Главная стр 1
скачать
МОХОВА Е.П.

старший преподаватель кафедры методики

преподавания иностранных языков МГОГИ

«Использование проектной методики для формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка

на разных этапах обучения».

Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

Все эти обстоятельства ведут к необходимости как можно раньше приобщать ребенка к иностранному языку не только как к средству общения, но и как к средству познания другой национальной культуры. Это позволит учащемуся сравнить культуру своей страны с культурой изучаемого языка, а также расширить его возможности для участия в межкультурной коммуникации.

Формирование межкультурной компетенции является одной из основных целей обучения иностранному языку, так как недостаточно просто познакомить ученика с реалиями страны изучаемого языка. Необходимо сформировать личность способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения.

Во время работы с проектом происходит активная устная практика для каждого ученика, ученикам предоставляется возможности мыслить и рассуждать, учащиеся включаются в активный диалог культур.

Обучение межкультурной коммуникации находит своё отражение в программных документах.

Согласно «Требованиям к результатам освоения основных общеобразовательных программ» Федерального Государственного образовательного Стандарта предметные результаты обучения иностранному языку включают: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка, знакомство с жизнью зарубежных сверстников, знакомство с детским фольклором и детской художественной литературой. Учащихся средней школы необходимо обучать письменному и речевому этикету, умению представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Учащимся старшей школы требуется увеличить объем знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, совершенствовать умение строить свое речевое и неречевое поведение, сформировать умения выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.

Методику применения метода проектов для формирования межкультурной компетенции можно проследить на примере УМК российских авторов.

В УМК "Enjoy English" под редакцией Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н., Денисенко О.А. для младшей школы на заключительных этапах каждой четверти учащимся предлагается выполнить совместную работу “Project”. Например, создать свою книгу-азбуку, сделать необычную закладку-загадку и провести конкурс загадок.

В УМК "Enjoy English" для средней школы учащимся предлагается собрать информацию о выдающихся российских спортсменах, неоднократных победителях Олимпийских игр и выступить с сообщениями в форме радиопередачи, приготовить презентацию экскурсии по родному городу для зарубежных туристов. В средней школе преобладающими являются информационные групповые проекты.

В старшей школе внимание уделяется, как ролево-игровым проектам (поучаствовать в ролевой игре в качестве иностранного студента живущего в зарубежной семье), творческим (подготовить постер о влиянии английского языка на жизнь учащегося), так и информационным (написать биографию выдающегося человека).

В УМК "Spotlight" под редакцией Ваулиной Е.Ю., Д. Дули, Афанасьевой О. В. ученикам младших классов предлагается подготовить мини-проекты по теме модуля, описывающие некоторые стороны своей жизни (рассказать о своей комнате, нарисовать семейное дерево, сделать презентации одежды разных народов мира).

Каждый модуль УМК "Spotlight" для средней школы и старшей школы заканчивается секцией Culture Corner. В ней содержатся задания для создания проектов. Учащимся предлагается рассказать о системе образования в России, подготовить викторину о зарубежных странах, написать статью о родном городе для зарубежного веб-сайта, рассказать о традиционных костюмах в России.

Авторы УМК "Spotlight" предоставляют учащимся возможность рассказать об одежде подростков в России, рассказать о знаменитом памятнике, сделать брошюру о правилах поведения для иностранцев, написать статью о фестивале или о знаменитом музее.

Одной из особенностей данного УМК является то, что в старшем звене метод проектов объединён с технологией языкового портфеля. Материал, полученный в результате исследовательской работы, должен быть вложен в индивидуальный языковой портфель.



В УМК “New Millennium English” под редакцией Дворецкой О.Б., Казырбаевой Н.Ю Клименко В.В. в конце каждого юнита учащимся предлагается выполнить проект. Преобладающими типами проекта являются исследовательский (учащиеся должны подготовить доклад о Великобритании), творческий (спланировать поездку) и ролево-игровой (разыграть сценку в аэропорту). В таких проектах, где учащиеся должны подготовить доклад о Великобритании, создать альбом про США, спланировать поездку, можно наблюдать приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка. Формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения происходит в проектах, где необходимо создать зал славы, принять участие в соревновании на лучшую презентацию своего родного края или в соревновании на презентацию лучшей достопримечательности города.

Разработка и внедрение проектной методики позволит создать естественную среду для формирования межкультурной компетенции, поможет освоить новые способы деятельности на основе проектной методики, вывести образование за пределы школы.
скачать


Смотрите также:
Использование проектной методики для формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка
36.52kb.
Игра как средство развития речевой компетенции на примере программы кружка английского языка для учащихся 1 класса
464.1kb.
Использование песен на уроках английского языка как средство формирования социокультурной компетенции
116.91kb.
Использование аутентичных материалов на уроках английского языка как средства формирования иноязычной культурологической компетенции
66.29kb.
Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции
117.05kb.
Петрова Наталия Семёновна учитель английского языка
66.27kb.
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся»
128.94kb.
Моу «сош №64» Расширение образовательной среды как условие, обеспечивающее развитие межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся. Составители: Березникова Л. Т., учитель английского языка, Галкина Л. Р., учитель английского языка
68.7kb.
Speak English Технология сотрудничества на уроках английского языка
135.09kb.
Использование проектной методики в преподавании немецкого языка
70.24kb.
Использование словарей (в том числе и интерактивных приложений к ним на cd) на уроках английского языка в средней школе
81.87kb.
Деятельностный подход как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
69.48kb.