Главная стр 1
скачать
ЗАДАНИЯ ПО ЛОГИКЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вам предлагается два варианта контрольных работ, в каждом из которых шестнадцать заданий. Выбор работы осуществляется по последней цифре номера зачетной книжки: нечетная – работа №1; четная – работа №2.

Работа №1.
Тема: Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям: спутник Юпитера; дед Мороз; океан; ненастье; закон; бескорыстие.

2. Установить отношения между группами понятий и изобразить их графически: а) стол, кресло, крыльцо, мебель, бюро, парта, письменный стол, кафедра; б) врач, хирург, депутат Думы, мужчина, мастер спорта.

3. Определить, правильно ли произведено обобщение и ограничение понятий. Если есть ошибки, исправить их: а) береза – лиственное дерево – смешанный лес; б) населенный пункт – столица – центр столицы – центр современной столицы.

4. Указать, какие пары понятий выражают отношения «рода и вида», а какие – «целого и части»: военно-морской флот и линкор; институт и факультет; образное выражение и поговорка; религия и христианство; библиотека и книга.

5. Дать определения следующим понятиям: реформа, деление, демократ, реализм, арифметика.

6. Определить, соблюдены ли правила деления понятий. Если правила нарушены, то какие ошибки допущены в следующих примерах: а) люди делятся на дающих и берущих взаймы; б) свет делится на искусственный, голубой и лунный; в) перья бывают стальные и гусиные; г) материальные тела подразделяются на твердые, жидкие и газообразные; д) жители города делятся на мужчин, женщин, сыновей и дочерей.
Тема: Суждение

7. Дать логическую характеристику суждений, определить и обозначить распределенность терминов:

а) Иногда люди допускают несправедливость.

б) Под лежачий камень вода не течет.

в) Многие растения не употребляются в пищу.

г) Никакой четырехугольник, у которого диагонали не перпендикулярны, не является ромбом.

д) Ни один человек себе не враг.

е) Бывают люди, достойные восхищения.

8. Восстановить по логическому квадрату все возможные суждения, установить их истинность – ложность, взяв за исходное следующее суждение: а) Жизнь – обратимый процесс (Л); б) Аргументом может быть знание (И).

9. Привести к логической форме следующие суждения:

а) Ничто не вечно под луной; б) Добрые люди иногда поступают дурно; в) Нет ничего прекрасного, за исключением истины.

10. Установить вид сложного суждения, указать его составные части и записать с помощью символов (формулой):

а) Шторма бояться – в море не ходить.

б) Заболевший может обратиться к врачу или по месту жительства, или по месту работы.

в) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

г) Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично ведет себя по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества.
Тема: Умозаключение

11. Произвести превращение следующих суждений: а) Многие вулканы не являются потухшими. б) Люди не живут на Венере.

12. Сделать вывод из следующих посылок и проверить правильность полученных силлогизмов по правилам:

а) - Некоторые студенты любят говорить на лекциях.

- Ни один доцент не является студентом.

?

б) - Все ананасы вкусны.



  • Ничто из того, что лежит на этом блюде, не является вкусным.

?

в) - Все студенты любят копать картошку.



  • Каждый, кто любит копать картошку, мечтает стать фермером.

?

г) - Ни один взяточник не честен.



  • Некоторые бюрократы не являются взяточниками.

?

13. Восстановите следующие энтимемы до полных силлогизмов:

а) Раб – человек, поэтому его не следует держать в неволе.

б) Некоторые оспариваемые положения заслуживают внимания, так как некоторые такие положения могут оказаться верными.

14. Составить силлогизмы по следующим модусам: EIO, AAI, EAO, OAI.

15. Определить тип умозаключения; вывести, если его нет, заключение. Если есть ошибки, показать их:

а) - Если человек не виновен, то его оправдывают.


  • Данного человека не оправдали.

?
б) - Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

- Корабли не могут входить в бухту.

Следовательно, бухта замерзла.

в) - Если бы Цезарь был суеверен, то он бы уступил просьбам Кальпурнии не идти в сенат. Если бы он был осторожен, он удалил бы Брута.



  • Но Цезарь не уступил просьбам Кальпурнии и не удалил Брута.

?

16. Оценить рассуждения с точки зрения закона достаточного основания:

а) Студенту N следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

б) «Примите меня, пожалуйста, в ваше училище, потому что я не хочу учиться».

в) Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.

Работа №2
Тема: Понятие

1. Дать логическую характеристику следующим понятиям: широкий; музей; небрежность; битва при Ватерлоо; покупатель.

2. Установить отношения между группами понятий и изобразить их с помощью схем: а) мужчина, европеец, ученый, итальянец; б) квадрат, четырехугольник, трапеция, параллелограмм, ромб; в) наводнение, стихийное бедствие, явление природы, землетрясение.

