Главная | стр 1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области «Изготовление модели легкового автомобиля » (Занятие 9-23 первый год обучения) Методическая разработка для обучающихся 7 - 13 лет Автор: педагог дополнительного образования Андреев Алексей Владимирович г. Валуйки 2009г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1.Пояснительная записка..……………………………………………………..3 2.Цель и задачи занятий……………………………………………………......4 3.Теоретический материал для проведения занятий………………….. …….4 3.1. Классификация автомобилей………………………….. …….........................4 3.2.Общее устройство автомобилей…………………… ……..........................5 3.3.Типаж автомобилей………………………………………. ….. …..............6 3.4.Конструирование……………………………………...................................7 3.5.Расчет редуктора……………………………………....................................7 3.6 Кинематические схемы подвесок автомобилей.........................................8 3.7 Автомобиль - прототип модели……………………...................................9 4. Практическая работа………………………………………….......................11 4.1. Проектировка конструкции модели……………………...........................11 4.2.Изготовление автомодели………………………………............................13 4.3.Проведение соревнований………………………………….......................14
Цель занятий в технических объединениях – развивать у обучающихся техническую смекалку, конструкторские и изобретательские способности, расширить область применения полученных знаний на практике. Большой популярностью среди детей пользуется объединение автомоделистов. Как показывает опыт, большой интерес для школьников представляют модели транспортных средств (особенно автомобилей), так как эти модели являются примерами полноценных машин со всеми основными функциями и характерными признаками: двигателями, движителями, передаточными механизмами, рабочими органами, несущими конструкциями и т.д. И еще одним достоинством автомоделизма является то, что модели можно испытывать на необорудованных площадях. Все это делает автомоделизм интересным, доступным и достаточно дешевым видом моделизма. Данная методическая разработка - это результат работы педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области Андреева Алексея Владимировича. Андреев А.В. руководит творческим объединением «Автомоделизм», имеет высшее техническое образование, вторую квалификационную категорию, педагогический стаж работы 3 года. Тема «Модели грузовых и легковых автомобилей» изучается на занятиях первого года обучения. Основные типы занятий - сообщение новых знаний, комбинированные, занятие - соревнование. Методы, которые педагог использует на занятиях - наглядный, практический, частично-поисковый. Для изготовления модели легкового автомобиля понадобилось 30 учебных часов (15 занятий). При определении формы изготавливаемой модели надо учитывать взаимодействие человека и модели при ее эксплуатации (эргономику), возможности изготовления в условиях мастерских станции юных техников, приобретения отдельных деталей. При разработке формы модели целесообразно использовать простые материалы: бумагу, картон, пластилин, глину. Необходимо проработать несколько вариантов и выбрать наилучший из них. Также важно чтобы модель для начального этапа моделирования была доступна для изготовления детьми младшего школьного возраста, проста в изготовлении, чтобы школьник мог самостоятельно изготовить её и воспользоваться результатами своего труда. Изготовив модель, воспитанник может принять участие в играх и соревнованиях среди сверстников, что вызовет живой интерес к автомоделированию и позволит заниматься им далее, развиваясь и совершенствуясь. При разработке формы модели надо помнить не только о технической стороне модели, но и эстетической. Хорошо работающая модель, которая к тому же и эстетично исполнена, вызывает удивление и восхищение. Моделисту-конструктору необходимо знать основные законы технического конструирования. При отделке моделей или других технических устройств необходимо применять современный дизайн. Большую помощь при определении формы и выборе цвета изделия могут оказать цветные фотографии, слайды, диапозитивы изделий, близких по назначению к создаваемой модели.
