Главная стр 1
скачать


ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилей на дорогах населенных пунктов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети, школьного возраста. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны школы. В связи с вышеизложенным была разработана данная программа .

Цели и задачи программы:

Цель программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования, систематизации деятельности педагогов, а также консолидация всех видов деятельности в школе.

Задачи программы:

•  Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей школы, с привлечением родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД.

•  Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных групп детей.

•  Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.

•  Разработать план школьных мероприятий по ПДД (с учетом районных).

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Согласно статистики, как правило основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, препятствий (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя.

Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в районе, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины. Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.

Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так поступают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.

Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей МБОУ Березовская СОШ № 10 проводится по четырем направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности школы по профилактике ДДТТ.



Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ.

 







1

Комплектование учебных и методических пособий для проведения занятий по изучению ПДД




2

Разработка рекомендаций и оформление в кабинетах уголков по ПДД




3

Организация уголка по ПДД в рекреации школы.




4

Оформление информационных и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД




5

Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов)




6

Комплектование библиотеки литературой по ПДД




7

Приобретение настольных и компьютерных игр по ПДД




8

Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД




Развивающее направление.

 







1

Проведение в школе тренировочных занятий с целью изучения учащимися дорожных знаков, сигналов светофора, разметки дороги, навыков безопасного поведения на дорогах




2

Организация пешеходных экскурсий учащихся по населенному пункту с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения




Воспитательное направление.

 







1

Привлечение отряда ЮИДД к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников




2

Проведение и участие в акциях, смотрах, фестивалях, выставках, массовых мероприятиях, направленных на профилактику ДДТ




3

Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности




4

Проведение родительских собраний совместно с детьми




5

Проведение специальных мероприятий на площадках дневного пребывания




Методическое направление.

 







1

Участие школы в обобщении опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год




4

Проведение педагогических советов, проведение занятий с классным руководителями с привлечением инспекторов ГИБДД




5

Проведение социологического исследования и доведение его результатов до педагогического состава школы




скачать


Смотрите также:
Закону «О безопасности дорожного движения»
76.44kb.
Закону «О безопасности дорожного движения»
152.26kb.
Закона РФ «О безопасности дорожного движения»
49.05kb.
Классный час "Правила дорожного движения"
68.52kb.
Классный час "Правила дорожного движения"
57.23kb.
Закон №196-фз от 10. 12. 1995 г. О безопасности дорожного движения (приводится в редакции Федерального закона от 19. 07. 2011 №248-фз) глава I. Общие положения статья Задачи настоящего Федерального закона
280.89kb.
Памятка родителям по вопросам обучения детей правилам дорожного движения
53.55kb.
Инструкция №13 должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения
814.89kb.
Главные участники дорожного движения водители, пешеходы и пассажиры
123.45kb.
Социальный проект
83.85kb.
Взаимоотношения водителей с гаи гибдд 1 Права и обязанности водителей
606.86kb.
Памятка для учащихся: «Безопасность дорожного движения»
33.01kb.