Главная стр 1
скачать

Духовно-нравственного развитие,

воспитание обучающихся

на ступени начального общего образования

«МОУ начальная школа – детский сад № 54

г. Иркутска»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в МОУ разработана на основе требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


6.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сегодня образовательные и воспитательные стратегии формирования духовно-нравственной личности вышли на первый план и являются для нашего общества, школы особенно значимыми.

Цель: становление и воспитание человека нравственного, культурного, инициативного и ответственного, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают



в области формирования личностной культуры:

•  формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

• формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 в области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

•  пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен­ности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 в области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


6.2. Ценностные установки

духовно-нравственного развития и воспитания
Перечень базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «МОУ начальная школа – детский сад №54 г.Иркутска». Среди этих ценностей:

• патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.



6.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания


Основные направления

Ценностные основы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.




Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Ценности: родная земля; заповедная природа; планета

Земля; экологическое сознание.




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В образовательной системе «Школа 2100» механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.



  • Осмысление и ощущение духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью), сопровождаемое ярким эмоциональным положительным переживанием. Такой уровень освоения ценности называется «Слова».

  • Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Такой уровень освоения ценности называется «Дела».

Благодаря возможностям образовательной системы «Школа 2100» духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся «МОУ начальная школа – детский сад №54 г.Иркутска» интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную:

1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.). Внешкольная деятельность включает в себя:

  • конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями);

  • организацию взаимодействия школы с культурными и общественными организациями.

Таким образом, базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника.



6.4. Содержание и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся



Основные направления

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Планируемые результаты

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Формирование:

- элементарных представлений о политическом устройстве РФ, ее институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится школа;

- элементарных представлений: об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

- ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта РФ, в котором находится школа;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- любви к школе, своему городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

- умения отвечать за свои поступки;

- негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.




Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- готовности различать хорошие и плохие поступки;

- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- правил вежливого поведения, культуры речи, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- представлений о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону поступков;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Формирование:

- первоначальных представлений о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; об основных профессиях;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- ценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умений проявлять дисциплинированность, и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умений соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.




Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;



проявление настойчивости в работе – доведение начатого до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

соблюдение порядка на рабочем месте.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Формирование:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарны представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- готовности выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать здоровьесберегающий режим дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека; о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


Развитие:

- интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережного отношения к растениям и животным.


Ценностное отношение к природе; опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах,

проектах;

самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, экономия воды и электричества).


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


Формирование:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.


Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;

представления об эстетических ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт: эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

самореализации в различных видах творческой деятельности;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи;



самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.



План

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся



Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Беседа «Государственные символы России»

Классный час «День Иркутской области».

Урок – презентация «м.Д.Сергеев – поэт, писатель, гражданин».

Музейное занятие ИОКМ (отдел истории) «Как строился острог»

Выставка творческих работ «Открытый космос»

Коллективная работа «Детский рисунок против войны»

Экскурсия «Музей боевой славы в гарнизонном доме офицеров».

Риторика

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Классный час «Иркутские меценаты». Коллективно-творческое дело. Художественная выставка «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа».

Экскурсия «Старинные храмы Иркутска».

Уроки этики.

Праздник Пасхи.

Акция благотворительности «Помощь детскому дому».

Концерт ко Дню пожилого человека.


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Предметные уроки (окружающий мир, технология).

Классный час «Почему я хочу стать…».

Совместный проект с родителями «Труд моих родных».

Трудовая акция «Чистый двор»

Экскурсия в музей противопожарной безопасности МЧС.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Урок физической культуры.

Урок окружающего мира.

Разговор о правильном питании

Беседа «Если хочешь быть здоров…»

Спортивные соревнования:

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Мы защитники Отечества»

«День здоровья»

«Весёлые старты»

Подвижные игры на прогулке.

Беседа «Вредные и полезные для здоровья привычки»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Экологическая акция «Синичкин день».

Музейное занятие ИОКМ (отдел природы) «День птиц».

