Главная стр 1
скачать
Высторобец Е.А. Элементы системы экологического законодательства (материалы научно-практической конференции, Оренбург, апрель 2003 г.). - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003, 144 с., С. 78-84.
Элементы системы экологического законодательства
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из упомянутого Федерального закона, других федеральных законов, а также, принимаемых в соответствии с ними, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2). Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются также международными договорами Российской Федерации (п. 4 ст. 2 того же Федерального закона).

Как справедливо отмечал С.А.Боголюбов, упоминание о приоритете международных договоров России, типично для многих типов российских законов последних лет.1

В литературе распространено мнение, согласно которому такие составные части правовой системы Российской Федерации, как общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, п. 4 ст. 15) для включения в российскую правовую систему требуют «имплементации» или «государственного удостоверения», например, в форме федерального закона о ратификации (Ю.М.Колосов, 2000).

По нашему мнению, попытки установления непосредственного или опосредованного, условного или безусловного характера действия принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации при рассмотрении их в целом, в скором времени ограничатся теоретическим значением. Пока же распространен подход, согласно которому они включаются в правовую систему непосредственно, а в систему источников опосредованно. Однако вопрос, видимо, стоит несколько иначе. Ответ на него может быть дан при возрастании роли нормативного толкования права, а в каждом конкретном случае - судебной практикой. Отметим только, что «проверка на практике» конкретного положения относительно его юридических возможностей, полезна для любого правила (относительно внутреннего или относительно внешнего), независимо от гипотетической видимости или кажимости (кондициональной или межсущностной) его сила измеряется опытным путем, эмпирически, а не априорно.

О.С.Колбасов, например, подчеркнул характер действия международного договора следующим образом: «Поскольку правительства СССР и МНР во исполнение соглашения [Межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране вод бассейна реки Селенги, Москва 03.07.74] не приняли актов внутреннего законодательства, данное соглашение можно считать международно-правовым актом прямого действия на территории СССР и МНР наряду с внутренним законодательством».2

Взвешенная позиция коллег по настоящему вопросу, нам представляется, связана с распространенной, особенно в прошлом, точкой зрения о враждебности «внутренней или внешней международно-правовой или противоправной окружающей среды» нашей правовой системе.

Вместе с тем Ю.А.Тихомиров подчёркивал универсальный характер тенденции динамичного соотношения национального и международного права, «пересечения» их норм.3 По вопросу о положениях п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации А.В.Мицкевич прямо писал о конституционно установленном приоритете названных источников перед законами или иными источниками внутригосударственного права, приводя пример прямого и непосредственного действия норм международного права при осуществлении юрисдикции Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (п. 2 ст. 67), а также при определении и реализации прав коренных малочисленных народов (ст. 69).4

Законодатель определяет другие отдельные составные части законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Законодатель определяет составные части не напрямую, например, путем констатации или приводя перечень, но косвенно, через отношения, которые регулируют отдельные отрасли.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (п. 5 ст. 4). Кроме того Закон закрепляет, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным законодательством, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды (п. 6 ст. 4).

С учетом этого, а также отчетливой иерархии источников отечественного права по силе действия правовых норм и особенностей российской правовой системы, законодательство в области охраны окружающей среды Российской Федерации может рассматриваться системно по следующим основаниям: иерархия источников, структура законодательства, отраслевое, внутриотраслевое, комплексное законодательство.

Российское экологическое, природоохранное законодательство является системой, включающей в себя подсистемы природоохранного и природоресурсного законодательства. Сходное мнение выражают Ю.Е.Винокуров, С.А.Боголюбов, Л.А.Заславская, И.А.Игнатьева, И.Ф.Панкратов, Ю.С.Шемшученко и другие авторы.

Так, природоохранное законодательство рассматривается в качестве одной из составных частей экологического законодательства, которое развивается динамично и охватывает почти все сферы охраны окружающей среды.

Во вторую часть экологического законодательства включается обычно природоресурсное законодательство - земельное, горное, лесное, водное, фаунистическое, законодательство об охране атмосферного воздуха.5

В вертикальной плоскости прослеживается одна или несколько иерархий, или же иерархия нормативных правовых актов весьма условна. Горизонтальная плоскость в законодательстве - это деление законодательства по отраслям. По мнению С.С.Алексеева эта плоскость наиболее близка к структуре права, говоря о соответствии законодательства структуре права, а не о тождестве этих понятий.6

Таким образом, учитывая также, что некоторые институты права могут быть в основном выражены отдельным нормативным правовым актом, мы не погрешим против теории, говоря о возможности включения их в структуру экологического законодательства.

Напротив, теоретики права указывают на долг законодателя [видимо, не только его] учитывать объективные потребности общественной жизни. Тождество системы законодательства системе права, и системы права, в свою очередь, общественным отношениям могло бы означать сотворение идеала государственно-правового строительства.

