Главная стр 1
скачать
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН

России по Амурской области

Рассмотрена и Утверждена

рекомендована к приказом №__

утверждению МС от «__» ________2012г.

Протокол № _ Директор школы:

от «___»_____2012г. _________О.Ю.Башкиров

Председатель МС:

__________В.А.Качаева

Рабочая программа учебного предмета

по биологии для 6-9 классов

(групп заочной формы обучения)

на 2012/2013 учебный год

Составила:

Дубова Ирина Николаевна,

учитель биологии, географии.

2012 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 6 по 9 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии ( Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.)), программ курсов «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Человек», «Общая биология» авторов Н. И. Сонина, С. Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, М. Р. Сапина // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. За основу, при составлении рабочей программы, также был взят Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:


  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:



  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсе «Природоведение» 5класс.

Данная программа рассчитана на следующее количество часов , в том числе в неделю:



Класс

Название курса

Количество часов в год

Количество часов в неделю

6

Живой организм

18

0.5

7

Многообразие живых организмов

18

0.5

8

Человек

18

0.5

9

Общая биология

72

2

Количество часов определено годовым учебным графиком и учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Выбор авторской программы Н.И. Сонина и коллектива авторов обусловлен особенностью учебного учреждения. Разрыв в знаниях, перерыв в обучении – ликвидировать пробелы в биологическом образовании помогает данная концентрическая программа. Программа по биологии составлена на основе мини­мума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Программа включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы по биологии. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе. Содержание курсов биологии 6,7,8 учебного блока упрощено, а курса 9 кл. дополнено , опять же в соответствии с годовым учебным графиком и учебным планом учреждения. Количество лабораторных ра­бот, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала, определено наличием демонстрационного материала и оснащением кабинета биологии. В рабочей программе предусмотрено в 9 кл. определенное количество часов на повторение предыдущего курса биологии.

Последовательность изучения материала способствует интеграции курсов в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 9 классе.

Таким образом, рабочая программа представляет собой авторскую программу Сонина Н. И. и др., адаптированную к условиям работы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование,элементы модульного обучения, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Виды и формы контроля:

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, контрольная работа, тестирование, письменные и т.д.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Формы организации учебного процесса: Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры.

Формирование ключевых компетенций: Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, проблемного обучения, коммуникативные, индивидуально- дифференцированные.

Требования к выпускникам средней ступени образования:

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.



уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма



Литература:

Учебно-методический комплект Н.И Сонина, С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Р. Сапина: учебники , методические пособия, рабочие тетради курсов «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Человек», «Общая биология».

Содержание рабочей программы:

Курс 6кл. «Живой организм»

Строение и свойства живых организмов.(7ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Строение и деление клеток живых организмов. Ткани живых организмов. Органы цветкового растения: корень, побег и почки, стебель, лист, цветок. Плоды. Строение семян однодольного и двудольного растения. Органы и системы органов животных.



Лабораторные работы № 1,2, 3: «Строение растительной клетки.»; «Определение типа корневых систем»; «Определение типа соцветий.»

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

Жизнедеятельность организмов.(10ч.)

Питание растений. Фотосинтез. Особенности питания животных. Пищеварение. Дыхание живых организмов. Выделение и обмен веществ . Регуляция жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. Рефлексы и инстинкты. Размножение , рост и развитие.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

Организм и среда (1ч.)

Среда обитания. Экологические факторы. Природные сообщества.



Учащиеся должны знать , понимать, уметь:

-соблюдения правил поведения в окружающей среде;


-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

Курс 7 кл. «Многообразие живых организмов»

Введение (1 ч.)

Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их классификация.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представления о мире живых организмов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Царство прокариоты. (1 ч)

Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерий.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности подцартсва прокариот, бактерий и архебактерий; знать определения темы.

ЦАРСТВО ГРИБЫ (1 ч)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особен­ности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. От­делы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несо­вершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности стро­ения, питания, размножения на примере мукора. Практиче­ское значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распростране­ние. Особенности строения, питания, размножения на приме­ре дрожжей. Практическое значение. Грибы-паразиты, черты, приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.



Лабораторные работы

№ 1. Строение плесневого гриба мукора.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представления о царстве Грибы; знать определения темы; уметь работать с муляжами, рисунками и текстом учебника.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (5 ч)

Общая характеристика царства растений Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Подцарство Низшие растения .Водоросли как древнейшая группа растений. Общая харак­теристика. Многообразие видов, особенности распростране­ния, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки. Подцарство Высшие растения .Споровые растения. Общая характеристика, происхожде­ние. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растения­ми. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение.Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особен­ности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейст­ва. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторные работы

№ 2 Строение папоротника.

№ 3 Строение мужских и женских шишек, пыльцы и се­мян сосны.

№ 4 Строение шиповника.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь:Знать основные классы и подклассы растений., уметь определять принадлежность растения к систематическим единицам. Иметь представления об общей характеристики царства Растении; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника,

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (9ч.)

