Главная стр 1
скачать
Застывшая музыка Саратова
На протяжении своей многовековой истории русский народ создал архитектуру мирового значения. Замечательные памятники русского архитектуры служат глубоким, неисчерпаемым источником практической народной мудрости, архитектурного опыта, технических достижений и художественного мастерства.

Саратовская архитектура довольно разнообразна. Она формировалась в течение 300 лет. В городе есть здания, построенные в разных стилях: барокко, классицизм, модерн.

Саратов сравнительно беден памятниками старинного русского зодчества. Частые пожары не раз в старые вре­мена уничтожали город почти дотла. Так, во время опус­тошительного пожара 20 июня 1811 г. сгорело 1360 домов и 360 лавок, амбаров и лабазов. Уцелело всего 129 камен­ных построек.

С учреждением Саратовского наместничества и Саратовской губернии архитектура развивается в условиях стабильного управления, а также притока и накопления капиталов, дворянских и купеческих. Уже в конце XVIII в. для Саратовской губернии создаются специально «образцовые фасады» публичных и жилых зданий. В начале XIX в. в Саратов поступает вторая серия проектов «образцовые фасады». Созданные по канонам классической архитектуры, они способствовали формированию образа Саратова как центра губернии. В конце XVIII – нач. XIX вв. город застраивался по классическим образцам. Город развивается по новым генеральным планам. Показательно, что диаметр Садового полукольца Саратова был равен размерам Садового кольца Москвы (автор архитектор В. Гесте). По этому проекту и развивался Саратов до конца указанного выше периода. Город перешагнул старые границы, проходившие примерно по направлению нынешней ул. Октябрьской.

Ряд старинных зданий, являющихся памятниками архитек­туры и украшающих город, расположены на нынешней Му­зейной площади, служившей в старину административным центром города. Здесь находится самое старинное архитектурное сооружение Саратова - Троицкий, или Ста­рый, собор. Он сооружен стрельцами в стиле русской ар­хитектуры, в так называемом московском, или «нарышкинс­ком», барокко. Строительство каменного собора было вче­рне закончено в 1695 г., окончательная же отделка его за­вершена в 1722-1723 гг.

Первоначально собор состоял из отдельно стоящих хра­ма и колокольни. Устремленная ввысь строительная коло­кольня имеет форму восьмигранника на четырехгранном ос­новании. Она является прекрасным образцом шатрового па­мятника. Первоначально на колокольне были установлены большие часы, впоследствии во время ремонта сняты. Над храмом, вместо шатра, сооружен многогранный сомкнутый свод.

Предположительно автором собора был крепостной графа Голицына, фамилия которого осталась неизвестной.

В первой половине XIX века Саратов стал обладателем одной из крупнейших в России архитектурных коллекций, типологической разнообразной и привлекательной с точки зрения стиля и художественности. К ценнейшим постройкам в стиле классицизма относятся собор Александра Невского (1826), дом Дворянского собрания (20-е гг. XIX в.); в стиле исторического классицизма – дом управления Рязано-Уральской железной дороги (10-е гг. XX в.), среди старинных зданий обращают на себя внимание особняки в стиле русского классицизма, принадлежавшие Устинову (ул. Лермонтова, 34), Катеневу (ул. Челюскинцев, 12). Тюльпину (ул. Чернышевского, 209), Скабиневскому (Советская ул., 1). в стиле модерн – дом А. И. Сковорцова, торговый дом братьев Рейнеке (в нач. XX в.), в стиле нового русского классицизма – старые здания университета, дом Коммерческого собрания, главный почтамт (10-е гг. XX в.).

К числу лучших произведений саратовского зодчества от­носились в свое время Новый собор Александра Невского и Дворянское собрание. К сожалению, оба этих памятника до нас не дошли, были в недавние времена разобраны.

