Главная стр 1
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал)

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Рассмотрено и утверждено

на заседании Учёного совета

ВИ ЭУиП (филиала) ЮФУ
Протокол №________

«____»_____________2009 г.






УТВЕРЖДАЮ:

Председатель Учёного совета


__________________

д.ф.н., профессор Н.С. Речкин

«____»____________2009 г.

Концепция

воспитательной работы

Волгодонск



2009

Содержание





Общие положения

3




Цель и задачи воспитательной работы

5




Общие принципы воспитательной работы

7




Формы и методы воспитательной работы

8




Развитие основных направлений воспитательной работы на

9




1. Духовно-нравственное воспитание

9




2. Гражданско-правовое воспитание

11




3. Гуманитарно-эстетическое воспитание

12




4. Патриотическое воспитание

13




5. Экологическое воспитание

14




6. Физическое воспитание и формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни

14




7. Специальная профилактическая работа

15




8. Профессиональная подготовка и формирование конкурентоспособных качеств студентов

17




Модель личности специалиста

19




Обеспечение реализации концепции воспитательной работы

1. Нормативное обеспечение

2. Программно-методическое и информационное обеспечение

3. Финансовое обеспечение

20




Развитие студенческого самоуправления

21




Внутренняя система оценки воспитательной работы

23










Общие положения
Приказом Министерства образования в Перечень показателей государственной аккредитации и критериальных значений введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы со студентами,

  • уровень организации воспитательной работы со студентами,

  • формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.

Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. В Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» указаны такие основные задачи ВУЗа в воспитательном процессе, как:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

  • формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

С целью создания системы воспитательной работы, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ разрабатывается Концепция воспитательной работы, ставшая составной частью единой системы менеджмента качества, внедренной в институте.

Концепция воспитательной работы в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Международной конвенцией о правах и основных свободах человека, Федеральной программой развития образования в России, Федеральной программой "Молодежь России", Уставом Волгодонского института (филиала) ЮФУ и другими документами, регламентирующими образовательную и внеучебную деятельность в вузе.

Под воспитанием в данном концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность высшего учебного заведения, ориентированная как на формирование высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными требованиями, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами. Поэтому концепция воспитательной работы в вузе определяет долговременные стратегические цели и задачи, конечную модель личности специалиста, основные принципы и направления воспитания с целью практической реализации этой модели.

На основе Концепции разрабатывается Программа воспитательной работы в вузе, в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения и реализуются в планах воспитательной работы Волгодонского института (филиала) ЮФУ.



Концепция содержит перечень цели, задач, принципов, форм и методов воспитательной работы, основных направлений воспитательной работы в вузе, характеристику модели личности специалиста – выпускника Волгодонского института (филиала) ЮФУ. Концепция воспитательной работы служит аксиоматической базой создания и развития системы воспитательной работы в вузе.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ - разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, социально активного, с уважением относящегося к культурным и духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества; формирование высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными требованиями; создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Задачи воспитательной работы:

  1. Создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений студентов, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств, ответственности за принятие решений.

  2. Систематическое проведение воспитательной работы по всем направлениям воспитания: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, психологическому и др.

  3. Формирование органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха студентов, систематическое отслеживание (мониторинг) интересов, запросов, ценностных ориентаций студентов как основы планирования воспитательной работы.

  4. Приобщение студентов к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов в духе институтского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и научной этики; освоение студентами новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального поведения; воспитание внутренней потребности студентов в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания

  5. Систематическое (не менее одного раза в учебный год) обсуждение актуальных проблем воспитания студентов на ученом совете института и заседаниях кафедр с выработкой конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы.

  6. Активное участие в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава, систематическое привлечение к участию в воспитании студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики и права, работников других сфер общественной жизни; активизация работы института кураторов и студенческого самоуправления.

  7. Создание в институте воспитательной среды, которая способствует формированию положительных качеств студентов, преподавателей и всех сотрудников, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, создание атмосферы подлинной и постоянной заботы о студентах, их социальной поддержке.