Встреча с редакцией журнала «Сибирячок».

Экскурсия «В мире флоры» (Ботанический сад ИГУ).

Встреча с сотрудниками Байкало-Ленского заповедника.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Предметные уроки: литературное чтение, изобразительного искусства, музыки, технологии.

Экскурсия «Книжкин дом» (Посещение библиотек гуманитарного центра им.семьи Полевых).

Посещение Дома ремесел с мастер-классом.

Участие в городском конкурсе «Весенняя капель»

Посещение театральных представлений (кукольный театр «Аистёнок», ТЮЗ, Музыкальный театр).

Классный час «Живая старина Иркутска»

Оформление выставки семейных творческих работ «Я умею».


6.5. Внеурочная деятельность как составная часть программы духовно-нравственного развития и воспитания
Внеурочная деятельность в «МОУ начальная школа – детский сад №54 г.Иркутска» организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности социально-культурных центров города: Иркутский областной краеведческий музей (отдел природы, отдел истории), Байкало-Ленский Государственный заповедник, Детский литературно-художественный журнал «Сибирячок», Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов, Театр кукол «Аистёнок», Музей – усадьба В.П.Сукачёва. В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления в лагере дневного пребывания на базе МОУ.

6.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Система работы «МОУ начальная школа – детский сад №54 г.Иркутска» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания;



  • расширение партнёрских взаимоотношений с родителями (законными представителями) путём привлечения их к деятельности в составе Совета учреждения, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов.


План повышения педагогической культуры родителей


Направления повышения педагогической культуры родителей

Формы проведения мероприятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Родительская конференция «История моей семьи» представление семейных творческих проектов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Классный час для детей и родителей «Без друзей меня чуть-чуть»

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Родительское собрание «Умелые руки»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Дискуссия «Посеешь привычку, пожнешь характер»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Педагогический практикум «Удивительное рядом»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Совместная экскурсия в Музей – усадьбу В.П.Сукачёва.



Система оценивания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
С целью диагностики процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «МОУ начальная школа – детский сад №54 г.Иркутска», а также оценки достижений планируемых результатов предполагается проводить мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Периодичность проведения: ежегодно для всех обучающихся начальной школы. Проводят мониторинг педагог-психолог, классный руководитель.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных листов, позволяющих получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров:


  • уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников: тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, т.В.Павловой, Е.Н.Степановым), диагностику проводит педагог-психолог (приложение 1);

  • уровень нравственного развития и воспитания младших школьников: субъективный тест М.И.Шиловой «Учитель о воспитанности школьников» (приложение 2).

  • уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит педагог-психолог (приложение 3);

  • уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников: анкета «Я и моя семья», диагностику проводит педагог-психолог (приложение 4);

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:

- ниже среднего (1 балл);

- средний (2 балла);

- выше среднего (3 балла).

Таблица 1.
Диагностическая таблица педагога – психолога.



п/п

Ф.И.ученика

Уровень сформиро

ванности личностной культуры

Уровень сформирован

ности социальной культуры

Уровень сформиро

ванности семейной культуры

Суммарный балл





































Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.



Таблица 2.
Диагностическая таблица классного руководителя.



п/п

Показатель

Критерии

Ф.И.ученика






















1

Социальная культура

Долг, товарищество, ответственность






















Трудолюбие






















Дисциплинированность, отношение к учёбе






















Показатель (средний арифметический)






















2

Семейная культура

Следование семейным ценностям






















Уважение, забота о родителях






















Авторитет семьи






















Показатель (средний арифметический)






















3

Личностная культура

Доброта, отзывчивость






















Честность






















Милосердие






















Показатель (средний арифметический)






















Ключ:

0-3 балла – низкий уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

4-6 балла – средний уровень духовно-нравственного развития и воспитания;

выше 7 баллов - высокий уровень духовно-нравственного развития и воспитания.

Далее по результатам диагностики педагога-психолога и классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников в МОУ.



