Главная стр 1
скачать


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МОУО г.Екатеринбурга

Образовательное учреждение № 142

Образовательная область «Филология»

Итоговая аттестация выпускников

по русскому языку

2006-2007 уч.г.

Составители:

Данилова О.А.

Чухарева Т.И.

Екатеринбург, 2007


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Экзаменационные материалы разработаны в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и «Методических рекомендаций по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений» - Екатеринбург: ИРРО, 2006. Разработчик: Т.А. Долинина, и. о. зав. каф. лингвистики и коммуникативной культуры ИРРО.



I. Итоговая аттестация выпускников: нормативно-правовые и организационно-содержательные аспекты

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации является обязательной.

Итоговая аттестация выпускников проводится в виде устных и письменных экзаменов. Форму проведения обязательных экзаменов устанавливает Министерство образования РФ, экзаменов по выбору - образовательное учреждение.

К государственной (итоговой) аттестации допускаются учащиеся IX классов, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также учащиеся, имеющие одну неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету.

К государственной (итоговой) аттестации допускаются учащиеся XI (XII) классов, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения.

Итоговая аттестация проводится по материалам, соответствующим обязательному минимуму содержания образовательных программ, утвержденным Министерством образования Российской Федерации в 1999 г. (приказ № 56 от 30.06.1999 г.), требованиям государственного образовательного стандарта (федерального и национально-регионального компонентов).

Итоговая аттестация 2006-2007 года проходит в условиях, когда особую актуальность приобретает вопрос об изменении качества содержания образования. Выпускные экзамены могут рассматриваться как важнейший инструмент диагностики состояния системы школьного филологического образования.




    II. Формы итоговой аттестации по ОО «Филология»

Важнейшая задача итоговой аттестации на современном этапе - повышение объективности оценки уровня социальной компетентности выпускников образовательных учреждений Свердловской области и на этой основе повышение качества образования.

Различные формы итоговой аттестации рассчитаны на выявление уровня предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности выпускников.

Устные формы государственной (итоговой) аттестации

Итоговая аттестация выпускников IX, ХI классов по русскому языку проводится в форме ответа на вопросы билетов.

Экзаменационный материал для проведения экзаменов по русскому языку разработан общеобразовательным учреждением с учетом примерных билетов для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX и ХI(ХII) классов, разработанных Минобразованием Российской Федерации, которые составлены на основе обязательного минимума содержания образования.

Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов опубликованы в журнале «Вестник образования», №5,7 2006 г.

В предложенные формулировки вопросов внесены изменения в соответствии со скорректированными педагогами учебными программами.

Ответ по билету предполагает монологическое изложение содержания теоретических вопросов лингвистической и речеведческой направленности.

Устный ответ (в зависимости от типа вопроса) позволяет выявить качество лингвистической компетентности учащегося и зафиксировать его в виде одного из 4-х уровней*:


  • уровень фактографического воспроизведения освоенного содержания;

  • уровень применения освоенного содержания в знакомых, известных ситуациях,

  • уровень применения освоенного содержания в незнакомых ситуациях;

  • уровень познавательной самостоятельности и творческой активности.

В ходе итоговой аттестации выпускникам предлагаются различные типы вопросов, чтобы выявить умение учащихся рассматривать проблему и в рамках конкретного предмета, и в рамках образовательной области, и на метапредметном уровне.

Устная итоговая аттестация по русскому языку
Каждый билет по русскому языку в IX и XI классе состоит из теоретического и практического заданий. Ответы на вопросы билета позволяют проверить:

  • знания о языке и речи (знание необходимых и достаточных признаков языка и речеведческих понятий, знание правил правописания);

  • специальные учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил;

  • соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических);

  • орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • умения и навыки в различных видах речевой деятельности.

Первый вопрос билета – теоретический. Он проверяет лингвистическую подготовку учащихся в области языка и речи, а также уровень овладения умением создавать собственное устное высказывание на лингвистическую тему. Вопросы связаны с разными разделами школьного курса русского языка.