Проект кафедрального Александро-Невского собора был составлен выдающимся русским зодчим академиком В. П. Ста­совым в стиле русского ампира. Строительными работами руководил губернский архитектор В. И. Суранов. Строитель­ство собора началось в 1815 г., а открытие состоялось толь­ко в марте 1826 года. Храм строился на добровольные пожертвования жителей губернии, которые собирались с 1812 г. несколько лет «в память счастливого окончания французской войны и саратовского ополчения».

Здание храма представляло собой двухэтажный массив­ный четырехугольный куб с тремя входными дверями. С трех сторон его окружали шестиколонные портики, полукруглый выступ четвертой стороны - апсиды, выступающая восточная (алтарная) часть храма - также был обрамлен колоннадой. Карниз украшался барельефными изображениями ратников-ополченцев, непрерывной полосой опоясывавших куб постройки.

Пятнадцатью годами позже к храму была пристроена трехъярусная колокольня по проекту архитектора Г. Петро­ва, которая оканчивалась высоким куполом.

Кафедральный собор радовал глаз совершенством форм и богатством отделки. Сохранись он до наших дней, собор и сейчас бы украшал Саратов, давал бы нам радость обще­ния с прекрасным.

Здание было, разобрано в 30-х гг., на его месте после Отечественной войны построен стадион «Динамо».

В то время, как собор Александра Невского только начинал свои богослужения, рядом с ним на Никольской улице (бывш. ул. Радищева), в 1805-1807 гг. было выстроено трехэтажное здание присутственных мест (губернских учреж­дений). Фасад здания, выходящий на площадь, архитектор В. И. Суранов украсил парадной лестницей и колонным пор­тиком. К улице обращены три крупных ризолита, т. е. части здания, выступающие за основную линию фасада.

Несмотря на многие ремонты и переделки, интерьер зда­ния в основном сохранился до наших дней, начиная от свод­чатых комнат первого этажа и широкой парадной лестницы. Сохранились почти в первоначальном виде залы, комнаты, широкие коридоры.



Ныне в стенах этого дома размещены музыкальное и хорео-рафическое училища.

Градостроительство XIX в. в основе выражалось в создании, регулярной застройки и геометрически правильных кварталов формировании улиц и площадей. Многостильная застройка при­давала городу неповторимый и привлекательный вид, создавала, интересные и живописные архитектурные ансамбли, необычай­ные уголки среди старых кварталов города.

В середине XIX в. интерес к классицистским постройкам по­степенно затухает. Начинается период эклектики, когда воз­никала традиция обращения к ордерным формам прошлого, к архитектурным элементам всех эпох. На смену единства ор­дерных форм приходит «многостилье». Декор эклектики во множестве покрывает поверхность фасада, превращаясь в чистое украшение.

Представителем эклектики в саратовской архитектуре являет­ся Алексей Маркович Салько (1838 - 1918). По окончании Строительного училища он трудился в Саратове, 40 лет состоял городским архитектором.

А. М. Салько строил много. До сего времени сохранились дома Вакурова (1874. Театральная площадь), Мещерякова (1881. Ул. Горького, 39, надстроен), Никитина (1890. Пр. Ки­рова, 39), Шмидта (1899. Соборная ул., 42) и другие.

По проектам А. М. Салько в Саратове выстроено несколь­ко общественных сооружений. Возведенное в 1878 году зда­ние окружного суда (Московская ул, 64) было воспринято как «холодная, безжалостная казарма»5. Протяженное по улице, обильно украшенное декором, с ритмически повто­ряющимися полуколоннами и пилястрами, здание утомляло и переставало восприниматься своеобразие мотивов. Столь же критически было встречено громадное здание Управления же­лезной дороги (1909 - 1914. Московская ул., 8). Оно было отнесено к стилю «салькоко»6. Постройка «задавила» Троиц­кий собор и разрушила классицистский стиль Старо-Соборной площади.