Общие принципы воспитательной работы

Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современный условиях, для всех участников воспитательного процесса в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ должны быть:



  1. Принцип гуманизма предполагает отношение к личности студента как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.

  2. Принцип духовности проявляется в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.

  3. Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.

  4. Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

  5. Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента.

  6. Принцип природоспособности предполагает учет наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых.

  7. Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

  8. Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов.

  9. Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности.

Формы и методы воспитательной работы

В воспитательной системе Волгодонского института (филиала) ЮФУ три уровня организации форм воспитательной деятельности:



Первый уровень – культурно-массовые, спортивные, научно-просветительские мероприятия.

В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:



  1. Акция «Первокурсник», в рамках которой могут быть проведены: посвящение в студенты; лекция для первокурсников по теме: «Ты стал студентом ЮФУ» (права и обязанности студентов, организация учебной, досуговой, бытовой жизни студента) в День Знаний 1 сентября; выдача учебной литературы; анкетирование первокурсников «Мир моих интересов»; смотр студенческой самодеятельности «Отзовись первокурсник» и др.

  2. Университетская спартакиада.

  3. Конкурсы «Лучшая группа», «Мистер ЮФУ», «Мисс ЮФУ» и др.

  4. Новогодние праздники.

  5. Фестиваль «Студенческая весна».

  6. Неделя студенческой науки.

  7. Мероприятия ко Дню Победы.

  8. Выпускные мероприятия (вручение дипломов).

Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений, создание и организация работы творческих, научных объединений и коллективов.

Третий уровень – индивидуальная, личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;

  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;

  • работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, в сфере искусства и т.д.);

  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей;

  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.

Развитие основных направлений воспитательной работы
Процесс социализации личности студента в институте охватывает различные сферы жизнедеятельности и реализуется через следующие основные направления воспитательной работы:

  1. Духовно-нравственное воспитание.

  2. Гражданско-правовое воспитание.

  3. Гуманитарно-эстетическое воспитание.

  4. Патриотическое воспитание.

  5. Экологическое воспитание.

  6. Физическое воспитание и формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни

  7. Специальная профилактическая работа

  8. Профессиональная подготовка и формирование конкурентоспособных качеств студентов

1. Духовно-нравственное воспитание

Воспитание духовно-нравственной культуры, постоянного эмоционального ощущения, переживания и сопереживания является важнейшей задачей вуза. Духовно-нравственное воспитание направлено на повышение статуса духовности и нравственности в системе учебно-воспитательной деятельности института и имеет целью формирование духовности личности, определяющей её позицию, поведение, отношение к себе и к окружающему миру.

Высокий уровень духовности, обуславливающий поведенческие и побуждающие мотивы, позволит возродить российскую интеллигенцию, обладающую сознанием гражданского долга и гражданского достоинства, личной ответственности перед людьми, гуманизма, культуры, свободы совести и вероисповедания.

Нравственность предполагает наличие внутренней принятой человеком общественной морали, регулирующей его поведение, опирающейся на мировоззрение, совесть, ответственность, справедливость, честность, долг, добродетель и сострадание. Процесс нравственного воспитания в вузе предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм. Нравственное сознание и моральные качества личности являются основой социализации молодого поколения и служат главной целью воспитательной работы со студентами.

В качестве основных аспектов духовно-нравственного воспитания студентов выступают:


  • уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали;

  • сформированность моральных качеств личности, высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях;

  • потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами.

Реализация данных аспектов носит непрерывный характер и осуществляется в институте как во время учебных занятий, так и внеаудиторное время.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:



  1. Формирование и развитие у студентов системы духовно-нравственных, общечеловеческих и национально-культурных знаний и ценностей.

  2. Реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.

  3. Формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей.

  4. Формирование у студентов норм толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия и противодействия различным видам экстремизма.

  5. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций института, города, страны, преемственность в воспитании студенческой молодежи.