3. Теоретические материалы для проведения занятий. 3.1 Классификация автомобилей. Автомобили подразделяют на классы (по литражу двигателей или по общей массе автомобиля), виды (по эксплуатационному назначению), модели (по регистрационному номеру), модификации моделей автомобилей (по знаку модификации и по экспортному исполнению), В соответствии с указанной классификацией все автомобили имеют условное обозначение. Первая цифра означает класс автомобиля. Легковые автомобили имеют четыре класса по литражу (рабочему объему цилиндра) двигателя: 1 -до 1,2 л; 2 - от 1,2 до 2 л; 3 - от 3 до 4 л; 4 - свыше 4 л. Грузовые автомобили делят на семь классов по общей массе автомобиля или автопоезда: 1 — автомобиль общей массой до 1,2 т; 2 — от 1,2 до 2 т; 3 — от 2 до 8 т; 4 — от 8 до 14 т; 5 — от 14 по 20 т; 6 — от 20 до 40 т; 7 — свыше 40 т. Вторая цифра означает вид эксплуатационного назначения. Существует девять видов: 1 — легковые автомобили, 2 — автобусы, 3 — грузовые (бортовые), 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 — фургоны, 8 — электромобили, 9 — специальные автомобили (например трубовозы, мастерские и т. п.). К видам 1, 2 и 3 относятся стандартные автомобили, к видам 4, 5, 6 и 7 — специализированные автомобили, к видам 8 и 9 — специальные автомобили. Третья и четвертая цифры в условном обозначении — это обозначение модели автомобиля, так называемый регистрационный номер. Класс и вид автомобиля могут оставаться прежними, а модель изменяться. Например, легковой автомобиль второго класса завода ВАЗ имеет несколько моделей: ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105. Пятая (от 1 до 9) цифра в условно обозначении указывает на модификацию модели автомобиля. Например, если легковой автомобиль ВАЗ второго класса модели 01 выпускается с увеличенным литражем двигателя (в пределах класса), то в его обозначении появится пятая цифра 1: ВАЗ-21011. Если этот же автомобиль будет выпускаться с правым расположением руля — цифра 2 (ВАЗ-21012) и т. п. Цифру знака модификации устанавливает завод-изготовитель. Шестая цифра в условном обозначении указывает на экспортное исполнение автомобиля. При этом употребляются только две цифры: 6 или 7. Цифра 6 это простое экспортное исполнение, цифра 7 — это экспортное исполнение для тропического климата. Автомобили выпускаются с бензиновыми, газовыми и дизельными двигателями.
Ходовая часть состоит из остова (рамы) 22, на котором крепятся все механизмы и агрегаты автомобиля, передней подвески (рессор 7 и амортизаторов 8) и задней подвески 21, осей 10 и 18, управляемых 9 и ведущих 16 колес. Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма 6 и рулевого привода 11; тормозная система — из колесного тормозного механизма, управляемого педалью 4, и стояночного тормозного механизма 14, управляемого рычагом 3. Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и грузов. Он размещен на раме автомобиля. У грузовых автомобилей груз размещается на платформе 1, а для водителя предусмотрена кабина 2. Схема расположения основных агрегатов автомобиля. ![]() Рисунок 1 3.3 Типаж автомобилей. Производство автомобилей организуется в пределах типажа, разработанного совместно производящими и эксплуатирующими организациями. Под типажом автомобиля понимают экономически оптимальную по номенклатуре и техническим параметрам совокупность, составляющую типоразмерные ряды, в которые автомобили объединены общностью народнохозяйственного назначения. Типаж составляется раздельно по видам автомобилей и строится на основании классификационных параметров. Для легковых автомобилей классификационные признаки — рабочий объем (в л) и собственная масса (в кг); для грузовых автомобилей — полная масса (в кг) и осевая нагрузка (в Н); для автобусов — габаритная длина (в м) и вместимость. В типаже легковых автомобилей отражены: класс, группа, колесная формула, число мест и допустимая масса груза, полная масса, рабочий объем и максимальная мощность двигателя, максимальная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремонта, трудоемкость обслуживания на 1000 км пробега. В типаже грузовых автомобилей отражены: полная масса, базовая модель и основные модификации, грузоподъемность, колесная формула, мощность двигателя, число цилиндров, удельная мощность, осевая нагрузка. В типаже автобусов отражены: габаритная длина, осевая нагрузка, назначение, число мест для сидения, для проезда стоя и общее, полная масса, мощность двигателя, максимальная скорость, разгон с места до заданной скорости.
