Главная стр 1
скачать
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Рассмотрены педагогические цели использования ИТ и методические возможности средств ИТ.


Приведена классификация педагогических программных средств.

1. Педагогические цели использования ИТ

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.

Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки уроков с компьютерной поддержкой учителю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.

Ответим вначале на вопрос, для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?

Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.



1. Развитие личности

  • мышление

  • эстетическое воспитание

  • развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности

  • формирование информационной культуры

2. Выполнение социального заказа

  • общая информационная подготовка пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»)

  • подготовка специалиста в определенной области

3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

  • повышение эффективности и качества обучения

  • обеспечение мотивов познавательной деятельности

  • углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

 Методические возможности средств ИТ

  • Визуализация знаний

  • Индивидуализация, дифференциация обучения

  • Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации)

  • Моделирование объектов, процессов и явлений

  • Создание и использование информационных баз данных

  • Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа

  • Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками

  • Осуществление самоконтроля

  • Осуществление тренировки и самоподготовки

  • Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)

  • Формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации

  • Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)

  • Формирование культуры учебной деятельности

  • Формирование информационной культуры

  • Высвобождение учебного времени

3. Классификация педагогических программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС

По методическому назначению ППС могут быть:



  • компьютерные учебники (уроки);

  • программы-тренажеры (репетиторы);

  • контролирующие (тестовые оболочки);

  • информационно-справочные (энциклопедии);

  • имитационные;

  • моделирующие;

  • демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);

  • учебно-игровые;

  • досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

скачать


Смотрите также:
Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии (выступление на педсовете: учитель технологии Курьина Е. Г.) 10. 11. 09
39.94kb.
Информационные технологии в обучении
33.28kb.
Программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
356.01kb.
Программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
405.89kb.
Программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
479.35kb.
Цели и задачи исследования
186.02kb.
Экзаменационные вопросы Раздел Информационные технологии (ИТ). Понятие информационные технологии и ее основные виды
22.78kb.
Информационные технологии – ит понятие информационные технологии
131.67kb.
Информационные системы и технологии профиль «Информационные системы и технологии»
23.24kb.
Дистанционное обучение (ДО)
71.14kb.
Урок по изучению темы: Информационные ресурсы общества Тема урока: Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы
417.12kb.
Использование информационных технологий на уроках физики
89.11kb.