Удачными и красивыми явились построенные здания дворян­ского пансиона (1895. Соборная ул., 33), фельдшерской школы (1899. Ул. Чернышевского, 151), коммерческого училища (1905. Советская ул., 60), Ново-Покровской церкви (1885. Ул. Горько­го, 85) и другие.

Среди построек А. М. Салько следует отметить стилизатор­ские, когда автор верен формам определенного стиля в пределах одного элемента - фасада. Это гостиница «Московская» (1901. Московская ул., 84), где использованы приемы и детали декора­тивного убранства московского зодчества XVI-XVII вв. В псев­дорусском стиле была сооружена Князе-Владимирская церковь (1896. Полтавская площадь) с использованием архитектором стиля и декора храма Василия Блаженного в Москве и церкви на Шейновском поле в Болгарии.

Несмотря на отдельные неудачи, сооружения А. М. Салько обогатили архитектурный облик саратовских улиц.

Прекрасное здание в псевдорусском стиле было построено по проекту архитектора Владимира Львовича Владыкина (1867 - ?). Это детская больница имени Д. С. Поздеевой — купчихи, вложившей собственные деньги на строительство этого лечебного заведения (1898. Ул. Б. Горная, 100). Фасад облицован кирпичом. Но его покрывает роскошный узор из кирпичных же деталей, который гармонирует с сдвоенными арочными окнами, окруженными резными наличниками. Фа­сад завершается двумя башенками. Их граненые объемы и шатры напоминают кремлевские башни. Это здание с его жи­вописным узорочьем можно рассматривать как изумительную картину тонкого мастера.

Одним из направлений эклектики считался русско-византийский стиль, использовавший архитектурные образы и формы средневекового русского культового зодчества в сочета­нии с элементами византийской архитектуры. В появлении этого стиля в архитектуре середины XIX в. значительная роль при­надлежала видному архитектору К. А. Тону, автору храма Хри­ста Спасителя в Москве.

Русско-византийский стиль больше всего воплотился в цер­ковной архитектуре.

В Саратове в 1838 году на Сенной площади была построена по чертежам Тона Вознесенско-Сенновская (Митрофановская) церковь (не со­хранилась, на этом месте кинотеатр «Победа»).

В конце XIX в. происходит как бы «всплеск» русско-византийского стиля. В Саратове архитектор Юрий Николаевич Терликов (1864 - 1914), чье творчество было связано с модер­ном, разрабатывает проект и сооружает в Крестовоздвиженском женском монастыре великолепный пятиглавый собор в честь св. Николая Чудотворца (1903. ул. Лермонтова, 28, не сохранился).

На рубеже веков в архитектуре России распространяется новый стиль - модерн. Он был недолговечен, но наложил отпечаток на облик многих городов, например, Самары. В Саратове тоже немало строили модерновых сооружений, но сти­листически более преобладали неоклассические постройки.

Для модерна характерны своеобразные художественные образы, вызванные специфическим миропониманием и подхо­дом к искусству. Современность, новизна составляли основу модерна. Новые строительные материалы - бетон и железо позволили перейти не только к каркасной системе многоэтаж­ных сооружений, но и использовать пластические качества этих материалов, создавать динамичные и подвижные формы зданий, пластичные и асимметричные объемы и силуэты.

Саратовский модерн отмечен полихромностью, наполненно­стью светом, чувством меры и вкуса. Появляются особняки, вы­зывающие ощущение интимности, камерности, они сомасштабны человеку.

Наиболее ярким и типичным для модерна является особняк А. К. Рейнеке (1912. Соборная ул., 22), сооруженный, как предполагает архитектор А. Е. Мушта10, по проекту крупного отечественного зодчего Федора Осиповича Шехтеля (1859 - 1926).

Им созданы многочисленные произведения, отличаю­щиеся простотой и рациональностью (в Москве: особняк С. Л. Рябушинского (1900—1902), Ярославский вокзал (1902), банкирский дом Рябушинских (1904), доходные дома Строгановского училища (1904) и Шамшина (1909) и т. д.).

