Главная | стр 1
на тему:
«Изучение изобразительно – выразительных средств в рамках лингвостилистического анализа текста» Выполнила: Учитель ГБОУ ООШ с.Сидоровка муниципального района Сергиевский Самарской области Базанова Лилия Алексеевна 2013
Факультативный курс изучается по пособию «Русский язык и литература Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. Составитель М.Е. Кривоплясова.- Волгоград. Учитель 2007 – 78 страниц. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Изучение изобразительно – выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Ведется много споров о том, надо ли изучать художественные тропы и в какой степени уделять им внимание в учебном процессе, при том, что программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что все чаще в качестве итоговых контрольных работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Целями и задачами данного факультатива являются: Подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации; Познакомить и научить различать тропы и стилистические фигуры; Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову; Развивать навыки вдумчивого прочтения; Развивать речь учащихся; Развивать образное мышление; Развивать умение пользоваться словарем Воспитывать любовь к родной речи и родному языку на лучших образцах художественных произведений Общая характеристика факультативного курса Факультатив поможет учащимся в изучении троп и стилистических фигур, правильно объяснить учащимся сущность каждого тропа, выполнить тренировочные задания. Теоретический материал подразумевает два уровня сложности: А: общие основные сведения о тропе; Б: сведения. Необходимые для более глубокого осознания сущности тропа, дополнительные сведения для сильных учащихся, для подготовки к олимпиадам и т. д. Практические задания проводятся по методике работы с упражнениями (индивидуально, у доски, устно и т д.) Практические задания распределены по темам, в заключение даются обобщенные задания, в которых встречаются различные виды тропов одновременно; их целесообразно использовать либо в конце изучения целого блока тропов, либо после изучения 2-3 тропов Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Первое направление- овладение нормами русского литературного языка. Второе направление- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Третье направление- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений грамматических форм, синтаксических конструкций. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа.
Ожидаемые результаты Личностные: - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русого языка как явления национально культуры; стремление к речевому самосовершенствованию Метапредметные: Владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания стилистических особенностей и использованных речевых средств; - способность определять цели предстоящей учебной работы, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы).
Усвоение основ научных знаний о родном языке - освоение базовых основ лингвистики: разговорная речь, научный, публицистический. Официально – деловой стили, язык художественной литературы - проведение и анализ различных видов слова, многоаспектного анализа текста, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. Используемая литература. 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования//ФГОС. М.: Просвещение, 2008. 2.ФГОС Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5- 9 классы. Москва. «Просвещение» 2011. 3.Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/сост. М. Е. Кривоплясова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 78 с. Смотрите также: «Изучение изобразительно выразительных средств в рамках лингвостилистического анализа текста»
81.25kb.
Проверочная работа на знание изобразительно-выразительных средств (10 класс). I
31.44kb.
Разработка урока литературы (10 класс) по теме «Символика в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
56.94kb.
Изобразительно выразительные средства языка. Тропы и фигуры
58.02kb.
Урок литературы в 10 классе. Тема урока: Афанасий Афанасьевич Фет. Поэт художник. Поэт музыкант
27.83kb.
Урок русского языка в 11 классе комплексное повторение
68.59kb.
Урок-кроссворд Цели урока
75.54kb.
Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
85.9kb.
Программа курса по выбору для 9 11 классов
94.19kb.
1. Теоретические аспекты анализа основных средств Понятие, сущность и направления анализа основных средств
230.24kb.
Изобразительно-выразительные средства языка
122.03kb.
Изобразительно-выразительные средства языка 122.03kb.
|