Главная стр 1
скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №19


Сценарий мероприятия


«Здоровый образ жизни»
Учитель:

Клементьевская Е. А.


Г. Кандалакша


Мурманской области




ТЕМА: “ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”
ЦЕЛЬ: составить программу здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:

  1. Обобщить знания о здоровье, факторах влияющих на его состояние.

  2. Представить результаты исследования состояния здоровья подростков школы №19, результаты анкетирования учащихся, их родителей, учителей, дающих представление о том, как люди относятся к своему здоровью, насколько понимают его важность.

  3. Проверить усвоение учащимися основных понятий темы “Здоровье”

  4. Провести практическую работу с целью оценки состояния своего организма.

  5. Сформировать понятие “здоровый образ жизни”.

  6. Убедить учащихся в важности для сохранения и укрепления здоровья таких слагаемых, как полноценное и рациональное питание и физкультура, а, также необходимости знаний, помогающих регулировать психологическое состояние.

  7. Проверить умение учащихся делать обобщения и анализировать информацию для создания “Проекта программы Здорового Образа Жизни”


ФОРМА РАБОТЫ: групповая


ПЛАН ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ УРОКА
I. Вступление. Актуализация проблемы

II.Цели и задачи

III. Понятие «здоровье»


  1. Место здоровья в ряду наиболее важных ценностей

  2. Результаты исследований подрастающего поколения школы №19

  3. Понятие «здоровье»

IV. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Понятие «ЗОЖ»

V. Создание проекта программы ЗОЖ



  1. Питание и здоровье человека

  2. Влияние физических упражнений на здоровье человека

  3. Стресс и его влияние на здоровье человека

VI. Заключение. Выводы.
I. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель

Я, прежде всего, хочу поприветствовать всех вас -

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Когда мы произносим это слово, очень часто не задумываемся, какой глубокий смысл оно имеет. Мы воспринимаем его как приветствие, но, кроме того, произнося его, мы желаем друг другу здоровья. Поэтому я хочу обратиться к словам немецкого философа Артура Шопенгауэра: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него никакие внешние блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и умирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья”.


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Учитель

Я хочу обратить ваше внимание на тему: “Здоровый образ жизни”. Каковы цели, задачи урока и план наших действий. Сегодня мы должны составить примерную программу здорового образа жизни. А для этого нам необходимо:



  • обобщить знания о здоровье, факторах, влияющих на его состояние;

  • представить результаты исследования состояния здоровья детей и подростков школы №19, результаты анкетирования учащихся, их родителей и учителей, дающих представление о том, как люди относятся к своему здоровью, насколько понимают его важность, какими знаниями владеют;

  • повторить важные понятия темы “Здоровье” и в ходе практической работы оценить состояние своего здоровья.

  • сформировать понятие “здоровый образ жизни”;

  • еще раз убедиться в важности таких слагаемых здоровья, как полноценное питание и физкультура, и в необходимости знаний, помогающих регулировать психологическое состояние организма.



III. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ»

1. МЕСТО ЗДОРОВЬЯ В РЯДУ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.



Учитель

“Здоровье дороже богатства” - говорит пословица. Так ли это?

Какое место отводят здоровью в ряду наиболее важных ценностей ученики, их родители и учителя нашей школы?

Выступление учащихся

На доске “Диаграмма рейтинга здоровья в ряду наиболее важных ценностей человека”

Мы предложили анкету для учителей, учеников 9-х классов и их родителей. В ходе анкетирования были заданы различные вопросы, но цель одного из них заключалась в определении места здоровья в ряду наиболее важных ценностей в жизни человека (интересная

стабильная работа, счастливая семейная жизнь, познание, здоровье, любовь, материальное благополучие).



Результаты получились следующие: ученики и родители ставят здоровье на 1 место, а учителя отводят ему 2 место, ставя на 1 место семейную жизнь. Все таки, большинство опрошенных, а это составляет 82%, понимают важность здоровья. Только здоровый человек может достичь своей цели в жизни, создать условия для счастливой жизни и интересной стабильной работы.

Учитель

Как видите, большинство людей считают здоровье главной ценностью жизни.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Учитель

Теперь давайте посмотрим, здоровы ли мы?

