Главная стр 1
скачать

Принято на заседании Педагогического совета МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школы

Протокол №3

от 30 января 2013 года

Утверждаю:

Директор МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школы

З.Д.Трубина

Целевая комплексная программа развития детского чтения

в МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школе

на 2013-2015 годы




Разработчик:

Заместитель директора по УМР Еремеева О.А.



Цель

Развитие в МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школе образовательной среды, способствующей формированию чтения как универсального умения младшего школьника, повышению культурной и читательской компетентности учащихся, привлечению родителей и общественности к проблемам развития детского чтения.

Задачи

Достижение установленных ФГОСНОО предметных результатов в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметных результатов в разделе «Чтение. Работа с текстом» всеми учащимися, в том числе испытывающими трудности в освоении устной и письменной речи;

Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности взрослым и детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;

Продвижение лучших образцов мировой детской литературы в круг чтения младших школьников;

Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек;

Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и малочитающих детей и взрослых.



Общие положения

«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности…»( «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом).

Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно на каком носителе зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитор и др.) мы всё равно читаем, и в процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации.

Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах:


  1. Читательское сознание познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я»



  1. Читательская деятельность – психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентированном, познавательно-коммуникативном и эмоционально-эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте.



  1. Читательское общение – это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно-волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина)

Информационная грамотность – умение формулировать информационные потребности. Запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена.

Компьютерная грамотность – знания, умения, навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина)

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина).



Направления работы


Читательское развитие школьников в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметными результатами в разделе «Чтение. Работа с текстом»;

Межпредметность и метапредметный подход в формировании читательских умений;

Формирование информационной грамотности как основы читательского развития;

Формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений

Развитие педагогических кадров

Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми;

Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса. Развитие системы информационного обмена, в том числе Интернет, сайт ОУ


Формы и методы работы

Занятия по развитию творческого, вдумчивого чтения

Чтение в кругу друзей, класс- читальный зал

Творческие проекты и презентации

Читательское Портфолио

Читательский дневник

Родительские собрания и лектории по проблемам чтения

Участие в творческих литературных конкурсах

Мониторинговые исследования



Ожидаемые результаты

Достижение установленных ФГОСНОО предметных результатов в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметных результатов в разделе «Чтение. Работа с текстом»;

Популяризации чтения среди школьников и взрослых

Повышение культурной компетентности школьников

Повышение читательской компетентности школьников

Рост читательской активности

Развитие мотивации к чтению

Формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений


Резервы программы

Уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, основ религиозной культуры, математики, русского языка

Внеурочная деятельность

Школьная библиотека

Классные библиотечки

Школьные творческие литературные конкурсы

Школьный конкурс «Лидер чтения»

Творческие проекты и презентации

Работа учителя – логопеда

Работа воспитателя ГПД в 1 классе

Работа учителя в группе предшкольной подготовки

Творческие литературные конкурсы различного уровня

Система мотивации и поощрения «Книга – лучший подарок»

Портфолио читателя

Система подготовки кадров

Родительский всеобуч

Система информационного обмена, в том числе через Интернет, сайт ОУ



Использование внутренних профессиональных и материально- технических резервов

Заместитель директора по учебно- методической работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Учителя

Организаторы внеурочной деятельности



Воспитатели ГПД

Школьный библиотекарь

Вожатые

Учитель – логопед



Педагог- психолог

Администратор сайта ОУ

Кабинеты начальных классов

Школьная библиотека

Кабинет логопеда

Мультисенсорная комната

Актовый зал

Рекреации, стенды, выставки

Сайт ОУ, сайты учителей

Интернет



Использование внешних профессиональных и материально- технических резервов

Центральная библиотечная система. Детский отдел

Районный историко- краеведческий музей

Центр культуры и досуга «Радуга»

