Главная стр 1
скачать
Тема урока: Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы и фигуры.

Цель урока: 1. повторить основные тропы и фигуры ; 2. расширить представление о некоторых изобразительно – выразительных средствах; 3. практическая отработка темы.

Оборудование урока: тексты, карточки, интерактивная доска. презентации

Ход урока

  1. Слово учителя

Важнейшее качество художественного текста – его выразительность. Выразительность же зависит от присутствия в языке определенных средств, которые и способны придавать речи это качество. Выразительность могут усиливать единицы языка всех уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом, стилями.

Обычно, говоря об изобразительно - выразительных ресурсах, подразумевают прежде всего тропы и фигуры.



Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропы расширяют границы употребления слова, используя его вторичные смысловые оттенки. углубляя представление о явлении.

Фигуры речи синтаксическое построение, использованное для усиления выразительности.



  1. Задание: Найдите ошибки в распределении тропов и фигур.



Тропы Фигуры

инверсия эпитет

перифраза анафора

многосоюзие гипербола

литота сравнение

метонимия многосоюзие

олицетворение риторический вопрос

парцелляция оксюморон



  1. Проверьте себя

(3)Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено.

Какое языковое средство выразительности не использовано в предложении ?


  1. Ряды однородных членов.

  2. Сравнительный оборот.

  3. Эпитеты.

  4. Лексический повтор.

(9)Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.

2. Какое языковое средство не использовано в предложении ?

1) Противопоставление.

2) Риторическое обращение.

3) Ряды однородных членов.

4) Развёрнутая метафора.

(3)Безнациональный язык (в него неизбежно превратится и русский язык, если у него не будет дружеского соседства с другими языками) – всё равно, что цветные фломастеры для живописи.

Какое языковое средство выразительности не использовано в предложении ?



  1. метафора

  2. гипербола

  3. сравнение

  4. эпитет

(7) Ремесленник, похожий как две капли воды на своего соседа по столу или верстаку, человек, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приемы и образы, но стремящийся к количеству,—такой человек (его уже и мастером-то нельзя назвать) толкает художественный промысел к вырождению и гибели.

В каком ряду перечислены те средства выразительности, которые использованы в предложении 7?


1)

олицетворение, риторический вопрос

2)

метафора, гипербола

3)

фразеологизм, лексический повтор

4)

ряды однородных членов, риторическое восклицание

(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (4) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет.

В каком предложении прочитанного вами текста употреблена метафора?

1)

2

2)

3

3)

4

4)

5

Какое средство речевой выразительности использовано в стихотворении Б. Л. Пастернака?

Отростки ливня грязнут в гроздьях.

И долго, долго до зари

Кропают с кровель свой акростих.

Пуская в рифму пузыри.


  1. Работа с текстом

Родина…Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь

на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощушать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает это вот - есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Родина.… И почему же живет в сердце мысль, что когда-то и я останусь там навсегда? Когда? Ведь непохоже по жизни-то … Отчего же? Может, потому, что она живет по- стоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив. (В.М. Шукшин)


Вопросы и задания




  1. С каким настроением вы закончили чтение текста?

2. Что показалось вам необычным в тексте? Определите тему текста Озаглавьте его.

3.Сформулируйте основную идею (мысль) текста?

4. Попробуйте определить тип речи этого текста. Докажите, что он не является ни повествованием, ни описанием, ни рассуждением. Этот текст относится к жанру лирического воспевания. Как вы думаете, почему?

5.Найдите ключевые слова и словосочетания в тексте. Почему, на ваш взгляд, они являются ключевыми? Опишите при помощи ключевых слов родину Шукшина. Какая она?

6.Какие семантические компоненты вносятся в содержание текста повтором однокоренных слов родина-родной?

7.Подчеркните глаголы и объясните, какую роль они выполняют в тексте. Выпишите глаголы с повторяющейся приставкой. Какое значение она придаёт этим словам?

8.Как вы понимаете словосочетание врачевать душу? Как вы думаете, почему писатель использовал устаревший глагол врачевать, а не лечить, исцелять?

9.Выделите микротемы. Совпадают ли они с абзацами? Каким приёмом достигается ощущение завершённости композиции? Почему предложение Родина… заканчивается многоточием?

10.Найдите средства связи в тексте (местоимения; вводные конструкции, слова; союзы; повторы; интонации). Какова эмоциональная тональность текста?

11.Чем на синтаксическом уровне отличается второй абзац от первого? Как вы думаете, почему во втором абзаце повторяется предложение, заканчивающиеся вопроситель- ным и восклицательнми знаками ? Можно ли определить, кому адресованы вопросы? Находит ли автор ответы на вопросы?

12.Запишите в тетрадь предложение: Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Разберите его по членам предложения и дайте его полную синтаксическую характеристику. Подумайте, может ли быть данное предло- жение началом нового лирического размышления. Объясните почему.



  1. Сообщения учащихся

  1. О разновидностях лексического повтора.

  2. Расширение представления о метафоре и её разновидностях.



  1. Задание к следующему занятию: привести примеры разновидностей лексического повтора из стихотворений А. А. Ахматовой или М. И. Цветаевой.

скачать


Смотрите также:
Изобразительно выразительные средства языка. Тропы и фигуры
58.02kb.
Изобразительно-выразительные средства языка тропы
73.35kb.
Выразительные средства языка (тропы)
24.23kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
122.03kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
122.03kb.
Изобразительно-­выразительные средства языка
58.78kb.
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка. 1
158.45kb.
Добро, Истина, Красота в стихах Н. А. Заболоцкого
117.67kb.
Ответ на вопрос 21 «Изобразительно-выразительные средства рекламы»
644.64kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
83kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
83kb.
Тропы и фигуры тропы
199.01kb.