Я хочу обратить ваше внимание на доску. Здесь представлены результаты исследования здоровья детей и подростков школы. Как видите:


  • нарушение зрения - 27%

  • дефицит массы - 11,5%

  • заболевания почек - 2,6%

  • заболевания щитовидной железы - 3,1%

Острая заболеваемость детей и подростков значительно возросла в 2008 году по сравнению с 2006 годом:

  • 2006 год - детей 723 на 1000, подростков 1374 на 1000

  • 2007 год - детей 1326 на 1000, подростков 1326 на 1000

  • 2008 год - детей 1454 на 1000, подростков 1537 на 1000

С переходом из класса в класс состояние здоровья, как правило, ухудшается, возрастает доля детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Лишь 17% детей нашей школы - ЗДОРОВЫ!

Посмотрите, какое мы наблюдаем противоречие: казалось бы, большинство людей ставят здоровье на 1 место, понимая его важность для счастливой жизни, и в то же время мы видим, как происходит резкое ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Вот почему мы снова будем говорить о здоровье, о факторах формирующих и разрушающих его. И прежде, чем такой разговор состоится, мне хотелось бы повторить с вами важные понятия темы “Здоровье”.
3. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ»

Учащимся предлагается выполнить тест «Здоровье» (приложение № 1).

Объяснение выполнения теста. Один учащийся вызывается к доске, выбирает правильные ответы и соединяет точки в определенной последовательности.

Проверка теста (если ответы верны и точки соединены правильно получится рисунок, символизирующий бегущего человека.

Учитель


Прошу обратить ваше внимание на первый вопрос нашего теста: что такое здоровье? Точно такой же вопрос мы задали учителям, ученикам и их родителям. Анализ анкеты показал, что чаще всего встречаются такие определения здоровья:

  • хорошее физическое состояние

  • отсутствие болезней

  • хорошее психологическое состояние

  • благоприятное состояние

  • когда все хорошо

  • стремление жить

  • счастье и здоровый образ жизни

Как видите, составные части здоровья называются, но часто не рассматриваются в единстве, а значит, глубокого понимания здоровья нет ни у детей, ни у взрослых.

Так что же такое здоровье?

В уставе ВОЗ сказано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие дефектов и болезней.
Вы дали определение здоровью, а теперь попутайтесь оценить свое состояние здоровья.

Проводиться практическая работа «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных показателей» (приложение № 2)

Подводятся итоги по результатам практической работы (на жетонах указывается уровень здоровья: В – высокий, С – средний, Н – низкий). Проводится подсчет учащихся, имеющих высокий, средний и низкий уровень здоровья. Результаты представляются на доске.

Учитель


Как видите, не все из вас имеют высокий уровень здоровья, и даже есть такие, у которых уровень здоровья низкий. Вот почему так важно сохранить и укрепить свое здоровье. Управлять своим организмом с целью улучшения состояния здоровья, может только тот человек, который знает особенности строения и функционирования систем органов, факторы, формирующие и ослабляющие здоровье.
IV. ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ И РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Учитель


Почему же большинство из нас имеет низкий уровень здоровья?

Проводиться фронтальный опрос учащихся. Постепенно на доске заполняется схема:

Факторы, влияющие на состояние здоровья



Физические Духовные Социальные




1. Наследственность (20%)

2. Окружающая среда

3. Вредные привычки

4.Активное движение

5. Режим дня

6. Закаливание

7. Режим труда и отдыха

8. Рациональное питание


Степень влияния 50%


  1. Общение с людьми

  2. Понимание здоровья как способности созидания добра, совершенствованию, милосердию, бескорыстной взаимопомощи

  3. Установка на ЗОЖ

Степень влияния 20%


1.Возможность для самореализации

2. Гарантии на жилье, образование, медицинское обслуживание





Подведение итогов.

Учитель

Здоровье человека определяется физическими, духовными и социальными факторами. Из тех факторов, что вы назвали, большинство относятся к факторам физическим. А что же стоит отнести к факторам духовным, степень влияния которых на состояние здоровья очень велика?



Звучат ответы учащихся. Если у них возникают сложности, учитель приводит два примера, а если сложностей в ответе на вопрос не возникает, примеры приводятся в подтверждение слов учащихся.