Особняк Рейнеке принадлежит к лучшим образцам модер­на в Саратове. Для него характерна асимметричная группи­ровка разных по величине и пропорциям объемов. Фасад облицован глазурованным кирпичом светлых тонов - лиловато-серых, зеленовато-серых, желтоватых. Эти оттенки серо­го создают изысканную цветовую гамму. Над входом большое майоликовое панно: две танцовщицы в голубых платьях, раз­вевающихся в вихре танца. Это панно очень напоминает про­изведения австрийского художника Ф. Штука. Богат архи­тектурный декор фасада: гибридные алебастровые существа, цинковые головы львиц и другое.

Для внутреннего оформления так же использован контраст фактурного сопоставления штукатурки, дерева, бронзовых при­боров окон и дверей. Артистично выполнен рисунок металличе­ской ограды, создающий впечатление «бегущей волны».

Несколько особняков (ул. Дзержинского, 8; Сакко и Ванцетти, 44, ул. Пушкина, 20 и др.) выстроены по проектам Петра Митрофановича Зыбина (1857—1918), работавшего старшим архитектором Управления РУжд, преподававшего в Боголюбовском рисовальном училище. Его творения, выполненные в раз­ных стилистических направлениях модерна, до сих пор украшают Саратов. Наиболее интересны дом Шишкина (1912. Ул. Дзержинского, 8) и особняк Бореля (1901. Волжская ул., 22). В оформлении первого, довольно уютного одноэтажного (перед войной надстроен вторым этажом) преобладало изображение растительности. Кованые решетки балкона, ограждения на крыше представляют имитацию подвижных, полных энергии стеблей растений. Извивающиеся стебли с цветами на концах! варьируются и в решетке входной калитки и ворот. Ярким пятном выделяется майоликовое панно между окнами и карнизом крыши с изображением ромашек, ирисов и других цветов и стеблей с листьями. Дому на Волжской придают привлекательности балконы, окна различной формы, филенки, угловая лоджия и вы­ступающие карнизы крыши, использованные как элементы декора.

П. М. Зыбин работал в разных стилистических направлениях модерна. В неорусском стиле построена по его проекту храм-часовня во имя иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» (1906. Волжская ул., 36). Она очень напоминает храм Покрова на рву в Москве и маленькие посадские церкви, в изобилии с I роившиеся на Руси в XVI —XVII вв. Постройка ку­бической формы с трехчастным членением фасада. Ярусы килевидных кокошников образуют переход от объема храма к главам. Архитектура этого культового сооружения празднична, полихромна.

Наиболее яркими постройками в неоготическом стиле - од­ном из проявлений модерна — являются здания консерватории и гостиницы «Астория» (ныне «Волга»).

В первые годы нашего столетия петербургский архитектор А. Ю. Ягн выстроил здание музыкального училища, о котором саратовские газеты писали, что автор «невольно придал музы­кальному учреждению вид элеватора».

В 1912 году для открываемой в Саратове консерватории ар­хитектору Семену Акимовичу Каллистратову (1874-1966) было предложено перестроить здание музыкального училища. Семен Акимович происходил из семьи сельского священника. Окончил Лозаннский университет с дипломом инженера-строителя. В 1911 - 1922 годах жил в Саратове.

Здание консерватории - одна из удачных построек зодчего. Вместо статичной композиции музыкального училища появилось динамичное здание с живописностью распределения объемов, оно получило высотность и пластическую выразительность.

Вертикальные тяги на фасадах, островерхие башенки по краю крыши, прорезанный узкими стрельчатыми проемами окон фа­сад, остроконечные завершения над окнами и входами — все увлекает вверх взор смотрящего. Угловые башни здания перекли­кались с башенками и шпилями находившихся тогда по соседству католического собора и лютеранской кирхи. Здание консерватории вписалось в ансамбль города, стало символом Саратова.