Согласно О.Л.Дубовик система экологического законодательства может быть построена по нескольким критериям: а) по юридической силе образующих ее актов; б) по территориальному действию актов; в) по предмету регулирования (общие, специальные, экологизированные акты); г) по объекту регулирования (воды, воздух, животный мир и т.д.) - с чем можно согласиться.7

Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить высокий качественный уровень экологического законодательства, соответствующий современным достижениям науки и практики, возросшим знаниям о законах природы и общества.

В связи с этим практика ставит перед правовой наукой задачу теоретического обоснования путей, форм и средств модернизации законодательства.

Нижеследующий тоже весьма условный, на наш взгляд, перечень позволит законодателю рассматривать создаваемый или преобразуемый им акт экологического законодательства в совокупности с другими актами, а не обособленно, чего быть не должно, и может препятствовать появлению юридических коллизий, проявлению многих недостатков законодательства в результате законотворчества.

Такое деление и такая система экологического законодательства и права, согласно С.А.Боголюбову, позволяют формировать полное и комплексное представление о ходе и степени выполнения задач, решаемых экологическим законодательством, среди которых, с одной стороны, сближение его с европейскими стандартами, а с другой, что не противоречит первому, - включение в него реальных гарантий экологических прав граждан, наделение экологическими полномочиями органов местного самоуправления.8

Российское законодательство в области охраны окружающей среды

(экологическое законодательство)



Природоохранные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

- комплексные законы об охране окружающей среды; законодательство о лечебных ресурсах; законодательство о санитарном (санитарно-эпидемиологическом) благополучии; законодательство об экологической экспертизе; законодательство об обращении с отходами; законодательство об обращении опасных веществ и соединений; законодательство об органах специальной компетенции; законодательство об особо охраняемых природных территориях; законодательство об охране особо ценных природных объектов; законодательство об экологических программах.



Природоресурсные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов:

- атмосфероохранное законодательство; земельное законодательство; водное законодательство; лесное законодательство; горное законодательство (о недрах); фаунистическое законодательство; законодательство о растительном мире.



Экологизированные акты (например, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95; Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.07.96), а также экологические положения актов других отраслей законодательства (например, уголовного, административного) - не включаются в систему экологического законодательства, но служат источником экологического права.

Мы разделяем мнение отечественных юристов о том, что формирование современного экологического законодательства в России будет направлено, прежде всего, на обеспечение всестороннего правового регулирования экологических отношений с учётом экономических, политических и правовых условий жизнедеятельности российского общества.9

Евгений Анатольевич Высторобец

член экспертного совета Российского экологического союза




1 Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». Рук. авт. колл. д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов. - М.: Издательская группа ИНФРА • М - НОРМА, 2001, С. 395

2 Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М.: Международные отношения, 1982, С. 150

3 Тихомиров Ю.А. Международно-правовые аспекты: природа и способы влияния. Журнал российского права, 2002 № 1, С. 101

4 Закон: создание и толкование. Под ред. А.С.Пиголкина. - М.: Спарк, 1998, С. 39

5 Комментарий к Закону о животном мире (постатейный). Под ред. С.А.Боголюбова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002, С. 42

6 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982, С. 217

7 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2001, С. 20

8 Боголюбов С.А. Задачи и система законодательства. Государственное право на рубеже веков. Материалы всероссийской конференции. Экологическое и природоресурсное право. Трудовое право. Предпринимательское право. - М.: ИГП РАН, МГУ, МГЮА, ИЗСП, С. 11-12

9 Боголюбов С.А., Бринчук М.М.. Дубовик О.Л., Супотаева О.А.. Проблемы развития системы российского экологического законодательства. Государство и право, 1995 № 2, С. 53-67

скачать


Смотрите также:
Законом «Об охране окружающей среды»
82.64kb.
Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 года №160-i об охране окружающей среды
855.04kb.
Программа улусной конференции «Год охраны окружающей среды: новые пути, подходы, идеи в организации и усилении работы по охране окружающей среды в Мегино Кангаласском улусе»
43.29kb.
Закон от 4 мая 1999 г. N 96-фз "Об охране атмосферного воздуха"
384.31kb.
Закон от 4 мая 1999 г. N 96-фз "Об охране атмосферного воздуха"
387.16kb.
Задача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны окружающей среды. В исчезнувших усадьбах были
96.26kb.
Урок по географии в 10 классе: «Загрязнение и охрана окружающей среды»
30.96kb.
Закон об охране окружающей среды принят Государственной Думой
717.11kb.
Закон об охране окружающей среды принят Государственной Думой
923.07kb.
Закон об охране окружающей среды принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года
702.52kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Охрана окружающей среды»
65.54kb.
Политика ОАО «кондопога» в области охраны окружающей среды
27.36kb.