Слово «конструирование» происходит от латинского слова «construire» — строить, создавать, сооружать. Оно обозначает процесс создания нового устройства в виде материального предмета, пригодного для практического использования. Конструирование технического устройства проходит несколько стадий:
Перечисленные стадии оформляются в виде технических документов, совокупность которых составляет комплект конструкторской документации (КД), которая включает в себя текстовые документы и чертежи. 3.5 Расчет редуктора. Так как двигатели, выпускаемые для автомоделей, являются в основном высокооборотными (от 1 600 до 14 000 об/мин), то для обеспечения необходимой скорости передвижения, которая может быть определена по формуле, необходим передаточный механизм — редуктор. Редуктор служит не только для передачи вращения от вала двигателя к колесу, но и снижает количество оборотов вала двигателя и увеличивает крутящий момент (см. рисунок 2). Передаточное число редуктора:
где nдв — частота вращения вала двигателя, об/мин; nк — частота вращения ведущего колеса, об/мин. При передаче вращения гладкими колесами:
где d2— диаметр ведомого колеса, мм; d1 — диаметр ведущего вала, мм; п1— число оборотов ведущего вала; п2 — число оборотов ведомого вала. При наличии зубчатых передач:
где z1,— число зубьев шестерни; z2— число зубьев ведомого колеса. Здесь число i определяется для одной пары колес (одной ступени). В многоступенчатой передаче:
где i1, i2.....in— передаточные числа первой и последующей ступеней. ![]() Некоторые варианты редукторов для моделей транспортных средств. Рисунок 2. 3.6 Кинематические схемы подвесок автомобилей. Подвески (см. рисунок 3), применяемые на моделях аналогичны автомобильным, однако при построении первых простейших моделей достаточно жесткой зависимой п-образной подвески. Схемы подвесок. а-зависимая; б - однорычажная независимая; в - двухрычажная независимая с рычагами равной длины; г - двухрычажная независимая с рычагами разной длины; д- независимая рачажно - телескопичекая; е - независимоая двухрычажная с торсионом; ж - независимая с продольным качанием. ![]() Рисунок 3. 3.7 Автомобиль - прототип модели. Для знакомства обучающихся с автомобилем - прототипом будущей модели, предоставим им наглядное изображение автомобиля. В гамме легких коммерческих автомобилей компании FIAT – в 1999 году на бразильском заводе в г. Бетим, штат Минас-Жерайс, начался выпуск пикапа Strada (см. рисунок 4), который экспортируется во многие европейские страны. В настоящее время он уже занял крепкие позиции в своем классе на рынках Германии, Португалии и Греции и ряде других стран. ![]() Рисунок 4. Strada – новый пикап FIAT
Высокое заданное значение грузоподъемности автомобиля – 630 кг, поставило перед его конструкторами сложную задачу разработки прочного несущего кузова с высокой жесткостью на кручение. Задача усложнялась тем, что Strada должен был иметь большую колесную базу – 2718 мм, чтобы получить длину грузовой платформы в 1,7 м. В результате ряда исследований удалось найти интересное решение. Кузов автомобиля, в отличие от многих аналогичных конструкций, не стали усиливать, приваривая к днищу дополнительные лонжероны (и превращая его, по сути, в рамный), а снабдили специальным каркасом.
Размеры грузовой платформы получились равными 1685 х 1350 мм. Правда, в зоне колесных ниш ширина отсека уменьшается до 1090 мм, зато пол платформы ровный, а загрузка производится через задний борт шириной 1095 мм. Именно для получения ровного пола автомобиль получил рессорную заднюю подвеску.
В Европу Strada поставляется с двумя типами двигателей: бензиновым, рабочим объемом 1242 см3 мощностью 73 л.с. при 6000 об/мин и 1,7-литровым турбодизелем, развивающим 69 л.с. при 4500 об/мин. Коробки передач машин – пятиступенчатые, механические, с тросовым приводом механизма переключения. Пикап снабжен передними дисковыми и задними барабанными тормозами.
Динамические качества автомобилей Strada достаточно высоки. Максимальная скорость с бензиновым мотором составляет 155 км/ч, с турбодизелем – 151 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч – 13,8 и 15,5 с соответственно. При 90 км/ч пикап расходует 6,3 л бензина и 6,0 л солярки. При 120 км/ч мы имеем цифры 8,7 л и 8,6 л. При испытаниях по городскому циклу получены значения: 8,3 и 7,8 л/100 км. 4. Практическая работа. 4.1 Проектировка конструкции модели. Определившись в классе моделей, нами было принято решение о постройке модели из группы простейших, соответствующей параметрам Эл-4(объёмная модель автомобиля с электродвигателем). Электропитание модели внутреннее до5 Вольт. Длина не более 300мм. Наша модель состоит в основном из трёх элементов: кузова, ходовой части и микроэлектродвигателя. По контурам автомобиля прототипа Фиат Strada вычертили развёртку кузова модели (см. рисунок 5). Несущей конструкцией является рама (см. рисунок 6), к которой крепятся все элементы ходовой части, электродвигатель, источник питания и кузов модели. Для изготовления рамы выбрали шестислойную фанеру, так как к ней довольно несложно крепить все детали с помощью шурупов. Редуктор возможно использовать разной конструкции: зубчатый, фрикционный, ременный с передаточными числами i=4-8. Мы выбрали зубчатый.
