Главная | стр 1
Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие № 18 Факторы экономического роста Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) Москва — 2008 Московский государственныйуниверситет путей сообщения (МИИТ) Кафедра «Менеджмент» Практическое занятие № 18 Факторы экономического роста Под редакцией профессора В.А. Козырева Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) Москва — 2008 УДК 658 К 59
В процессе практического занятия №18 студенты должны овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни. ©Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2008
Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста. В процессе практического занятия №18 «Факторы экономического роста» студенты должны овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни. .
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы. Практическое занятие № 18 по теме: Факторы экономического роста Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, как факторы экономического роста, прямые и косвенные факторы экономического роста, анализ экономического роста с применением производственной функции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни. Опорный конспект 18. Факторы экономического роста. Экономический рост зависит от ряда факторов. факторы экономического роста – это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые факторы непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту, косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Основные прямые факторы:
К косвенным факторам экономического роста относятся: факторы, оказывающие влияние на: предложение, спрос и распределение. Косвенные факторы предложения:
Факторы спроса делают возможным реализацию растущего объема производства, среди них можно выделить:
К факторам распределения относятся:
Список факторов экономического роста может быть продолжен. Для анализа экономического роста используется производственная функция. Речь идет о макроэкономической функции, представляющей собой функцию равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (K- капитал, T- земля, L-труд, E- информация). где: Y – объем ВВП. Самая простая производственная функция (функция Кобба-Дугласа) исследует два фактора, воздействующие на прирост национального продукта: труд и капитал. В 20-х годах ХХ века американский экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб на основе статистических данных о производстве пшеницы в США пришли к выводу, что при 1% -ом приросте затрат труда выпуск продукции увеличивается в 3 раза больше по сравнению с 1%-ым приростом капитала. Таким образом, был сделан вывод, что важнейшим фактором экономического роста является количество трудоспособного населения и уровень его квалификации. В этой связи появились теория человеческого капитала, социальных отношений, социального партнерства и т.д., цель которых – обеспечение более высокой отдачи трудовых ресурсов. Экономический рост в значительной степени зависит от производительности труда и количества отработанных часов. Определению вклада нескольких факторов производства в экономический рост посвящены исследования Нобелевского лауреата в области экономики Р.Слоу, продолженные американским ученым Э. Денисоном. Э.Денисон показал, что за счет производительности труда было обеспечено 68% экономического роста США, а за счет увеличения трудозатрат – 32%. В свою очередь производительность труда зависит от научно-технического прогресса. Внедрение достижений НТП повышает возможности производства новых товаров, способствует улучшению качества продукции и т.д. Научно-технический прогресс – это этап развития производительных сил, который характеризует процесс сращивания науки с производством. НТП включает внедрение новейших методов и форм управления и организации производства. Он позволяет по-новому комбинировать экономические ресурсы с целью улучшения качества продукции и увеличения объема ее выпуска. При этом, как правило, возникают новые более эффективные отрасли. В настоящее время наметился новый технологический сдвиг, получивший название «нанотехнологическая революция». Контрольные вопросы:
Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:
А) интенсивные и экстенсивные; Б) прямые и косвенные; В) факторы, оказывающие влияние на: предложение, спрос и распределение.
А) да; Б) нет.
А) ВВП; Б) объема национального производства; В) объема совокупного производства и совокупного спроса в условиях общего экономического равновесия; Г) все верно; Д) ни один ответов не верен.
А) земля и капитал; Б) труд и капитал; В) труд и земля; Г) земля и информация. Решите следующие задачи: Задача 1: Допустим, что национального доход в отчетном году составил 35№№,5 млрд. руб., затраты живого труда - 127№,№ млн. человеко-дней (№№ - две последние цифры зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу). Определите производительность труда и трудоемкость продукции в масштабах всей страны, укажите единицы измерения полученных показателей. Задача 2: Допустим, что на производство национального дохода (см. задачу 1) затрачено капитала – 7№,№ млн. руб. и природных ресурсов - 10№,№ млн. руб. Определите капиталоемкость, капиталоотдачу, ресурсоемкость и ресурсоотдачу национального производства, укажите единицы измерения полученных показателей. Требования к отчету по практическому занятию № 18 Отчет по практическому занятию № 18 «Факторы экономического роста» должен содержать:
Список рекомендуемой литературы:
Приложение: титульный лист (образец) Практическое занятие №18 Тема: «Факторы экономического роста»
Учебно-методическое издание Ковальская Марика Ивановна Козырев Валентин Александрович Практическое занятие №18 Методические указания к проведению Практических занятий по дисциплине «Экономическая теория»
«Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве) Подписано в печать Формат Усл.-печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № Изд.№ 127994, Москва, ул. Образцова, 15. Типография МИИТаСмотрите также: Занятие №18 Факторы экономического роста
97.5kb.
Модель Солоу модель экономического роста
109.36kb.
Эволюционный подход к теории экономического роста
132.52kb.
Противоречия современного экономического роста в России: методы их преодоления
903.88kb.
Моделирование взаимосвязи стабильности банковской системы и экономического роста: теоретический аспект
138.42kb.
Финансы, денежное обращение и кредит
17.74kb.
28. Факторы, обусловившие тенденцию, к относительному сокращению государственных расходов в 90-е гг в развитых странах
23.28kb.
Расчёт максимального экономического эффекта застройщика при выборе объекта строительства
23.79kb.
20, 25. Сбалансированный экономический рост и проблемы конвергенции уровней экономического развития
38.45kb.
«Учет научно-технического прогресса в моделях экономического роста»
58.67kb.
С водой и без воды
43.85kb.
3 Стабилизация экономики, т е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста 50kb.
|