Главная стр 1
скачать

  1. Понятия: информация, данные, знания; количество и качество информации;


Информация. Основные понятия, определения.

Понятие «информация» является одним из самых распространенных. Термин «информация» произошел от латинского «informatio» , что означает - разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимали сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развития цивилизации понятие информации изменялось. Появилась потребность в научном подходе к понятию информации и определению ее свойств. В 20 веке появилось множество новых определений информации. Сейчас нет универсального определения, т.к. понятия трансформируются в зависимости от той сферы, в которой они используются.

Вот некоторые из них.

Шеннон К. (представитель вероятностно-статистической теории информации). Информация - это «мера того количества неопределенности, которое уничтожается после получения сообщения», т.е. он трактует информацию как снимаемую неопределенность. Информацией является все то, что уменьшает количество возможных вопросов, гипотез и т.д.

Урсул А.Д. Понимает информацию как «разнообразие, которое один объект содержит о другом, отраженное разнообразие». Информация существует только там, где существует разнообразие. Разнообразие здесь - «характеристика элементов множества, заключающаяся в их отличии, несовпадении». Передача разнообразия от одного объекта к другому представляет собой информационный процесс.

Анисимов С.Ф.: Информация - «всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно».

Полетаев И.А.: «Информация - это то, что несет на себе след какого-то факта или события, которое произошло или должно произойти, все то, что доставляет нам об этом факте сведения или сообщения».

Берг Л.И. и Черняк Ю.И.: «Информация есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем реальном мире».

Винер Н.: «Информация - обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.»

Афанасьев В.Г.: «Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентирования, для активного действия, для управления, те в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития системы Знание - результат отражения многообразие предметов, явлений и процессов, которое имеет место в объективной действительности».

Проанализировав все приведенные определения информации, можно выделить ее общие черты:


  • Уменьшает неопределенность

  • Передает заранее неизвестные сведения

  • Отражает факты или события во времени

  • Показывает разнообразие системы

Необходимо отметить, что информация существует только там, где есть потребность в этой информации, т е никакие сведения или сообщения никогда не будут информацией для ее получателя, если они не нужны ему и не удовлетворяют его потребности в этих знаниях Поэтому любая информация всегда направлена на удовлетворение потребностей в этой информации

За все время развития теории информации предпринималось множество попыток классифицировать ее. Почти все исследователи использовали разные признаки, по которым они проводили деление. Это зависело от того, для каких целей проводится эта классификация. Из-за различия в основополагающем признаке все классификации отличаются друг от друга.

Так Евладов Б.В. делит всю информацию на четыре вида:


  • контрольно-измерительная,

  • учетно-статистическая,

  • научно-техническая,

  • общественно-политическая.

Воробьев Г.Г. выделяет

  • документальную,

  • вычислительную,

  • экономическую,

  • административную,

  • техническую

  • и д.р.

Афанасьев В.Г.:

  • экономическая,

  • научно-техническая,

  • политическая и д.р.

Э.П.Седова:

  • экономическая,

  • социально-политическая

  • духовная.

Как можно заметить, большинство исследователей при классификации выделяют экономическую информацию. Некоторые исследователи даже дают определения экономической информации: «Экономическая информация - такие сведения об экономической деятельности предприятия, которые отражают изменение ситуации внутри и за пределами предприятия».

Т.о., информация является экономической, если она несет сведения об экономической деятельности.

Конечно, провести точную грань между экономической информацией и другими видами информации невозможно, т.к. все сферы жизнедеятельности общества в той или иной мере оказывают влияние на экономику и экономическую информацию.

Для чего информация нужна при принятии управленческого решения?

В процессе функционирования субъекта рынка происходит процесс принятия решения. Для получения наибольшей выгоды должны приниматься наиболее правильные решения. Все управленческие решения принимаются в следующих двух условиях: определенности (субъект, принимающий решение, обладает необходимой информацией для принятия решения) и неопределенности (субъект, принимающий решение, не обладает информацией, либо имеет ее недостаточное количество). Наиболее правильные решения, при всех равных условиях, будут приняты в условии наибольшей определенности, т.к. при уменьшении неопределенности уменьшается риск допустить дорогостоящую ошибку.

Информация же является именно тем «инструментом», который уменьшает неопределенность, следовательно, для принятия наиболее правильного решения необходимо иметь как можно больше информации. Отсутствие достаточной информации приводит к принятию необоснованного решения.


