадоу «Детский сад №99» выпуск №1
887.33kb.
«Детский сад №99 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Библиотека мадоу «Детский сад №99» выпуск №3
144.31kb.
Директор мадоу «Детский сад №36 общеразвивающего вида» г. Печора
94.88kb.
Отчет по результатам самообследования мадоу «Детский сад №99»
780.53kb.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида
75.68kb.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида
75.85kb.
Сокращенное наименование мадоу црр детский сад 52
653.49kb.
Анализ работы за летний оздоровительный период 2014г мадоу «Детский сад №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок Основной целью организации летнего оздоровительного периода 2014 год
106.3kb.
Анализ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №66 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара за 2012-2013 учебный год
389.18kb.
Пояснительная записка к годовому календарному учебному графику мадоу «Детский сад №66 общеразвивающего вида»
114.08kb.
Самоанализ управленческой деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№66 общеразвивающего вида»
402.14kb.
Мадоу детский сад комбинированного вида №25 г. Сольцы на 2011-2012 г. Принята на собрании Совета мадоу
258.26kb.