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных. Подцарство Одноклеточные .Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики. Подцарство Многоклеточные. Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, тка­ни, органы, системы органов. Тип Губки. Тип Кишечнополостные .Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополо­стных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметри­ей. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Тип Плоские черви .Основные классы.Тип Круглые черви .Общая характеристика типа. Происхождение. Особеннос­ти организации на примере аскариды Тип Кольчатые черви .Общая характеристика типа. Многообразие видов. Проис­хождение. Основные классы..Тип Моллюски .Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брю­хоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособлен­ности к среде обитания.Тип Членистоногие .Особенности организации членистоногих. Происхожде­ние. Многообразие видов. Основные классы.Тип Иглокожие .Тип Хордовые .Надкласс Рыбы .Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнеде­ятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Много­образие видов и черты приспособленности к среде обитания.Класс Земноводные .Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Много­образие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.Класс Пресмыкающиеся.Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Вымершие группы пресмыкающихся.Класс Птицы.Особен­ности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкаю­щимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.Класс Млекопитающие .Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери.



Лабораторная работа

№ 5. Внешнее строение насекомого.

№ 6. Внешнее строение птицы.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представления об общей характеристике царства животные; знать определения темы; уметь работать с текстом, рисунками учебника, гербарным материалом и чучелами животных. Знать систематику животных, отличительные черты и особенности классов, подклассов, типов, подтипов животных. Уметь сравнивать классы между собой, устанавливать преемственность и общность происхождения, анализировать усложнение организации в процессе эволюции животных.

ЦАРСТВО ВИРУСЫ (1 ч)Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаи­модействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представления о вирусах как возбудителей заболеваний человека; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Курс 8кл. «Человек»

1. Место человека в системе органического мира (1 ч)Человек как часть живой природы, место человека в систе­ме органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.Происхождение человека.Расы.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

-сравнивать биологические объекты между собой;

2. Общий обзор строения и функций организма человека (1 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
3. Координация и регуляция (2 ч) Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гумораль­ная регуляция. Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Централь­ная и периферическая нервные системы. Вегетативная и со­матическая части нервной системы.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



4. Анализаторы (1ч.)Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-соблюдать профилактику нарушений зрения и слуха



5. Опора и движение (2 ч)Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Состав и строение костей. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Забо­левания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основ­ные группы мышц, их функции. Работа мышц. Значение фи­зической культуры и режима труда в правильном формирова­нии опорно-двигательной системы.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;



6. Внутренняя среда организма (1 ч) Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятель­ности организма. Клеточные элементы крови.Плазма крови. Свертывание крови. Груп­пы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Переливание крови. Донорство.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-соблюдать меры профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, инфекционных заболеваний.



7. Транспорт веществ (2 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

8. Дыхание (1 ч)Потребность организма человека в кислороде воздуха. Ор­ганы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные дви­жения. Газообмен.Регуляция дыхания. Искусственное ды­хание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

9. Пищеварение (2 ч)Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность че­ловека в пище и питательных веществах. Пищеваре­ние. Строение и функции органов пищеварения. Пищеваритель­ные железы. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их преду­преждение. Гигиена питания.

10. Обмен веществ и энергии (1 ч)Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пласти­ческий и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины.

11. Выделение (1 ч)Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болез­ни органов выделения, их предупреждение.

12. Покровы тела (1 ч)Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви.

13. Размножение и развитие (1 ч)Система органов размножения; строение и гигиена. Опло­дотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

14. Высшая нервная деятельность (1 ч)Рефлекс — основа нервной деятельности. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельнос­ти и поведения человека.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:

-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

- в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-сравнивать биологические объекты

Курс 9кл. «Общая биология.»

Введение (1 ч)

Место курса «Общей биологии» в системе естественнона­учных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и за­дачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира

Повторение курса «Человек» (9 ч.) Общая характеристика организма человека. Координация и регуляция. Скелет и мышцы. Кровеносная система. Клеточные элементы крови. Строение органов дыхания. Дыхательные дви­жения. Газообмен в легких, тканях. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность че­ловека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеваре­ние. Размножение и развитие. . Особенности высшей нервной деятельнос­ти и поведения человека. Познавательные процессы. Тормо­жение. Типы нервной системы.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Иметь представление о организации организма человека, о его работе, как целостной системы.

РАЗДЕЛ I ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (15 ч.)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем. Развитие биологии в додарвиновский период. Вид — эволю­ционная единица. Борьба за существование и естественный отбор. Эволюционная роль му­таций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Популяция — элементарная эволюционная единица. Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; гео­графическое и экологическое видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное раз­витие цветковых растений, многообразие насекомых (парал­лельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный пери­од: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направле­ния эволюции человека. Общие предки человека и человеко­образных обезьян. Происхождение человека. Место человека в живой приро­де. Свойства человека как биологического вида.

Лабораторная работа № 1. Морфологический критерий вида.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:Знать основные эры и периоды в истории Земли и события, в них происходящие. Иметь представление о эволюции растений и животных. Анализировать усложнение строения и организации живых организмов.

