Главная стр 1
скачать
Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях для повышения качества образования

Хмелевская Анна Семеновна, annasch31@rambler.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №31»

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние годы компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли в образовательный процесс. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения, повышения качества образования. Мотивом использования Интернет - ресурсов школьниками: конечно же, является получение информации по многим темам, постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам. Кроме того, очень привлекает школьников перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками. Все сказанное — замечательно, но как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов? В первую очередь определим выгоду использования ресурсов Интернет в школах: доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков); доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей); регулярный характер содействия обучению; совершенствование общения и интеллектуального обмена; обеспечение существующим мировым опытом и навыками; интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент). Возникает другие вопросы: что определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов? Это доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках, сотрудничество с людьми из разных регионов и всего мира, обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами экспертами в других регионах России.

Что нам предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

Это уроки в режиме on-line, ресурсы для учителей, ресурсы для школьников, проекты on-line. Каковы же позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе? Это обучение и работа в классе в командах, сотрудничество помогает в решении проблем, работа в школьных группах вне класса, формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта) и наконец, возрастание информационной грамотности учащихся. А для учителей: знакомство с профессиональной информацией, использование планов уроков, on-line курсов, Web-сайтов, обмен информацией с коллегами и специалистами - экспертами из других регионов, объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач. Все вышесказанное должно вас убедить в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении школьников.

Основа для создания урока с привлечением Интернет-ресурсов:

1. Использование текущих уроков педагогов. Традиционные планы своих уроков учителя применяют много лет. Надо воспользоваться возможностью обновления их содержания материалами из Интернет.

2. Персональные и коллективные урочные планы. Интегрированные уроки, авторские разработки, инновационные идеи только выиграют в наполнении и наберут силу и скорость для достижения конечной идеи, пополняя свое содержание образовательными ресурсами Интернет.

3. Изучение опыта и адаптация имеющихся в Сети планов Интернет - уроков других учителей для собственного использования.

Безусловно, достижение максимально эффективного сочетания имеющегося информационного педагогического ядра и образовательных Интернет-ресурсов требует большой подготовительной работы. В первую очередь, это поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту — желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность. Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо: 1. исследовать сайты по интересующей тематике; 2. предусмотреть возможность сотрудничества, совместной деятельности с другими классами и учителями-предметниками; 3. целесообразно ориентироваться на публикацию собственных материалов в Интернете; 4. организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернет.

Рекомендую педагогам, решившим использовать Интернет-ресурсы:

а) определить четкий перечень работ, которые будут делать ученики;

б) использовать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как Интернет – материалы;

в) использовать печатные материалы и поисковые инструменты on-line;

г) посмотреть некоторые уроки для примера, изучить имеющийся опыт.

Примерная схема моих действий такова: я планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет, для этого необходимо выбрать курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект; затем необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Web - ресурсов, с которыми обучающимся надо познакомиться, выполняя данное мною задание; после чего, я, объяснив определенную тему, даю задание школьникам (Для его выполнения детям необходимо обратиться к учительскому списку Web - ресурсов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп, возможна и индивидуальная работа ученика); далее школьники должны публично представить выполненные задания (общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу, объем и форму рассказа можно определить индивидуально); и наконец

очень важным является отслеживание результатов эффективности обучения с привлечением Интернет-ресурсов, мониторинг такой образовательной работы.

Кроме занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также, школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернете. Помимо активного использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности, информационное многообразие Сети может служить полем для реализации Интернет - проектов, причем можно участвовать в проектах разработанных вне вашей школы (так как подготовка такого проекта требует очень много свободного времени (а нам его всегда не хватает) и участия нескольких специалистов). В Сети существует достаточно много всевозможных Интернет - проектов по разным предметным направлениям, меня интересовали, конечно же, проекты по математике и информатике. Как пример приведу программирование. Ни секрет, что этот раздел информатики один из самых «трудных» для обучающихся. Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим регионам нашей страны, поэтому, считаю, что не привлечь обучающихся к дистанционному обучению просто преступление. Существует множество таких курсов (платных и бесплатных) которые помогут расширить знания по предмету, такие как «Олимпиадная информатика» для 8-9 классов (программирование) http://www.olympiads.ru/problems/8v03/index.shtml,
http://www.olympiads.ru/problems/9v-04/index.shtml (всего около 400 задач). Здесь вы найдете «Дистанционные семинары по подготовке к олимпиадам» и многое другое, что поможет вам в работе. Сайт Московского центра непрерывного математического образования предлагает проект «Задачи по информатике» http://www.problems.ru/inf/, где собраны задачи по разделам: «Знакомство с языком программирования», «Алгоритмы», «Математика», «Информатика (прочее)» (всего около 500 задач разного уровня, и на 1000 задач электронный задачник по программированию). Для ребят такое общение более интересно, чем сухие сборники задач по программированию или по математике.

Хочу заметить, что предлагаемые мною шаги по применению Интернет-ресурсов в обучении школьников реальны и достижимы и в наших, скудных условиях. Конечно, все это хлопотно, неизбежны ошибки (не ошибается тот, кто ни чего не делает…). Не каждый, даже самый прогрессивный педагог готов к таким переменам в своей школе, в своей педагогической деятельности. И тем не менее... Мы не замечаем того, что уже находится под рукой. Интернет как инструмент для реформирования и модернизации школьного образования готов к употреблению и использованию (причем уже давно).

Источники: 1. http://www.ioso.ru/distant/library/publication/razvitie.htm

2. «Теория и практика дистанционного обучения» Е.С. Полат – М., 2004



3. Воронина Т.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Информатика. – 2003г.
скачать


Смотрите также:
Использование Интернет-ресурсов в образовательных целях для повышения качества образования
58.14kb.
Председатель Совета трудового Директор маоу
370.42kb.
«Ресурсы сети Интернет для родителей» Электронный каталог
484.46kb.
Работы управления образования
459.6kb.
Учебный план для начальной школы на 2011-2012 учебный год разработан в целях повышения качества образования
121.95kb.
Постановление 16 мая 2012 г г. Армавир 31-5 об участии во Всероссийском интернет-конкурсе первичных профсоюзных организаций
11.61kb.
Полезные ресурсы
35.92kb.
Анализ работы мбу «Информационно-методический центр образовательных учреждений» Яшкинского муниципального района Непрерывное развитие профессионализма педагога как фактор повышения качества образования
992.95kb.
Использование Интернет-ресурсов на уроках химии
86.09kb.
Перечень электронных образовательных ресурсов Каталоги ресурсов для образования
273.94kb.
Использование цор в системе уроков музыки, как условие повышения качества образования
75.72kb.
Провести пробные экзамены для обучающихся 4-х, 7-х, 8-х классов с
166.37kb.