Главная стр 1
скачать
Исторические истоки современного русского языка.

Занятие элективного курса «Лексика и фразеология русского языка».



Цели: познакомить учащихся с кириллической азбукой, фразеологизмами, возникшими на её основе, показать связь истории и языка.

Задачи:

Выработка навыка определять лексическое значение фразеологических выражений.

Совершенствование работы со словарём.

Пополнение лексикона.

Воспитание любви и уважения к русскому языку и его истории.

Оборудование: словари по данной теме.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

“Если хочешь познать истину, начни с азбуки”. Последовав умному совету пословицы, отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн.



2. Этап активного усвоения знаний:

1. Внимательно рассмотрите старый славянский алфавит (кириллицу), в котором каждая буква имела свое название.

2. Сравните старый славянский алфавит с современным, проследите, какие буквы исчезли, а каких не было в старой азбуке? (см. рисунок 1)

Если приглядеться к буквам алфавита, то можно заметить, что буквы напоминают какие-то фигурки, знакомые предметы, эту особенность букв давно использовали в букварях, чтобы облегчить запоминание азбуки.

Заглянем в самый известный в XVIII веке букварь Кариона Истомина. Книга не только учила чтению. Под буквицами помещены стихи, рисунки, в них рассказывалось обо всем, что окружало ребенка. Вот, например, страница, посвященная букве Р. (см. рисунок 2)

1. Попытайтесь догадаться, какая буква изображена в виде человека.

2. Назовите слова, нарисованные на странице.

3. Прочитайте слово внизу страницы.

Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием.

-Что вы знаете о Кирилле и Мефодие?

-Почему азбуку назвали “кириллицей”?

Кириллица состояла из 43 букв. Многие были сложны для запоминания. Также были непонятны и сами названия. А.С.Пушкин писал: “Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, глаголь, добро... суть отдельные слова, выбранные только для начального звука”.


-Дело в том, что славянский алфавит был создан на основе греческого и в него попали некоторые буквы для звуков греческого языка, которых не было славянских. В результате к XVIII веку, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, девять букв оказались в русском алфавите обузой: пси, кси, фита, ижица, омега, иже, зело, ять, юс малый, юс большой и еще два юса – перестали употребляться еще раньше.

Изменения, которые происходили в языке в связи с возникновением азбуки, отразились в русском фольклоре. С одной стороны осознавалась необходимость просвещения, с другой стороны пугала сложная для освоения грамота. Аз, буки, веди страшат, что медведи. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки.

Работа с пословицами.

Современные названия русских букв – “а”, “бэ”, “вэ” – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях.



Аз – первая буква алфавита. С азов, азы науки. Аз стал символом начала, а ижица символом конца; от ата до ижицы – значит “с начала до конца”. Пословица “Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет” также включает в свой состав эти два названия с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного). Слово “аз” входит в выражение изучать азы, сидеть на азах, твердить азы. Противоположное значение получило выражение ни аза в глаза, т. е. “ничего не знать”.

- Вспомните современные выражения со значение “с начала до конца” (от альфы до омеги, от корки до корки, от доски до доски, от а до я).

- Подберите синонимичные выражения к словосочетанию “ни аза в глаза” (ни бум-бум, ни бе ни ме, ни бельмеса, ни уха ни рыла).

Ряд фразеологизмов возникло в результате слияния названий букв, стоящих рядом: твердое слово, слово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить.

- Какие фразеологизмы с элементом “слово” вы знаете?

Интересно использовал различные признаки букв А.С.Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке:



Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах.

Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание «стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.

- Сравните два выражения “ходить фертом” и “ходить гоголем”.

- Как называются такие выражения?(синонимичные)

До конца не известны мотивы, по каким буквы получили именно эти, а не другие названия. Любая новая вещь, которую нужно назвать новым словом, требует некого соответствия между этим словом и его свойствами. Неправдоподобно чтобы столб с горизонтальной перекладиной наверху, инструмент быстрой казни (виселица), был наименован “говори”, а ведь буква “глаголь” – форма от глагола “глаголати” – говорить. Если признать, что название этому мрачному столбу взято у на него похожей буквы, то все становиться на свои места. Буква стала словом. От этого слова образовалось сочетание “не миновать глаголя”. Так говорят о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение.

Мыслете” – производное от глагола “мыслить”. Чтобы написать букву, нужно сделать сложное движение пера. В бытовом языке это стало связываться с шатающимся “туда-сюда” на пути хмельным человеком: “он мыслете пишет”. В данном сочетании “мыслете” – полусуществительное, означающее нечто неопределенное, не обязательно связанное с образом “пьяницы”.

Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П. В 1918 году из азбуки были исключены “ять”, “ижица”, “фита” и “ер” в конце слова. Это были так называемые “ненужные буквы”.

- Почему эти выражения ушли из языка?

До изгнания из азбуки “ять” называли “буквой-страшилищем”, “буквой-пугалом”, так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила “ паять”. Ошибки “наять” считались самыми страшными. По причине сложности написания попала в устойчивые сочетания буква “ять”.

Ученые полагают, что название буквы может быть связано с “ядь” – еда, пища Выражение “знать на ять”, т.е. очень крепко, назубок, в современном языке часто имеет шутливый оттенок.

- Какое созвучное выражение есть в современном языке?

Еще одно выражение с названием ижицы – прописать ижицу, т.е. как следует наказать, проучить, высечь. Выражение появилось в школьной среде в XVIII веке. Эту букву писать было трудно, писалась она редко, и слова, в которых она употреблялась, нужно было заучивать наизусть. За невыполнение “прописывалась ижица”, т.е. порка. Происхождение фразеологизма связывают и с написанием буквы, которая напоминала римскую цифру V, а учащимся – и пучок розг, и плетку, и перевернутый кнут. Также в словарях можно обнаружить выражение “ноги ижицей”, т.е. ниже колен расходящиеся криво в сторону.

У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”, “у меня командирское добро” в кармане. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки.

- Вспомните выражения, которые используются в специальной терминологии.



зелёная улица

железнодорожники

тянуть канитель

ювелиры

взять на карандаш

журналисты

нажать на все педали

велосипедисты

'тянуть лямку

бурлаки

3. Работа со словарями(Толковым, словарем фразеологизмов).

4. Задание на дом.

Материалы подготовила учитель русского языка и литературы Барсукова Ж.Л.
скачать


Смотрите также:
Занятие элективного курса «Лексика и фразеология русского языка»
57.63kb.
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Лексика и фразеология русского языка»
78.73kb.
Урок-игра «Счастливый случай» Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»
65.32kb.
Изучение заимствованной лексики на уроках русского языка
106.1kb.
Активная и пассивная лексика русского языка
67.36kb.
Лексика и фразеология. Лексикология § Понятие о лексике и лексикологии
132.02kb.
Программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка»
47.21kb.
Повторение по разделу «Лексика и фразеология»
85.5kb.
Проверка знаний по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы» (тестирование) 10 класс
99.39kb.
Занятие элективного курса «Поет гитарная струна» «Поэтическая гостиная»
29.09kb.
Конспект урока защиты проектов в 11 классе «егэ глазами учеников»
43.47kb.
Занятие №1 Словари и речевая культура (2 часа) План Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям
340.7kb.