Главная стр 1
скачать
УРОК в 10 классе

Тема «Здоровый образ жизни и его составляющие»

Цели:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью. Дать представление об основах здорового образа жизни.

  2. Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

  3. Воспитывать в детях потребность быть здоровыми, научить ценить и сохранять собственное здоровье, развивать кругозор и познавательную деятельность. Развивать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения.

  4. Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества

  5. Формировать активную позицию учащихся.

  6. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

Этап 1. Мотивационная беседа с последующей постановкой темы и цели урока.

Цель: Дать представление об основах здорового образа жизни.

Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни; осуществить межпредметную взаимосвязь между предметами и её значение.



Задачи:

  • улучшать условия для формирования здорового образа жизни;

  • способствовать достижению допустимого уровня здоровья;

  • не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;

Ребята! Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи.

Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе.

- Какой смысл мы вкладываем в понятие ЗДОРОВЬЕ?

- Здоровье- это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

- Здоровье - это здоровый образ жизни. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово здоровье, как и слово, любовь, красота, радость принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Слайд 1


  • Отсутствие болезни

  • Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде

  • Нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»

  • Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие

  • Способность к выполнению основных социальных функций

Слайд 2

По определению Всемирной организации здравоохранения



Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных ус­ловиях, которое отражаются на его физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

Образ жизни - показатель того, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Слайд 3


Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека более чем на 50 % зависит от его образа жизни (сравните: 20 % - от окружающей среды, 8 % - от наследственно­сти).

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить следующие компоненты:



  • Умеренное и сбалансированное питание. Означает полноцен­ный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера труда. Существует три правила рационального питания: 1) питание должно быть разнообразным; 2) поддержание своего веса в норме; 3) учет в рационе питания интенсивности физических нагрузок.

  • Режим дня с учетом динамики индивидуальных биологиче­ских ритмов. Составляется строго индивидуально на основании личных данных.

  • Достаточная двигательная активность. Включает режим тру­да и отдыха подростка, режим занятий физической культурой.

  • Закаливание. Состоит в постепенности, продолжительности, постоянстве применения. Включает воздушное, солнечное, водное и термическое закаливание.

  • Личная гигиена. Состоит из гигиены кожи, зубов и волос. Включает правила туалета, гигиену одежды и обуви. Грамотное экологическое поведение. Состоит из осознанного отношения к окружающей среде как среде своего обитания, то есть сведения к минимально вредному влиянию на ее состояние.

  • Психогигиена и умение управлять своими эмоциями, профи­лактика невротических состояний. Включает аутотренинг, саморе­гуляцию, самовнушение.

  • Сексуальное воспитание. Состоит из факторов подражания внешним признакам взрослости, равнения подростков на качества «настоящих мужчин», социальной зрелости, интеллектуальной взрослости и секса.

  • Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Состоит в преодолении ошибочных правил: 1) жела­ние быть, как все; 2) преодоление комплекса неполноценности; 3) желание занять лидирующее положение; 4) преодоление тяжело­го микроклимата (голод, нищета и др.);

  • Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечи­вающее предупреждение травматизма и отравлений. То есть везде и всегда соблюдать правила безопасности для себя и окружающих людей.

- Ребята, проанализируйте всю полученную информацию, подумайте, какая проблема вас больше всего волнует? О чём вам нужно серьёзно задуматься?

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет собой деятельность по созданию материальных богатств и моральных благ человека.

У работающего человека существует определенный ритм его жизни, который является основой не только трудовой деятельно­сти, но и один из основных законов жизни.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функциони­рования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучше­нию работоспособности и повышению производительности труда.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определен­ные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повыша­ется обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а за­тем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда на­грузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавли­ваются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Часто усталость приходит не столько от нагрузки, сколько от не­умения организовать свой труд. Русский физиолог Н. Е. Введенский установил ряд условий повышения работоспособности человека:



  1. Постепенное вхождение в работу.

  2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.

  3. Правильное распределение нагрузки (дневной, недельной, месячной и годовой).

Нужно правильно и умело распределять силы во время выпол­нения работы как физической, так и умственной. Интересная и лю­бимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает ус­талости и утомления. Непосредственно до работы важно организо­вать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет во­лю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с ве­чера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, что­бы характер отдыха был противоположен характеру работы чело­века ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физиче­ского труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необхо­дима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чере­дование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экс­курсиях, за работой на садовых участках и т. п.



2. Практические упражнения по управлению эмоциями.

1) Антистрессовые упражнения.



  • В наше неспокойное время надо научиться мысленно пред­ставлять себя в стрессовой ситуации, научиться расслабляться, глубоко дышать, продумывать пути выхода из стресса, проигры­вать в воображении весь «сценарий», наметить пути выхода из сложной ситуации.