3. Назвать родовые и вдовые понятия по отношению к данным: поселок; слесарь; весна; зло; офицер.

4. Дать определение следующим понятиям: театр, движение, марсианин; время; историк.

5. Произвести деление понятий, указать вид деления и основание деления:

спортсмен; наука; государство; профессия; социальное явление.

6. Определить, правильно ли произведено деление. Если есть ошибки, указать их и нарушенное правило:

а) Журналисты делятся на демократичных, реакционных, способных и высокооплачиваемых.

б) Теоремы бывают прямые и обратные.

в) Мировоззрение бывает научным, донаучным, ненаучным, антинаучным.
Тема: Суждение

7. Определить вид, состав суждений, показать распределенность терминов:

а) Нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть упорным трудом.

б) В любой библиотеке есть книги, к которым редко обращаются.

в) Ни один квадрат не есть ромб.

г) Некоторые проблемы человеческой истории не решены до сих пор.

д) Часто встречаются растения, которые не имеют цветов.

8. Составить суждения из следующих пар понятий:

а) крестьянское восстание (субъект, распределен), восстание, закончившееся победой (предикат, распределен).

б) русский феодал (субъект, не распределен), сторонник преобразований Петра 1 (предикат, распределен).

в) комета (субъект, не распределен), тело Солнечной системы (предикат, не распределен).

г) звезда (субъект, распределен), мощный источник радиоизлучения (предикат, не распределен).

9. Записать данные суждения символически (формулами):


  • Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.

  • Если ты желаешь получить высшее образование, то должен учиться или в университете, или в институте, или в академии.

  • Кончил дело – гуляй смело.

  • Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет жив и здоров, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам будет убит, а конь жив.

10. Определить логическое значение суждений с помощью таблиц истинности – ложности: А ٨(В ٧Ā →В); А → C ٨ Ā ٧ Ē ٨ С
Тема: Умозаключение
11. Произвести обращение следующих суждений:

  • Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

  • Металлы не растворяются в воде.

12. Оценить данные примеры с позиции закона противоречия:

а) Невозможно съесть яйцо натощак. Откусив один раз, будешь есть уже не натощак.

б) Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник, а пеший.

13. Сделать вывод из посылок; с помощью правил силлогизма установить его возможность и истинность:

а) - Некоторые студенты успешно сдали экзамены.


  • Некоторые студенты – любители эстрады.

?

б) - Человек осваивает космическое пространство.

- Сорокин – человек.

?

в) - Все секретари заняты полезным делом.



- Некоторые птицы – секретари.

?

г) - Все врачи имеют высшее образование.



- Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах.

?

д) - Тем, кто лыс, расческа не нужна.



- Ни одна ящерица не имеет волос.

?

14. Составить силлогизмы по следующим модусам: AII, EAE, IIO, OAO.



15. Определить вид и правильность следующих умозаключений; где не достает заключения, вывести его:

а) - Наполеон либо укреплял свою власть, либо заботился об интересах государства.

- Известно, что Наполеон заботился об интересах государства.

Следовательно, он не укреплял свою власть.

б) - Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает внимания. Если наука упражняет умственные способности, то она заслуживает внимания.


  • Но каждая наука или сообщает полезные факты, или упражняет умственные способности.

?

в) - Если женщина, которую вы берете в жены, красива, она вызывает ревность; если некрасива – становится неприятной; следовательно, не надо жениться.

16. Восстановить энтимемы до полного силлогизма и определить их правильность:

а) Марс – планета, так как он обращается вокруг Солнца.



б) Историю Древнего мира следует изучать, поскольку она помогает понять настоящее.
скачать


Смотрите также:
Задания по логике для самостоятельной работы студентов
64.88kb.
Учебный курс особенности предварительного следствия по преступлениям против личности Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся на дневной форме обучения
249.02kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (вербальное средство обучения) «Расчётно-графические задания по сопротивлению материалов»
526.72kb.
Перечень методических пособий для самостоятельной работы студентов
62.09kb.
Организация самостоятельной работы студентов
38.22kb.
Методические указания по изучению ключевых понятий и принципов территориальной организации. В пособие вошли также схемы, задания для самостоятельной работы студентов и библиографический список
2315.63kb.
Методические рекомендации для студентов, обучающихся по направлению 030300
161.31kb.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине «история» для студентов всех специальностей
345.14kb.
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов всех форм обучения
296.41kb.
Тематика контрольных работ для самостоятельной работы студентов
53.6kb.
5. Л. Н. Толстой. Фальшивый купон, (любое издание). Вопросы и задания для самостоятельной работы
16.4kb.
Руководство для самостоятельной работы студентов составлено преподавателями массажа Павлухиной Н. П. Коровкиной Т. Н
475.91kb.