Другое детище С. А. Каллистратова - гостиница «Астория». Применение каркасной системы отразилось на оформлении фа­сада. Полные экспрессии, устремившиеся на высоту этажей пи­лоны, покрытые длинными тягами, крупная поверхность окон, отсутствие декора придают выразительность зданию. Скромно введена скульптура (рыцари, скороходы). Серия мансард прида­ет зданию архитектурно-художественную завершенность.

Для Саратова в модерне характерно преобладание неокласси­цизма, который ориентирован на использование форм и деталей античной архитектуры. Обращение к архитектурным формам античности позволило придать общественным сооружениям монументальный характер. Многие саратовские архитекторы в сво­ем творчестве испытали влияние классического направления. Так, П. М. Зыбин построил выразительное и оригинальное зда­ние Городского общественного банка (1913. Театральная пло­щадь, 13), С. А. Каллистратов - несколько зданий для учебных заведений: школы №2 (1914. Ул. Мичурина, 16), №99 (1916.; Университетская ул., 44), гимназии А. Д. Куфельд (1915. Первомайская ул., 75); М. А. Пульман — городского училища!" (1916. Ул. Рогожина, 22), А. Н. Клементьев — второй мужской гимназии (1902. Ул. Пугачева, 123).

Примером неоклассических зданий начала нашего века является здание Главного почтамта (1916. Московская ул., 109). Начальник Главного управления почт и телеграфа заявлял «...нужно сделать так, чтобы саратовский почтамт был образцом для постройки будущих почтамтов». Неслучайно поэтому такое сооружение проектировали архитекторы Главного управления М. Кобел ев и П. Колпаков. Традиционная классическая композиция"! придает зданию строгий и величественный вид. Гладь фасада оживляют три выступающих ризолита с колоннами коринфского ордера, в которые создают богатство света и теней. На фризах лепные провисающие гирлянды и венки — типичные украшения модерна.

В 1914 году на конкурсе за проект пристройки и оформление фасада здания Коммерческого собрания (Соборная ул., 18) пер­вую премию получает архитектор Михаил Гаврилович Зацепин (1874 — ?), служивший с 1909 года саратовским губернским ар­хитектором. Два года шли работы по обновлению здания. М. Г. Зацепин существенно изменил фасад здания Коммерческого собрания и оформил его интерьеры в неоклассической стилистике: крупные окна, четкие линии фронтона, силуэта. Барельефные вставки на античные сюжеты оживляют басад. Здание выглядит стройным и легким, обра­щает на себя внимание.

Значительным произ­ведением архитектуры яв­ляется ансамбль универси­тетских зданий (Астрахан­ская ул., 83). Все они спроектированы и по­строены Карлом Людвиго­вичем Мюфке (1868— 1933) в неоклассической стилистике.

Уни­верситетские здания были сооружены на Московской площади и занимают около 7 га. Два одинаковых здания, корпуса 1 и 2 (институт экспериментальной медицины) расположены фасадами на Московскую улицу и за ними в отдалении корпус 4 — анато­мического института, чем создается не только перспектива, но и парадный вид. Третий корпус (физический институт) — возведен по улице Казарменной (ныне Университетской) и восприни­мается отдельно. Выпадает он и стилистически. Все здания мо­нументальны и выразительны. Этот ансамбль, созданный талантливым зодчим, стал украшением города. К. Л. Мюфке при­надлежит создание клинического городка университета (Большая Садовая ул., 137).

Идейно-эстетические поиски связаны и с сооружением и оформлением конторско-промышленных и торговых зданий, об­щественных построек и дешевых жилищ.

