Главная стр 1
скачать
Оглавление

Введение.


I. Общая характеристика водных ресурсов родного края.

II. Гидрологическое исследование реки Берёзовки.

III. Режим питания реки, взаимодействие реки с атмосферой и сушей

в результате движения воздуха.

IV. Флора и фауна реки Берёзовки.

V. Исследование реки по органолептическим и химическим

показателям.

VI. Эффективные методы по улучшению экологического

состояния реки.

Заключение.


Аннотация

Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной. Реки играют огромную роль в жизни всех людей, населяющих планету. Издавна люди использовали воду рек в своих целях. Реки использовали для орошения земель, для перевозки грузов.

Мы решили исследовать нашу реку Берёзовку. Много материала нашли в музее, говорили со старожилами села Нащёкино, ходили на экскурсии и в походы. Проведя исследование, выяснили, где исток реки (начало русла) и устье (место, где река впадает в море или заканчивает свою «жизнь»).

Нас всегда интересовал вопрос: откуда в реке берется вода, почему она не заканчивается? После различных исследований и наблюдений, изучения соответствующей литературы, мы установили, что «питаются» реки различными путями. Основным «поставщиком» реки, конечно же, является атмосфера. Дожди, снег, туманы, роса — все источники влаги на поверхности суши. Образовавшаяся вода собирается в ручейки, небольшие речки и стекает по уклонам поверхности в большие реки. Хотя из атмосферы реки получают основную часть «питания», важным источником также являются подземные воды, которые поступают в реку из недр Земли.

По своему характеру реки очень разнообразны. Их можно разделить на два главных типа: реки равнинные и горные. Равнинные реки полноводные, их течение спокойное. Мы выяснили, что наша река Берёзовка является равнинной. Флора и фауна реки разнообразны и богаты. Поэтому мы должны сохранить этот удивительный мир природы.

Проект «Течёт река Берёзовка» состоит из 25 страниц, 8 приложений с фотографиями, 10 литературных источников.

Введение.



Цель проекта: исследование происхождения вод реки Берёзовки, температурного режима, особенностей её природы; сохранение экосистемы в экологически чистом состоянии.

Задачи проекта:



  1. Теоретически исследовать общую характеристику водных ресурсов родного края.

  2. Провести исследование реки Берёзовки.

  3. Режим питания реки, взаимодействия реки с атмосферой и сушей в результате движения воздуха.

  4. Углубить знания о распределении живых организмов в реке.

  5. Предложить эффективные методы по улучшению экологического

состояния реки.

  1. Пробуждение интереса к природе родного края.

Воронежская область отличается малой водообеспеченностью. Это относится как к поверхностным, так и к подземным водам. Поверхностные воды – это естественные водоёмы: реки, озёра и искусственные водоёмы: пруды и водохранилища.

Село Нащёкино – маленький уголок необъятной Росси и неотъемлемой частью его является наша река Берёзовка. Река с древних времён считалась источником жизни, символом величия и красоты. В настоящее время, к сожалению, хозяйственная деятельность человека отрицательно сказывается на состоянии рек. Мы, учащиеся нашей школы, решили взять под защиту реку Берёзовку, протекающую по территории села Нащёкино. Без неё невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека, она способствует формированию климата, помогает восстанавливать наши силы, но бесконтрольное сбрасывание отходов в реку приводит к её загрязнению. Что же мы можем и должны сделать, чтобы наша река жила и с каждым годом вода в ней оставалась чистой, студёной? В школе была создана рабочая группа из учащихся 5-7 классов (юных экологов), которые вели исследование реки Берёзовки в соответствии с намеченным планом: 5 класс – растительный и животный мир реки, 6 класс – гидрологическое исследование, 7 класс – экологическое состояние реки. Данные исследований отражены в настоящем проекте «Течёт река Берёзовка».

Методы исследования:


  • поисковый,

  • исследовательский,

  • аналитический,

  • сравнительный,

  • социологический.

Объект исследования: река Берёзовка.

Вопросы, направляющие проект. Проблемные вопросы:


  • Почему реку зовут Берёзовкой?

  • Что было, когда нас не было?

  • Откуда в речке вода?