РАЗДЕЛ II СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ч.)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и им­мунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Строение клетки.Клетка — структурно-функциональная единица живых ор­ганизмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.Неорганические молекулы.Органические молекулы. Биологические полимеры — бел­ки; структурная организация. Свойства и функции бел­ков.. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энер­гии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни струк­турной организации; генетический код, свойства кода. Редуп­ликация ДНК, передача наследственной информации из поко­ления в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транс­порт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.



Лабораторная работа 2. Изучение строения раститель­ной клетки под микроскопом.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Знать особенности строения прокариотической

клетки, называть части клеток прокариот,их отличие от эукариотической,уметь сравнивать их.

Знать основные органойды клетки и их функции. Знать виды обмена веществ, этапы биосинтеза

РАЗДЕЛ III РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6ч.)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осемене­ние и оплодотворение. Биологическое значение полового раз­множения.Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зароды­шевого развития. Периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.



Учащиеся должны знать, понимать, уметь: Знать способы размножения организмов,

Характеризовать бесполое размножение и половое в сравнении. Знать фазы митоза и мейоза.

Давать определения ключевым понятиям. Уметь работать с терминами, текстом учебника.

Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации

наследственной информации.

РАЗДЕЛ IV НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (12 ч.)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон рас­щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чисто­ты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и по­лигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хро­мосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматиче­ские и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полу­летальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные фак­торы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении при­знаков и свойств. Селекция растений и животных.



Лабораторная работа 3. Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа 4. Изучение изменчивости. По­строение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Учащиеся должны знать, понимать, уметь:знать основные понятия генетики, законы Менделя. Уметь составлять схемы скрещивания, анализировать свою родословную. Знать виды изменчивости, иметь представление о вариационной кривой. Понимать механизм мутаций.Знать основные термины темы, методы селекции. Решать генетические задачи.

РАЗДЕЛ V ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (14 ч.)

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естест­венная система классификации живых организмов как отра­жение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система органи­зации организмов. Естественные сообщества живых организмов. Биогео­ценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Эколо­гическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоцено­зов. Причины смены биоценозов; формирование новых сооб­ществ.Формы взаимоотношений между организмами. Позитив­ные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, ком­менсализм). Антибиотические отношения: хищничество, па­разитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтра­лизм. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природополь­зования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию эколо­гических комплексов, экологическое образование.

Учащиеся должны знать, понимать, уметь: осознавать роль антропогенного воздействия на природу. Иметь представление о биосфере, о ее структуре. Уметь классифицировать живые организмы. Уметь составлять цепи питания. Знать типы взаимоотношений между организмами, виды факторов среды. Анализировать кривую Гауса.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (4Ч) Эволюция живого мира. Структурная организация живых организмов. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Наследственность и изменчивость организмов.



Учебно-тематическое планирование.



Название темы

Кол-во часов

Кол-во лабораторных

работ


Кол-во контрольных работ, зачетов




6 класс «Живой организм»

18







1

Строение и свойства живых организмов.


7

3




2

Жизнедеятельность организмов.


10







3

Организм и среда.

1










7 класс «Многообразие живых организмов»

18







1

Введение

1







2

Царство Прокариоты.

1







3

Царство Грибы.

1

1




4

Царство Растения.

5

3




5

Царство Животные.

9

2




6

Царство Вирусы.

1










8 класс «Человек»

18







1

Человек как биологический вид.

1







2

Общий обзор строения и функций организма

1







3

Координация и регуляция

2







4

Анализаторы

1







5

Опора и движение

2







6

Внутренняя среда организма

1







7

Транспорт веществ

2







8

Дыхание

1







9

Пищеварение

2







10

Обмен веществ и энергии

1







11

Выделение

1







12

Покровы тела

1







13

Размножение и развитие

1







14

Высшая нервная деятельность

1










9 класс «Общая биология»

72







1

Введение

1







2

Повторение курса «Человек»

10







3

Эволюция живого мира.

15

1

1

4

Структурная организация живых организмов.

11

1

1

5

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6




1

6

Наследственность и изменчивость.

12

2

1

7

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии.

14




1

8

Повторение пройденного.

4







9

Итоговая контрольная работа.

2




1

скачать


Смотрите также:
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка Настоящая рабочая программа
431.76kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка. Настоящая рабочая программа
267.23kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка Настоящая рабочая программа
306kb.
Дубова Ирина Николаевна, учитель биологии, географии. 2012 г пояснительная записка. Настоящая рабочая программа
331.01kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Кудрина Елена Николаевна (Ф. И. О. учителя) пояснительная записка Настоящая рабочая программа
307.68kb.
Кудрина Елена Николаевна (Ф. И. О. учителя) пояснительная записка Настоящая рабочая программа
420.43kb.
Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная категория Калининград, 2013 пояснительная записка Настоящая рабочая программа
245.6kb.
Рабочая программа по географии указать предмет, курс, модуль
226.11kb.
Отморская Оксана Николаевна 2012 год пояснительная записка Данная рабочая программа
599.74kb.
Отморская Оксана Николаевна 2012 год пояснительная записка Данная рабочая программа
416.48kb.