Главная стр 1
скачать


Муниципальное учреждение

Управление образования Администрации города Калтан

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Аистенок» г. Калтан

«ЗДОРОВЬЕ.ru»

Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

Калтан 2010



Авторы-составители:

Комякова И. В., директор детского дома;

Калмыкова О. А., заместитель директора по БЖ;

Порываева Э. Н., старший воспитатель;

Гееб Н. Н., педагог-психолог;

Турова Л. И., педагог-психолог

Рецензент

Сережкина М. В., начальник Управления образования

Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ является первичная профилактика и раннее выявление.

Программа составлена так, что может быть использована в образовательных учреждениях любого типа.

Содержание



Пояснительная записка 3

Цели и задачи программы 6

Партнеры программы 8

Целевая группа 8

Технологии работы 8

Мероприятия программы 10

План профилактической работы в течение учебного года 12

Взаимосвязь с внешними учреждениями 15

Основные направления сотрудничества 15

Условия, необходимые для реализации программы 20

Оценка эффективности реализации мероприятий программы 20

Список литературы 24

Приложение 1 26

Приложение 2 27

Приложение 3 29

Приложение 4 29




Пояснительная записка
Актуальность. Проблема социального сиротства в настоящее время стоит остро перед нашим обществом. Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, находятся в группе риска по употреблению психоактивных веществ, так как очень часто эти дети выявляются из семей, где употребляют алкоголь или наркотики.

В значительной мере в семьях, из которых детей изъяли, имелись деструктивные стереотипы поведения, что влияло на формирование нормативных и ценностных ориентаций.

Дети из таких семей не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.

В ситуации детей из неблагополучных семей на первое место выходит наркотизация и алкоголизация, позволяющая спрятаться от действительности.

Конечно, в детский дом попадают дети и по причине истинного сиротства, не имеющие опыта употребления психоактивных веществ, дети, воспитывающиеся бабушками. Такие дети считаются условно здоровыми. И в соответствии с этим важно понимать, что профилактическая работа должна строиться по принципу «не навреди».

Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ в детском доме является первичная профилактика.

Задача же медицинских служб заключается в раннем выявлении и проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими психоактивные вещества. В совместной же работе образовательных учреждений и медицинских можно добиться хороших результатов в области профилактики употребления ПАВ.

Под диспансерным и профилактическим наблюдением в наркологическом отделении г. Калтан на 01.01.2008 находилось 15 воспитанников детского дома, что составляло 17 % от общего числа воспитанников.

По состоянию на 01.01.2010 под диспансерным и профилактическим наблюдением в наркологическом отделении г. Калтан находится 7 воспитанников, что составляет 10 % от общего числа воспитанников.

В структуре распространенности психоактивных веществ, употребляемых детьми и подростками детского дома, первое ранговое место занимают алкогольные напитки, второе ранговое место занимают летучие растворители.

Анализ статистических данных показал, что в течение двух последних лет наметилась тенденция к уменьшению числа несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в связи с употреблением психоактивных веществ: по сравнению с 2008 г. на 7 %.

Одним из благоприятных факторов, влияющим на снижение процента воспитанников, употребляющих психоактивные вещества, является изменение формы проживания воспитанников детского дома с «общежития» на семейный тип.

Воспитанники проживают в семейных блоках, которые перепланированы по типу квартиры. Комплектование «семей» строится на основе родственных связей.
Тем не менее, угроза алкоголизации, наркотизации детей из детского дома остается.
Учитывая вышеизложенное, перспективным направлением по профилактике распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних является система первичной профилактики, основанная на следующих нормативных документах:


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

  4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

  5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

  6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.

  7. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 11.07.2005г. №422.

В реализации данной программы воспитанник является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

В программе отмечены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы детского дома:


  • формирование социально-активной личности;

  • культуры здорового образа жизни;

  • обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам;

  • формирование способности к осознанному выбору воспитанниками, сопротивлению вредным, асоциальным привычкам.

В формировании социально-активной личности в детском доме используется программа по формированию социальной компетентности подростков, составленная педагогом-психологом детского дома Н. Н. Гееб и имеющая рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры, заведующей кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Н. И. Приходько.