Второй вопрос билета на устном экзамене по русскому языку – практический. Он проверяет уровень практического владения учащимися русским языком и, как правило, предлагает многоаспектный анализ подобранного учителем текста по следующим параметрам:



  • композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем и т.п.);

  • стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

  • типологический анализ текста (определение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типов речи);

  • языковой анализ отдельных уровней текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический);

  • анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Ориентация устного экзамена на анализ текста поможет выявить не только степень овладения грамматическими и правописными умениями и навыками, способность обобщать и систематизировать изученный материал, но и уровень сформированности речевых умений и навыков: проводить речеведческий анализ текста, его содержания и строения; умение передавать в выразительном чтении понимание читаемого текста; умение строить устное монологическое и диалогическое высказывание.

В связи с этим предлагаемый для анализа текст сопровождается тремя группами заданий:

1) задания, связанные с речеведческим анализом текста;

2) задания, предусматривающие разные виды языкового анализа (фонетического, лексического и др.);

3) задания на проверку орфографической и пунктуационной грамотности выпускника.

При выполнении заданий экзаменующийся имеет право обращаться к разным словарям, если это предусмотрено в задании.

Для подготовки практических вопросов использованы пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена за курс основной школы. 9 кл.».Т.М. Пахнова - М.: Дрофа, 1999, «Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена за курс средней школы. 11 кл.».Т.М. Пахнова - М.: Дрофа, 1999.

Экзаменационный билет по русскому языку в XI классе состоит из трех вопросов. Первый вопрос направлен на проверку уровня лингвистической подготовки выпускников, способности в устном ответе продемонстрировать знание различных разделов школьного курса русского языка. Второй вопрос позволяет проверить знания изобразительно-выразительного потенциала языковых явлений. Отвечая на данный вопрос, выпускник должен показать не только понимание соответствующей термина, но и свою лингвистическую эрудицию, которая проявляется прежде всего в способности доказательно построить ответ, уместно используя примеры из художественных текстов по памяти или из тех книг, которыми учащиеся имеют право пользоваться на экзамене. Третий вопрос билета - лингвистический анализ небольшого по объему художественного текста (стихотворения или отрывка из прозаического произведения).

Выпускник должен продемонстрировать навыки выразительного чтения, способности оценить эстетическую, семиотическую, эмоционально-оценочную функцию языковых средств, используемых в художественном тексте.

Основные требования к устному ответу:

1. Полнота и глубина раскрытия темы.



2. Точность фактического материала.

3. Логичность и последовательность изложения

4. Самостоятельность, устойчивость и гибкость мышления.

5. Правильность речевого оформления: правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

7. Достаточная коммуникативная грамотность: корректное использование вербальных и невербальных средств общения в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение.

При оценке устного ответа ученика следует учитывать действующие требования:



Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «З» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Итоговая аттестация по русскому языку в IХ классе

(письменный экзамен)

Тексты изложений подбираются органами управления образованием субъектов Российской Федерации по «Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы» авторы Л.М. Рыбченкова и др. (издание 5-е и последующие, «Дрофа»).

Изложение как форма итоговой аттестации позволяет выявить прочность предметных знаний учащихся на уровне фактографического воспроизведения освоенной информации, умение применять освоенные алгоритмы в знакомых, известных ситуациях, а также действенность освоенных знаний и способность учащихся к поиску новых алгоритмов.

Учащиеся выбирают один из двух вариантов написания изложения (подробный пересказ, сжатый пересказ).

Подробный пересказ первичного текста позволяет выявить уровень понимания основной мысли и полноту понимания его содержания; умение последовательно излагать факты, сохранять микротемы, ведущий тип речи и стилистические особенности исходного текста.

Сжатый вариант изложения позволяет выявить уровень понимания основной мысли и основного содержания первичного текста, умение выделять главное и исключать второстепенное, обобщать, передавать информацию более кратко; последовательно, логично и связно строить высказывание, умение заменять синтаксические конструкции синонимичными.

Творческое задание к изложению позволяет выявить умение учащегося давать развернутый, аргументированный ответ на поставленный вопрос; способность этически корректно выражать личное отношение к проблеме, сформулированной в вопросе (поднятой автором текста), используя дополнительные факты жизненного или читательского опыта; умение логично, последовательно и связно строить собственный текст. Все виды работ позволяют выявить соответствие речи учащихся требованиям нормативности и правильности речи.


