Главная стр 1
скачать

Глушкова Людмила Евгеньевна МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Нового Оскола


Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»


Использование системно-деятельностного подхода в преподавании математики на средней ступени обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Глушкова Людмила Евгеньевна учитель информатики и математики МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола

Новый Оскол

2012
Содержание:




Информация об опыте ……………………………………………….


3

Технология опыта …………………………………………………….8





Результативность опыта ……………………………………………..


12

Библиографический список ………………………………………….


14

Приложение к опыту …………………………………………………


15


Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

« Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу
Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен.

Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор темы: «Использование системно-деятельностного подхода в преподавании математики на средней ступени обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся».

Была проведена диагностика по существующей методике изучения познавательной активности школьников: Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

А1,А2, Аn – количество учеников в группе, X1,X2, Xn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока, К– всего учеников в классе.

Исследование проводилось среди учащихся 7Б класса, получен следующий результат:

Процент времени активности во время диагностики = (13*(100-10)/100 + 4*(100-50)/100 + 10*(100-0)/100) * 100 / 27= 51 %.

Данный опыт предлагает пути разрешения противоречий между высокими требованиями к ученику и снижением их активности.

Актуальность опыта.

Актуальность опыта заключается в организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятеьностного подхода с целью формирования у учащихся познавательной активности.

Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования В.В.Давыдова[5], А.В.Маргулиса[9], А.М.Матюшкина[12], Т.И.Шамовой [6] и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня познавательной деятельности школьников через её активизацию.

Работа над активизацией познавательной деятельности – формирует положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом Фридман, Кулагина [13,56]. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» Бондаревский В.Б.[2,45].



Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации познавательной деятельности, через использование системно- деятельностного подхода, который предусматривает использовать деятельность как средство, процессобучения преобразования и его результат. Ориентация ребенка не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.



Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007г по май 2011г. Методика работы по технологии проектного обучения отрабатывается пятый год. Работа над опытом ведется поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности учащихся, их умением добывать самостоятельно знания и использовать их в своей повседневной жизни до момента выявления результативности.

Работа по разрешению противоречий была разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатация) – сентябрь 2007 – ноябрь 2007 изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег, осознание специфики современного общего развития и анализ своей деятельности.

I этап - основной (формируюший)- декабрь 2007 – январь 2011 года. На формирующем этапе учитель использовал различные методы и приёмы для формирования исследовательских навыков младших школьников.

III этап – заключительный (контроль) – декабрь 2010-май 2011г.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию познавательной активности на уроках.



Теоретическая база опыта.

Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности.

Еще в 1972 г. философы отмечали: «Системно-структурный подход к изучаемым объектам в настоящее время приобретает (если еще не приобрел) статус общенаучного принципа: во всех специальных науках, в меру их развитости и внутренних потребностей, используется системный подход» (B.C. Тюхтин[ 9,45]).

На современном этапе развития науки теоретические разработки системного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном «системном движении», имеющем ряд направлений. Само понятие «система» возникло в глубокой древности, долгое время оставаясь, несмотря на широкое употребление, категорией теоретически неразработанной. «Слово «systema» на греческом языке означает «составление» и отражает тот простой опыт, что вещи не являются аморфными, нерасчлененными и при ближайшем рассмотрении оказываются «составленными» из «частей», которые можно расчленить» Леске М., Редлов Е.С. [10,25.].

С точки зрения практики еще более древним, чем понятие «система», является сам системный подход - он ровесник человеческого общества. Первобытный человек, когда мастерил каменный топор или лук, уже действовал системно. Однако он не осознавал системности своих действий, и в этом суть вопроса. И сейчас имеется обширный класс задач, решение которых не требует знания теории системного подхода, но такого знания требует современная общественная практика в целом. Поэтому с теоретической точки зрения, в плане сознательного использования алгоритма системного подхода, он, конечно, молод.

Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин,)[4], известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, В.В.Репкин и др.)[1]. Разработка общепсихологической теории деятельности, начатая отечественными психологами (среди которых важнейшая роль принадлежит А.Н.Леонтьеву [8].

Как указывал В.В.Давыдов[4], "представление о т.н. деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания и личности человека …выражает некоторую общую направленность в подходе к человеку на основе использования различных моментов в понятии деятельности". В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. В XIX в. ещё в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Г.В.Ф.Гегель[3] описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: "деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".

Своеобразный "ренессанс" интереса к деятельностному подходу наблюдается в отечественной педагогике и педагогической психологии в последнее десятилетие. Особенно актуальной она стала в связи с введением новых образовательных стандартов.



Новизна опыта

Новизна опыта состоит в отборе наиболее эффективных способов формирования деятельностных навыков на уроках, в разработке системы занятий проблемного и деятельностного типа в доказательстве позитивного влияния разработанной системы на развитие познавательной активности учащихся.



Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт работы может использоваться учителями при организации образовательного процесса на основе принятых УМК.

-Макарычев Ю.Н., Дорофеев Г.В., Виленкин Н.Я. Алгебра. 7-9 классы, Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008, составитель Т.А.Бурмистрова . Атанасян Л.С.