Формирование культуры здорового образа жизни проводится через совместную работу с медицинскими работниками и через систему воспитательных мероприятий.

Формирование способности к осознанному выбору воспитанниками, сопротивлению вредным, асоциальным привычкам достигается через систему совместных воспитательных мероприятий с наркологическим отделением городской психиатрической больницы.
Цели и задачи программы
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующую цель:

Цель программы – формирование обучающимися культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка:

Задачи программы:


  1. Осуществить мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию уважения к правам человека.

  2. Развить физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.

  3. Сформировать учащимися устойчивое отрицательное отношение к «первой пробе» психоактивных веществ.

  4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательно-профилактической системы детского дома, учреждений дополнительного образования, медицинских служб города.

  5. Сформировать морально-волевые качества воспитанников.

  6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в детском сообществе для творческого эффективного взаимодействия.

  7. Научить воспитанников делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

  8. Обучить детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  9. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через методическую, воспитательную, профориентационную работу детского дома.

Дети, проживая в детском доме, обучаются в общеобразовательных школах. Это дает им опыт взаимодействия с внешним миром до выпуска во взрослую жизнь. Но в то же время эта ситуация может быть и опасна для этих детей по риску употребления психоактивных веществ, так как они по своим особенностям легко внушаемы и доверчивы.

В рамках профилактических мероприятий только совместная работа школы и детского дома может быть эффективна. Кроме того, эффективная поддержка специалистов детской поликлиники г. Калтан, наркологического отделения городской психиатрической больницы г. Калтан, инспекторов ПДН при ОВД по г. Калтан, инспекторов ГИБДД, позволяет говорить об эффективности программы.

Особенность предлагаемой программы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами заключается в организации сетевого взаимодействия детского дома, общеобразовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей и межведомственных организаций для формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни детей и подростков.
Партнеры программы


Учреждение

Профилактика

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»



Первичная профилактика

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»



Первичная профилактика

Муниципальное управление здравоохранения «Психиатрическая больница» г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика

Муниципальное управление здравоохранения

«Детская поликлиника № 1»



Первичная и вторичная профилактика

ОВД ПДН по г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика

ГИБДД по г. Калтан

Первичная и вторичная профилактика


Целевая группа
Программа направлена на профилактику употребления психоактивных веществ детьми, попавших в сложную жизненную ситуацию, проживающих и воспитывающихся в детском доме, социальном приюте или в общеобразовательной школе, имеющих опыт употребления психоактивных веществ и условно здоровых.
Технологии работы
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа основана на следующих научных и методологических принципах:


  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

  • Последовательность: этапность реализации программы.

  • Преемственность: установление связей между возрастными группами детей и подростков.

  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Профилактическая программа детского дома включает основных ее участников и содержит следующие разделы:



  • работа с воспитанниками;

  • работа с педагогами детского дома;

  • сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:

  • личностно-ориентированные,

  • групповые,

  • коллективные,

  • коррекционные,

  • интегративные,

  • интерактивные.

Данные технологии реализуются в различных формах организации занятий по программе: диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих делах, соревнованиях.
Мероприятия программы


Ключевые компоненты


Формы работы

Сроки


Ответственные

  1. Изучение и диагностическая работа с воспитанниками.

  1. Целенаправленная работа по диагностике детей.

Изучение документов, личных дел, беседы с детьми.

апрель-июнь, сентябрь-октябрь

Замдиректора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель семьи.

  1. Изучение детей и составление социального паспорта «семьи» с целью пролонгированной работы.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

август-

ноябрь


Воспитатели семей, психолог, соц. педагог.

  1. Адаптация воспитанников к обучению в общеобразовательной школе




Индивидуальные беседы с воспитанниками, приобщение воспитанников к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.


сентябрь-

декабрь


Завуч, зам. директора по ВР детского дома и школы, кл. руководители, учителя, воспитатели семей.

  1. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них воспитанников, требующих особого внимания педагогического коллектива школы и детского дома.

Коллективные мероприятия в школе и детском доме, совместные собрания педагогических коллективов школы и детского дома.