п/п

Ф.И.ученика

Суммарный балл

Экспертное заключение

Диагностика педагога-психолога

Диагностика классного руководителя






























Качественным показателем нравственно-этической культуры младших школьников является методика игровых ситуаций, включающая в себя диагностику следующих компонентов нравственной воспитанности:



  • знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;

  • мотивации, отражающей отношение учеников, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;

  • способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Игровые ситуации помогают определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуру, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями.

Приложение 1.


Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)


Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся начальных классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.



Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*


*


Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.



  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

    • а) обойду, не потревожив;

    • б) отодвину и пройду;

    • в) смотря какое будет настроение.

  2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

    • а) ничего, какое мое дело;

    • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

    • в) подойду и непременно заговорю.

  3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

    • а) тороплюсь в школу;

    • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

    • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

  4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

    • а) предложу свою помощь;

    • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

    • в) если попросят, я, конечно, помогу.

  5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

    • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

    • в) вступаюсь за обиженного.

  6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

    • а) они мои, раз я их нашел;

    • б) завтра спрошу, кто их потерял;

    • в) может быть, возьму себе.

  7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

    • а) на шпаргалки;

    • б) на усталость учителя: авось, пропустит;

    • в) на свои знания.

  8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

    • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

    • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

    • а) соглашусь с благодарностью;

    • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

    • в) отказываюсь решительно.

  10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

    • б) выполняю, конечно;

    • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

    • б) не знаю, как придется;

    • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

    • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

    • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

    • а) напомню о праве на отдых;

    • б) делаю, раз надо;

    • в) посмотрю, что скажут остальные.

  14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

    • а) отвечаю тем же;

    • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

    • в) разрываю все отношения с этим человеком.

  15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

    • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

    • в) буду ждать новых сообщений.

  16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

    • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

    • в) мне все равно.

  17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

    • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

    • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

  18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

    • а) быстро начинаю скучать;

    • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

    • в) не замечал.

  19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

    • а) отбираю интересное и приношу;

    • б) ненужных книг у меня нет;

    • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

    • б) человеку просто повезло прославиться;

    • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.


Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 2.

Субъективный тест классного руководителя

(предложен М.И.Шиловой, «Учитель о воспитанности школьников», адаптирован Н.В.кулешовой)

Цель: изучение сформированности нравственного уровня развития и воспитания младших школьников.

Процедура предусматривает:

- анализ поступков, мотивов поведения обучающихся;

- сравнение с диагностической картой показателей;

- регистрацию результатов наблюдений в таблицу.

Диагностическая карта показателей.



Показатель

Критерии

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл

Социальная культура

Долг, товарищество, ответствен-

ность


Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других.

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя.

Уклоняется от выполнения поручений, безответственный.

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от труда даже при наличии требований.

Дисциплини-

рованность, отношение к учёбе



Примерно ведёт себя в школе и дома и призывает к этому других.

Соблюдает правила поведения при контроле со стороны старших.

Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешнее воздействие.

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

Знает и частично следует ценностям семьи.

Ценности семьи не интересуют.

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу.

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет о них заботу.

Считает, что родители должны заботиться о нём.

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также.

Ситуативно вопринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважение к старшим

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству.

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи.

Помогает другим если поручит учитель.

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими.

Честность

Верен слову, правдив, добровольно признается в своих поступках.

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших.

Часто неискренен, обманывает старших и сверстников.

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию.

Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет.


Держится высокомерно, безразличен к чужому горю.

Выявляется три уровня нравственного воспитания:

Высокий – характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.

Средний – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации.
Приложение 3.
Анкета «Я и моя семья»
Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.

Инструкция: Ребёнку предлагается ответить на 9 вопросов.

  1. Тебе нравится твоя семья?

    • Нравится

    • Не очень нравится

    • Не нравится

  2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  3. Тебя часто наказывают за проступки?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?

    • Хотел бы

    • Не знаю точно

    • Не хотел бы

  6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

    • Да, делаю сам без просьб

    • Не всегда

    • нет

  7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

    • Часто

    • Иногда

    • Почти никогда




  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?