Основные требования к тексту ученического изложения (подробное изложение).


  1. Учащийся верно понимает основную мысль исходного текста.

  2. Точно и полно передает содержание текста.

  3. Сохраняет последовательность фактов и микротем.

  4. Фактические ошибки отсутствуют.

  5. Работа соответствует типу речи исходного текста.

  6. Сохраняются стилистические особенности исходного текста.

  7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.

Основные требования к сжатому варианту изложения

1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).

2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.

3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.

4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко.

5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.

6. Учащийся умеет заменять синтаксические конструкции синонимичными (например, однородные члены обобщающим словом).

7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.


Основные требования к творческой работе учащегося

  1. Созданный текст должен представлять собой развернутый, аргументированный ответ на поставленный вопрос.

  2. Учащийся демонстрирует понимание содержания первичного текста (если это требуется в задании).

  3. Этически корректно выражено личное отношение к проблеме, сформированной в вопросе (поднятой автором текста).

  4. Используются дополнительные факты жизненного или читательского опыта (если это требуется в задании).

  5. Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание.

  6. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.


Письменная итоговая аттестация по русскому языку и литературе

в ХI (ХII) классе

В соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников IХ и ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.03. №м 03-51-17 ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI(ХII) общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2006-2007 учебном году проводится в форме сочинения или изложения с творческим заданием.



Сочинение как форма письменной итоговой аттестации (ХI кл.)

Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения в 2007 году будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99г.)

Темы сочинений группируются в комплекты по 5 тем в каждом комплекте.

Каждый комплект формируется в соответствии со следующей структурой:



  1. Анализ стихотворения поэта XIX – XX века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX – XX века (эпизоды указаны).

  2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).

  3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

  4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).

  5. Тема, требующая анализа философских, нравственных, социально-общественных понятий (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Сочинение как форма итоговой аттестации позволяет выявить уровень предметной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих образованности выпускника.


Модель критериальной оценки сочинения на литературную тему




Показатели

1.

Предметная составляющая: эрудированность автора (уровень литературной образованности)

1.1.

Знание текста художественного произведения (хронотопа, коллизий, системы персонажей и др.)

1.2.

Знание социокультурного контекста произведения

1.3.

Владение литературоведческой терминологией

1.4.

Владение специальными навыками анализа художественного произведения

2.

Деятельностно-коммуникативная составляющая (уровень сформированности речевых и коммуникативных умений)

2.1

Сочинение отличается тематическим единством, основная мысль соотнесена с темой и сохранена на протяжении всего текста

2.2.

Композиция текста сочинения отражает логику раскрытия темы

2.3.

Текст сочинения отличается целеположенностью, т.е. обобщения различного уровня связаны между собой и нацелены на раскрытие основной мысли сочинения

2.4.

Выбранные языковые средства целесообразны (отражают позицию, отношение автора сочинения) и полностью отвечают нормам правильной и хорошей речи (точной, ясной, богатой, выразительной)

3.

Ценностно-ориентационная составляющая (уровень сформированности личностной позиции)

3.1.

Активное личностное отношение к осмыслению темы

3.2.

Мотивированность собственного отношения к событиям и героям анализируемого произведения

3.3.

Умение корректно выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами


Показатели оценивания сочинения в соотвествии с их типами
Общие показатели

  1. Знание текста художественного произведения (хронотопа, коллизий, персонажей и др.).

  2. Знание социокультурного контекста произведения.

  3. Владение литературоведческой терминологией, специальными навыками анализа художественного произведения. Понимание авторской концепции, проблематики.

  4. Соблюдение тематического единства текста-сочинения, соотнесение основной мысли с темой и сохранение его на протяжении всего текста.

  5. Отражение логики раскрытия темы в композиции текста сочинения, связь обобщений различного уровня между собой и их нацеленность на раскрытие основной мысли.