в течение учебного года

Классные руководители и учителя, воспитатели семей, психологи школы и детского дома, зам. директора по ВР школы и детского дома, социальный педагог школы и детского дома, вожатая школы, совет по профилактике школы и детского дома.

  1. Выявление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

в течение учебного года

Психологи школы и детского дома, социальный педагог школы и детского дома, совет по профилактике школы и детского дома.

2. Профилактическая работа с воспитанниками

  1. Коррекционная работа с воспитанниками «группы риска».

Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов.

в течение учебного года



Педагог-психолог детского дома и школы, социальный педагог детского дома и школы, вожатая школы, классные руководители, воспитатели семей

  1. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.

в течение учебного года



Зам. директора по ВР детского дома, вожатая школы, классные руководители, воспитатели семей

  1. Профориетацион-ная работа с воспитанниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.

Научные конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми, профессиональные пробы, тренинги.

в течение учебного года



Зам. директора по учебной работе школы и детского дома, учителя, кураторы профильных классов, педагоги-психологи детского дома, социальные педагоги детского дома.

  1. Правовое воспитание учащихся.

Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки пропедевтического курса «Граждановедение»

в течение учебного года



Учителя обществознания и ОБЖ школы, заместитель директора по БЖ детского дома, фельдшер детского дома. Представители:

- ПДН ОВД г. Калтан,

- ГИБДД,

- городской психиатрической больницы, наркологического отделения.



  1. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.

Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные.

в течение учебного года

Учителя биологии, химии, ОБЖ школы, заместитель директора по БЖ детского дома, фельдшер детского дома. Представители:

- детской поликлиники № 1 г. Калтан

- городской психиатрической больницы, наркологического отделения г. Калтан


3. Медико-психологическое и правовое просвещение педагогов.

1.Учебно-просветительская работа среди педагогов в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.

Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы.

в течение учебного года

Администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.

4. Подведение итогов.

1.Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.

Круглый стол, конференция, семинар, педсовет.

апрель-

май


Администрация детского дома, педагог-психолог, социальный педагог.



План профилактической работы в течение учебного года




Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Работа с педагогами.

1.

Проведение «Круглого стола»

«Адаптация воспитанников обучающихся в 5х классах в средней школе»



Сентябрь

декабрь


Зам по УВР детского дома и школы,

Педагог-психолог детского дома и школы, воспитатели детей и классные руководители




2.

Диагностика воспитанников на начало учебного года

сентябрь

Педагог-психолог, воспитатели семей, классные руководители

3.

Совместное заседание методического объединения классных руководителей и воспитателей детского дома «Работа с детьми, требующими особого внимания».

октябрь

Руководители МО


4.

Составление и утверждение плана проведения мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.

октябрь

Замдиректора по УВР детского дома,

Замдиректора по БЖ детского дома



5.

Семинар для воспитателей «Права ребенка» в международных документах и документах РФ

ноябрь

Социальный педагог

6.

Обучающие семинары для педагогов-психологов, педагогов по работе с детьми склонными к девиантному поведению на базе детского дома с привлечением специалистов городской психиатрической больницы и КРИПКиПРО

г. Кемерово



В течение года

Администрация детского дома

7..

Семинар воспитателей.

Анализ профилактической работы правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя.



май

Замдиректора по УВР детского дома,

Замдиректора по БЖ детского дома


2. Работа с воспитанниками.



1.

Ознакомление воспитанников обучающихся в 1х и 5х классах с Правилами для учащихся

школы


сентябрь

Классные руководители, воспитатели семей

2.

Выявление причин отсутствия воспитанника в школе, опоздания в школу

Ежедневно

В течение года



Классные руководители, воспитатели семей,

Администрация школы и детского дома



3.

Ознакомление воспитанников с расписанием

дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе и детском доме



Сентябрь

В течение года



Классные руководители, воспитатели семей,

Руководители секций, кружков



4.

Диагностика воспитанников обучающихся в 1х и 5х

классах, и воспитанников вновь прибывших в детский дом и школу



Сентябрь

Октябрь


ноябрь

Педагог-психолог

5.

