Главная стр 1
скачать
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 января 2002 г. № 80-З


О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года


Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы

обеспечения демографической безопасности.


Статья 1. Основные понятия и их определения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их

определения:

демографическая безопасность - состояние защищенности

социально-экономического развития государства и общества от

демографических угроз, при котором обеспечивается развитие

Республики Беларусь в соответствии с ее национальными

демографическими интересами;

демографические угрозы - демографические явления и тенденции,

социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное

воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

национальные демографические интересы - совокупность

сбалансированных демографических интересов государства, общества и

личности на основе конституционных прав граждан Республики

Беларусь;

демографические интересы государства и общества - формирование

типа воспроизводства населения, основными характерными чертами

которого являются отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая

рождаемость, направленная на полное замещение родительских

поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение

продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура

населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы,

укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного

для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания;

демографические интересы личности - формирование условий,

обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию

существующей индивидуальной потребности в детях, свободу

территориальных перемещений;

демографическая политика - деятельность республиканских органов

государственного управления и социальных институтов, направленная на

создание устойчивых количественных и качественных параметров

воспроизводства населения;

репродуктивные права - возможность для всех супружеских пар и

отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества

своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и

располагать для этого необходимой информацией и средствами.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь

о демографической безопасности


Законодательство Республики Беларусь о демографической

безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и

состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства

Республики Беларусь.


Статья 3. Демографические угрозы и их показатели
Демографическими угрозами являются:

депопуляция;

старение населения;

нерегулируемые миграционные процессы;

деградация института семьи.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

нетто-коэффициентом воспроизводства населения;

коэффициентом депопуляции;

суммарным коэффициентом рождаемости;

коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в

том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного

возраста;

ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;

коэффициентом старения населения;

сальдо миграционного обмена между городской и сельской

местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;

численностью нелегальных мигрантов;

коэффициентами брачности и разводимости.

Перечень и показатели демографических угроз пересматриваются

Правительством Республики Беларусь в связи с изменениями

демографической ситуации.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет

показателей демографических угроз в Республике Беларусь и разработку

научно обоснованных величин показателей демографических угроз,

определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения

демографической безопасности.


Статья 4. Принципы обеспечения демографической безопасности
Основными принципами обеспечения демографической безопасности

являются:

самостоятельность Республики Беларусь в выборе форм и методов

воздействия на развитие демографических процессов;

приоритет национальных демографических интересов при соблюдении

общепризнанных принципов международного права, прав человека и

уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев

населения;

информированность общества о демографических угрозах, их

последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической

безопасности.
Статья 5. Цель и задачи демографической безопасности
Целью демографической безопасности является создание условий,

достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических

угроз.

Основными задачами обеспечения демографической безопасности



являются:

улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности

населения;

поэтапное обеспечение и совершенствование государственных

минимальных социальных стандартов в области оплаты труда,

пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры,

жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и

социального обслуживания;

оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков

населения;

противодействие нелегальной миграции;

содействие добровольному возвращению белорусов на этническую

родину (по месту рождения);

стимулирование привлечения и закрепления специалистов в

сельской местности;

формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в

области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе;

обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие

формированию высоких репродуктивных потребностей населения.
Статья 6. Государственное управление в области обеспечения

демографической безопасности


Государственное управление в области обеспечения

демографической безопасности осуществляется Президентом Республики

Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими

органами государственного управления и их территориальными органами,

местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными

органами и иными специально уполномоченными республиканскими

органами государственного управления в пределах их компетенции в

соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.


Статья 7. Полномочия Правительства Республики Беларусь

в области обеспечения демографической безопасности


Правительство Республики Беларусь в области обеспечения

демографической безопасности:

определяет государственную политику в данной области;

утверждает Национальную программу демографической безопасности

и обеспечивает ее финансирование;

осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов

государственного управления в данной области;

обеспечивает совершенствование законодательства в области

народонаселения и демографической безопасности;

развивает межправительственное сотрудничество в данной

области;

осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными

правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь в области обеспечения

демографической безопасности
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в

области обеспечения демографической безопасности в пределах своей

компетенции:

осуществляет мониторинг демографической безопасности в

Республике Беларусь и определяет степень демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях

государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией

Национальной программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство по разработке программ

демографической безопасности для административно-территориальных

единиц;


организует информационное обеспечение Правительства Республики

Беларусь, республиканских органов государственного управления и

местных исполнительных и распорядительных органов, населения в

данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в области обеспечения

демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми

актами Республики Беларусь.