Формами реализации духовно-нравственного направления воспитательной работы могут быть:

    • участие студентов и преподавателей в различных федеральных, региональных и областных программах, способствующих развитию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию гражданственности, формированию активной жизненной позиции;

    • организация выездных семинаров с участием студентов и преподавателей в фонды музеев г. Волгодонска и области;

    • посещение памятников культуры и истории г.Волгодонска и других городов;

    • благотворительная деятельность студентов и преподавателей;

    • участие в акции «Тепло твоей души», организация Новогоднего утренника для детского дома, благотворительного чаепития с новогодними подарочными наборами;

    • участие в мероприятии «Рождественские встречи в Доме детства», сбор подарков, игрушек, вещей, канцтоваров для детей детского дома;

    • участие в молодёжной волонтерской организации «Мост»;

    • участие в мероприятиях «День православной молодёжи» и «Студенческая пасха»;

    • встреча с представителями церкви и проведение лекции и мероприятия «Православный праздник Троица»;

    • проведение гуляния «Широкая масленица», знакомящего с фольклорными традициями русского народа;

    • посещение выставок, и экспозиций художественного и краеведческого музеев;

    • оформление тематических выставок, посвященных историческим хроникам города, храмам, участникам боевых действий, почетным жителям города и др.;

    • организация и поддержка волонтерского движения.

2. Гражданско-правовое воспитание

Формирование социально-активных студентов является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, обеспечивая тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. В этом направлении реализуются гражданские, правовые, интернациональные, политические элементы воспитания.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в институте и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни института и российского общества.

Основными задачами гражданско-правового воспитания студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:


  1. Формирование у молодежи политической культуры, политической сознательности и грамотности.

  2. Воспитание политической воли сознательно и целеустремленно совершать политические поступки и действия, формирование умения вести дискуссию, оценивать общественное явление.

  3. Воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности, формирование общечеловеческого ценностного отношения к явлениям общественной жизни, социальным группам, государственным структурам.

  4. Формирование знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения.

  5. Формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, правовых норм и законов.

Формами реализации гражданско-правового направления воспитательной работы могут быть:

    • участие в работе Клуба молодого избирателя, что помогает студентам сознательно выступать в роли избирателей, разбираться в выборных программах и лозунгах, знакомиться с конкретными кандидатами в депутаты. В рамках работы Клуба молодого избирателя в институте могут быть проведены лекции, анкетирования, информационные часы, встречи с представителями местных отделений политических партий, викторины по вопросам истории избирательного права;

    • организация и проведение лекции «Закон и порядок» с приглашением представителей правоохранительных органов;

    • выпуск и смотр стенной печати.

3. Гуманитарно-эстетическое воспитание

Гуманизация учебно-воспитательного процесса обуславливает признание обучаемого как личности, его прав на свободу, социальную защиту, на развитие и проявление способностей, индивидуальности. При этом кардинальные изменения вузовского гуманистического воспитания студентов возможны при выполнении следующих требований:



    • повышение гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана;

    • утверждение индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;

    • повышение роли воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов системы студенческого самоуправления и соуправления на всех уровнях.

Составными элементами системы гуманизации образования в институте являются:

    • преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе, формирование единой естественнонаучной картины мира;

    • развитие демократичных методов общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, преемственности и демократичности отношений в научных коллективах.

Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности у обучаемых постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. Гуманитарно-эстетическое воспитание предполагает личное участие и развитие творческой активности студентов. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию его содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, умение противостоять влиянию "массовой" культуры низкого эстетического уровня.

Основными задачами гуманитарно-эстетического воспитания студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:



  1. Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности молодежи.

  2. Развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности.

  3. Предоставление возможности и услуг по получению параллельного образования, связанного с гуманитарным, эстетическим профилем.

4. Патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность по формированию у студентов патриотических качеств личности, активной гражданской позиции, способности и готовности выступить в роли гражданина. Патриотическое воспитание связано, прежде всего, с формированием у молодежи российского национального самосознания, включая патриотические чувства и настроения.

Задачами патриотического воспитания:


  1. Повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи.

  2. Проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.