Изучение занятости воспитанников в свободное от учебы время

В течение года

Воспитатели семей

6.

Анкетирование воспитанников обучающихся в 8х и 9х классах о дальнейшем выборе профессии.

Реализация программы по профессиональной ориентации воспитанника детского дома.



С ноября

Педагог-психолог

7.

Индивидуальные консультации с проблемными детьми

В течение года

Педагог-психолог детского дома, школы.

Социальный педагог детского дома, школы.



8.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска» по вовлечению кружки, секции, факультативы

В течение года

Классные руководители, воспитатели семей.

9.

Привлечение воспитанников детского дома к участию к деятельности школьного соуправления .

В течение года

Зам по ВР школы,

вожатая школы

классные руководители, воспитатели семей.


10.

Проведение массовых мероприятий детского дома с участием ветеранов, бывших выпускников, представителей городской общественности

В течение года

Директор

администрация



11.

Беседы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма


В течение года

Инспектор ПДН

нарколог,

педагог-психолог,

классные руководители, воспитатели семей.



12.

Проведение конкурсов плакатов, выступление агитбригады на тему пропаганды здорового образа жизни

В течение года

Заместитель директора по БЖ

13.

Воспитательские часы по ПДД

Встреча с инспекторами ГИБДД



Ежемесячно
Сентябрь, апрель

Воспитатели семей, Заместитель директора по БЖ,

Инспектор ГИБДД



14.

Малые педсоветы

По мере необходимости

Совет по профилактике, воспитатели семей

15.

Организация каникул

Ноябрь, декабрь, март, май

Замдиректора по ВР, воспитатели семей

16.

Туристические походы

Летний туристический поход



В течение года

Июль, август



Ответственный за туристическую работу

17.

Реализация программы «Формирование социальной компетентности у подростков»

В течение года

Педагог-психолог

18.

Реализация программы «Загадки заколдованного королевства» по формирование социальной компетентности у детей 9-11 лет

В течение года

Педагог-психолог

19.

Собеседование с подростками, состоящими на внутришкольном учете по итогам учебного года (перед снятием их с учета)

апрель

Совет по профилактике

20.

Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма

В течение года

Заведующий библиотекой.

21.

Экскурсионная работа профориентационной направленности

Экскурсии на предприятия

Педагог-психолог , воспитатели семей

4. Работа с органами системы профилактики безнадзорности, правонарушений, употребление ПАВ

1.

Утверждение совместного плана работы с ПДН


сентябрь

Директор школы

Начальник ОВД ПДН по г. Калтан



2.

Профилактические беседы с воспитанниками, имеющими опыт правонарушений

В течение года

ПДН ОВД

Старший воспитатель



3.

Профилактические беседы с воспитанниками, имеющими опыт употребления ПАВ

В течение годы

Врач - нарколог

Городской психиатрической больницы г. Калтан



4

Профилактические беседы с воспитанниками, не имеющими опыт правонарушений

В течение года

ПДН ОВД

Старший воспитатель



5

Профилактические беседы с воспитанниками, не имеющими опыт употребления ПАВ

В течение годы

Врач - нарколог

Городской психиатрической больницы г. Калтан





Взаимосвязь с внешними учреждениями
В целях повышения эффективности профилактической работы детский дом тесно сотрудничает с сотрудниками Отдела по делам несовершеннолетних г. Калтан, с ГИБДД г. Калтан, наркологическим отделением при городской психиатрической больнице г. Калтан (приложение 1-4), с детской поликлиникой города, с педагогами школ, в которых обучаются воспитанники детского дома.

Взаимодействие с внешними для детского дома структурами происходит по согласованному в начале года плану, профилактическую работу в детском доме курируют специалисты учреждений.


Основные направления сотрудничества

1. Отдел по делам несовершеннолетних

Выступления перед учащимися:



  • Административно- правовое регулирование общественных отношений (возраст -5 -11 класс)

  • Административный проступок и административная ответственность несовершеннолетних (возраст -5-11 класс)

  • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (возраст 7-10 класс)

  • Профилактика наркомании и токсикомании. Недопущение правонарушений (возраст -6 класс)

  • Умей сказать « Нет наркотикам!» (возраст -6класс)

  • Профилактика правонарушений. Уголовная и административная ответственность.