-Погорелов А.В. ,Геометрия. 7-9, Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы, - М.Просвещение, 2008, составитель Т.А.Бурмистрова.

-Уровень обучения- базовый, профильный.

-Возрастные ограничения- среднее и старшее звено обучения.



Раздел II.

Технология опыта

Цель педагогического опыта: достижение высокого уровня развития познавательной активности у обучающихся на основе формирования деятельностных навыков на уроках.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:



  • выявить наиболее эффективные способы формирования деятельностных навыков на уроках, разработать систему занятий проблемного характера;

  • проверить на практике позитивное влияние разработанной системы учебно-исследовательских упражнений на развитие познавательной активности школьников

  • познакомиться с методикой системно-деятельностного обучения

  • использовать ее в своей педагогической деятельности, преломив на существующие УМК по предмету.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средста учебной работы. Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся перед учениками, и их знаниями, умениями, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

учебное содержание, формы, методы, приемы обучения.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, автор сделал вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения:урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-лекция; урок-консультация; интегрированные уроки.

Урок-лекция. (Приложение 1)

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые отвечает учитель или привлекает учащихся. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого готовятся индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах развивается самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение. (Приложение 5)

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена (Приложение 2)

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса используются быстрые математические диктанты. Используются элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Информационные технологии. (Приложение 3)

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания. (Приложение 4)

Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.



Раздел III.

Результативность

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Анализ изменения качества знаний за период, охваченный данным опытом.

2008-2009 учебный год



Предмет

Класс

Количество учаихся

«5»

«4»

«3»

КЗ

Алгебра



26

9

11

6

77

Геометрия



26

11

11

4

85

2009-2010 учебный год

Предмет

Класс

Количество учаихся

«5»

«4»

«3»

КЗ

Алгебра



27

11

13

3

89

Геометрия



27

11

13

3

89

2010-2011 учебный год

Предмет

Класс

Количество учаихся

«5»

«4»

«3»

КЗ

Алгебра



27

12

11

3

85

Геометрия



27

11

10

5

81

Диаграмма, отражающая изменение качества знаний : качество знаний по алгебре возросло в 2010-2011 учебном году по сравнению с 2009-2010 учебным годом на 11% (89%-77%) и в 2010 -2011 году оставалось примерно на том же уровне -85%. Качество знаний по геометрии возросло в 2010-2011 учебном году по сравнению с 2009-2010 учебным годом на 4% (89%-85%).

Процент времени активности во время эксперимента = = (13*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 13*(100-0)/100) * 100 / 27= 59 %.

В результате процент активности учаихся на уроке повысился с 51% до 59%, на 8%.

Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.



Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных олимпиад.

Библиографический список:


  1. А.Б.Воронцов, В.В.Репкин и др. Деятельностный аспект процесса обучения/ А.Б.Воронцов, В.В.Репкин и др.// Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15.

  2. Бондаревский В.Б. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / Бондаревский В.Б. И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. – С 54.

  3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Гегель, Г. В. Ф., Соч.: в 14 т. Т. 8. — М.; Л.: Соцэкгиз. — С. 30

  4. Деятельностный метод в школе. В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин, Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. В.В.Давыдова Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Т.И.Шамова Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  7. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  8. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

  9. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. А.В.Маргулис, B.C. Тюхтин Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  10. Е.С. Редлов , М. Леске Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Редлов, М. Леске - М.: ACADEMA, 2003. - 260 с.

  11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, в 2-х томах/ В.Г. Бочарова, К. Я. Вазина, А.М. Кушнир, О. Г. Левина и др. - М.: НИИ школьных технологий образования, 2006. – 816 с.

  12. Системно-деятельностный подход в обучении. А.М.Матюшкина Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  13. Фридман, Кулагина Дидактические принципы развивающего обучения/ . - М.: Школа, 2006. – 220 с.

Приложение

  1. Приложение №1 – кокспект урока -лекции

  2. Приложение №2 – урок-турнир по математике

  3. Приложение №3 –урок математики с применением информационных технологий.

  4. Приложение №4 – пример тестовых заданий

  5. Приложение №5 – урок-практикум

  6. Приложение №6 – творческие работы детей




скачать


Смотрите также:
Использование системно-деятельностного подхода в преподавании математики на средней ступени обучения как средства активизации познавательной деятельности учащихся
174.97kb.
«Проектирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода обучения»
319.11kb.
Выступление на педагогическом совете. Развитие рефлексии, самооценки, самоанализа через использование системно-деятельностного подхода в обучении младшего школьника. Авилкина И. В. учитель начальных классов
106.79kb.
Использование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
307.55kb.
Семинаре по теме «Деятельностные технологии на уроке»
53.12kb.
Психолого-педагогический семинар. Психологические основы активизации познавательной деятельности учащихся
54.53kb.
«Применение личностно-ориентированного подхода, как средства формирования у учащихся 5-6 классов устойчивой мотивации к изучению математики»
52.64kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
220.76kb.
Системно-деятельностный подход в обучении.
69.2kb.
Актуальная проблема – реализация системно-деятельностного подхода на разных этапах обучения
49.92kb.
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
701.82kb.
Начальное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-3 классы)
422.19kb.