Главная стр 1
скачать
Педагогический проект

на тему:


«Изучение изобразительно – выразительных средств в рамках лингвостилистического анализа текста»

Выполнила:

Учитель ГБОУ ООШ с.Сидоровка

муниципального района Сергиевский

Самарской области

Базанова Лилия Алексеевна

2013

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Факультативный курс изучается по пособию «Русский язык и литература Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. Составитель М.Е. Кривоплясова.- Волгоград. Учитель 2007 – 78 страниц. Программа рассчитана на 1 час в неделю.


Изучение изобразительно – выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Ведется много споров о том, надо ли изучать художественные тропы и в какой степени уделять им внимание в учебном процессе, при том, что программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что все чаще в качестве итоговых контрольных работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Целями и задачами данного факультатива являются:
Подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации;

Познакомить и научить различать тропы и стилистические фигуры;

Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову;

Развивать навыки вдумчивого прочтения;

Развивать речь учащихся;

Развивать образное мышление;

Развивать умение пользоваться словарем

Воспитывать любовь к родной речи и родному языку на лучших образцах художественных произведений


Общая характеристика факультативного курса
Факультатив поможет учащимся в изучении троп и стилистических фигур, правильно объяснить учащимся сущность каждого тропа, выполнить тренировочные задания. Теоретический материал подразумевает два уровня сложности:

А: общие основные сведения о тропе;

Б: сведения. Необходимые для более глубокого осознания сущности тропа, дополнительные сведения для сильных учащихся, для подготовки к олимпиадам и т. д.

Практические задания проводятся по методике работы с упражнениями (индивидуально, у доски, устно и т д.) Практические задания распределены по темам, в заключение даются обобщенные задания, в которых встречаются различные виды тропов одновременно; их целесообразно использовать либо в конце изучения целого блока тропов, либо после изучения 2-3 тропов

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью

образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.


Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Первое направление- овладение нормами русского литературного языка.

Второе направление- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Третье направление- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений грамматических форм, синтаксических конструкций.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа.


п/п


Тема урока

Кален

дарные сроки


Требования к ЗУН

1-2

Эпитет как разновидность тропа

05.09.11

12.09.11


Знать: Понятие эпитет, иметь представление о роли эпитетов

Уметь: Находить эпитеты в текстах, работать со словарем эпитетов, находить в поэтическом отрывке эпитеты.

3-5

Тренинг

19.09.11

26.09.11





6-7


Сравнение – простейший вид тропа

03.10.11

10.10.11


Знать: Понятие сравнение, классификацию сравнений; при каких лексических единицах и при каких частях речи употребляются сравнения

Уметь: Работать с критической литературой, с разными типами лингвистических словарей, находить в поэтическом отрывке сравнения, владеть элементарными навыками анализа художественного текста.

8-10

Тренинг

17.10.11

24.10.11





11-12

Олицетворение – один из распространенных художественных тропов

07.11.11

14.11.11


Знать: Понятие олицетворение

Уметь: Наблюдать за использованием олицетворения в художественных текстах, владеть навыками анализа худ. текста, находить в поэтическом тексте олицетворения.

13-15

Тренинг

21.11.11

28.11.11





16-17

Метафора… «скрытое сравнение»

05.12.11

12.12.11


Знать: Понятие метафоры, классификацию

Уметь: Наблюдать за использованием существительных в создании метафор и сравнений, находить метафоры в поэтическом тексте.

18-19

Тренинг

19.12.11

26.12.11






20-21

Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста

16.01.12

23.01.12


Знать: Понятия гиперболы и литоты, историю возникновения этих тропов.

22

Метонимия и синекдоха

06.02.12

Знать: Понятия метонимия и синекдоха

Уметь: Работать с разными типами лингвистических словарей.

23-24

Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования

13.02.12

20.02.12


Знать: Понятие перифразы

Уметь: Находить в поэтическом произведении гиперболу, метонимию, указать перифразы, раскрыть их значение.

25-26

Тренинг

27.02.12

05.03.12





27-28


Риторические вопросы и обращения

12.03.12

19.03.12


Знать: Понятие риторического вопроса

29-30

Словесные повторы. Градация

02.04.12

09.04.12


Знать: Понятие словесного повтора

Уметь: Находить в художественном тексте

31-32

Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры

16.04.12

23.04.12


Знать: Понятие умолчание, эллипсис

Уметь: Определять виды фигур и указывать их стилистическую роль.

33-34

Тренинг

07.05.12

14.05.12






Ожидаемые результаты
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русого языка как явления национально культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные:
Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания стилистических особенностей и использованных речевых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной работы, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы).
Предметные:
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук

Усвоение основ научных знаний о родном языке

- освоение базовых основ лингвистики: разговорная речь, научный, публицистический. Официально – деловой стили, язык художественной литературы

- проведение и анализ различных видов слова, многоаспектного анализа текста, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.




Используемая литература.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования//ФГОС. М.: Просвещение, 2008.

2.ФГОС Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5- 9 классы. Москва. «Просвещение» 2011.



3.Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/сост. М. Е. Кривоплясова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 78 с.
скачать


Смотрите также:
«Изучение изобразительно выразительных средств в рамках лингвостилистического анализа текста»
81.25kb.
Проверочная работа на знание изобразительно-выразительных средств (10 класс). I
31.44kb.
Разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
56.94kb.
Изобразительно выразительные средства языка. Тропы и фигуры
58.02kb.
Урок литературы в 10 классе. Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт художник. Поэт музыкант
27.83kb.
Урок русского языка в 11 классе комплексное повторение
68.59kb.
Урок-кроссворд Цели урока
75.54kb.
Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
85.9kb.
Программа курса по выбору для 9 11 классов
94.19kb.
1. Теоретические аспекты анализа основных средств Понятие, сущность и направления анализа основных средств
230.24kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
122.03kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
122.03kb.