Учитель

Валентин Дикуль, циркач - тяжелоатлет получил страшную травму позвоночника, которая приковала его к постели. Он сумел восстановить здоровье и создал на основе своего опыта уникальную систему лечения, которая поставила его на ноги и уже многих больных со спинномозговой травмой и детским церебральным параличом.

Не нужно далеко ходить за примерами, ведь люди, справившиеся с болезнью, живут рядом с нами.

Жили в доме два человека, у каждого из них была семья, работа. Но так уж получилось, что к ним пришла беда: почти в одно и тоже время они перенесли обширный инфаркт. Но судьба их в дальнейшем сложилась по-разному. Один не хотел мириться с болезнью и, понимая, что помощи ему ждать не откуда, решил сам себе помочь: ознакомился с огромным количеством литературы, составил режим дня и четко ему следовал, ввел в него прогулки, продолжительность которых увеличивал день ото дня, фитотерапию и постепенно стал чувствовать себя лучше. Другой смирился с болезнью, не выходил из дома и очень скоро превратился в дряхлого ворчливого старика, недовольного всем, что его окружает.



Учащимся можно предложить привести аналогичные примеры.

Учитель

Как видите, люди по-разному ведут себя в различных ситуациях, но те, кто верят в себя, свои силы, побеждают. Н. М. Амосов говорил: “Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней” (“Раздумье о здоровье”)





Обращение к схеме.

Учитель

Действительно, такие физические факторы, как наследственность, окружающая среда, вредные привычки, гиподинамия, питание и социальные факторы играют очень важную роль для здоровья, но вы видите насколько велико значение духовных факторов и, прежде всего, создание установки на здоровый образ жизни. Итак, мы подошли с вами к самому главному.

Какой образ жизни необходимо вести для того, чтобы обеспечить нормальное протекание физиологических и психологических процессов, уменьшить вероятность заболевания и увеличить продолжительность жизни - именно об этом мы сейчас и будем с вами говорить.

Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?



Заслушиваются предположительные ответы учащихся.

  • ЗОЖ - образ жизни, обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья




  • ЗОЖ - комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья


Учитель (фронт опрос)

Все ли мы ведем одинаковый образ жизни? (обращение к результатам социологического опроса)



  • Нет

Почему разный?

  • Каждый человек индивидуален. У каждого свои семейные традиции, свой дом, хобби, увлечения, пол, возраст и т. д.

Значит, система жизненных установок и реализация своих замыслов носит индивидуальный характер. Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему. Поэтому давайте попытаемся дать более глубокое определение “здоровому образу жизни”.

Учащиеся пытаются дать определение ЗОЖ. Им в помощь на доске представлено понятие с пропусками слов и словосочетаний.
V. СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Учитель

Теперь нам с вами необходимо продумать, какой должна быть система поведения и выработать примерную программу здорового образа жизни, которая максимально бы обеспечивала сохранение и укрепление здоровья. Прошу вас быть предельно внимательными.

Создавать проект этой программы у нас будет группа аналитиков (4 человека). Ваша задача, дорогие аналитики, проанализировать всю информацию, которая вам будет представлена группами “Диетологи”, “Психологи”, “Специалисты по физической культуре”. Возможно, что-то вам придется объединить, обобщить, выделить главное из того обилия материала, который вы услышите, и создать проект программы здорового образа жизни, представить его в виде тезисов на данном листе бумаги. Затем вы ознакомите нас с данным проектом. Поэтому вам предстоит очень сложная работа на протяжении всего урока. Вам будут предоставлять материал для работы, рассматривая следующие вопросы:


  • Группа “Диетологи” - “Питание и здоровье человека”

  • “Специалисты по физкультуре” - “Двигательная активность и здоровье”

  • “Психологи” - “Стресс и его влияние на организм человека”

Почему мы взяли именно эти вопросы для рассмотрения?

Обращение к схеме “Факторы, формирующие и разрушающие здоровье” Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель

Действительно, на организм человека действуют разнообразные факторы. Каждый из нас индивидуально не всегда способен решить проблемы, связанные с наследственностью, ухудшением экологического состояния окружающей среды, жилищным вопросом, но решить проблемы, связанные с питанием, движением, снятием психологической напряженности каждый из нас вполне может. Поэтому:



  • Диетологи рассматривают вопросы, связанные с режимом питания, его полноценностью (приложение № 3, задание №1).