  • Профилактика правонарушений. Неформальные объединения. Терроризм (возраст 7-8 класс)




  1. МУЗ Городская психиатрическая больница (наркологическое отделение).

    1. Практический семинар для педагогов «Профилактическая работа с детьми и подростками, направленная на формирование здорового жизненного стиля и профилактику злоупотребления психоактивными веществами»

  • Лекции нарколога «Причины и профилактика инфекционных заболеваний». Как уберечь себя от опасности – что должен знать каждый подросток» (возраст -9-11 класс)

3. ГИБДД

  • Воспитательские часы по правилам дорожного движения (возраст - 5 – 11 классы один раз в месяц)

Беседы сотрудников ГИБДД:

  • Обучение детей безопасному поведению на дороге (сентябрь, возраст - 5 – 11 класс)

  • ПДД и безопасное поведение на улице (апрель, возраст - 5 – 11 класс)

В детском доме планируется совместная работа с инспекцией по делам несовершеннолетних, городским отделом ГИБДД, пожарной инспекцией, службой МЧС. Частыми гостями бывают ветераны войны, ветераны – учителя, проработавшие в детском доме, боевые офицеры Вооруженных Сил РФ.

На протяжении многих лет одним из основных направлений воспитательной работы детского дома является туризм и оздоровительно-спортивная работа в разных проявлениях: оздоровительно-спортивные зимние и летние, участие в спортивно-туристических соревнованиях, проведение однодневных походов по окрестностям города, многодневных походов в Алтайский край и по югу Кузбасса, сплавы по рекам Казыр и Мрассу.

В рамках профориентационной работы в детском доме реализуется программа «Твой выбор», направленная на помощь воспитаннику в выборе профессии, реализуемая педагогами-психологами детского дома.

В рамках формирования активной жизненной позиции у детей и подростков детского дома, педагогом-психологом реализуются программы по формированию социальной компетентности. Целью программ является формирование у воспитанников социально-активной позиции, формирование понятия «свобода слова». Формирование умений правильно вести диалог, умение аргументированно отстаивать свою позицию. Уважительно относиться к другим людям, активно участвовать в жизни детского дома, «семьи», решать жизненно важные вопросы, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.




  1. Общеобразовательные учреждения

Курс «Граждановедение» (основные темы)

- 6 класс:

  • Права человека. Право на жизнь сейчас и в прошлом.

  • Свобода для каждого, свобода для всех.

  • О долгом пути к правам человека.

  • С чего начинаются права человека.

- 7 класс:

  • Как права человека и гражданина связаны с государством.

  • Что представляют сегодня права взрослых и права детей.

  • Почем не бывает прав без обязанностей.

  • Что зависит лично от вас.

Замдиректора по БЖ

Курс « Здоровый образ жизни» (основные темы)

-9 класс

    • Путешествия.

    • Экстремальные виды спорта.

    • Внешний вид подростков, их отношение к обществу и к себе.

- 10 класс

  • Образование и здоровье.

  • Влияние новых технологий на развитие личности и здоровья.

  • Спорт как путь к здоровому образу жизни.

- 11 класс

  • Питание. Витамины .

  • Стресс. Методы борьбы со стрессом.

  • Спорт.

  • Внешний вид, мода.

  • Болезни. Причины возникновения.

Биология

- 5 класс

  • Строение клеток живых организмов. Влияние вредных факторов на рост и развитие клеток.

  • Половое размножение. Влияние вредных факторов на строение половых клеток.

  • Среды обитания. Загрязнение окружающей среды.

  • Дыхание. Влияние курения на развитие и функции дыхательной среды.

- 7 класс

  • Кишечнополостные. Предупреждения отравления морскими простейшими организмами.

  • Плоские черви. Предупреждение заражения паразитами.

  • Круглые черви.

  • Клещи. Предупреждение заражения.

  • Нервная система млекопитающихся. Влияние вредных факторов на нервные клетки.

- 8-9 класс.

