Главная стр 1
скачать
Ставропольский край Новоалександровский район х. Красночервонный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Рук. ШМО учителей: Зам. дир. по УВР: Директор школы:

_________________ __________________ _____________

/Дьячкова И.А./ /Смоленская В.А./ /Головкова С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По _____________ литературе______________________________

(указать предмет)
Класс _____________6 класс_ «Б»______________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов _____68___ Уровень ______базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель ____ Дьячкова Ирина Анатольевна________________________
Программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы.(базовый уровень). Под ред. В. Коровиной. М. Просвещение. 2007 г.)

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2007г.)



. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.


четверть

Часы

К/Р

Р/К

Сочинения

Р/Р

Вн. чтение

Техника чтения

Кл.

Дом.

1

18

2

2




3

2

2

1

2

14

1

2

1

3

4

1

1

3

20

1

2




3

5

4

1

4

16

1

1

1

1

2

5

1

год

68

5

7

2

10

13

12

4


Цель изучения литературы в 6 классе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.


На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г определяются задачи обучения:

 - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 - отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; - способами свободного владения письменной речью;

 - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

 Таким образом, компетентностный подход взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;

*основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).



Учащиеся должны уметь:

* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

*сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

*сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

*видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

*сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

*сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

*писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

*отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


Формы контроля:

устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров, практикумы.


Оценка уровня литературной подготовки школьников 6 класса

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.



Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики должны:

чтение и восприятие:


  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

- дать оценку героям и событиям; чтение» истолкование и оценка:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;




  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;



  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:



  • работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);

  • работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;

  • работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.


Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».



Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.



Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.



Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.



Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.




Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;




- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;




- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;




- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;




- ссылки – все ссылки работают







Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка



Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:



Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.



Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.


Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.




Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.



Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.
Содержание программы (68 часов).

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.


МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.



Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев.

Рассказы о баснописцах.



И. И. Хемницер. «Лев, учредивший совет». Художественная и нравственная ценность басни. Высмеивание неразумных государственных предприятий.

И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).



Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).



Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.



«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.



«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).



Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).



Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.


Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.



Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.



Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному' герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).



Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.


Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.


Из литературы народов России (обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».



Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).



Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.



Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.



Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).



ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.
А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.



Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. Лебедь.



Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.



Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.

В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро.


  1. А. Лиханов. Последние холода.

  2. П. Астафьев. Деревья растут для всех.

М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.

В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.



Из зарубежной литературы

Э. По. Овальный портрет.

М. Твен. История с привидением.

О. Генри. Вождь краснокожих.

А. Конан Дойл. Горбун.

Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.

Устное народное творчество - 3 часа.

Древнерусская литература - 1 час.

Произведения русских писателей ХУШ века - 3 часа.

Произведения русских писателей XIX века - 30 часов.

Произведения русских писателей XX века -19 часов.

Из зарубежной литературы - 9 часов.

Итоговые уроки - 2 часа.



Календарно-тематическое планирование

1 четверть (16 часов)




Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока, основное содержание

Кол-во часов

Дата

По плану

факт

1

Беседа

Тестирование



Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои.

1







2

Рассказ учителя. Беседа

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1







3

Рассказ учителя. Беседа

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе»

1







4

Урок контроля

Входная контрольная работа

1







5

Р/К

Внеклассное чтение

Обрядовый фольклор

Фольклор Ставрополья

1







6

Р/К

Рассказ учителя. Беседа

УНТ. Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки казаков.

1







7 Р/Р


Урок развития речи

Урок-посиделки. Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов»

1







8

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Русские летописи. «Повесть временных лет»

1







9

Рассказ учителя. Беседа.

Русские басни. Крылов. Дмитриев.

1







10

Беседа. Обучение чтению

Крылов. «Осел и соловей» Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях»

1







11

Рассказ учителя. Обучение чтению

А.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник»

1







12 Р/Р

Урок развития речи.

Пушкин. «Зимнее утро». Тема и идея стихотворения.

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения.

1







13

Обучение чтению. Практикум

Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «Пущину»

1







14

Беседа.

Пушкин. «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повети.

1







15

Урок внеклассного

чтения

Пушкин «Выстрел» Мастерство композиции повести.

1







16

Беседа.

Пушкин «Дубровский». Картины русской жизни. Конфликт

1







17

Беседа. Практикум

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

1







18

Урок контроля

Контрольная работа. Проверка техники чтения

1








2 четверть



Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока, основное содержание

Кол-во часов

Дата

По плану

факт

1

Р/Р

Урок развития речи

Романтическая история любви Владимира Троекурова и Маши Троекуровой.

Подготовка к домашнему сочинению.

1







2

Урок-игра

Викторина по творчеству Пушкина.

1







3 Р/К

Рассказ учителя. Обучение чтению.

М. Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Кавказ. Стихотворение «Тучи».

1







4

Практикум

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком…»

1







5

Беседа.