  • Специалисты по физической культуре вопросы, связанные с активным движением и его влиянием на организм (задание №2)

  • Психологи изучают влияние стрессов на организм человека и пути выхода из стресс-ситуаций (задание №3).

  • Аналитики уже могут приступить к работе, так как схема, представленная на доске дает пищу для размышлений.

Для работы каждой группе дается 10 минут.
1. ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Учитель

Кто хорошо питает,

Тот хорошо и излечивает

Гиппократ

Обращаемся к диетологам, рассматриваем первый вопрос “Питание и здоровье”. Одному из представителей этой группы необходимо было подготовить сообщение на тему: “Питание и здоровье”. Прошу аналитиков внимательно слушать и работать с предоставляемой информацией.



Выступление учащегося с сообщением “Питание и здоровье”.

Учитель

А что же мы употребляем в пищу? Не несут ли опасности для нашего здоровья те продукты, которые мы используем в пищу?



Выступление учащегося с результатами исследования состава пищевых продуктов на наличие вредных добавок.

Учитель

А что же нам предлагает реклама? (На экране телевизора видеоролик о рекламе)



Учащиеся комментируют рекламу, приходят к выводу, что не каждый рекламируемый продукт полезен для здоровья.

Учитель

Как видите, использование специальных пищевых добавок приводит к снижению качества продуктов питания и появлению небезопасных для человека веществ. Опасность пищевых добавок и в том, что некоторые из них могут обладать и канцерогенной, и мутагенной активностью, а это может отрицательно сказаться на последующих поколениях и привести к новым наследственным заболеваниям.



Мы еще раз убедились в важности полноценного и рационального питания.

Группа аналитиков продолжает работать, а мы переходим к следующему вопросу: “Влияние физических упражнений на организм человека”.


2. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Учитель

Восточная мудрость гласит:

Кто ходит, тот живет,

Кто сидит, тот болеет,

Кто лежит, тот умирает.

Аристотель

Жизнь требует движения.

Движение - кладовая жизни.

Плутарх

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.



Гораций
Обращаемся к специалистам по физической культуре. Сначала мы заслушаем сообщение о влиянии физических упражнений на здоровье человека.

Учащийся выступает с сообщением

Учитель

Понимаем ли мы важность физических тренировок? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к учителям нашей школы.



Перед учащимися демонстрируется видеоролик - интервью с учителями

Вы выслушали мнение учителей, ваша задача убедить учителей в обратном. Я надеюсь, что ваши аргументы будут убедительными, и количество человек стремящихся к полноценной активной жизни, увеличится.



Учащиеся стремятся привести аргументы в пользу занятий физической культурой.

Учитель

Активный образ жизни - один из слагаемых здоровья, и ваши аргументы действительно являются убедительными, поэтому переходим к другой проблеме.


3. СТРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Учитель

Ребята, совсем недавно, мы проводили анкету, в которой содержался вопрос о том, с каким настроением вы приходите в школу. Очень многие из вас написали, что приходят с плохим настроением. В чем причина?



  • Неготовность к уроку?

  • Боязнь получить двойку?

  • Дискомфорт в ожидании какого-либо урока?

Причины могут быть разными. Предоставим слово психологам.

Учащийся выступает с сообщением “Стрессы, их влияние на организм человека”.

Может быть у вас есть собственные приемы, помогающие снизить влияние стрессов. Поделитесь своими секретами.



Предложения учащихся о мерах, с одной стороны, помогающих избегать стрессы, а с другой - противостоять им.

Внимание на экран. Демонстрация видеоролика о способах борьбы со стрессом.

Существуют разнообразные приемы поведения, помогающие поддерживать организм в наиболее сложных ситуациях. Разработаны специальные психорегулирующие техники, например:



  • арттерапия - лечение искусством,

  • библиотерапия,

  • лечение музыкой,

  • медитация.