Среди общественных строений уже упоминались школьные и-училищные здания с удобной планировкой. В Саратове были построены больничные здания: глазная лечебница (1903. Арх. П. М. Зыбин. Вольская ул., 12), гинекологическая, лечебница:, (1909. Арх. В. А. Люкшин. Волжская ул., 18) и др. В губерн­ском городе появились громадные дома банков: Азово-Донского (1913. Ул. Горького, 43), Крестьянского поземельного (1911. Советская ул., 44), контрольной палаты и казначейства (1910. Арх. Ю. Н. Терликов. Ул. Сакко и Ванцеттн, 55), ломбарда (1915. Арх. В. К. Карпенко. Пр. Кирова, 29) и многие другие.

Поиски нового целостного архитектурного образа косну­лись и рынков. Крытый рынок, спроектированный и постро­енный в 1914 — 1916 годах в Саратове архитектором Василиев Алексеевичем Люкшиным (1872-1945), является уникальны сооружением. С 1904 года до конца жизни В. А. Люкшин рак ботал в Саратове городским инженером строительного отдела. В годы советской власти краевым, а затем городским архитектором.

Здание Крытого рынка — это массивный объем, но кирпичных стен нет. В. А. Люкшин применил новую тогда конструктивную систему — металлический каркас с тонкой внутренней, решеткой и заполнением бетоном. Это позволило сделать тоньше, стены, ввести огромные остекленные поверхности окон. Композиция такого огромного здания проста: повышенный центральный объем торгового зала и примыкающие к нему двухэтажный галереи. Торговый зал перекрыт сквозной купольно-арочной же­лезной конструкцией, что позволило осветить зал верхним све­том через крышу-фонарь.

Простота и целесообразность — основные достоинства творе­ния В. А. Люкшина. Здание Крытого рынка является одним из лучших в Саратове и заметным среди такого типа сооружений во всей дореволюционной России.

В связи с ростом населения в городах возникает жилищная проблема. К этому времени типом массового жилища становится доходный дом, в котором создаются компактные, экономичные и комфортабельные по планировке квартиры с одним выходом на лестничную клетку. Высота этажей уменьшилась, но количество этажей стало больше, чем в особняках. В Саратове на Москов­ской улице имеется серия доходных домов: Смирнова (№85), Лаптева (№ 88), Дружинина (№90), Колюбанова (№92), Копелянского (№96) и других. Огромный доходный дом с двумя сквозными дворами колодцами был построен Пташкиным (1912. Арх. П. М. Зыбин. Советская ул., 3). Интересен доходный дом Ананьина (1916. Арх. М. А. Пульман. Вольская ул., 97), фасад которого украшен маскаронами, провисающими гирляндами и другими элементами декора модерна. Особенно выделяется в композиции дома угловой балкон в виде чаши, поддержанной свободно стоящей колонной.

Говоря о последних десятилетиях прошлого века, следует отметить здание Радищевского музея, сооруженное по проекту академика Ивана Васильевича Штрома (1823—1887) в 1883 — 1885 гг. Здание музея (ул. Радищева, 39) выстроено в духе «упрощенного ренессанса». В основе композиции великолеп­ная парадная лестница художественного литья, освещаемая верхним светом, по сторонам которой на обоих этажах распола­гаются залы. Это типичное для того времени музейное здание.

В 1990 году постановлением коллегии Министерства культу­ры РСФСР и Госстроя РСФСР Саратов и ряд городов области были включены в список исторических населенных мест респуб­лики. Это означает признание богатого исторического прошлого бывших губернских городов, наличия в них памятников истории и культуры, в том числе архитектурных.

Указами Президента России на федеральный учет в Саратове взято 26, а в области 10 памятников архитектуры. Кроме того, на учете местного значения состоит еще 193 архитектурных объекта.

Блестящий взлет русской культуры во второй половине XIX века, имевший своеобразное продолжение в годы «серебряного века», принес России мировую славу. Деятели Са­ратовского Поволжья внесли в этот сложный и творчески бога­тый процесс заметный вклад, по праву завоевав региону признание одного из ведущих центров российской культуры.