  6. Целесообразность выбранных языковых средств, их соответствие требованиям стилистической чистоты, точности, ясности, богатства, выразительности.

  7. Проявление активной личностной позиции в осмыслении темы, мотивированность и корректность выражения отношения к событиям, героям, к позиции автора анализируемого произведения.

  8. Грамотность (по действующим нормам оценки).

Дополнительные показатели оценивания сочинения

в соответствии с типом
Сочинение, раскрывающее образ одного героя

  • Понимание концепции образа (зачем создан образ, как он раскрывает идею произведения); природы конфликта, раскрываемого в произведении;

  • знание приемов создания образа героя (мастерство писателя).


Сочинение - сопоставительная характеристика

  • Выявление основного критерия сопоставления образов (критерий должен быть связан с проблематикой произведения и концепцией образов);

  • определение сходных и различных черт образов героев (портрет, речь, поступки, черты характера, мировоззрение, отношение автора, взаимоотношения с другими героями и т.д.) в зависимости от степени их выраженности в произведении.


Сочинение – характеристика группы образов

  • Выявление типичных черт, характеризующих группу образов;

  • понимание особенностей создания коллективного портрета и индивидуальных характеристик.


Сочинение, предполагающее рассмотрение проблемы

Тема – частная проблема

  • Умение анализировать произведение с точки зрения заданной проблемы, понимание роли проблемы в общем контексте произведения;

  • умение аргументировано доказывать высказанные положения.


Тема – общая проблема

  • Понимание концептуальной идеи произведения, причин появления данной проблемы, ее роли в общей системе творчества писателя;

  • умение аргументировано доказывать высказанные предположения.


Сквозная тема (проблема)

  • умение отобрать литературный материал и отделить логику развития темы в творчестве писателей;

  • умение аргументировано доказывать высказанные предположения.


Сочинение, предполагающее анализ эпического произведения

  • Понимание концептуальной идеи произведения, его основной проблематики и осуществление всех этапов анализа с учетом раскрытия идеи и проблематики;

  • умение аргументировано доказывать высказанные положения.


Сочинение, предполагающее анализ драматического произведения

  • Понимание сути конфликта и осуществление всех этапов анализа с учетом раскрытия этого конфликта;

  • умение аргументировано доказывать высказанные положения.



Сочинение, предполагающее анализ лирического произведения
Анализ одного лирического произведения

  • Анализ стихотворения в единстве содержания и формы;

  • интеллектуально-эмоциональное восприятие.


Анализ нескольких лирических произведений одного автора, связанных единой темой

  • Обоснование актуальности темы для творчества поэта и умение определить круг произведений, которые необходимо привлечь для анализа;

  • выделение основных аспектов развития темы в лирике поэта, их анализ.


Сквозная тема

  • Умение отобрать литературный материал и отследить логику развития темы в творчестве разных поэтов;

  • умение аргументировано доказывать сделанные умозаключения.


Сочинение, связанное с трактовкой литературоведческих понятий

  • Понимание функций литературоведческого понятия в произведении, особенно его роли в раскрытии идеи и проблематики;

  • понимание особенностей мастерства писателя.


Сочинение, предполагающее анализ эпизода

  • Место и роль эпизода в произведении;

  • осуществление всех этапов анализа с учетом влияния эпизода на раскрытие основной концептуальной идеи и проблематики произведения.



Изложение как форма итоговой аттестации (ХI кл.)
Экзаменационная работа по русскому языку и литературе может быть проведена в форме изложения (ХI кл.). В этом случае экзаменационная работа состоит из двух частей: изложения и творческого задания, требующего полного аргументированного ответа на поставленный вопрос.

Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения, указанного в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования», или фрагмент критической статьи, связанный с произведением, включенным в указанный минимум. Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Творческое задание к текстам первого варианта (эпизод) по форме представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного фрагмента, но и всего произведения. Творческое задание к тексту - фрагменту критической статьи позволит выпускнику высказать свою точку зрения по выдвинутым в нем проблемам, ответить на вопрос, связанный с художественным произведением.

Учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение.

Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленение в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, ученики проявляют важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы.