Одно из психорегулирующих упражнений, позволяющих расслабиться, снять напряжение, мы сейчас попытаемся освоить. Для этого я пригласила к нам в гости психолога Веронику Васильевну.
Психорегулирующее упражнение

Погрузитесь в тишину, “включите” воображение, подумайте о страданиях людей: о боли, смятении, тревогах, отчаянии, унижении, одиночестве, болезнях - в том числе и собственных. После этого, напротив, представь могущество человека: его стремление стать независимым, здоровым, сильным, его способность любить, творить, объединяться в борьбе против зла.
По окончании психорегулирующего упражнения слово предоставляется аналитикам, которые все это время работали.

Учитель

Надеюсь, вы отдохнули и теперь сможем поговорить о программе здорового образа жизни, которую нам предложит группа аналитиков.



Учитель выдает учащимся готовую программу ЗОЖ (приложение № 4), аналитики представляют на доске свой проект и комментируют (на доске проект программы ЗОЖ аналитиков и проект ЗОЖ, предложенный учителем)

Учитель

Прошу вас сравнить оба проекта. Какой из них более совершенный и почему? Возможно, у вас будут еще какие-нибудь предложения, которые не отражены ни в одном, ни в другом проекте программы, но играют важную роль в сохранении и укреплении здоровья.



Учащиеся делают дополнения
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

Учитель

Ну, а теперь нам пора подвести итоги урока.

Итак, результаты нашей совместной работы являются приблизительная программа ЗОЖ. Но мы понимаем, что программа должна быть индивидуальна, поэтому я предлагаю вам создать свою программу ЗОЖ.

Один из острословов сказал, что “первую половину жизни человек приобретает болезни, а вторую ищет пути избавления от них”. А мы на уроке попытались найти путь, который является наиболее надежным к счастью - это путь, предупреждающий болезни.


Домашнее задание. Представить индивидуальную программу здорового образа жизни. (Приложение №5. Вариант программы ЗОЖ Носок Дарьи, ученицы 9 класса)

ЛИТЕРАТУРА

Учебник

  1. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс. М: Дрофа, 2008

Учебные пособия

  1. Балабанова В. В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003

  2. Мансурова С. Е, Шклярова О. А.Здоровье человека и окружающая среда. Элективный курс. СПб, 2006

  3. Маслова Е. В. Тупальская Е. Э. Человек и Север. Учебно-методическое пособие. Мурманск, 2002

  4. Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А. Г. Биология-8. Человек. Методическое пособие для учителя. М.: Аркти, 1998

  5. Резников В. З., Сивоглазов В. И. Биология. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. М.: Генжер, 1998

  6. Семенцова В. Н.Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2002. – 240 с.

  7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. К единому государственному экзамену. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1



ТЕСТ “ЗДОРОВЬЕ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”

  1. Здоровье - это:

а) хорошее самочувствие 1-14-4;

б) отсутствие болезней 15-17-5;

в) состояние полного физического, духовного, эмоционального, социального и интеллектуального благополучия человека 1-2-3.

2. Наука о здоровье и здоровом образе жизни человека:

а) валеология 9-10-11;

б) экология 8-12-5;

в) анатомия 6-15-20.

3. Здоровье человека формируется под действием таких факторов, как:

а) наследственность, чистый воздух, образ жизни, количество промышленных предприятий 9-20-19

б) наследственность, окружающая Среда, здоровый образ жизни, здравоохранение 20-18-19;

в) здравоохранение, ландшафт, развитие сельского хозяйства 11-9-5.

4. Состояние, возникающее при действии чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению организма:

а) стресс 4-5-8;

б) аллергия 3-4-7;

в) заболевание 1-13-3.

5. Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности:

а) аритмия 17-15-4;

б) гиподинамия 1-4-7;

в) депрессия 11-9-17.

6. Процесс или результат приспособления организма к различным условиям существования в окружающей среде:

а) аклиматизация 12-15-16;

б) адаптация 5-6-17;

в) реадаптация 5-16-12.

7. При гиподинамии прежде всего страдает система:

а) сердечно-сосудистая 5-15-16;

б) дыхательная17-8-20;

в) нервная15-20-19.

8. Повышенная чувствительность организма к чужеродному веществу:

а) иммунитет 8-17-6;

б) аллергия 7-12-13;

в) стресс-реакция 9-17-5.

9. Вещества, вызывающие образование злокачественной опухоли:

а) мутагены 8-15-12;

б) канцерогены 3-14-13;

в) тератогены 4-6-8.