Статья 9. Полномочия местных исполнительных и

распорядительных органов в области обеспечения

демографической безопасности
Местные исполнительные и распорядительные органы в области

обеспечения демографической безопасности в пределах своей

компетенции:

осуществляют мониторинг демографической безопасности в

административно-территориальных единицах;

обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов

Республики Беларусь, регулирующих отношения в данной области;

обеспечивают реализацию программ демографической безопасности

для административно-территориальных единиц и контроль за их

реализацией;

информируют население и общественные организации (объединения)

о демографической безопасности в административно-территориальных

единицах;

осуществляют иные полномочия в области обеспечения

демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми

актами Республики Беларусь.


Статья 10. Полномочия Национального комитета

по народонаселению в области обеспечения

демографической безопасности
Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно

действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по

проблемам государственной политики в сфере народонаселения,

осуществляет координацию политики в области демографической

безопасности и выработку согласованных действий, направленных на

обеспечение выполнения положений настоящего Закона.

Положение о Национальном комитете по народонаселению и его

состав утверждаются Правительством Республики Беларусь.


Статья 11. Программы демографической безопасности
Основной формой реализации настоящего Закона являются

Национальная программа демографической безопасности и программы

демографической безопасности для административно-территориальных

единиц.


Программы демографической безопасности разрабатываются за год

до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.

В программах демографической безопасности должны быть

отражены:

1. Оценка демографического развития и демографической политики

за предыдущий период и характеристика демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные демографические угрозы.

3. Основные направления программ демографической безопасности

на пятилетний период.

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения

репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных

потребностей, в том числе:

обеспечение условий, способствующих реализации существующих

репродуктивных установок супружеских пар и личностей;

оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в

вопросах планирования семьи;

воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание

здорового ребенка;

формирование предпосылок, способствующих повышению основных

показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной

демографической перспективе;

повышение качества, расширение форм и видов медицинского

обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

совершенствование здравоохранения для достижения качественного

медицинского обслуживания населения;

увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации

резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в

трудоспособном возрасте;

предупреждение и искоренение вредных для здоровья привычек,

профилактика, в первую очередь среди групп повышенного риска,

психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение

распространения заболеваний, передающихся половым путем;

совершенствование просветительской и образовательной

деятельности по формированию и распространению знаний о профилактике

заболеваний и по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в

том числе:

всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав;

создание условий родителям для сочетания трудовой деятельности

с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на

рынке труда;

обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в

воспитании детей;

переориентация системы общественных и личностных ценностей на

семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом

браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике;

обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

разработка и реализация стратегии деинституализации

детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к

вступлению в брак и семейной жизни;

совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и

создание достойных условий существования для наиболее социально

уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

обеспечение условий, способствующих продлению активной

жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика в области уровня и качества жизни,

в том числе:

создание условий для самообеспечения достойного уровня жизни

трудоспособного населения;

социальное обеспечение граждан в старости, при потере

трудоспособности, болезни, безработице и в других критических

ситуациях;

обеспечение адресной социальной поддержки малообеспеченных

граждан;


создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

формирование условий удовлетворения потребности граждан в

жилье;

обеспечение всем гражданам доступности услуг образования,



здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

регулирование миграционных потоков с учетом

социально-экономических условий, демографической структуры регионов

республики;

защита национального рынка труда от неконтролируемого притока

иностранной рабочей силы;

стимулирование сокращения эмиграционного оттока

научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из

Республики Беларусь;

использование миграционного потенциала зарубежных стран в

интересах демографического развития Республики Беларусь;

сочетание прав иммигрантов, прибывающих в Республику Беларусь и

получивших соответствующий правовой статус, с интересами государства

в части их регионального расселения и обустройства;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного

населения и мигрантов.

9. Международное сотрудничество, в том числе:

обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности

мер демографической политики, целевых проектов и содействие в их

реализации;

привлечение международных организаций и стран-доноров к участию

в реализации национальных программ и планов в области демографии.

Национальная программа демографической безопасности

разрабатывается и утверждается Правительством Республики Беларусь,

программы демографической безопасности для

административно-территориальных единиц - областными (Минским

городским) исполнительными комитетами.