МОУ Новомалыклинская СОШ

УДОД Новомалыклинская ДШИ

Драматический театр, город Димитровград; другие театральные труппы



Показатели и индикаторы

Проведение целенаправленной и систематической работы по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного чтения и в условиях внеурочной работы на основе деятельностного подхода;

Развитие системы мотивации и поощрения через Портфолио читателя;

Организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий;

Увеличение проектных и исследовательских работ по направлению «Литература»;

Разработка и внедрение социальных проектов на основе изученных литературных произведений или других текстов научно-познавательного или нравственно- эстетического содержания;

Сформированность у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекаря) умений и навыков организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов;

Проведение целенаправленной психолого-педагогической работы для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей;

Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;

Вовлечение в активное квалифицированное чтение детей, испытывающих трудности освоения письменной и устной речи;

Достижение установленных ФГОСНОО предметных результатов в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметных результатов в разделе «Чтение. Работа с текстом» всеми учащимися.




Приоритетные направления деятельности

программы поддержки и развития чтения в школе

Направление

Основное содержание работы

Читательское развитие школьников в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметными результатами в разделе «Чтение. Работа с текстом».


Обеспечение системного и деятельностного подхода к формированию читательских умений школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной работе.

Обеспечение работы литературного клуба «В гостях у сказки», литературного часа «У Лукоморья» в условиях внеурочной деятельности.

Обеспечение работы объединения «Логоритмика» в условиях внеурочной деятельности.

Пятиминутки и часы чтения « Наш класс - читальный зал».

Литературные творческие конкурсы «Книги - юбиляры», «Писатели - юбиляры».


Межпредметность и метапредметный подход в формировании читательских умений

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Организация межпредметных исследовательских и творческих проектов «Науки берутся за руки».

Реализация программы летних чтений «Сто любимых книг».


Формирование информационной грамотности как основы читательского развития

Освоение Единой технологии чтения и применение на всех уроках и внеурочных занятиях.

Приобщение к чтению через использование современных информационных технологий

Развитие кабинета начальных классов как информационного пространства


Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса

Система информационного обмена, в том числе через Интернет, сайт ОУ.

Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их в совместные занятия с детьми


Информирование родителей о требованиях ФГОС НОО и реализуемых программ к качеству сформированности читательских умений младшего школьника.

Размещение на сайте ОУ, на страничках учителей рекомендаций, памяток, заданий для учащихся по работе с детской книгой.

Размещение рекомендаций для родителей по организации совместного семейного чтения.

Общение учителя и учащихся, учителя и родителей по электронной почте.

Портфолио читательского развития «Я - Читаю»

Разработка в читательском дневнике, Портфолио читателя странички для родителей «Читательский форум».

Школьные творческие литературные конкурсы

Школьный конкурс «Лидер чтения»

Творческие проекты и презентации

Развитие классных библиотечек

Чтение произведений , входящих в круг чтения начальной школы и реализуемый в лагере с дневным пребыванием при школе в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи родителей.


Система подготовки кадров


Ознакомление с государственными, региональными программами развития детского чтения.

Изучение установленных ФГОСНОО предметных результатов в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметных результатов в разделе «Чтение. Работа с текстом».

Разработка рабочих программ по литературному чтению и программ внеурочной деятельности с включением системы формирования информационных умений младшего школьника.

Использование на уроках литературного чтения и в условиях внеурочной деятельности приемов работы, отвечающих психолого-физиологическим особенностям развития младшего школьника и повышению познавательного интереса и активности.

Разработка кодификатора по разделу «Чтение. Работа с текстом».

Освоение Единой технологии чтения и применение на всех уроках и внеурочных занятиях.

Разработка памяток, инструкций для учащихся по выполнению различных видов работы с текстом


Система мотивации и поощрения

Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по четвергам»

Система мотивации и поощрения «Книга – лучший подарок»

Школьный конкурс «Лидер чтения»

Посвящение в читатели

День славянской письменности и культуры




Планирование мероприятий по реализации

Программы развития детского чтения

в МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школе

в 2012-2013 учебном году

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Читательское развитие школьников в соответствие с реализуемыми программами по предмету «Литературное чтение» и метапредметными результатами в разделе «Чтение. Работа с текстом».


