Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»

Ракитянского района Белгородской области


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от «___» _________ 2011 г.


Утверждаю

Директор школы _____________ Т.А. Вагнер

Приказ № ____ от «___» __________ 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (BШK) администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации и диагностики состояния учебно-воспитательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения, на основе которого принимаются управленческие решения.

1.3. Внутришкольный контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.


1.4. Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.5. Целью внутришкольного контроля является:

- совершенствование деятельности образовательного учреждения, в т. ч. улучшение качества образования и воспитания;

- повышение профессионализма педагогических работников;
1.6. Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля за исполнением законодательства РФ в области образования, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, управления образования администрации Ракитянского района, приказов директора и решений педагогического совета;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

- сбор, обработка и накопление информации для подготовки проектов решений;

- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.7. Содержание контроля:

- выполнение Закона РФ "Об образовании";

- использование методического обеспечения в образовательном процессе;

- реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

- ведение школьной документации;

- уровень знаний, умений и навыков учащихся;

- соблюдение Устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов школы;

- работа творческих групп, МО, библиотеки;

- соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля и успеваемости;

- реализация воспитательных программ и их результативности;

- организация питания и медицинского обслуживания школьников;

- охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;

- исполнение принятых коллективом решений, нормативных актов;

- состояние УМК;

- другие вопросы в рамках компетенции администрации школы.
1.8. Функции внутришкольного контроля:

информационно-аналитическая;

контрольно-диагностическая;

коррективно-регулятивная.


1.9. Методы контроля деятельности педагога:

наблюдение;

анкетирование;

тестирование;

опрос;

мониторинг;



собеседование;

изучение документации.


1.10. Методы контроля результатов учебной деятельности:

наблюдение;

анкетирование;

устный и письменный опрос;

письменная проверка знаний (контрольная работа);

комбинированная проверка;

беседа;

тестирование;



изучение документации.
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективности решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административных работ осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
1.12. Виды внутришкольного контроля:

фронтальный;

тематический.
1.13. Формы внутришкольного контроля:

классно-обобщающий;

предметно-обощающий;

тематически-обобщающий;

комплексно-обощающий;

обзорный;

персональный;

предварительный;

текущий;

промежуточный;

итоговый;

комплексный.


1.14. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:

- определение цели контроля;

- объекты контроля;

- инструктаж участников;

- выбор форм и методов контроля;

- констатация фактического состояния дел;

- объективная оценка этого состояния;

- выводы, вытекающие из оценки;

- рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;

- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.


1.15. Правила проведения внутришкольного контроля:

- внутришкольный контроль осуществляет директор образовательного учреждения, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений;

- в качестве экспертов к участию в внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты (методисты и специалисты муниципального управления образованием, учителя высшей квалификационной категории других ОУ);

- директор образовательного учреждения издает приказ о сроках контроля, теме контроля, устанавливает срок представления материалов, план-задание;

- план-задание содержит вопросы для проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица;

- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 3 уроков, занятий и других мероприятий;

- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

- при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору образовательного учреждения;

- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки контроля;

- в экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки педагогов образовательного учреждения без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка или нарушение законодательства в области образования);

- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за день до посещения уроков.


1.16. Основания для проведения внутришкольного контроля:

план;


- заявление педагогического работника на аттестацию;

- проверка состояния дел для подготовки управляющих решений;

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
1.17. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде:

- справки;

- аналитической справки;

- информационной справки;

- доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.

В справках указываются:

- цель контроля;

- сроки;


- состав комиссии;

- какая работа проведена в процессе проверки;

- констатация выявленных в процессе проверки фактов;

- выводы;

- рекомендации или предложения;

- выход контроля (где подведены итоги).

Информация о результатах контроля доводится до сведения работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.
1.18. По итогам ВШК в зависимости от его целей, формы и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов, совещания при директоре или заместителе директора, результаты ВШК учитываются при проведении аттестации педагогических работников, при распределении стимулирующей части ФОТ.
1.19. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;

- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

- о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.

2. Персональный контроль
2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:

- уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;

- умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

-умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения, элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся, основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

- уровень овладения учителем педагогическими технологиями;

- уровень подготовки учащихся;

- сохранение контингента учащихся.
2.3. При оценке деятельности учителя учитывается:

- выполнение государственных программ в полном объеме;

- уровень знаний, умений и навыков учащихся;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержание учебного материала;

- способность к анализу педагогических ситуаций;

- умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;

- формы повышения профессиональной квалификации учителя.


2.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:

- знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с функциональными обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний и т.д.);

- изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов и т. д.;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- проводить социологические, психологические и педагогические исследования, в том числе в форме анкетирования и тестирование родителей и педагогов;

- делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения контроля.

2.5. Проверяемый педагог имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в конфликтную комиссию профкома ОУ или в вышестоящие органы при несогласии с результатами контроля.


2.6. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется справка.
3. Тематический контроль
3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школ.
3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности, активизации познавательной активности обучающихся и другие вопросы.
3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрения в существующую практику современных образовательных технологий, инновационных форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
3.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития школьного образования.
3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
3.6. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, других педагогов, учащихся;

- организуется посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций;

- осуществляется анализ школьной и классной документации.
3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.
3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышения качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
4. Классно-обобщающий контроль
4.1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в конкретном классе или параллели.
4.2. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:

уровень знаний и воспитанности обучающихся;

качество преподавания;

качество работы классного руководителя.


4.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам четверти (триместра), полугодия или учебного года.
4.4. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.
4.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы образовательного учреждения.
4.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
5. Комплексный контроль
5.1 Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в ОУ по конкретному вопросу.
5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов образовательного учреждения под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших педагогов других ОУ, инспекторов и методистов муниципального органа управления образованием, ученых и преподавателей областных или муниципальных институтов повышения квалификации.
5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы образовательного учреждения, но не менее чем за 10 дней до ее начала.
5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором образовательного учреждения издается приказ и проводятся педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях.
5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
скачать


Смотрите также:
Директор школы Т. А. Вагнер Приказ № от 2011 г
113.16kb.
Утверждено: Директор школы Вагнер Т. А. Приказ по школе № от 2010 год
453.36kb.
Директор школы Вагнер Т. А
74.43kb.
Приказ №56 от 31 марта 2011 года Директор школы: Л. Н. Левина
304.03kb.
Директор школы: Т. С. Алехина приказ №70. 42 от 01. 09. 2011
2812.55kb.
Приказ №73 от 17 июня 2011 года. Директор школы: А. А. Зубков
4052.6kb.
Приказ от 2011 г. № Директор школы : Чебанова О. В. Положение
80.8kb.
Председатель пк директор моу «сош п. Октябрьский»
127.58kb.
Приказ № от 6 декабря 2011 года положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в моу сош с. Кышик
243.72kb.
Утверждено: Директор школы Горн М. В. Приказ по школе № от 2011 год
176.63kb.
Приказ №51/5 от 31 августа 2012 года Директор школы С. В. Барабанов «принято» на заседании педагогического совета школы
1941.9kb.
Утверждено директор школы С. В. Леонова приказ от 09. 08. 2011 №169 положение
70.29kb.