  3. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

Формами реализации духовно-нравственного направления воспитательной работы могут быть:

    • участие в различных городских митингах, шествиях, акциях, посвященных государственным, региональным праздникам и знаменательным датам;

    • смотр-конкурс солдатской песни в честь Дня Защитников Отечества;

    • оказание помощи в организации работы поисковым отрядам Всероссийской «Вахты Памяти»;

    • проведение соревнований «К защите Родины – готов»;

    • организация в институтской газете постоянно действующей рубрики о патриотическом воспитании студентов с привлечением ведущих ученых, государственных, духовных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства;

    • привлечение ветеранов войны и труда, ветеранских и творческих организаций к воспитанию молодежи и студентов на героических боевых и трудовых традициях, подвигах воинов, проявленных при защите Родины;

    • организация встреч с представителями военкоматов и лицами отслужившими в рядах Вооруженных Сил по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию студентов, подготовке их для службы в ВС и привитию любви к профессии офицера;

    • организация военно-спортивной эстафеты, проводимой ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, конкурс «А ну-ка парни», приуроченный ко Дню защитника Отечества.

Вся работа по патриотическому воспитанию в институте должна проводиться на основании Федерального Закона «О военно-патриотическом воспитании граждан России на 2004-2010гг.» и ФЗ №32 от 13 марта 1995г. «О днях воинской славы (победных днях) России».

5. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание связано с формированием у студентов экологического сознания, включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношения взаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненными потребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере нацелено на изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов, но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогресс человечества.



6. Физическое воспитание и формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов рассматриваются в качестве важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса вуза и осуществляются в органической взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательной деятельности института с целью подготовки физически, духовно и нравственно здоровых специалистов. Физическое воспитание направлено на развитие у студентов физических и духовных сил, повышение творческой активности, укрепление выносливости и психологической устойчивости, способствует приобретению знаний о здоровом образе жизни, теории физической культуры и спорта. Значительна роль физического воспитания молодежи в антиалкогольном, антиникотиновом, антинаркотическом воспитании. Эффективность во многом обусловлена также степенью включения студентов в общественно полезную, трудовую, культурную, научную деятельность вуза.

Основными задачами физического воспитания и формирования здорового образа жизни студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:


    1. Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, проведение всевозможных межфакультетских соревнований.

    2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с алкоголизмом, курением, наркозависимостью, «дурными» привычками.

    3. Совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.

    4. Укрепление здоровья студентов и поддержание у них высокой работоспособности.

    5. Организация активного отдыха студентов как специфической формы реализации образовательного и оздоровительного процессов.

Формами реализации данного направления воспитательной работы могут быть:

  • организация занятий физической культурой, спортом и туризмом в спортивных секциях и группах института, в командах учебных групп, курсов, факультетов, а также в сборных командах института по различным видам спорта;

  • проведение Дней здоровья и туристских походов, проведение спартакиад по различным видам спорта;

  • участие студентов в городских, областных, межвузовских спортивных, туристских и других оздоровительных мероприятиях;

  • проведение спортивных соревнований и товарищеских встреч: Кубок Осени, Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества, Кубок института по мини-футболу, баскетболу и волейболу между женскими и мужскими командами факультетов, турниры по настольному теннису, шахматам и др.;

  • организация мероприятий для семейных студентов, проведение лекции «Здоровое материнство» при содействии Управления здравоохранения администрации города.

7. Специальная профилактическая работа

Основными направлениями профилактической работы со студентами Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:



  • введение ограничивающих мер в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ по табакокурению в соответствии с ФЗ от 10.07.01 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»; организация мероприятия День без сигареты, конкурсной программы для студентов «Суд над сигаретой», выпуск плакатов, стенгазет, раскрывающих пагубные последствия табакокурения;

  • организация выступлений специалистов (врачей-наркологов, инфекционистов, сотрудников органов внутренних дел, госнаркоконтроля, ученых и др.) перед студентами института по проблемам табакокурения, алкоголизма, наркотизации и ВИЧ-инфицирования молодёжи, проведение лекций на тему «Особенности влияния алкоголя, наркотических средств и токсических веществ на организм», «Личная гигиена», «Режим дня»;