Советское время (1917-1991) отмечено решительной сменой ориентиров и вкусов в архитектуре и градостроительстве: огромный художественный и технический опыт, накопленный в «старое время», не был целиком отринут даже в ранние советские годы, максималистски суровые по отношению к «старой культуре». Значительная часть саратовских архитекторов активно включилась в строительство новой жизни Саратова. Со второй половины 30-х годов в саратовском крае, как и во всей стране, в соответствие с решениями партии и правительства, архитектура стала развиваться по пути «освоения классического наследия» (Дом книги, Саратовский автодорожный институт, жилой дом здания щелочных аккумуляторов и др.). Эта тенденция была продолжена в послевоенные годы, когда в Саратове было построено немало зданий, близких по языку своей архитектуры к классике. Примером саратовской архитектуры того времени следует считать здание научной библиотеки Саратовского государственного университета.

В годы гражданской войны и в первой половине 1920-х гг. в Са­ратове и губернии промышленное и жилищное строительство поч­ти не велось. Особых памятников архитектуры, относящихся к это­му периоду, фактически не существует. Обстановка изменилась во второй половине 1920-х гг., когда в Саратове, Вольске и других го­родах началось новое строительство предприятий, учреждений o6разования, науки, культуры, жилых домов нового типа. Известный художник-архитектор К. Мюфке в эти годы осуществил строитель­ство комплекса зданий клинического городка медицинского фа­культета СГУ (в настоящее время 3-я клиническая больница). Построенные под его руководством корпуса клиник представляют тот классический архитектурный стиль, в каком были построены до революции здания самого университета.

Одновременно с классицизмом и модернизмом начала XX века в архитектуре Саратова начал формироваться новый стиль -конструктивизм, особенно проявившийся в строительстве ряда жилых зданий по ул. Радищева и на Соборной площади (архитек­тор Д. В. Карпов), по Гимназической (Некрасова) улице (дома ИТР), доме Новый быт по проспекту им. Кирова, Доме коммуны на Провиантской улице и т. д. При сооружении этих зданий архи­текторы и строители исходили из представлений о том, что буду­щие жильцы заживут единой, дружной семьей. Отсюда коридор­ная система, отсутствие бытовых удобств для отдельной семьи, ог­ромные общие кухни и т. п. В таком же конструктивистском духе сооружались производственные корпуса Саргрэс, завода комбай­нов.

В 1925 г. скульптор Б. Д. Королев в честь 20-летия первой рус­ской революции подарил городу памятник «Борцам революции 1905 г.», который был установлен в сквере на углу улиц Камышинской и 2-й Садовой. Выполненный в модернистском стиле этот па­мятник до сих пор украшает сквер и представляет значительную культурную ценность, отражая искусство 1920-х гг.

Среди городов губернии наиболее масштабно шло жилищное строительство в Вольске, где было сооружено несколько 2-3-этажных зданий, полностью вписавшихся в старую архитектуру го­рода.

В годы довоенных пятилеток масштабы жилищного и произво­дственного строительства расширились, происходило изменение архитектурного стиля. От простоты, отсутствия архитектурных излишеств, прямых линий конструктивизма происходил переход к новой архитектуре «победившего социализма», которая должна была подчеркивать и воспевать величие достижений сталинской эпохи. И жилые дома, и производственные помещения, и учебные заведения стали строиться более помпезными, с применением бо­лее дорогих строительных материалов (гранитная и мраморная об­лицовка), с многочисленными архитектурными украшениями. Та­кие здания появились на углу улиц Вольской и Б. Казачьей (1938 г., архитектор Н. К. Усов), на Волжской улице, напротив Ли­пок (1940, архитектор Ф. Ф. Люнгардт), на углу Московской и Ок­тябрьской улиц и т. д. Новая архитектурная эпоха сказалась при сооружении цирка, Дома книги (1935, архитекторы В. П. Дыбов и Д. В. Карпов). В то же время влияние конструктивизма прояви­лось в конце 1930-х гг. при строительстве корпусов крекинг-заво­да, учебных зданий и общежитий автодорожного и зооветеринар­ного институтов.

