Главная стр 1 ... стр 10стр 11стр 12стр 13
скачать

ТЕСТ «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ»*


* Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998, с. 470-475.
Опросник К. Томаса
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого,

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя,

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно,

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий,

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения,

б) Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять

на своем.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого,

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека,

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям,

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.



б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику К. Томаса


Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.


ТАКТИКА

ПРОТИВО-БОРСТВО

СОТРУДНИ-ЧЕСТВО

КОМПРОМИСС


ИЗБЕГАНИЕ


УСТУПКА


№ вопроса

1










а

б

2




б

а







3

а










б

4







а




б

5




а




б




6

б







а




7







б

а




8

а

б










9

б







а




10

а




б







11




а







б

12







б

а




13

б




а







14

б

а










15










б

а

16

б










а

17

а







б




18







б




а

19




а




б




20




а

б







21




б




а




22

б




а







23




а




б




24







б




а

25

а










б

26




б







а

27










а

б

28

а

б










29







а

б




30




б







а

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.



Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии, поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями.

Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).

Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.

Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик — противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки — в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Авдеев Е.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

Андреев В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

Аппенинский А.И. Человек и бизнес: путь совершенства. М., 1995.

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

Браим К.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. Минск, 1996.

Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.

Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М., 1998.

Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1994.

Голубович А.Д., Ситник А. В., Хенкин Б.Л., Самоукина Н.В. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. М., 1995.

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

Громова О.Н. Конфликтология: Учеб. пособие. М., 1993.

Дружинин В.В., Канторов Д.С., Канторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989.

Жолобов Ю.В. Путь к диалогу: психология делового общения. Саратов, 1989.

Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.

Займалин Е.П. Социальная организация труда: переход к социальному сотрудничеству. М., 1996.

Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб., 1992.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие. М., 1995.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., 1997.

Иващевин Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы: основы управления персоналом. М., 1993.

Каррас Ч.Л. Искусствоведения переговоров: как достичь желаемого результата. М., 1997.

Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 1999.



Корнелиус X., Фэйр М. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.

Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии управления в повседневной работе. М., 1993.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.

Кузьмин К.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки. М., 1995.

Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб., 1997.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Обозов И.П. Психология межгрупповых отношений. Киев, 1990.

Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997.



Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.

Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М., 1997.

Психология и этика делового общения / Под ред. В.К. Лавриненко. М., 1997.

Пугачев Е.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М., 1998.

Робер М., Гильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1991.

Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М., 1993.



Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. М., 1997.

Управление персоналом: Учебник/ Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. М., 1998.

Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1998.

Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1999.

Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1997.

Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М., 1998.

Фишер Р., Эргель Д. Подготовка к переговорам. М., 1998.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1992.

Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.

Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарология. М., 1992.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1998.

Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М., 1995.

Щекин К. Как снять стресс. М., 1993.

Содержание





ВВЕДЕНИЕ 2

РАЗДЕЛ I. КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗВИТИЕ 4

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ 4

1.1. Накопление знаний о конфликтах 4

1.2. Становление конфликтологии как науки 7

1.3. Современные концепции конфликта 12

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ 16

2.1. Определение конфликта 16

2.2. Функции конфликта 21

2.3. Классификация конфликтов 26

Глава 3. ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ 29

3.1. Факторы поведения человека 29

3.2. Групповые интересы и цели 35

3.3. Непосредственные причины конфликтов 40

3.4. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний 44

Глава 4. РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА 48

4.1. Структура конфликтной ситуации 48

4.2. Динамика конфликта 52

РАЗДЕЛ II. УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ 56

Глава 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ 56

5.1. Методы профилактики конфликтов в организации 56

5.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах 61

5.3. Забастовка — крайняя форма социально-трудового конфликта 67

Глава 6. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 72

6.1. Стили конфликтного поведения 72

6.2. Способы разрешения конфликтов 76

Глава 7. СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ 80

7.1. Роль коллектива в преодолении конфликтов 80

7.2. Правила ведения переговоров по спорным проблемам 84

7.3. Социальное партнерство 89

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ 92

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ 92

8.1. Организация управления конфликтами и стрессами 92

8.2. Методы управления конфликтами 97

8.3. Управление нейтрализацией стрессов 103

Глава 9. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ 106

9.1. Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов 106

9.2. Образцы документов, применяемых при разрешении конфликтов 108

Глава 10. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ 113

10.1. Руководитель как субъект конфликта 113

10.2. Руководитель — посредник в конфликте 118

10.3. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов 122

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 124

ТЕСТ «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ»* 133



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136






скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
3772.91kb.
Которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых
24.09kb.
Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях для повышения качества образования
58.14kb.
Обеспечение образовательного процесса электронными образовательными ресурсами № п/п
226.36kb.
Электронные образовательные ресурсы для
36.21kb.
Обеспечение образовательного процесса информационными ресурсами мобу «Мещеряковская сош» Соль-Илецкого района Оренбургской области № п/п
35.04kb.
Обзор региональных информационных ресурсов
19.1kb.
Обзор федеральных информационных ресурсов
73.75kb.
Обзор федеральных информационных ресурсов
70.87kb.
Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ
857.66kb.
Использование информационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе
70.16kb.
Перечень электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Коллекции электронных образовательных ресурсов
97.4kb.