Что является источником экономической информации? У каждого субъекта рынка есть свои специфические источники:

Государство.

Государство имеет самое большое количество источников информации. Помимо источников, которые используют остальные субъекты, оно имеет свой специфические службы, которые помимо своих основных обязанностей занимаются также сбором информации (например: Госкомстат, налоговая инспекция министерство финансов и др.).


Предприятие.

Большинство предприятий не обладают такими финансовыми средствами и нормативной основой для сбора информации, какие имеет государство. Поэтому у предприятия намного меньше источников информации:



  • Отчеты о деятельности своего предприятия.

  • Отчеты правительства.

  • Научные публикации.

  • Информация из торговых и других коммерческих журналов.

  • Справочники.

  • Реклама в СМИ.

  • Информация , полученная от фирм, занимающихся исследованием рынка и продажей своей информации.

  • Выставки, дни открытых дверей и т.д.

  • Законы, указы и постановления правительства.

  • Личные встречи и знакомства персонала фирмы.


Домохозяйства.

Большинство домохозяйств имеют очень мало средств для поиска необходимой информации, либо вовсе их не имеют. Основными источниками получения информации являются:



  • Личные (семья , друзья , соседи и др.).

  • Коммерческие (реклама, выставки).

  • Общедоступные (СМИ).


Представление об информационном обществе.

Роль и значение информационных революций.



В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (середина XX в) Кино-ТВ

Пятая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  • создание программно - управляемых устройств и процессов.

Шестая (90-е гг. XX в.) Глобальные сети. Интернет.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.


Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.



Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом,

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами,

  • главной формой развития станет информационная экономика;

  • информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

• все большее влияние на общество средств массовой информации,

• информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

• многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества Существует опасность разрыва между «информационной элитой «(людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями



Роль информатизации в развитии общества

Что такое процесс информатизации общества

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается

• быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п , в которых излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ,

• постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

• появлением данных (геофизических, медицинских и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления

• появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

• существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

• возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. (Информатизация общества - организованный социально -экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени «компьютеризация общества «. При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризации общества «, и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе

внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.

Опыт информатизации и перспективные идеи

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран «третьего мира «с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.



Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить, человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.- Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.



Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:



  • в конкретных навыках по использованию технических устройств;

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • во впадении основами аналитической переработки информации;

  • в умении работать с различной информацией,

  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория информации и др.). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Качество информации
Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется следующими характеристиками:


  1. репрезентативность – правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации. Например, в целях большей репрезентативности данных о себе абитуриенты стремятся представить в приемную комиссию как можно больше свидетельств, дипломов, удостоверений и другой информации, подтверждающей их высокий уровень подготовки, что учитывается при зачислении в ВУЗ;




  1. содержательность – семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере. Это характеристика сигнала, про который говорят, что «мыслям в нем тесно, а словам просторно». В целях увеличения содержательности сигнала, например, используют для характеристики успеваемости абитуриента не полный перечень его аттестационных оценок, а средний балл по аттестату;




  1. достаточность  (полнота) – минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации. Эта характеристика похожа на репрезентативность, однако разница состоит в том, что в данном случае учитывается минимальный состав информации, который не мешает принятию решения. Например, абитуриент – золотой медалист может не представлять в приемную комиссию свой аттестат: диплом, подтверждающий получение золотой медали, свидетельствует о полном наборе отличных оценок в аттестате;




  1. доступность – простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации. Эта характеристика применима не ко всей  информации, а лишь к той, которая не является закрытой. Для обеспечения доступности бумажных документов используются различные средства оргтехники для их хранения, а для облегчения их обработки используются средства вычислительной техники;




  1. актуальность – зависит от динамики изменения характеристик информации и определяется сохранением ценности информации для пользователя в момент ее использования. Очевидно, что касается информации, которая используется при зачислении, она актуальна, так как само обучение уже закончилось, и его результаты изменены быть не могут, а, значит, остаются актуальными;




  1. своевременность – поступление не позже заранее назначенного срока. Этот параметр также очевиден недавним абитуриентам: опоздание с представлением позитивной информации о себе при поступлении может быть чревато незачислением;