  • проведение кураторских часов и бесед о вреде курения, алкоголизма, наркомании, физическом здоровье, проведение профилактических бесед во время родительских собраний с целью предупреждения употребления наркотиков и алкоголя студентами;

  • проведение конкурсов стенгазет, плакатов и слоганов антиникатиновой, антинаркотической и антиалкогольной направленности, размещение в учебных корпусах стендов с информацией профилактического содержания «Мир без наркотиков», «Внимание: СПИД!», «Нет курению и алкоголю!», «Наркотики – знак беды!», «Твое SOSзнание»;

  • проведение тематических культурно-массовых и спортивных мероприятий, направленных на противодействие саморазрушающим видам поведения студентов «Знать, чтобы жить!»;

  • создание банка данных о студентах «группы риска», усиление индивидуальной работы с ними и оказание комплексной социально-психологической помощи;

  • ежегодное проведение месячника «Профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции в студенческой среде»;

  • проведение конкурсов социальной рекламы (стенгазет, плакатов, слоганов, частушек) антиникотиновой, антинаркотической и антиалкогольной направленности «Не делай того, что лишает тебя будущего!»;

  • организация диспутов, круглых столов, конкурсов, викторин, выступлений студенческой агитбригады, театральной студии, студенческих ревю: «Мы за здоровый образ жизни!»;

  • подготовка библиотекой института тематических обзоров литературы, бесед, книжных выставок, читательских конференций;

  • индивидуальная работа со студентами из неполных семей, студентами – сиротами и оставшимся без попечения родителей, обучающимся, которые ещё в школьные годы совершили административные правонарушения, взаимодействие с их семьями.

8. Профессиональная подготовка и формирование конкурентоспособных качеств студентов

Профессиональная подготовка должна быть сосредоточена на формировании совокупности требований по созданию в институте образовательного и гуманитарно-воспитательного пространства, в котором подготовка специалистов обеспечивает понимание студентами, преподавателями, сотрудниками сущности идеи, ценностей устойчивого развития общества.

Основными задачами профессиональной подготовки и формирования конкурентоспособных качеств студентов Волгодонского института (филиала) ЮФУ являются:


  1. Повышение мотивации самосовершенствования студентов.

  2. Формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение, формирование качеств социально-активной личности.

  3. Формирование навыков самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

  4. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

  5. Привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления.

  6. Формирование личности специалиста, способного к принятию профессионально-экономических, управленческих и социальных решений с ориентацией на знание экономических законов развития общества, его правовых основ

Формами реализации данного направления воспитательной работы могут быть:

  • совершенствование структуры и содержания профессионального образования путем создания в рамках Государственного образовательного стандарта системы требований вуза к качеству специалиста и взаимно согласованных учебных планов по всем уровням подготовки;

  • разработка новых, в том числе информационных, технологий обучения, авторских курсов, предоставление возможностей для индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, совершенствование системы послевузовского образования, дополнительного профессионального образования, вариативных образовательных программ;

  • гуманизация образовательного процесса, формирование специалиста, ответственного за экономические и социальные последствия профессиональных решений;

  • функционирование в целях повышения качества подготовки специалистов в институте Совета по научно-исследовательской работе студентов, который использует различные формы: научные олимпиады, конкурсы, выставки научно-технического творчества, проведение научных молодежных школ и конференций;

  • организация лекций, семинаров по различным вопросам профессиональной психологии, социологии; юридических консультаций и практических рекомендаций по работе с группой студентов.

Модель личности специалиста

Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной работы может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Молодой специалист должен:

обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;

иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;

уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;

быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке;

обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью;

иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни, уметь сочетать свои интересы с интересами общества;

уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;

обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.



Обеспечение реализации концепции воспитательной работы

1. Нормативное обеспечение:

разработка и утверждение Положения о комитете студенческого самоуправления;

разработка и утверждение Положения о старостате;

обеспечение кафедр, органов студенческого самоуправления всей необходимой нормативно-правовой документацией и проведение с ними соответствующих консультаций и инструктивных совещаний;

обеспечение и создание банка данных необходимой документации по вопросам воспитания для всех воспитательных структур;

регулярный контроль за выполнением приказов, решений, распоряжений всеми субъектами воспитательного процесса;

подготовка рекомендаций, предложений по совершенствованию воспитательной работы в вузе.