    • Да

    • Бывает по-разному

    • Нет

  2. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

    • Часто

    • Иногда

    • Почти никогда

Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных ценностей):

Высокий – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.

Средний – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.

Низкий – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Приложение 4.
«Я разный»

(определение особенностей формирования личностной сферы младших школьников, автор – Н.В.Кулешова)



Цель: изучение уровня определения особенностей формирования личностной сферы младших школьников.

Инструкция: детям предлагается написать (для первого класса нарисовать) по два слова, которые приходят в голову в связи со словами:

Семья –

Дом –

Отдых –

Школа –

Труд –

Поступок –

Далее дети должны выстроить написанные слова (рисунки) по порядку личной значимости.



Критерии оценивания:


  1. Количественный показатель – количество категорий (духовно-нравственная ориентация, духовные ценности и переживания, социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства; оценочные суждения).

1 балл – 1-2 определения, относящихся к перечисленным категориям;

2 балла – 3-5 определений, преимущественно относящихся к категориям социальные роли, интересы, предпочтения.

3 балла – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.


  1. Деятельностный показатель.

1 балл – указывают конкретные действия («я учусь в школе»), свои интересы;

2 балла – совмещение 1 и 3 уровней, нечто среднее;

3 балла – указывают социальные роли («я ученик»), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).


  1. Качественный показатель – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

1 балл – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение);

2 балла – незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточное позитивное самоотношение).

3 балла – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).


п/п


Ф.И.ученика

Количественный показатель

Деятельностный показатель

Качественный показатель

Суммарный балл






















































Уровни сформированности личностной сферы младшего школьника:

0-3 б. – низкий

4-6 б. – средний

7 б. и выше - высокий

Приложение 5.


Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников


Комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности:

1) знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях;

2) мотивации, отражающей отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия;

3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т. е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществляется с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах используется методика игровых ситуаций.

Дежурная чашка.

Цель: выяснить понимание детьми понятия "порядочность".
Функции: диагностическая, воспитывающая.
Организация: учитель читает рассказ "Чашка".
В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а новеньких чашек с голубыми незабудками и золотыми каемочками по краям - двадцать четыре. Двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней почти стерлась, краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки.

- Противная чашка, - говорили ребята, - хоть бы она скорей разбилась.


Однажды всем ребятам достались новые чашки. Они удивились. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена, которая в тот день была дежурной, взяла чашку себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.


- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята.
И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и называли "наша дежурная чашка". (ПоВ.Осеевой.).

Ответ на вопрос "Каким одним словом можно назвать поступок Лены?" каждый ученик записывает на карточке.


Обработка данных: делается вывод о степени осознания детьми сути понятия "порядочность".

Ромашка.

Цель: определить знание детьми полноты, обобщенности понятий, а также сути некоторых нравственных категорий.

Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны слова: добро, зло, истина, ложь, красиво, безобразно, трагично, комично. Детям предлагается поочередно отрывать лепесток ромашки и раскрывать суть понятия, записанного на нем.

Обработка данных: учитель фиксирует высказывания детей с точки зрения полноты, правильности, обобщенности понятия (добро - это проявление вежливости, сочувствия и т. д.; истина предполагает справедливость, честность, правдивость и т. п.; красиво - значит аккуратно, скромно, великодушно, порядочноидр.). На основании анализа ответов может быть выявлен уровень сформированности таких этических представлений и понятий у детей, как любовь, радость, искренность, долг, честь, ненависть, зависть, враждаит. п., соотношение различных понятий ("добро - зло", "истина - ложь" и т. д.).



Философ.

Цель: выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий.
Функции: диагностическая, развивающая, воспитывающая.
Организация: на доске или на плакате записано несколько определений того или иного нравственного понятия (доброта, мир, долг и др.).

Например:


Счастье - это быть здоровым.

Счастье – это успехи в учебе.

Счастье - хорошие друзья.

Счастье – это мир в семье.

Счастье - это мир на Земле.

Счастье - это, когда тебя понимают.