  1. точность – степень близости информации к реальному состоянию источника информации. Например, неточной информацией является медицинская справка, в которой отсутствуют данные о перенесенных абитуриентом заболеваниях;




  1. достоверность – свойство информации отражать источник информации с необходимой точностью. Эта характеристика вторична относительно точности. В предыдущем примере получаемая информация недостоверна;




  1. устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Измерение информации
В информатике, как правило, измерению подвергается информация, представленная дискретным сигналом. При этом различают следующие подходы:

  1. структурный. Измеряет количество информации простым подсчетом  информационных элементов, составляющих сообщение. Применяется для оценки возможностей запоминающих устройств, объемов передаваемых сообщений, инструментов кодирования без учета статистических характеристик их эксплуатации.

Структурный подход к измерению информации
В рамках структурного подхода выделяют три меры информации:

  • геометрическая. Определяет максимально возможное количество информации в заданных объемах. Мера может быть использована для определения информационной емкости памяти компьютера;

Определяет максимально возможное количество информации в заданных объемах. Единица измерения – информационный элемент. Мера может быть использована для определения информационной емкости памяти компьютера. В этом случае в качестве информационного элемента выступает минимальная единица хранения – бит.

  • комбинаторная. Оценивает возможность представления информации при помощи различных комбинаций информационных элементов в заданном объеме. Комбинаторная мера может использоваться для оценки информационных возможностей некоторого системы кодирования;

Оценивает возможность представления информации при помощи различных комбинаций информационных элементов в заданном объеме. Использует типы комбинаций элементов и соответствующие математические соотношения, которые приводятся в одном из разделов дискретной математики – комбинаторике.


  • аддитивная, или мера Хартли.

Эта мера предложена в 1928 году американским ученым Хартли, поэтому имеет второе название – мера Хартли. Хартли впервые ввел специальное обозначение для количества информации – I и предложил следующую логарифмическую зависимость между количеством информации и мощностью исходного алфавита:

I = l log h,        

где I – количество информации, содержащейся в сообщении;

l – длина сообщения;

h – мощность исходного алфавита.

При исходном алфавите {0,1}; l = 1; h = 2 и основании логарифма, равном 2, имеем

I = 1*log22 = 1.



  1. статистический. Учитывает вероятность появления сообщений: более информативным считается то сообщение, которое менее вероятно, т.е. менее всего ожидалось. Применяется при оценке значимости получаемой информации.

В 30-х годах ХХ века  американский ученый Клод Шеннон предложил связать количество информации, которое несет в себе некоторое сообщение, с вероятностью получения этого сообщения.

Вероятность p – количественная априорная (т.е. известная до проведения опыта) характеристика одного из исходов (событий) некоторого опыта. Измеряется в пределах от 0 до 1. Если заранее известны все исходы опыта, сумма их вероятностей равна 1, а сами исходы составляют полную группу событий. Если все исходы могут свершиться с одинаковой долей вероятности, они называются равновероятными.

  1. семантический. Учитывает целесообразность и полезность информации. Применяется при оценке эффективности получаемой информации и ее соответствия реальности.

Учитывает целесообразность и полезность информации. Применяется при оценке эффективности получаемой информации и ее соответствия реальности.

В рамках этого подхода рассмотрим такие меры, как целесообразность, полезность (учитывают прагматику информации) и истинность информации (учитывает семантику информации).
скачать


Смотрите также:
Информация. Основные понятия, определения. Понятие «информация»
195.62kb.
Информация. Основные понятия, определения. Понятие «информация»
733.63kb.
Основные понятия и определения информатики. Информация и её свойства. Классификация информации
27.38kb.
Операционная система ms-dos
33.95kb.
Ответы на вопросы к зачету по информатике 8 класс Понятие информации. Информация в природе, обществе, технике
1054.47kb.
Основы информационной грамотности 9 класс Многозначность понятия «информация»
16.91kb.
Задача на передачу информации. Ответ. Понятие информации. Информация в природе, обществе, технике
388.78kb.
Понятие информационных систем
83.2kb.
Тематическое планирование По Информатике и икт на 2009-2010 учебный год для 6 В,Б класс
44.13kb.
Урок информация в природе, обществе и технике. Что такое информация?
525.77kb.
Темы вынесенные на экзамен
19.38kb.
Лекция Основные понятия и определения
156.93kb.