Рисунок 5. Чертёж рамы модели. ![]() Рисунок 6. 4.2 Изготовление автомодели. 1. Кузов простейшей модели легкового автомобиля лучше сделать из бумаги, так как работа с этим материалом знакома начинающим автомоделистам. Воспользовавшись копировальной бумагой, переводим контуры развёртки корпуса на лист картона и аккуратно вырезаем по разметке. Загибаем клапаны, помеченные точкой, по пунктирной линии (для лучшего загиба прочертим линии изгиба карандашом). Модель склеиваем от центра к краю, намазывая клеем не более двух клапанов ровным тонким слоем. Даём подсохнуть. Клапаны, помеченные звездочкой, вначале загибаем по пунктирной линии, затем, нанеся клей с внутренней стороны, загибаем внутрь и плотно прижимаем. Затем приклеиваем накладные детали декора кузова, после высыхания клея красим нитроэмалью. Фары и фонари наклеиваем из с светоотражающей плёнки. Окончательную окраску выполняем маркерами. 2. Изготовление рамы автомодели начинаем с перевода рисунка на 6-миллиметровую фанеру, после чего по контуру выпиливаем лобзиком. Делаем отверстие для выключателя микро-электромотора. 3. Для изготовления подвески модели (см. рисунок 7) вырезаем из листового алюминия полоски для переднего и заднего моста. В указанных местах сверлим в них отверстия диаметром на 0,2мм больше диаметра осей колёс. Полоски сгибаем по пунктирным линиям в виде П-образных скобок. Эти скобки крепили на раме с помощью винтов с гайками или шурупов.
Рисунок 7 4. Оси колес ставим строго параллельно друг другу и перпендикулярно продольной оси днища. Только при этом условии модель будет двигаться прямо, никуда не сворачивая. 5. На ось двигателя устанавливаем ведущую шестерню (z1 = 8). Ее можно припаять, если она металлическая, или плотно насадить на ось, если она пластмассовая. Ведомую шестерню (z2 = 32) припаиваем к задней колесной оси. При отсутствии шестерен с таким числом зубьев можно использовать другие, но с тем же передаточным числом i = 4, например, z1 = 6, 10, 12 и z2 = 24, 40, 48 соответственно. 6. Далее - установка колес. Диаметр их 40мм. Но можно использовать колеса немного большего или меньшего диаметра от игрушек. 7. Устанавливаем источник питания - батарейку 4,5Вольт. Крепим батарейку скобой к раме с помощью шурупов. 8. Испытав шасси на ходу и подрегулировав узлы и механизмы окончательно, крепим кузов с помощью 10 шурупов по периметру кузова. Модель готова. Можно принимать участие в соревнованиях по автомоделизму. 4.3 Проведение соревнований. С целью отбора участника команды ВГСЮТ для участия в областных соревнованиях по автомоделизму проводим соревнование среди обучающих в автомодельном объединении. Соревнования простейших моделей должны содержать в себе все основные элементы соревнований по автомодельному спорту. Каждому участнику предоставляется три попытки, в зачет идет лучший результат, показанный в одной из них. Соревнования моделей класса ЭЛ-4 проходят на площадке, имеющей следующую конфигурацию (см. рисунок 8). Схема площадки для соревнований. ![]() Рисунок 8. Результат соревнований определяется по наибольшей сумме баллов, полученных за попадание в створ. При наезде на габаритную линию внешним колесом засчитывается попадание.
Модель на старте. ![]() Модель при прохождении дистанции. ![]() 6. Литература.
Смотрите также: «Изготовление модели легкового автомобиля»
157.76kb.
«Изготовление модели легкового автомобиля»
157.77kb.
Запрос ценовых котировок на поставку легкового автомобиля
44.65kb.
Закон сохранения импульса Рымчевич
125.79kb.
Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля общие требования безопасности
80.87kb.
Передняя и задняя подвески легкового автомобиля, колёса и шины
165.66kb.
«Производительность грузового автомобиля»
85.24kb.
Неисправности легкового автомобиля типа ваз и их устранение
182.4kb.
Исследовательская работа по теме: Изготовление модели реактивного двигателя и исследование его действия
84.04kb.
Изготовление и монтаж наружной рекламы
16.97kb.
«Изготовление модели танка т-34»
89.17kb.
«Изготовление модели ракеты спортивного класса S6A» 103.65kb.
|