Изложение фрагмента художественного произведения или критической статьи позволяет выявить в качестве ведущей коммуникативно-речевую компетенцию школьников, так как представляет собой создание самостоятельного монологического высказывания ученика по поводу авторского текста. Уровень коммуникативно-речевой компетенции определяется совокупностью следующих компонентов учебной деятельности в процессе работы над изложением:


  1. Содержательный аспект.

    • Осознанность восприятия авторской речи (слушание): умение воспринимать содержание высказывания в соответствии с замыслом автора;

    • полнота изложения: умение отразить в пересказе все микротемы текста, делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы);

    • последовательность изложения: умение строить речевое высказывание в соответствии с логикой развития его главной мысли.

  2. Типологический аспект.

  • Соответствие письменного высказывания ученика типологической структуре авторского текста: умение строить высказывание в соответствии с ведущим и дополнительными типами речи, соединять разные типы речи в тексте.

  1. Стилистический аспект.

  • Сохранение особенностей авторского стиля: умение стилистически оправданно использовать языковые средства;

  • речевая культура высказывания: умение соблюдать литературную норму, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, правильность и выразительность пересказа содержания, избегать речевых ошибок.

Изложение как письменный вид речевой деятельности позволяет выявить уровень сформированности языковой компетенции: орфографическую грамотность, пунктуационную грамотность, владение грамматической нормой.

Творческое задание – полный аргументированный ответ на вопрос, требующий знания художественного текста, – позволяет выявить читательскую компетенцию школьников:



      1. Начитанность выпускника школы:

        • Знание текста произведения русской классики ХIХ и ХХ веков;

        • умение соотносить произведения одного или разных авторов на основе проблемно-тематического, теоретико-литературного и историко-литературного подходов.

      2. Восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

  • Знание теории литературы как основы аналитической деятельности школьника;

  • умение характеризовать тематику, проблематику, идею художественного произведения и способы выражения авторской позиции.

      1. Культуроведческий аспект читательской компетенции.

  • Знание особенностей историко-литературного процесса и умение оценивать художественное произведение в широком литературном контексте;

  • историко-культурные знания и умение характеризовать социокультурный контекст творчества писателя.

  1. Личностная оценка прочитанного.

  • Выражение эмоционально-ценностной позиции выпускника школы.

Компоненты коммуникативно-речевой компетенции выпускника при выполнении задания творческого характера приобретают следующие характеристики:


      1. Содержательный аспект:

  • полнота содержания ответа: умение отбирать необходимый и достаточный литературный материал, цитировать художественный текст и литературно-критическую статью;

  • глубина содержания ответа: умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их.

      1. Типологический аспект.

  • рассуждение как доминирующий тип речи: умение строить свое высказывание в соответствии со структурой рассуждения, делать обобщения и выводы;

  • свободная композиция высказывания: умение сочетать, соотносить с доминирующим типом речи другие типы речи.

3. Стилистический аспект.

  • Правильность, точность, выразительность, богатство, эмоциональность авторской речи школьника;

  • стилевое единство письменного высказывания.


Критерии оценивания текста изложения

  1. Понимание содержания исходного текста в соответствии с замыслом автора – главной темой и основной мыслью текста.

  2. Содержание исходного текста передается без искажений. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Полнота изложения: умение отразить в пересказе все микротемы текста, делить текст на самостоятельные смысловые части (абзацы).

  4. Последовательность и логичность изложения.

  5. Соответствие типологической структуре исходного текста.

  6. Сохранение особенностей авторского стиля.

  7. Умение соблюдать литературную норму.

  8. Орфографическая и пунктуационная грамотность, владение грамматической нормой.


Критерии оценивания творческой части ученической работы

  1. Умение характеризовать тематику, проблематику, идею художественного произведения и способы выражения авторской позиции.

  2. Умение оценивать художественное произведение в широком литературном контексте.

  3. Понимание вопроса. Глубина содержания ответа: умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их.

  4. Полнота содержания ответа: умение отбирать необходимый и достаточный литературный материал.

  5. Активное личностное отношение к осмыслению проблемы.

  6. Композиционная целостность, логичность и связность ученического текста. Умение строить свое высказывание в соответствии со структурой рассуждения.