  • От чего зависит скорость течения реки?

  • Обитаема ли речка?

  • Как нам помочь речке?

Учебные вопросы:

  • Где находится исток Берёзовки? Куда впадает Берёзовка?

  • Как измерить глубину реки?

  • Как измерить скорость течения реки?

  • Каков растительный и животный мир реки?

  • Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?

I. Общая характеристика водных ресурсов родного края.

Река, пруды, родники являются важной составной частью всего природного комплекса нашего края.

Наша река Берёзовка типично равнинная. Она характеризуется небольшими уклонами русла, извилистостью его, медленным и спокойным течением, чередованием перекатов и мелей. Река, извиваясь по широким поймам, образует заводи – небольшие заливы с очень медленным течением.

На территории нашей местности насчитывается шесть прудов. Большое количество прудов объясняется благоприятными природными условиями, рельефом, наличием лесных полос, которые сокращают испарение воды и замедляют заиление водоёмов. Все пруды расположены близ населённых пунктов. Эти пруды имеют исключительно большое значение для водопоя скота, нагула водоплавающей птицы, рыболовства.

Родники – основной источник питания нашей реки Берёзовки и прудов. И именно родник является истоком реки Берёзовки. Мы установили, что исток реки Берёзовки находится близ села Криуши.

Впадает наша река в реку Икорец, река Икорец – в Дон, а Дон – в Чёрное море. Протекает Берёзовка в Аннинском и Бобровском районах Воронежской области. Название связано с насаждениями берёз в долине реки.

В школьном музее мы нашли информацию о том, что именно река привлекла первых поселенцев села Нащёкино. «Хутор Нащёкино» возник первоначально на левом высоком берегу реки Берёзовки. Сейчас это место называют улицей Заречной. Постепенно хутор разрастался, стал деревней, крестьяне «перешагнули» через речку и обжили пологий правый берег. (Приложение 1 )

II. Гидрологическое исследование реки Берёзовки.

Река Берёзовка течёт плавно и спокойно с северо-востока на юг по широкой долине. Измерение скорости течения проводилось с помощью поплавка, так как данное измерение является наиболее простым способом. Поплавки используют для приближенного измерения. В результате исследования было установлено, что течение зависит от уклона реки и от рельефа. Чем больше уклон, тем скорость течения выше - 0,6 м/мин. Чем меньше уклон, тем скорость течения ниже - 0,2 м/мин. (Приложение 2)

Измерение глубины реки Берёзовка производилось с помощью измерительной линейки. В районе замера глубина составляет 80 см (около берега). На середине реки замер производили с моста длинным шестом (глубина - 5 метров). (Приложение 3)

Левый берег реки круче правого. Измерения проводились с помощью прибора – нивелира. (Приложение 4)

Русло реки извилистое. Извилины реки то исчезают, то вновь возникают, змейкой уходя вдаль.

Пойма Берёзовки неширокая, от 5 до 50 метров. Измеряли её в зимнее время с помощью землемерного циркуля. (Приложение 5)


    1. Режим питания реки, взаимодействие реки с атмосферой и сушей в результате движения воздуха.

Река имеет смешанное питание с преобладанием снегового. На долю снегового питания приходится 60-70% годового стока. Грунтовое питание в годовом стоке составляет 25-30%, дождевое – 5-10%. Летом много влаги испаряется, а также поглощается растительностью. Поэтому самый высокий уровень вод в реке наблюдается в весенний период. Замерзает река в конце ноября – начале декабря.

Весной река вскрывается ото льда, иногда выходит из берегов и затопляет широкую низменную пойму. Уровень вешних вод в реке зависит от природных условий: мощности снежного покрова, быстроты таяния снега, растительности, рельефа, а также состояния почвы под снегом. Половодье начинается в разное время: в период с 30 марта по 5 апреля. Для реки характерна сезонность стока. Наименьший сток наблюдается зимой и летом, наибольший – в половодье. Спад уровня воды в Берёзовке начинается с весны и продолжается до самой осени, и только иногда после сильного ливня можно наблюдать повышение уровня воды. Нагревание и охлаждение воды в реке происходит под влиянием теплообмена, совершающегося между массой воды и окружающей ее средой. Процесс обмена теплом водной массы с окружающей средой происходит по границе раздела воды с атмосферой и грунтами. Процесс теплообмена существенно изменяется в течение суток, а также зависит от времени года, изменений метеорологических условий и высоты солнца. В соответствии с изменением теплового потока и ход температуры воды имеет периодический характер. Днем, весной и летом преобладает возрастание температуры, ночью, осенью и зимой - уменьшение. Лето 2010 года было аномально жарким, что привело к обмелению реки. В некоторых местах русло реки стало уже на 1,5 – 2 метра.