Больше внимания в 1930-е гг. стало уделяться озеленению горо­да, были построены скверы у театра оперы и балета и цирка, благо­устроены городской и детский парки, высажены деревья на ряде центральных улиц города. Парки культуры открывались во всех го­родах области и других населенных пунктах, хотя многие из них только носили громкое название.

Долгие годы Саратов не имел благоустроенной набережной, вдоль берега Волги были разбросаны пристани, предприятия, от­дельные причалы, много скапливалось мусора, особенно в летнее время. Накануне Великой Отечественной войны был разработан проект преобразования набережной, ее асфальтирования, строи­тельства удобных спусков к пристаням и причалам, переноса с бе­рега ряда мелких предприятий и мастерских. Весной 1941 г. этот план начал претворяться в жизнь, но разразившаяся война на целое десятилетие задержала его полную реализацию.

Украшению города должны были служить памятники и скульп­туры, возводившиеся на его улицах и площадях, в скверах, садах и парках. В Саратове, к сожалению, их было создано в 1930-е гг. нем­ного. Наиболее известным и художественно ценным явился памят­ник Дзержинскому, сооруженный на Привокзальной площади в 1935-1936 гг. (архитектор П. Ф. Дундук).

Если подводить итоги изменения архитектурного облика Сара­това и городов области за 1920 - 1930-е гг., то надо сказать, что пе­ремен было относительно немного. В основном сохранился тот ар­хитектурный вид городов, который сложился еще в дореволюцион­ное время. Правда, в 1930-е гг. началось массовое разрушение цер­ковных здании, многие из которых носили градообразующий ха­рактер (например, собор Александра Невского в Саратове). Наибо­лее заметным новым явлением было создание крупных промыш­ленных комплексов на окраинах Саратова и жилых поселков вок­руг них. Что касается сельской местности, то там перемены проис­ходили в 1930-е гг., когда стали сооружать здания для МТС, конто­ры совхозов и колхозов, животноводческие помещения, корпуса школ и больниц. Жилые дома сельских жителей и надворные пост­ройки сохраняли в основном прежний облик.



В 1954 г., в соответствие со сменой государственной политики в делах архитектуре и прямым запрещением «освоения классического наследия», саратовский край вступает в полосу подмен задач архитектурно-художественными задачами чисто инженерно-строительными. Сначала крупноблочное, а затем крупнопанельное строительство серьезное объединили исторический облик города. В это же время для осуществления индустриального строительства уничтожаются ценные объекты исторической среды.




скачать


Смотрите также:
Застывшая музыка Саратова
187.07kb.
Эпоха Барокко и ее титаны
61.18kb.
Программа эксперимента муниципального общеобразовательного учреждения
98.59kb.
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Пуговкин А. В., с участием государственного обвинителя прокуратуры Ленинского района г. Саратова Фроловой О. В
46.58kb.
Лекция с музыкальными иллюстрациями. Звучит тихая музыка и
77.42kb.
Загадки Саратова – название и место основания Саратов – город среднего возраста по российским меркам. Так откуда же произошёл этот город?
50.75kb.
Музыка внутри нас. Внутри каждого человека звучит музыка
39.4kb.
План урока: Организационный момент. Музыка в театре, кино и на телевидении. Либретто мюзикла
44.64kb.
Сценарий музыкальной гостиной «Музыка народов мира»
29.79kb.
Камаринская №34
109.33kb.
Рассказы о композиторах. Часть Вольфганг Амадей Моцарт
86.38kb.
Обобщение темы I полугодия «Музыка моего народа», исполнение и слушание музыки по желанию учащихся и по выбору учителя
351.35kb.