Практикум



Лермонтов «Три пальмы» Двусложные и трехсложные размеры стихотворений

1







6 Р/Р

Урок развития речи

Сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова»

1







7


Рассказ учителя. Беседа

Тургенев. Слово о писателе

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей



1







8

Практикум

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг»

1







9

Внеклассное чтение

Гоголь «Старосветские помещики»

1







10

Рассказ учителя. Практикум

Тютчев. Слово о поэте. «Листья»

1







11

Р/Р

Урок развития речи

Тютчев. Судьба человека и судьба коршуна в стихотворении «С поляны коршун…» Обучение анализу 1 стихотворения

1







12

Рассказ учителя. Обучение чтению

Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного

1







13 Р/К

Урок развития речи.

Стихи Фета и стихи Ставропольских поэтов о природе. Подготовка к домашнему сочинению

1







14

Урок контроля

Контрольная работа

1







3 четверть



Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока, основное содержание

Кол-во часов

Дата

По плану

факт

1


Рассказ учителя. Обучение чтению

Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога»

1







2

Беседа. Практикум

Своеобразие стихотворения «Железная дорога»

1







3

Внеклассное чтение

Некрасова. Историческая поэма «Дедушка»

1







4

Рассказ учителя. Беседа

Лесков. Слово о писателе. «Левша»

1







5 Р/Р

Урок развития речи

Особенности языка повести Лескова.

Подготовка к сочинению.

1







6

Внеклассное чтение

Лесков «Человек на часах»

1







7


Внеклассное чтение

Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

1







8

Практикум

Чехов «Толстый и тонкий»

1







9 Р/К

Урок-концерт

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века и поэтов Ставрополья

1







10

Рассказ учителя. Обучение чтению

Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок»

1







11


Внеклассное чтение

Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса»

1







12

Рассказ учителя.

Обучение чтению



Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца» Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1







13 Р/К

Беседа. Практикум

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца»

1







14

Р/Р

Урок развития речи

Особенности композиции и смысл названия сказки. Подготовка к сочинению

1







15 Р/Р

Урок развития речи

Классное сочинение

1







16 Р/Р

Урок развития речи

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

1







17

Внеклассное чтение

Лиханов «Последние холода». Дети и война»

1







18

Рассказ учителя. Обучение чтению

Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой»

1







19

Р/Р

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению

1







20

Урок контроля

Контрольная работа

1








4 четверть



Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока, основное содержание

Кол-во часов

Дата

По плану

факт

1


Рассказ учителя. Обучение чтению

Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» Герой рассказа и его сверстники

1







2

Беседа

Нравственные проблемы рассказа Распутина «Уроки французского»

1







3 Р/Р

Развитие речи

Сочинение по рассказу Распутина

1







4

Рассказ учителя. Беседа

Рубцов. Слово о поэте. Стихотворения. Тема Родины в поэзии Рубцова

1







5

Рассказ учителя. Беседа

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла»

1







6

Рассказ. Обучение чтению

Родная природа в поэзии 20 века. А. Блок. И С. Есенин

1







7

Практикум

Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу стихотворения. Домашнее сочинение по анализу лирики

1







8 Р/К

Внеклассное чтение

Поэзия Ставрополья

1







9

Рассказ учителя. Беседа

Шукшин. Слово о писателе. «Срезал», «Критики»

1







10

Внеклассное чтение

Сервантес «Дон Кихот»

1







11

Рассказ учителя. Беседа.

Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка»

1







12

Внеклассное чтение

Мериме. Новелла «Матео Фальконе»

1







13

Внеклассное чтение

Твен «Приключение Гекльберри Финна»

1







14


Внеклассное чтение

А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1







15

Урок контроля

Контрольная работа

1







16 Р/Р

Урок-праздник

Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задание на лето

1








Программное и учебно-методическое обеспечение


Программа


Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение



Программа общеобразовательных

учреждений

5 - 11 классы (базовый уровень)

Под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2007


Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

1) Коровина В.Я. Литература: 6 кл.: Метод.советы.

2) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 6 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»




1) Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 6 кл./ Автор-составитель В.Я.Коровина М.: Просвещение, 2008

скачать


Смотрите также:
Дьячкова Ирина Анатольевна программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы).
641.45kb.
Дьячкова Ирина Анатольевна программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы).
571.25kb.
Дьячкова Ирина Анатольевна программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы).
470.21kb.
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)
422.24kb.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы
308.82kb.
Учитель Балчугова Оксана Анатольевна, высшая квалификационная категория рабочая программа
1181.96kb.
Учитель Балчугова Оксана Анатольевна, высшая квалификационная категория рабочая программа
1181.96kb.
Рабочая учебная программа по экологии для 10- 11 классов Составлена на основе программы: Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений
283.8kb.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы»
493.03kb.
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2012 2013 учебный год Составлено на основе программы
301.94kb.
Рабочая программа по литературе для 9-х классов на 2012-2013 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 11 классы»
192kb.