Главная | стр 1
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области
Харченко А.А, учитель технологии МОУ СОШ №1 Г. Алексеевки
2011 год
Раздел I. Информация об опыте.....................................................................3
Теоретическая база опыта..............................................................................7 Новизна опыта………………………………………………………………….10 Раздел II Технология описания опыта................................................................10
Результативность опыта................................................................................15 Библиографический список...........................................................................17 Приложения....................................................................................................19
Возникновение опыта связано с пониманием, что в наше время технология перешла в разряд не самой престижной науки. Это сложная наука, которая может заинтересовать не всех учащихся. Ее результаты труднодостижимы, а потому она не может дать мгновенный, головокружительный доход, обеспечить стремительную карьеру. В масштабах всей страны интерес к предмету падает. Поэтому от учителя зависит, с какой мотивацией будут приходить учащиеся на урок. Ведь даже самое очень развитое общество не может состоять из одних экономистов и программистов. Не менее значимы для страны инженерно – технические кадры. Уроки технологии профессионально ориентированы именно на техническую и технологическую составляющую развития промышленности и сельского хозяйства страны. Каждый учитель должен идти в ногу со временем и нельзя не замечать огромную роль технологичности в каждой отрасли хозяйства. Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня обучаемости школьников, их умению самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать в процессе учебно-познавательной деятельности для чего необходимо искать ответы на те или иные вопросы. По результатам диагностики в группе оказалось только 12% учащихся, способных четко обосновывать свои действия в процессе решения учебной проблемы (творческий уровень), 64% учащихся группы находились на продуктивном уровне, 24% - на репродуктивном уровне. По классам это распределение произошло следующим образом:
Диаграмма уровня обучаемости обучающихся 5-8 классов сентябре 2009 года ![]() Таким образом, произошло расслоение в классах на несколько микрогрупп. Выявились лидеры, а также учащиеся, которые нуждаются в большей дозе педагогической поддержки даже на базовом уровне обучения. Необходимость создания условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся, творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности при обучении технологии всех учащихся класса привела к мысли о целесообразности использования проектного обучения на уроках. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этими изменениями программа учебного предмета «Технология» строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели. Поэтому в данную систему изложения программного материала хорошо вписывается выполнение проектов по завершению изучения каждого модуля либо в процессе изучения тем модуля. Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы. Все это находит отражение в рабочих программах по технологии. Таким образом, актуальность опыта заключается в том, что проектная деятельность на уроках технологии позволяет решить противоречие между жизненной необходимостью активизации мыслительной деятельности обучающихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеурочного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Преодоление первоначальной инертности ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры. Использование проектного метода обучения:
В условиях применения проектной технологии качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, она складывается из отдельных этапов:
Что дает ученику реализация проектов? Учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Указанные факторы значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности. Ведущая педагогическая идея опыта Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальным заказом общества. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой – недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность. При реализации проектного обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью школьника, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность детей, диагностирует развитие личности обучающихся. Юноши объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в проектную работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования. Среди форм организации учебной деятельности на уроке используются: самостоятельная работа по поиску материала для реализации проекта, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов. В основу обучения положен проектный подход, способствующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых общетрудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой. Использование проектного метода обучения позволит:
2. Актуализировать знания и умения; 3. Изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы; 4. Выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме; 5. Организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы. Таким образом, проектное обучение на уроках технологии является средством активизации мыслительной деятельности обучающихся Длительность работы над опытом Работа по использование проектного обучения на уроках технологии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2009 года по сентябрь 2011года. Диапазон опыта Диапазон опыта представлен методическими разработками уроков и организаций внеклассной работы по формированию познавательной активности и мыслительной деятельности школьников с помощью проектного обучения. Теоретическая база опыта Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-З0-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально ею называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании. Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, использовавшая проектные методы в практике преподавания. При Советской власти, эти идеи широко внедрялись в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году метод проектов был осужден и забыт. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работа над проектом даёт возможность учащимся приобретать навыки и умения, позволяющие им легче адаптироваться в новых жизненных условиях после окончания школы, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы. Четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах: • развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления; • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; • решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области; • представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению; • сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»). Алгоритм разработки проекта:
Основные характеристики проекта:
Таким образом, из вышеперечисленных характеристик видно, что проектная деятельность на уроке – это эффективный способ достичь желаемого результата. Существуют определенные правила успешности проектной деятельности 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. 2. Команды не соревнуются (в случае, если реализуются несколько проектов). 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание . 4. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе. 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. В исследовательских проектах много положительных аспектов. По мнению ряда исследователей метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах управления. Новизна опыта Изучение учебного материала программы по технологии построено по блочно-модульной схеме, что обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Данный опыт может быть применен уроках и во внеурочное время при организации кружковой работы. Для реализации проектного обучения нет возрастных ограничений, ограничений в использовании учебно-методического комплекса на уроке, уровня обучения (базовый или профильный). Опыт может быть успешно использован любым педагогом с разным опытом работы. Раздел II. Технология описания опыта Постановка целей и задач педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках технологии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности. Достижению этих целей служит решение задач:
Организация учебно-воспитательного процесса Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и технологии, ориентированы на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной школе. И это очень важно, т.к. именно в процессе правильной организованной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов, реализация проекта и презентация проекта широкому кругу участников образовательного процесса. Вся эта поэтапная деятельность приучает школьников самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – проекты. Уроки учитель строит по следующей структуре учебной деятельности: 1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования. 2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения. 3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания. К ним относятся:
Принципы, которыми руководствуется учитель при обучении.