  • «Формула здоровья». Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить задуматься о необходимости быть здоровымя, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

  • «Старые истины на новый лад». Цель: научное обоснование и развитие гигиенических понятий о гигиене кожи, одежды и обуви.

  • «Человек есть то, что он ест» Г.Гейне. Цель: обоснование необходимости сбалансированного питания; формирование знаний о роли биологических активных веществ и минеральных компонентов в обмене веществ и их профилактическом значении для здоровья человека.

  • «Ничто так не разрушает так сильно человека, как продолжительное физическое бездействие» Аристотель. Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; знакомство с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснение и научное обоснование последствий гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.

  • «Дороги, которые мы выбираем». Цель: дать представления о влиянии алкоголя, наркомании и табакокурения на организм подростка. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения.

- 8 – 10 класс.

  • «Не убий». Цель: развитие понятия «беременность»; формирование знаний о вреде аборта; знакомство с современными методами контрацепции.

- 10 класс.

  • «Наследственные и врожденные заболевания; заболевания, передаваемые половым путем». Цель: раскрыть различие между наследственными и врожденными заболеваниями; дать понятия о болезнях передаваемых половым путем, в том числе и венерических, познакомить с симптомами; рассмотреть меры их профилактики. СПИД.

  • «Каждая крайность – плод ограниченности ума и мелкости духа» Бальзак. Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения; познакомить с причинами появления человеческих пороков, закрепить знания о воздействии их на организм человека.



Условия, необходимые для реализации программы
Для реализации программы необходимы совместные планы взаимодействия межведомственных структур.

Оценка эффективности реализации мероприятий программы
Критерии эффективности

  • Создание системы профилактической работы в детском доме.

  • Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы детского дома.

  • Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива детского дома в вопросе первичной и вторичной профилактики употребления психоактивных веществ.

  • Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.

  • Уменьшение числа подростков состоящих на учете у детского нарколога.

  • Активное и результативное участие воспитанников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

  • Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

  • Создание здоровой и безопасной среды в детском доме.

Участники воспитательной программы представляют отчёты по итогам работы за год администрации детского дома:

- отчёт методического объединения воспитателей о работе по данной проблеме;

- отчёт социальных педагогов;

- отчет педагогов-психологов

- отчет замдиректора по ВР, который он предоставляется директору детского дома в отчётные сроки

Говоря о конкретных результатах данной программы, можно отметить возрастающую сплоченность детских коллективов, бережное отношение воспитанников к окружающей среде, своему здоровью и окружающим.

Выпускники детского дома являются носителями культуры, ценностей, традиций воспитательной системы. Они являются носителями как положительного, так и отрицательного нравственного опыта сообщества детского дома и, безусловно, являются объектом подражания для воспитанников, остающихся в детском доме.


Итак, результаты работы по программе можно отследить через обследование, проводимое в соответствии с методиками по программе по формированию социальной компетентности подростков (табл. 1).

Таблица 1

Методики выявления уровня социальной компетентности ребенка

п/п

Диагностическая методика

Источник

1.

Социометрическое исследование

Соложенкин В. В.

2.

Самооценка

Беседа

3.

Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений

Вариант метода Сакса-Сиднея

4.

Несуществующее животное

Проективная методика

5.

Экспериментально–психологическая методика изучения фрустрационных реакций

С. Розенцвейг

6.

«Лица» эмоциональная грамотность

Е.А. Сазанова

Рассмотрим результаты первичного обследования.

На рисунке 1 отчетливо виден приоритетный выбор детей – самозащитный, направленный во вне. Подростки не умеют просить о помощи, проблемы преувеличиваются, обвиняются другие люди или обстоятельства. Чаще всего они реагируют на ситуацию фрустрации враждебно, с обвинениями, упреками или сарказмом в адрес участников ситуации.

Рис. 1. Средний балл группы

Такой выбор показывает, что подростки отказывались брать на себя ответственность и вину в определенных ситуациях.

На основании полученных данных можно сделать заключение, что подростки предъявляют повышенные требования к окружающим.

При выявлении уровня социальной адаптации и типа реакции при фрустрирующих ситуациях выяснилось, что дети имеют низкий процент социальной адаптации от 15 до 25%.