2. Программно-методическое и информационное обеспечение:

разработка методических пособий по реализации системы воспитания, всех его направлений;

разработка и осуществление плана повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности в учебных группах, на кафедрах;

издание необходимой информационно-методической литературы по проблемам воспитания;

регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по обобщению опыта и определению перспектив воспитательной работы в учебных группах, кафедрах, институте;

оформление стендов, посвященных состоянию воспитательной работы, пропаганде отличников и активистов общественной деятельности;

регулярное освещение в институтской газете состояния учебно-воспитательной работы.

3. Финансовое обеспечение:

предусмотреть в бюджете института статью расходов на финансирование воспитательной работы в вузе;

создать общеинститутский фонд для организации и проведения воспитательной работы за счет внебюджетных средств;

регулярно поощрять преподавателей и студентов, активно участвующих в осуществлении программы воспитания.



Развитие студенческого самоуправления

Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.

Студенческое самоуправление в институте ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

Активное участие студенческой молодежи в решении проблем учебно-воспитательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления в реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для формирования профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Органом студенческого самоуправления в институте является Комитет студенческого самоуправления, студенческие советы на факультетах,.

Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

Главными целями студенческого самоуправления предполагаются:

• повышение качества учебной деятельности, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

• формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;

• воспитание ответственности студенческих коллективов за дисциплину, труд, утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;

• развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

• дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;

• усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, их идейной убежденности и социальной активности.

Студенческое самоуправление и соуправление должно стать элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющим студентам участвовать в управлении вузом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные органы самоуправления и соуправления различных уровней и направлений.



Внутренняя система оценки воспитательной работы

Система оценки состояния и результативности воспитательной деятельности должна включать в себя следующие элементы:

- ежемесячный, семестровый и годовой отчет о работе структурных подразделений и лиц, занятых организацией воспитательной работы со студентами;

- социологические исследования в студенческой среде по различным проблемам: адаптация первокурсников, удовлетворенность работой комбината питания, ценностные ориентации молодёжи, профилактика наркомании, уровень речевой культуры студентов, взаимодействие кураторов и студентов в организации внеучебной воспитательной деятельности;

- анкетирование студентов с целью выявления и учета их мнения о проводимых воспитательных мероприятиях и организации внеучебной деятельности в вузе;

- анализ участия студентов института в городских, областных, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т. п.

- анализ воспитательной работы преподавателей в качестве одного из критериев оценки их профессионального уровня.

Критерии эффективности воспитательной работы на период до 2015 года

1. Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.

2. Массовость участия студентов в различных факультетских и институтских мероприятиях.

3. Качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участников соревнований, вечеров, фестивалей, конкурсов.

4. Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий.

5. Отсутствие правонарушений среди студентов.





скачать


Смотрите также:
Д ф. н., профессор Н. С. Речкин 2009 г
285.53kb.
Хi межвузовской научно-практической конференции «Проблемы качества высшего образования: теоретические и прикладные аспекты»
100.58kb.
Программа педагогической практикИ студентов магистратуры
380.81kb.
Том четвертый Правовые основы деятельности хозяйствующих субъектов
4900.78kb.
Физической экономики
3571.54kb.
Профессор С. Н. Закиров Россия, надо выстоять и преобразиться! Дорогие соотечественники!
52.48kb.
Методические рекомендации Основы анестезиологии
513.27kb.
Закон о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
754.7kb.
Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга
7868.52kb.
В. М. Мунипов доктор психологических наук, профессор, действительный член рао, профессор кафедры эргономики мирэа
758.9kb.
Аркадий и Борис Стругацкие. Сталкер
549.75kb.
Ташкентской Медицинской Академии д м. н., профессор Таджибаева Н. С. Заведующий кафедрой Пропедевтики детских болезней, профессор Ахмедова Д. И. рабочая учебная программа
434.45kb.