Национальная программа демографической безопасности

используется при разработке:

национальной стратегии устойчивого социально-экономического

развития Республики Беларусь;

основных направлений социально-экономического развития

Республики Беларусь на долгосрочную перспективу.

Национальная программа демографической безопасности является

составной частью программ социально-экономического развития

Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза

социально-экономического развития Республики Беларусь на

краткосрочную перспективу.

Программы демографической безопасности подлежат опубликованию в

средствах массовой информации.
Статья 12. Финансирование программ демографической

безопасности


Финансирование программ демографической безопасности

осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета;

местных бюджетов;

целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

внесенных в виде добровольных взносов от юридических и

физических лиц, в том числе иностранных;

иных источников, не запрещенных законодательными актами

Республики Беларусь.
Статья 13. Участие юридических лиц и граждан в решении

вопросов демографической безопасности


Юридические лица и граждане имеют право вносить предложения в

государственные органы и оказывать им содействие в осуществлении

мероприятий по обеспечению демографической безопасности.

Государственные органы должны рассматривать предложения

юридических лиц и граждан при принятии решений в области

демографической безопасности.

Юридические лица и граждане имеют право запрашивать в

установленном порядке у соответствующих государственных органов

полную, достоверную, своевременную и общедоступную информацию,

касающуюся вопросов демографической безопасности.


Статья 14. Международное сотрудничество Республики Беларусь

в области демографической безопасности


Международное сотрудничество Республики Беларусь в области

демографической безопасности осуществляется в целях координации

усилий государства и международных организаций для стабилизации и

улучшения демографической ситуации.

Международное сотрудничество в области демографической

безопасности осуществляется в порядке, установленном

законодательством Республики Беларусь.
Статья 15. Государственный контроль в области

демографической безопасности


Государственный контроль в области демографической безопасности

осуществляется с целью обеспечения соблюдения республиканскими

органами государственного управления, юридическими и физическими

лицами законодательства Республики Беларусь о демографической

безопасности.

Государственный контроль в области демографической безопасности

осуществляется республиканскими органами государственного управления

и их территориальными органами, местными Советами депутатов,

исполнительными и распорядительными органами и иными специально

уполномоченными органами в пределах их компетенции в порядке,

установленном Правительством Республики Беларусь.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства

Республики Беларусь о демографической безопасности


Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь

о демографической безопасности, несут ответственность в соответствии

с законодательством Республики Беларусь.
Статья 17. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального

опубликования.

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со

дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату

представителей Национального собрания Республики Беларусь

предложения по приведению законодательства Республики Беларусь в

соответствие с настоящим Законом;

привести нормативные правовые акты Правительства Республики

Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами

государственного управления, подчиненными Правительству Республики

Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему

Закону;


принять иные меры, необходимые для реализации положений

настоящего Закона.


Президент Республики Беларусь А.ЛУ
скачать


Смотрите также:
Закон республики беларусь 4 января 2002 г. №80-з о демографической безопасности республики беларусь принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года
141.98kb.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве республики беларусь принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года
216.17kb.
Кодекс республики беларусь 22 марта 1999 г. N 248-з принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года
782.8kb.
Закон республики беларусь 5 января 2008 г. №322-з о профессиональном пенсионном страховании Принят Палатой представителей 12 декабря 2007 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года
221.53kb.
Закон республики беларусь 8 января 1998 г. №135-з о совместном домовладении Принят Палатой представителей 17 декабря 1997 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 1997 года Изменения и дополнения
191.88kb.
Кодекс республики беларусь 7 декабря 1998 г. N 218-з принят Палатой представителей 28 октября 1998 года
7912.47kb.
Кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. №275-з принят Палатой представителей 2 июня 1999 года
3130.74kb.
Кодекс республики беларусь 22 июня 2001 г. N 37-з принят Палатой представителей 30 мая 2001 года
763.46kb.
Закон республики беларусь 28 октября 2008 г. №433-з об основах административных процедур Принят Палатой представителей 2 октября 2008 года Одобрен Советом Республики 9 октября 2008 года раздел I общие положения
366.66kb.
Закон республики беларусь 1 июля 2010 г. №148-з о поддержке малого и среднего предпринимательства Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года
280.63kb.
Закон республики беларусь 28 октября 2008 г. №433-з об основах административных процедур Принят Палатой представителей 2 октября 2008 года Одобрен Советом Республики 9 октября 2008 года раздел I общие положения глава 1
399.66kb.
2. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008г., №425-3
41.81kb.