При вторичной диагностике процент уровня адаптации возрос незначительно, 20-25%, но тип реакции у большинства сменился на эго-защитный, импунитивный, т.е. строящийся по принципу «никто не виноват, так случилось». Это может служить положительным показателем по росту социального интеллекта.

Кроме того, на входе в программу было выявлено низкое развитие навыка по умению узнавать чужие чувства, эмоции, состояния. Дети набрали самый высокий балл – это 4, что составляет низкий уровень развития навыка узнавания чужих эмоций, чувств и состояний.

Анализ результатов по узнаванию эмоциональных групп показал, что группа карточек, означающая радость, была узнана на 76,3%; группы карточек, означающих злость и горе, были узнаны на 92,1%; скептицизм – 13,1%; равнодушие – 0; самочувствие – 5,2%. Эмоции, чувства, состояния, несущие злость и горе, подростками наиболее узнаваемы, следовательно, такие проявления им лучше знакомы. В меньшей степени узнаны эмоции радости. Можно сделать предположение, и наблюдения это подтверждают, что эти подростки будут общаться с миром через привычные им чувства, эмоции и состояния, конечно же, получая в ответ то же. Здесь важно изменять стереотип через развитие навыков социальной компетентности: умение узнавать чужие чувства, состояния, эмоции. Результаты работы по программе показали рост эмоциональной грамотности (рис. 2). Это также может служить положительным показателем роста социальной компетентности.

Рис. 2. Средний балл узнавания эмоций, чувств и состояний воспитанниками

по тесту «Лица»

До реализации программы выпускники очень редко претендовали на поступление в вузы и техникумы, а если и пытались поступать, и поступали, то вскоре прерывали обучение из-за социальных проблем: трудно общаться, сложно решать бытовые проблемы, сложно договариваться.

С момента реализации программы (2005-2009 гг.) ситуация стала меняться. Рост социальной компетентности позволяет воспитанникам соизмерять желания с возможностями (таблица 2).

Таблица 2

Процентное соотношение поступивших выпускников в учебные заведения и продолживших обучение



Год выпуска

Поступили в учрежде-ния НПО

Продолжили обучение

Поступили в учрежде-ния СПО

Продолжили обучение

Поступили в учрежде-ния ВПО

Продолжили обучение

2004-2005

70%

70%

30%

28%

0%

0%

2005-2006

65

65%

35%

34%

0%

0%

2006-2007

60

62%

38%

30%

0%

0%

2007-2008

52%

52%

48%

48%

0%

0%

2008-2009

60%




10%




30%



Эти показатели наглядны в подтверждение эффективности программы по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию активной жизненной позиции.


Список литературы


  1. Алемаскин, М. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми [Текст] / М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.

  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 1998.

  3. Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст] : хрестоматия / Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.

  4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. – М. : Магистр, 1999.

  5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. Гамезо. – М., 1984.

  6. Кулаков, Р. В. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / Р. В. Кулаков. – М. : Фолиум, 1998.

  7. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 2003.

  8. Психические методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме [Текст] / под ред. М. Н. Лазутовой. – М., 1995.

  9. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1990.

  10. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987.

  11. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М., 1994.

  12. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. – М.: Генезис, 2000.

  13. Твоя жизнь – твой выбор [Текст] : нормативно-правовые аспекты наркопрофилактики в системе образования / под ред. Е. В. Белоноговой. – Кемерово, 2004. – 145 с.

  14. Твоя жизнь – твой выбор [Текст] : сборник методических материалов по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях / под ред. Е. В. Белоноговой. – Кемерово, 2004. – 136 с.

  15. Федеральный Закон Российской федерации № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приказ Министерства общественного и профессионального образования Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 172.


Приложение 1

Взаимодействие наркологической службы

с образовательными учреждениями.



Наркологическая служба

Органы образования


1. Раннее выявление потребителей ПАВ


1.1 раннее выявление учащихся, употребляющих психоактивные вещества, осуществляется врачом психиатром-наркологом в наркологическом кабинете по направлениям специалистов образовательных учреждений.