Обеспечение работы литературного клуба «В гостях у сказки», литературного часа «У Лукоморья» в условиях внеурочной деятельности


В течение учебного года

Администрация, организаторы внеурочной деятельности

Обеспечение работы объединения «Логоритмика» в условиях внеурочной деятельности


В течение учебного года

Администрация, учитель-логопед

Пятиминутки чтения

ежедневно

учителя

Час чтения «Наш класс- читальный зал»

2 раза в неделю в каждом классе

Учителя

воспитатели ГПД



Литературные творческие конкурсы, посвященные произведениям М.М.Пришвина, С.В.Михалкова

Февраль

Март


Заместитель директора по ВР, библиотекарь, учителя, воспитатели ГПД

Межпредметность и метапредметный подход в формировании читательских умений

Организация межпредметных исследовательских и творческих проектов «Науки берутся за руки»

Февраль

Март


Администрация, учителя, воспитатели ГПД, родители

Реализация программы летних чтений «Сто любимых книг»

Июнь-август

Начальник оздоровительного лагеря при школе, учителя, родители

Формирование информационной грамотности как основы читательского развития

Применение Единой технологии чтения на уроках и во внеурочной деятельности

В течение учебного года

учителя

Развитие кабинета начальных классов как информационного пространства

В течение учебного года

учителя

Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса


Информирование родителей о требованиях ФГОС НОО и реализуемых программ к качеству сформированности читательских умений младшего школьника

Сентябрь, январь

учителя

Размещение на сайте ОУ, на страничках учителей рекомендаций, памяток, заданий для учащихся по работе с детской книгой

2 полугодие

Учителя, администратор сайта

Общение учителя и учащихся, учителя и родителей по электронной почте


По плану учителя

Учителя

Разработка Портфолио читательского развития «Я - Читаю»


2 полугодие

учителя, воспитатели ГПД, родители

Система подготовки кадров


Разработка рабочих программ по литературному чтению и программ внеурочной деятельности с включением системы формирования информационных умений младшего школьника.


сентябрь

Заместитель директора по УМР, учителя

Разработка кодификатора по разделу «Чтение. Работа с текстом».


ноябрь

Заместитель директора по УМР, учителя

Разработка памяток, инструкций для учащихся по выполнению различных видов работы с текстом

В течение года

Заместитель директора по УМР. учителя

Система мотивации и поощрения

Посвящение в читатели


октябрь

Заместитель директора по ВР, учителя, библиотекарь

Школьный конкурс «Лидер чтения»


Декабрь, май

Заместитель директора по УМР

День славянской письменности и культуры

май

Заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР, учителя, педагоги Воскресной школы




скачать


Смотрите также:
З. Д. Трубина Целевая комплексная программа развития детского чтения в моу новомалыклинской начальной общеобразовательной школе
149.3kb.
Программы Целевая комплексная программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Донское Задонского района Липецкой области на 2011-2016 гг
106.91kb.
Анализ результатов образовательной деятельности моу новомалыклинской начальной общеобразовательной школы за 2011-2012 учебный год
676.41kb.
2010г. Икт не освобождает от какой-либо деятельности, а оптимизирует эту деятельность
151.87kb.
Закон РФ «Об образовании» Областная программа «Развитие образования Липецкой области
513.59kb.
Паспорт программы Название образовательного учреждения (по уставу)
1311.32kb.
Физкультурно оздоровительная и спортивно массовая работа в моу новомалыклинской начальной
87.37kb.
Р. Б. Орлова Целевая комплексная программа развития
580.56kb.
Нижние бузули моу «нижнебузулинская сош» Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе
79kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения
491.02kb.
Характеристика учебного
222.51kb.
Приказ № от 2011 г Комплексная целевая программа
423.63kb.