Вода Берёзовки используется для орошения садов и огородов, для полива пойменных земель. Река пригодна для рыболовства.

IV. Флора и фауна реки Берёзовка.

Большим разнообразием отличаются растительный и животный мир нашей реки. Уже весной пойменные луга покрываются сочными, а на низких местах высокими травами. Среди них много ценных кормовых злаков: лисохвост луговой, овсяница луговая, тимофеевка, пырей ползучий, костёр безостый. Там и тут разбросано цветистое разнотравие: клевер луговой, горошек мышиный, лютики. Местами берега усиленно зарастают рогозом, камышом, осокой. На поверхности воды можно встретить кубышки. (Приложение 6)

Очень богато птичье население берегов реки. Водятся кряква, чирки, серые утки. В камышовых зарослях селятся: большая выпь, серый журавль, серая цапля. Из пресмыкающихся в прибрежьях можно встретить ужа. В реке водятся многочисленные виды рыб: щука, сазан, карась, линь, окунь, плотва, краснопёрка, ёрш. (Приложение 7)

Среди зверей встречаются бобр, выхухоль, водяная крыса и хорь. (Приложение 8)

Природа нашей реки – это не бездонная кладовая, из которой можно бесконечно брать богатства. Мы должны проявить заботу о растительном и животном мире Берёзовки. А так как главное место в экосистеме занимает вода, то начать нужно именно с её охраны.


V. Исследование реки по органолептическим и химическим показателям.

Проблема чистой пресной воды очень актуальна в наше время. Река загрязняется бытовыми стоками, ядохимикатами, удобрениями, органикой. Юные экологи заинтересовались данной проблемой и провели мониторинг водных ресурсов реки Берёзовки.

Изучив соответствующую литературу, было решено провести исследование воды по следующим показателям:



  • органолептические показатели воды:

  • цвет (окраска),

  • прозрачность,

  • запах,

  • химические показатели воды:

  • жесткость воды,

  • аммиак и нитриты,

  • хлориды,

  • сульфаты.

Органолептические показатели воды:

Запах.


Химически чистая дистиллированная вода лишена вкуса и запаха. Однако в природе такая вода не встречается - она всегда содержит в своем составе растворенные вещества - органические или минеральные. В зависимости от состава и концентрации примесей вода начинает принимать тот или иной привкус или запах. Причины появления запаха у воды могут быть самыми разными. Запах измеряется без помощи каких-либо приборов. Интенсивность запаха воды определили экспертным путем (путём фильтрации) и обнаружили присутствие в воде биологических частиц - гниющих растений, плесневых грибков; рассматривали капли речной воды в микроскоп и определили наличие простейших (особенно заметны железистые бактерии). Сильно ухудшает запах воды антропогенное загрязнение - например, попадание в воду пестицидов, промышленных и бытовых отходов.

Прозрачность и цвет.

Вода в реке Берёзовке мутная. Мутность воды вызвана присутствием взвесей органического и неорганического происхождения. Взвешенные вещества попадают в воду в результате смыва твердых частичек (глины, песка, ила) верхнего покрова земли дождями или талыми водами во время сезонных паводков, а также в результате размыва русла рек. Мы рассматривали воду, взятую из колодца и из реки. Мутность речной воды значительно выше, чем мутность вод подземных. Мы брали пробы речной воды в конце декабря (из рыболовной лунки) и сравнили с данными исследования воды, которую брали из реки в середине апреля и в начале сентября. Наименьшая мутность реки наблюдается зимой, наибольшая - весной в период паводков и летом, в период дождей и развития мельчайших живых организмов и водорослей, плавающих в воде. За селом на северо-востоке русло реки очень узкое (2 м), рядом находится плотина и скорость течении реки больше. Вода здесь прозрачная, видно дно, можно наблюдать мелких речных животных. Таким образом, мы выяснили, что в проточной воде мутность меньше.