  7. Стилевое единство письменного высказывания. правильность, точность, выразительность, богатство, эмоциональность авторской речи школьника.

  8. Орфографическая и пунктуационная грамотность, владение грамматической нормой.

Изложение может быть самостоятельной частью экзаменационной работы или оно может органично входить в творческую часть работы. В первом случае оно отделяется от творческой части отступом и может оцениваться отдельной отметкой, во втором – изложение включается в общую канву ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, поскольку текст рассматривается как целое.

По мере необходимости учащиеся могут пользоваться на экзамене различными лингвистическими словарями. При написании изложения по фрагменту критической статьи учащимся предоставляется право обращаться к тексту художественного произведения.

Письменная экзаменационная работа в форме изложения с творческим заданием проверяется в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».



За изложение с творческим заданием выставляется две отметки: по русскому языку и литературе. Отметка по русскому языку выставляется за орфографическую и пунктуационную грамотность, а также за речевое оформление всей работы. Отметка по литературе выставляется за содержание изложения и творческой части работы, которое нужно оценить одной или двумя отметками, при этом приоритет сохраняется за отметкой, поставленной за творческую часть экзаменационной работы.

При составлении методических рекомендаций

была использована следующая литература:

  1. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России № 135 от 21.01.2003 г.).

  2. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998 г.).

  3. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.- Екатеринбург, 2000. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.- Екатеринбург, 2005.

  4. Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089).

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 - р.

  6. Настольная книга учителя русского языка: Справочно-методическое пособие / Сост. Е.Т. Романова. - М., 2002. - 348 с.

  7. Об итоговых отметках по русскому языку за курс средней (полной) школы // Письмо Департамента образовательных программ и стандартов Минобразования России от 18 апреля 2002 года. № 13-51-40/13.

  8. Об оценке качества подготовки выпускников основной школы // Дидакт, №6, 2000

  9. Образование в современной школе, №4, 2001.

  10. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999 г.).

  11. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе/ Н.М. Шанский, Т.А. Калганова, Э.А.Красновский, А.Г.Кутузов, Ю.С. Лыссый.- М.: Дрофа, 2000.

  12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку как государственному/ Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова, Т.С.Кудрявцева, И.В. Корнута - М.Дрофа, 2000.

  13. Оценка качества подготовки выпускников средней (основной) школы по русскому языку/Н.М. Шанский, С.И.Львова, Л.М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

  14. Подготовка выпускников 11 классов к письменному экзамену по литературе (в помощь учителю) / Сост. Н.А.Юшкова. - Екатеринбург, ИРРО,2002 г.- 66 с.

  15. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Росийской Федерации. Утверждено приказом Минобразования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. №1075. С изменениями и дополнениями, внесенными приказами от 16 марта 2001 г. № 1022, от 21 января 2003 года № 135.

  16. Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.// Вестник образования, №1, 2001.

  17. Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений.// Вестник образования, №4, 2001.

  18. Программно-методические материалы . Литература. 5-11 класс / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000.

  19. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбчкенкова. - М.: Дрофа, 2000.

  20. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы /Сост. Л.М. Рыбчкенкова. - М.: Дрофа, 2001.



* Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.


скачать


Смотрите также:
Итоговая аттестация выпускников по русскому языку 2006-2007 уч г. Составители: Данилова О. А. Чухарева Т. И
254.75kb.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе
118.94kb.
Пояснительная записка Итоговая аттестация выпускников XI (XII) классов по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен по билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита реферативных
467.57kb.
Программа итоговой государственной аттестации выпускников
442.62kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №5 Часть 1
63.98kb.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку вариант №7 Часть 1
67.86kb.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в 2012-2013 уч году
44.26kb.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме русский язык 2011 «И нтеллект-Центр»
2226.34kb.
Примерные билеты по физике для устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
216.87kb.
1. Особенности заданий и организации проведения егэ по биологии в 2009 году
391.91kb.
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования
113.85kb.
Контрольная работа по русскому языку для выпускников школы I ступени за 2009-2010 учебный год
17.17kb.