10. Околосуточные изменения физиологических процессов в организме человека, влияющие на его работоспособность и жизнедеятельность, называют:

а) метеочувствительностью 1-12-13;

б) циркадными ритмами9-8-20;

в) реадаптацией 10-8-15.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

САМООЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

I. Определите функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их образований (волос, ногтей).

1. Осмотрите кожные покровы, язык.

Если кожа гладкая, эластичная, отсутствует шелушение, зуд, пигментные пятна, язык влажный, розовый, без белого налета, поставьте (+1).

Если кожа сухая, шелушится в некоторых участках, ощущается зуд, а язык сухой, с белым налетом, то поставьте в таблицу (-1).

Если вы оцениваете состояние кожи и языка как промежуточное между здоровым и нездоровым, оцените баллом (0).

2. Рассмотрите свои ногти.

Ногтевые пластинки у здорового человека гладкие, прозрачные, без наслоений и утолщений, пятен другого цвета - (+1).

Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения - (-1).

3. Рассмотрите свои волосы.

Волосы у здорового человека гладкие, имеют естественный блеск, быстро растут - (+1).

Если волосы ломкие, тусклые с секущимися концами, растут медленно, выпадают в больших количествах при расчесывании - (-1).

II. Оценка состояния самочувствия.

Если вы ощущаете бодрость, достаточно сил, для выполнения какой-либо работы, значит у вас хорошее самочувствие - (+1).

Если вы без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние - у вас плохое самочувствие (-1).

III. Определение работоспособности.

1. Оцените умственную работоспособность.

Если дома при выполнении домашнего задания вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не завершит работу, и при этом не ощущает сильной усталости - значит, у вас высокая умственная работоспособность (+1).

Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете, то у вас низкая умственная работоспособность (-1).

2. Определите свою физическую работоспособность.

Для этого в средней темпе, без остановок поднимитесь на 5-й этаж типового жилого дома. Отсутствие одышки указывает на хорошую физическую работоспособность и тренированность вашего организма (+1).

Присутствие одышки говорит о низкой работоспособности и тренированности организма (-1).

IV. Сон.

Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий ощущение бодрости и отдыха (+1).

Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха (-1).

V. Настроение.

Если вы жизнерадостны, увлечены какой-либо деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее - для вас характерно приподнятое настроение (+1).

Если вы часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, тогда для вас характерно подавленное настроение (-1).

VI. Аппетит.

Если у вас хороший аппетит (+1), если плохой - (-1).

VII. Состояние иммунитета (субъективно).

Если вы болеете редко, переносите заболевание без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий (+1).

Если вы болеете часто (более 2 раз в год), подвержены простудным заболеваниям при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления длителен, значит у вас низкий иммунитет (-1).

VIII. Оценка адаптивных возможность.

Если изменения погоды не отражаются на вашем самочувствии, отсутствует ощущение тяжести в теле, головная боль в ненастную погоду, а также, если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта - можно предположить, что ваш организм быстро приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. функционирует в соответствии с этими условиями. У вас адаптивные возможности (+1).

Если при изменении погоды вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, кроме того, если вы плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, головокружение) - можно говорить о низких адаптивных возможностях (-1).

IX. Определение массы тела.

Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока.

Должная масса тела (кг) = (рост (см)-100) +- 5 кг.

Если ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте (+1), а если масса избыточная или недостаточная, поставьте (-1).

Отчет по работе

Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод о состоянии Вашего здоровья по следующим критериям:



а) сумма баллов от +10 до +12 - высокий уровень здоровья,

б) сумма баллов от +6 до +9 - средний уровень здоровья,

в) сумма баллов меньше +6 - низкий уровень здоровья

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



ЗАДАНИЕ ДЛЯ №1 ДЛЯ ГРУППЫ ДИЕТОЛОГОВ
Уважаемые диетологи!

Вам предлагается исследовать состав продуктов питания. Определите, какие пищевые добавки являются вредными и каково их воздействие на организм человека.