  • Сядьте, расслабьтесь и медленно считайте про себя от 10 до 0. Представьте, что вы медленно опускаетесь в глубокую шахту. Закройте глаза, сомкнув веки, внимание - на лежащих на коленях руках, кончиками пальцев «почувствуйте» воздух. А теперь пред­ставьте себе яркие поверхности: черный бархат, алый закат солнца, зеленый луг, голубое небо... Соблюдайте указанную последова­тельность. Упражнения - ежедневные, по 10 минут.

  • Сожмите кисти рук в кулаки как можно крепче. Подержите так, а затем расслабьте. Повторите. Раздвиньте пальцы как можно шире. Подержите так и расслабьте. Повторите. Сосредоточьтесь на ощущениях тепла или покалываниях в кистях и предплечьях.

Эти упражнения помогут научить свой организм приспосабли­ваться (адаптироваться) к возникающим трудностям, какие бы они ни были.

    1. Положительные эмоции.

Музыкотерапия. Музыка заметно сглаживает депрессию, а порой и полностью излечивает ее. Слушать музыку лучше в одино­честве, расслабившись, в полусонном состоянии.

    1. Эмоции и самочувствие.

Разные эмоции оказывают различное действие на организм че­ловека. Когда мы испытываем положительные эмоции, зрачки глаз расширяются, а когда отрицательнее - сужаются. В глазах человека отражается его интеллект, в движениях губ, морщинах на лице - преобладающие эмоции: при удивлении или испуге человек мига­ет; если отводит взгляд при высказывании ему просьбы - это отказ в ее выполнении. Изменение деятельности вегетативной нервной системы возможно по следующей схеме: мысль - самовнушение - эмоции - стресс - изменение функции внутренних органов в нуж­ную сторону. При сильных или длительных воздействиях нервные клетки впадают в состояние торможения. Это - ключ к воздейст­вию на центральную, нервную систему.

Положительные эмоции. Мы почему-то забываем, что в на­шем мозгу заложены возможности радовать себя, не ожидая чуда появления этого чувства со стороны. Способ чрезвычайно прост, его основа - улыбка. Как только проснулись - улыбнитесь. Поду­майте о чем-нибудь приятном в наступающем дне и снова улыбни­тесь. Улыбайтесь и по вечерам перед отходом ко сну. Из всех те­лесных движений смех - самое здоровое: он активизирует и бодрит весь организм.

Для снятия напряжения:

Чтобы преодолеть отрицательное эмоциональное состояние, надо отвлечься от него и сосредоточиться на объекте, вызывающем положительную эмоцию, например на красивом цветке, или люби­мой мелодии, или просто на подсчете собственного пульса.

Полезна предварительная «проработка» своего поведения в слу­чае возникновения стрессовых обстоятельств. Вы получаете так зна­ния, которые пригодятся для решения трудного вопроса, специаль­ную тренировку эмоциональной реакции на неожиданные ситуации.

Предлагаемый путь - это не уход от трудностей, а их преодо­ление



Релаксация

Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите в глубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Этап 4 Рефлексия.

Учащимся предложено украсить дерево яблоками разного цвета красными, желтыми и зелеными цветами, тем самым участники мероприятия показали свое отношение к здоровому образу жизни.



  • Красные яблоки - серьезное отношение к своему здоровью.

  • Желтые яблоки - недостаточное отношение к своему здоровью и образу жизни.

  • Зеленые яблоки - в данный момент здоровье не интересует.

Наше дерево окрасилось в красно-желтый цвет.

Будьте здоровы! Д/з п.4.1-4.2 стр137-148
скачать


Смотрите также:
Здоровый образ жизни и его составляющие
88.62kb.
Здоровый образ жизни и его составляющие
46.67kb.
Консультация для родителей «Хорошо быть здоровым»
80.16kb.
Здоровый образ жизни Для сохранения полноценного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни»
46.17kb.
Здоровый образ жизни – одна из составляющих благополучия специалиста
32.09kb.
Г. Балашов. «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ)
65.78kb.
Молодежный проект «здоровый образ жизни»
25.83kb.
«Здоровый образ жизни»
221.26kb.
Здоровый образ жизни: что это такое? Здоровый образ жизни это: единственно правильный и верный образ жизни
39.23kb.
Мастер – класс «Здоровый образ жизни – здоровая нация». Цель
77.22kb.
Семинара «Здоровьесбережение приоритетное направление деятельности гимназии»
113.38kb.
Здоровый образ жизни как одна из составляющих благополучия будущего специалиста
44.01kb.