1.2 консультации учащихся, употребляющих психоактивные вещества, их родителей, специалистов, работающих с детьми;


1.1 раннее выявление несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, осуществляется специалистами

образовательных учреждений

Разработан алгоритм действий для педагогов, медицинских работников учебных учреждений при выявлении детей в состоянии опьянения (приложение 3);

1.2. дети ставятся на внутренний учет школьным Советом профилактики;

1.3 детям, замеченным в употреблении психоактивных веществ (или их законным представителям), рекомендуют обратиться на консультацию к врачу психиатру – наркологу.



2. Профилактика

2.1 совместное проведение мероприятий по профилактике наркологических заболеваний среди учащихся: лекции для детей и их родителей, беседы;

2.2 совместные конференции, совещания по проблемам подросткового наркотизма;

2.3 обучающие семинары для педагогов, социальных работников, психологов по раннему выявлению несовершеннолетних употребляющих психоактивные вещества.

2.1 совместное проведение

мероприятий по профилактике наркологических заболеваний среди учащихся: лекции для детей и их родителей, беседы;



2.2 совместные конференции, совещания по проблемам подросткового наркотизма;

2.3 правильное воспитание;

2.4 экологичное образование;

2.5 организация занятости учащихся во вне учебное время.



3. Реабилитация

3.1 Медицинская реабилитация.


3.1. Психолого-педагогическая коррекция поведения;

3.2. организация досуга.








Приложение 2
Схема и алгоритм

действий педагога, медицинского работника и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков

и других одурманивающих веществ

Педагог Директор МОУ (администрация МОУ)



КДН Вызвать родителей


(или законных представителей)

Несовершеннолетний



Медицинский работник МОУ ПДН




При подозрении на употребление учащимся ПАВ



  1. При угрожающих жизни состояниях вызов «03»

2. Пригласить родителей (или законных представителей)

3. Рекомендовать несовершеннолетнему (или законным представителям)

обратится на консультацию к психиатру-наркологу в наркологический кабинет.



Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, либо другие одурманивающие вещества, то наиболее оправданы следующие действия:


  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

  2. При подозрении на групповое употребление наркотиков или других одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом районного подросткового наркологического кабинета.

  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.


Приложение 3

Памятка

Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии опьянения в связи с употреблением психоактивных веществ
В таком случае:


  1. Немедленно поставить в известность руководителя школы.

  2. Пригласить инспектора подразделения по делам несовершеннолетних для составления протокола об административном правонарушении.

  3. Срочно вызвать медицинского работника школы. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в школьной медицинской карте. При добровольном информированном согласии в отношении лиц, старше 15 лет и законных представителей в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет с целью диагностики провести забор мочи для определения вида психоактивного вещества, используя тест-полоски.

  4. Если общее состояние учащегося оценивается как состояние острого алкогольного, наркотического или токсического опьянения – вызвать бригаду скорой помощи.

  5. Немедленно известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.

  6. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ.


Приложение 4




Памятка

При «передозировке» психоактивных веществ

При «передозировке» психоактивных веществ важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь».


Признаками «передозировки» являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при отравлении психоактивными веществами:

  1. Вызвать скорую помощь;

  2. Пострадавшего повернуть на бок;

  3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс;

  4. Следить за характером дыхания до прибытия врача;

  5. При частоте дыхательных движений меньше 8-10 раз в 1 минуту – искусственное дыхание «изо рта в рот».



скачать


Смотрите также:
«здоровье ru» Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
374.15kb.
Программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами «Скажи:
53.97kb.
Методическое пособие по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. / Под ред. Л. М. Шипицыной. Спб, 2007, 127 с
604.22kb.
Программа формирования
132.09kb.
Отчет о работе по профилактике наркомании в мбоу ивнянская сош №1
27.05kb.
Литературы по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью
432.95kb.
Программа антинаркотического воспитания учащихся
356.8kb.
Содержание стр. Введение
361.61kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
План мероприятий для реализации программы. Тест «Сигарета». Стендовый материал «Всемирный день без табака»
106.92kb.
Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы
183.15kb.
Профилактическая программа, направленная на предотвращение употребления псих активных веществ с обучающимися воспитанниками
1038kb.