Химические показатели воды. Жесткость воды

Изучив специальную литературу, мы узнали, что жесткость воды – связывают с содержанием в ней растворенных солей кальция и магния. Суммарное содержание этих солей называют общей жесткостью. При кипячении воды гидрокарбонаты переходят в карбонаты и выпадают в осадок. Жесткость воды формируется в результате растворения горных пород, содержащих кальций и магний. Преобладает кальциевая жесткость, обусловленная растворением известняка и мела.

Анализ воды на жесткость мы проводили путём кипячения речной воды, взятой из разных участков реки.  Именно жесткость речной воды вызывала образование накипи в устройстве кипячения воды. 

Согласно нашим исследованиям выявлены основные загрязнители воды: свалки, стоки с животноводческих ферм, выпас скота. Ещё в результате опроса местных жителей юные экологи узнали, что на левом берегу реки Берёзовки находилось хранилище минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфорных (с 1965 по 1985 г.). До сих пор в весеннее время с талой водой в реку попадают остатки химических удобрений. Основными химическими загрязнителями являются: аммиак, нитриты, хлориды, сульфаты. Жители улицы Заречной возили воду на анализ в лабораторию. Анализ показал превышенное содержание в воде химических загрязнителей.

Изучив соответствующую литературу, мы выяснили, что данные удобрения в количестве, превышающим определённую норму, вредны для человека, а также растительного и животного мира. Интенсивное использование минеральных удобрений приводит к загрязнению подпочвенных вод, реки – удобрения вымываются из почвы, выщелачиваясь и превращаясь во вредные соединения – нитриты, хлориды, сульфаты.

На основе проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы:


  • По органолептическим показателям природная вода, взятая из реки, отвечает нормативам. Исключение составляет интенсивность и характер запаха в некоторых местах.

  • По химическим показателям вода не соответствует санитарным нормам.

Эффектвные методы по улучшению экологического состояния реки.

На основе проведенного исследования и сделанных нами выводов мы решили разработать план по реализации последовательных действий, направленных на улучшение экосистемы реки и развитию экологической грамотности населения, в который включили:



  • проведение бесед со школьниками,

  • выпуск школьной газеты «Экологической вестник»,

  • вести разъяснительные работы среди населения,

  • уборка мусора по берегам рек и прудов,

  • чистка и благоустройство родников,

  • посадка деревьев и кустарников в зоне реки для укрепления берегов и частичного извлечения минеральных солей, а также задержания эрозированной почвы и химических препаратов.

Река – одно из самых больших богатств нашего села. Неоценимо велико значение реки в природном ландшафте, в народном хозяйстве. Река участвует в круговороте воды в природе, смягчает климат, оживляют ландшафт. Трудно переоценить значение реки в жизни человека. Она – источник водоснабжения различных отраслей сельского хозяйства; она питает живительной влагой поля и сады, обеспечивая высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Велика роль реки в рыбном хозяйстве. Она же – основной объект рекреации.
скачать


Смотрите также:
Исследование реки Берёзовки. III. Режим питания реки, взаимодействие реки с атмосферой и сушей в результате движения воздуха
113.54kb.
Урок формирования новых знаний Цель урока: формирование у обучающихся целостного представления о реках как природных объектах
41.54kb.
Разнообразие внутренних вод России. Реки
48.82kb.
Сложение и вычитание десятичных дробей
25.13kb.
Учитель географии моу«сош с. Новорепное» Фугарова О. М.» «Реки как источник народной мудрости.»
76.6kb.
Физико-географическая характеристика р. Миасс
108.17kb.
Реки Красноярского края. Особая роль реки Енисей
23.16kb.
Цели: формирование познавательной деятельности, учебной мотивации. Задачи
84.53kb.
«О, Волга, колыбель моя!»
120.81kb.
"Река и ее части. Характер реки"
66.53kb.
Цель урока: Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам,
58.41kb.
Город Ульяновск
71.84kb.