_________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ДЛЯ №2 ДЛЯ ГРУППЫ ПСИХОЛОГОВ
Уважаемые психологи!

Предложите приемы, помогающие с одной стороны избегать стресс-ситуаций, а с другой - противостоять им. Используйте для этого содержание видеоматериала о влиянии стрессов на организм человека и приемах выхода из стресс-ситуаций (в видеоролике было представлено интервью с учителями)

Вопросы, заданные учителям:

1. Вы всегда прекрасно выглядите. Наверно Вы мало подвержены стрессам, вам не знакомо чувство страха, неуверенности, грусти? Скажите, какое у Вас есть оружие против стрессов, может быть Вы поделитесь с нами своими секретами?

2. Вы испытываете стрессовые нагрузки? У Вас есть какой-нибудь прием, помогающий выходу из стресса?

3. Мы знаем, что Вы, имея большую нагрузку в школе, находите время заниматься спортом: волейболом, лыжами, плаваете в бассейне. Как Вы все успеваете?



ЗАДАНИЕ ДЛЯ №3 ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
Уважаемые специалисты по физической культуре!

Убедите учителей в важности занятий физическими упражнениями.

Высказывания учителей (Вопросы, заданные учителям и ответы на них содержатся в видеоролике)


  • Я прекрасно себя чувствую, мне незачем тренироваться.

  • У меня нет времени на физические упражнения. Если я буду тренироваться, то вообще ничего не успею.

  • Нет, что вы? Я слишком устаю, чтобы тренироваться.

  • Нет, я считаю, что от физических упражнений у меня возрастет аппетит, я стану больше есть и начну набирать вес.

  • Я получаю вполне достаточную физическую нагрузку на работе.

  • Я считаю, что, занимаясь физическими упражнениями, скорее заработаешь инфаркт, чем предотвратишь его.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Человек должен:

  • Иметь четко сформулированную цель жизни

  • Быть психологически устойчивым в различных жизненных ситуациях

  • Знать формы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья

  • Стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который вы ведете, дает положительные результаты

  • Выработать в себе положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости

  • Развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это делать

  • Постоянно соблюдать режим двигательной активности

  • Соблюдать правила и гигиену питания

  • Соблюдать режим труда и отдыха

  • Быть оптимистом, двигаться по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь

  • Радоваться успехам: во всех человеческих начинаниях успех порождает успех

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5



Проект программы ЗОЖ ученицы 9 “Б” класса Носок Дарьи
Чтобы быть здоровым,

Ты всегда обязан

Соблюдать ряд правил

И придерживаться их.

Для начала надо знать,

Что четко нужно

В жизни тебе сделать,

Чтобы оставить след,

Память для потомков,

Благо для народа -

И счастливым будешь

Много-много лет.

Если ты здоров и в семье порядок,

Значит, есть надежда на большой успех.

Но не огорчайся, если вдруг столкнешься

На дороге жизни с лавиною проблем.

Ты борись со стрессом, не сдавайся сразу,

И попробуй снова, заново начни!

И тогда поймешь,

Что решить задачу в состоянии и ты!

Но конечно мало быть активным в жизни,

Радоваться каждому мгновенью.

Надо бы подумать и о теле тоже,

Заниматься спортом не мешало бы.

Кушать все не надо, только то, что нужно

И полезно будет для тебя и для семьи.

Но про отдых тоже забывать не стоит,

Ведь без сна прожить не в силах ты.



Если будешь точно соблюдать режим,

То со всякой трудностью разберешься ты!
скачать


Смотрите также:
Здоровый образ жизни и его составляющие
88.62kb.
Здоровый образ жизни Для сохранения полноценного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни»
46.17kb.
Здоровый образ жизни и его составляющие
46.67kb.
Молодежный проект «здоровый образ жизни»
25.83kb.
Здоровый образ жизни – одна из составляющих благополучия специалиста
32.09kb.
Здоровый образ жизни: что это такое? Здоровый образ жизни это: единственно правильный и верный образ жизни
39.23kb.
Консультация для родителей «Хорошо быть здоровым»
80.16kb.
Мастер – класс «Здоровый образ жизни – здоровая нация». Цель
77.22kb.
Семинара «Здоровьесбережение приоритетное направление деятельности гимназии»
113.38kb.
Что такое Здоровый образ жизни?
20.45kb.
Программа элективного курса по биологии «Здоровый образ жизни»
55.99kb.
Родительское собрание 8-11 классов Здоровый образ жизни
149.74kb.