В процесс реализации проекта все учащихся включаются в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. При этом обеспечивается интегративная основа обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности используется самостоятельная исследовательская работа на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов. При этом используются три основные формы организации учащихся:
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям на практике применяются следующие методы обучения: 1. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи. 2. Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления. 3. Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования. 4. Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. Выполнение проектов совмещается с предварительным поиском обучающимися необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов. Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которая реализуется на уроках - проектах. Для этого учитель использует различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Под словесной наглядностью понимается яркая, образная, живая речь, вызывающая у учащихся конкретные представления. Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
Таким образом, учитель формирует у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Необходимо отметить, что положительный результат от использования проектной деятельности на уроке можно достичь в случае совпадения мотивации учителя и учеников на достижение конечного результата. Тогда распределение участников образовательного процесса на учителя и ученика станут условными, т.к. они станут партнерами. Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, используя для этого возможности ИНТЕРНЕТа, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков. Проектная деятельность учащихся во внеурочное время состоит также из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученики должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедение”, дети вплотную приближаются к химии, “машиноведение” – к физике; при подсчете предварительной и полной себестоимости изделия затрагиваются экономические знания; делая экологическое обоснование, школьники знакомятся с экологией; разрабатывая рекламу, проводят маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта. К проектной деятельности учащихся учитель привлекает в 5 классе, когда у большинства из них не сформировано представление о предмете технология и её месте среди школьных дисциплин. Работу педагог начинает с обучения простым приемам и способам работы на токарном станке по дереву (Приложение №3 «План – конспект урока «Работа на токарном станке по дереву, 5 класс»), а затем приступает к проектированию и реализации краткосрочных проектов, рассчитанных на 1 – 2 урока. На этих уроках учитель совместно с учениками рассматривает все этапы составления и реализации проекта, начиная с технологической карты (Приложение №4 «Технологическая карта изготовления скалки»). При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки (Приложение №5 «Измерение штангенциркулем»). Немало важная часть проекта – это его представление. В настоящее время возможности информационных технологий и компетенция современных учеников в этой области позволяют делать это в виде мультимедийной презентации, видиофильма. Для создания презентации, фильма учащиеся фиксируют основные этапы работы с помощью видеокамер, фотоаппаратов. Кроме этого необходимо научить ребят держаться перед аудиторией, правильно отвечать на вопросы, находить выход из трудных ситуаций, которые могут создаться при выступлении (Приложение №6 проект «Горелка газовая»). Итак, проектная деятельность учащихся – это неотъемлемая часть современного образования, которая открывает перед ними широкие возможности приобрести умения находить интересные виды деятельности, исследовать условия практической деятельности, осуществлять деятельность на практике, оценивать полученные результаты, делать выводы. Как писал С.Т. Шацкий в книге воспоминаний «Годы исканий»: «Дети гораздо, серьёзнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, поменьше готового, пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса». Тему проекта ученик может выбирать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности только приветствуется, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п. О дате защиты проектов сообщается заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. До учеников эти сведения доводятся на первом занятии по выполнению творческого проекта. Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов, можно пригласить девочек – одноклассниц, если в школе осуществляется деление на группы девочек и мальчиков для обучения технологии) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:
После выступления присутствующие задают вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации. Раздел III. Результативность опыта Критерием результативности опыта является то, что:
Диаграмма фактического уровня обученности учащихся 5- 8 классов после применения метода проектного обучения: ![]()
В результате проделанной работы:
Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, автор считает, что реализация проектного метода в обучении технологии обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося. Библиографический список для учителя 1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с. 2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126. 3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55. 4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24. 5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67. 6. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115. 7. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25. 8. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52. 9. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27. 10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Библиографический список для ученика 1. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997 2. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923. 3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989. 4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с. 5. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991. 6. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни.— Пущино, 1991. 7. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с франц.— М., 1994. 8. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2001. 9. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. 11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001. 12. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004. 13. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф. 14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
Смотрите также: Использование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
307.55kb.
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся
263.69kb.
Игровая деятельность на уроках иностранного языка как средство формирования познавательной активности у учащихся. Глава 1 Использование игрового метода обучения при обучении иностранным языкам
185.48kb.
Использование проектного метода на уроках музыки
63.29kb.
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
114.04kb.
Использование системно-деятельностного подхода в преподавании математики на средней ступени обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся
174.97kb.
«Активизация познавательной активности и использование икт технологии на уроках географии»
163.68kb.
Республиканская научно-практическая конференция «Трансформация образования в условиях информационного общества»
55.31kb.
Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения
70.12kb.
Использование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся Выступление Мартыновой Т. В., учителя географии моу
181.5kb.
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения
249.69kb.
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр. Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы 62.36kb.
|