Счастье – это свобода.

Счастье - это много денег.

Счастье – это получение удовольствия.

Счастье - это власть над людьми.

Каждый ученик выбирает четыре определения и мотивирует свой выбор.
Обработка данных: осуществляется качественный анализ ответов детей.

Словарь добродетелей

Цель: определить уровень сформированности у младших школьников этических представлений и понятий (полнота, степень существенности, мера обобщенности).
Функции: диагностическая, развивающая, коррекционная.
Организация: с детьми проводится традиционная в рамках модели "Ориентир" игра "Волшебный сундучок". Организуется она необычно: в течение трех дней дети "путешествуют" со словами-добродетелями по алфавиту от "А" до "Я" соответственно остановкам:
1."Аккуратность-любовь".
2."Миролюбие-сострадание".
3."Творчество-щедрость".

На остановках учитель (экспериментатор) инструктирует детей: каждый вынимает из "волшебного сундучка" своеобразную по форме, разноцветную книжку-малышку - "словарь добродетелей", подписывает его.


На первой странице словаря выписаны все слова-добродетели, эти же слова записаны по одному на отдельной странице.
На первой остановке "Аккуратность - любовь" для проработки даются слова: аккуратность, благодарность, вежливость, верность, дисциплинированность, доброта, дружелюбие, заботливость, любовь.

По условию игры каждый ребенок должен письменно объяснить (по выбору) значения не менее пяти слов. Кроме этого, он должен сверить свое объяснение слов с эталоном - на каждой странице, где дети дают объяснение, внизу имеется запись "Сверь со словарем" и дается трактовка понятия по словарю.


После завершения работы класс делится на микрогруппы (не более 5 человек), в которых дети обмениваются мнениями, рассматривают книжки-малышки, подсчитывают общее количество объясненных слов-добродетелей и т. п.

Аналогично в игровой форме проводится работа и на следующих остановках.


На остановке "Миролюбие - сострадание" объясняются слова: миролюбие, мужество, нежность, ответственность, правдивость, скромность, совестливость, справедливость, сострадание. Остановка "Творчество - щедрость" предполагает объяснение значений слов и выражений: творчество, трудолюбие, уважение, умение прощать, умение радоваться, целеустремленность, честность, чуткость, щедрость.

Обработка данных: осуществляется качественный анализ знаний детей.


Примечание: "Словарь добродетелей" остается у каждого ребенка в личном пользовании.
Игровые ситуации.

Реши задачу.

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.
Функции: диагностическая, воспитывающая.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи. Диагностический эксперимент организуется в несколько этапов.
Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.) Ваше отношение к намерению Волка?

Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей?
Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.

Волшебный стул.

Цель: выявить отношение детей к поступкам одноклассников, к качествам их личности.

Функции: диагностическая, воспитывающая, коррекционная.
Организация: организуется игра "Волшебный стул" (идея Н. Е. Щурковой).
Перед игрой учитель обращает внимание ребят на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п.
Дети делятся на группы по 4 - 5 человек. Один садится на "волшебный" стул, а остальные поочередно говорят только о хороших его (ее) поступках и качествах личности. Например: "Марина вежливая, потому что...", "Она добрая, так как..." и др. Подобным образом через обсуждение в микроколлективах проходят все дети. Игра может быть организована в несколько этапов (дней), чтобы ребята не устали, не потеряли к ней интерес.
Обработка данных: делается качественный анализ результатов на основе фиксации данных (учитель избирает свободную форму записи). За основу берутся такие показатели, как умение оценивать поступки, качества одноклассников, эмоционально выражать свое отношение к их действиям и др.
скачать


Смотрите также:
Духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся
452.76kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
498.35kb.
Духовно-нравственного развития обучающихся в семье и в лицее
181.84kb.
Проект программы духовно нравственного развития, воспитание обучающихся на ступени начального образования
63.17kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1
313.37kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
115.85kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
487.69kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
538.89kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся маоу «сош №26» на 2011 2015 учебный год
596.18kb.
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Приложение 4 Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
131.86kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.