Главная стр 1
скачать
ИНСТИТУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

дисциплина «Интеллектуальные информационные системы»
специальность ПИЭ, 4 курс, 1 семестр


Вопросы на рубежную аттестацию № 2





Модели представления знаний, основные понятия.



Декларативные и процедурные модели представления знаний, их характеристика и особенности



Семантические сети, общая характеристика. Формальное представление.



Основные типы семантических связей в семантических сетях. Пример.



Свойства семантических связей (отношений): рефлексивность, симметричность, транзитивность, а также их модификации с приставками «а-» и «анти-». Примеры.



Проверка семантических связей на рефлексивность, симметричность, транзитивность. Примеры.



Фреймовая модель, общая характеристика.



Обобщенное представление фрейма. Фрейм прототип и фрейм экземпляр.



Сравнение фреймовой модели с базой данных. Фрейм как семантическая сеть.



Процедурные модели представления знаний - обзор.



Продукционная модель представления знаний.



Общий вид продукции, компоненты и их описание.



Механизм логического вывода в продукционной модели.



Логическая модель представления знаний – общая характеристика



Общий вид правила в логической модели. Понятие цели и подцели.



Виды предложений в логической модели, их названия, особенности и назначение.



Процедурные (традиционные) и декларативные языки программирования, их сравнение.



Язык Пролог как пример декларативного языка программирования. Общая характеристика.



Структура (содержание) программы на языке Пролог. Факты, правила и запросы в программе на языке Пролог, их структура и применение. Пример.



Семантика программы на языке Пролог: декларативная семантика, процедурная семантика, вычислительная семантика.



Понятие сопоставления и унификации. Результаты сопоставления в зависимости от вида аргументов. Примеры.



Механизм логического вывода в логической модели (на примере языка Пролог).



Понятие рекурсии. Вычисление факториала как пример использования рекурсии.



Порядок составления программы на языке Пролог по семантической сети предметной области.










Задача: Составить правило и запрос по заданной семантической сети «Схема родственных отношений».

Литература.



  1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 424 с

  2. Гаскаров, Д.В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. для вузов. — М: Высш. шк., 2003. — 431 с: ил.

  3. Система ROLOGUS. Программа и документация.

Пример: Семантическая сеть для родственных отношений.
Описание.

Супруги: Иван, Мария. Родители Ивана: Матвей, Прасковья. Родители Марии: Григорий, Нина.

Дети Ивана и Марии: Павел, Валерий, Катя.

Павел женат на Кларе. Их дети: Кирилл, Марина. У Клары есть сестра Антонина, брат Матвей.



Катя вышла замуж за Игната. Их дети: Марат, Татьяна. У Игната есть сестра Тамара.
Отображение в виде семантической сети.



























(Примечание. Штриховым овалом и штриховой стрелкой отмечены супружеские пары).


В соответствии с условием задачи:

  1. На заданной семантической сети (графе) выделить соответствующий фрагмент, нанести обозначения родственных отношений.

  2. Составить пример программы (факты и правила) на языке ПРОЛОГ.

  3. Составить запрос.

Типовые задачи.
По заданной схеме родственных отношений составить правило и запрос на языке ПРОЛОГ.


Составить правило для отношения «Дядя». Определить, есть ли у Марата дядя.

Составить правило для отношения «Тетя». Определить, есть ли у Кирилла тетя.

Составить правило для отношения «Племянник». Определить, есть ли у Кирилла тетя.

Составить правило для отношения «Бабушка». Определить, кто бабушка Валерия.

Составить правило для отношения «Внук». Определить, кто внуки Матвея.

Составить правило для отношения «Брат». Определить, кто брат Павла.

Составить правило для отношения «Шурин». Определить, кто шурин Павла.

Составить правило для отношения «Внучка». Определить, чья внучка Катя.

Составить правило для отношения «Сестра». Определить, кто сестра Валерия.

Составить правило для отношения «Дедушка». Определить, кто дедушка Кати.

скачать


Смотрите также:
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» специальность пиэ, 4 курс, 1 семестр Вопросы на рубежную аттестацию №2
49.66kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» специальность пиэ, 4 курс, 1 семестр Вопросы на рубежную аттестацию №2
48.35kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы», пиэ, 4 курс, 1 семестр вопросы на зачет
78.22kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы», пиэ, 4 курс, 1 семестр вопросы на зачет
71.66kb.
Дисциплина «Интеллектуальные информационные системы», пиэ, 4 курс, 1 семестр вопросы на зачет
72.76kb.
Дисциплина «Базы данных», специальность пиэ, 3 курс, 1 семестр Вопросы для контроля
73.92kb.
Дисциплина «Теория систем и системный анализ», пиэ, 3 курс, 2 семестр Вопросы к рубежной аттестация №1
33.29kb.
Вопросы на рубежную аттестацию специальность «Прикладная информатика в экономике», 2 курс предмет «Теоретические основы информационных технологий и информационных систем»
19.65kb.
Экзаменационные вопросы по предмету «Корпоративные информационные системы»
15.71kb.
Рабочая программа элективного учебного предмета Информационные системы и модели 10 класс Учитель: С. Р. Кононова Тутаев 2009 Пояснительная записка Учебный курс «Информационные системы и модели»
92.37kb.
Рабочая программа по информатике в 10-11 классах «Информационные системы и модели»
227.98kb.
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) 1-й курс, 2-й семестр, дневное отделение (полный курс)
15.42kb.