Главная стр 1
скачать
«Как избежать конфликтов»

(Выступление на МО

классных руководителей)

Подготовила:

Шаповалова Л.М.

Каждому из нас хочется, чтобы наши школьники были здоровыми и счастливыми, сплоченными и дружными, чтобы они умели радоваться успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Однако, не всегда так получается. Иногда при неумении бороться с трудностями возникают конфликты. Что же такое конфликт?

Конфликт это разногласия, столкновение, спор. Он возникает в том случае, если одна из сторон предполагает или опасается, что другая нарушает, ущемляет или игнорирует ее интересы.

В любом деловом социуме немало причин для перерастания людской конфликтогенности в конфликтное противостояние.

Это реальность нашей жизнедеятельности. Чем шире круг подчиненных, тем возрастает вероятность самых разнообразных конфликтов. Вот почему классному руководителю надо быть человечески компетентным, в совершенстве владеть набором хорошо отработанных технологий преодоления конфликтов. Ему следует также помнить, что «оптимист вовсе не тот, - как писал А.Н. Скрябин, - кто не страдал, а тот кто пережил отчаяние и победил его». (Пример А.М. Власова).

Началось это с того, что дети жаловались, что наш класс перестал быть дружным. Как классный руководитель я поняла, что необходима экстренная помощь. Беседы и лекции были неэффективными, тренинг продолжителен во времени и не дает возможности охватить всех сразу. Тогда я, приняла для профилактики конфликтного поведения новую форму работы, которая так и называется «Часы профилактики».

В содержании включено психологическое просвещение (рассказ о том, что такое конфликтология), психодиагностика (тест Т. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации») театрализованное представление «Волшебный магазин». Элементы психодрамы, тренинговые игры. Основная задача при проведении часа профилактики – развить у школьников способности самоанализа и анализа ситуации. На классных часах участники познают себя, развивают свою личность и учатся управлять собой.

1 этап. Просветительский «Мы и конфликты».

Задаются вопросы студентам:


  • Как часто происходят конфликты в вашей жизни?

  • Между кем происходят конфликты?

  • Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

2 этап. Аналитический.

После ознакомления с элементами и составляющими конфликта или к актуализации состояний.

1. Какие у вас ассоциации со словами «конфликт»

2. Что думает, что чувствует человек в конфликтной ситуации?

школьники заполняют таблицу, образец на доске: конфликт это…


Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства
Мои действия














3.Этап . Диагностический.

Остается незаполненным столбец «мои действия». Поскольку школьники могут оценить свое поведение в конфликте необъективно, выдавая желаемое за действительное, предлагается пройти тест Томаса «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях». После тестирования предлагается ключ, благодаря которому школьники обрабатывают свои результаты теста и узнают, как действует каждый из них: как «черепаха» (стратегия избегания); «Медвежонок (стратегия уступок); «акула» (стратегия подавления «лиса» (стратегия компромисса) или «сова» (стратегия сотрудничества).

Здесь заполняется последний столбец таблицы (демонстрация таблицы).

4. Этап. Рефлексивный.

Чтобы создать целостный внутренний образ, школьникам предлагалось, пользоваться таблицей, составить и написать фразу: «Конфликт для меня – это…



Примеры высказываний:

Конфликт для меня – это борьба когда я думаю, чувствую напряжение.


Страх и подавление…


Я поняла, почему на меня все время мама ворчит, ведь я веду себя как акула…

У меня вышла черепаха, да, я привыкла уходить от споров, конфликтов…

Здесь же предлагалось разбиться на группы по ведущим стратегиям. Организуется 5 групп – акула, лисы, медвежонка, черепахи и совы.

Ребятам необходимо в течение 5 минут придумать и записать как можно больше жизненных ситуаций, где необходима именно стратегия поведения.

После обсуждения группы представляют свой список ситуаций, доказывают преимущества своей стратегии поведения в определенных ситуациях.

5. Этап. Творческий. Здесь психодрама «Волшебный магазин». Эти часы профилактики у нас продолжаются и сейчас. Только школьники сами готовят волнующую их тематику.

Моделируется игра «Федеральный судья».



Вопросы такие:

  1. Кто обвиняется .

  2. За какие нарушения, преступления.

  3. Чем опасно поведение обвиняемого для общества.

  4. Предлагаемое наказание.

Судья говорит «Обвинения приняты» Однако суд не может принять решения, не заслушав адвокатов». После выступления адвокатов судье объявляет об оправдании при условии их благоразумного поведения в будущем.

В настоящее время могу сказать, что класс стал сплоченным, малоконфликтным. А если и возникает конфликт, то мы его преодолеваем. Помогает классу девиз мушкетеров «Один за всех и все за одного».

А теперь для закрепления данного материала, выполним одно упражнение для преодоления конфликтов:

Упражнение «Цвет».

Вы наверное замечали, что иногда мы, говоря о нашем состоянии и настроении, используем цвета. Сейчас в течение 30 сек. В полной тишине мы будем настраиваться, пытаясь почувствовать настроения соседа слева, а потом попробуем обозначить его цветом.

Конечно, хорошо бы вообще не конфликтовать. Вернее научиться и преодолевать. В связи с этим я раздам вам листочки – памятки. Есть замечательные слова поэта Е. Евтушенко: говоря о великом даре дружбы, поэт утверждал «Секрет этого дара, видимо, в терпимости к чужим, непохожим на собственный характер мнениям». Весьма опасно, имея желание помочь людям, вместо этого причинить им боль, не подозревая об этом. Чтобы не допустить подобного, в системной оценке нуждается каждая позиция технологии предупреждения конфликтов особенно в группе.

Цель работы классного руководителя при преодолении конфликтов - гармонизировать природные факторы развития и требования образовательной системы, создать благоприятный психологический климат в группе, повысить комфортность образовательного процесса.

К сожалению, эти надежды пока не получили реального воплощения:

Вы можете спросить, в чем же причина? Их несколько.

Во-первых, низкая психологическая культура школьников (конечно, далеко не всех)

Во вторых, необходимость решения многочисленных разноплановых задач, кроме работы классного руководителя.

Но все-таки, несмотря на объективные и субъективные причины неудач, шаг за шагом, порой незаметны трудности, возникающие с конфликтами решаются.

В повседневной работе классному руководителю часто приходится налаживать взаимоотношения между школьниками. В основном начинающие классные руководители задают вопрос: «Что мне делать с этим «трудным» учеником?».

При этом в категорию «трудных» попадают самые разные: дети из так называемых неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Это усложняет проблему выбора адекватных методов психологической работы с «трудными».

К сожалению в образовательной практике сложился некий стереотип: «трудный ученик» - это «плохо управляемый ученик», а «хороший ученик» - это тот, кто соответствует представлениям, требованиям, ожиданиям педагога. Общаясь с «трудными» детьми, педагоги в двух случаях из трех используют санкции, в половине ситуаций проводят так называемые беседы внушения и примерно в каждом десятом случае внешняя реакция вообще отсутствует (причем это чаще всего связано с тем, что учитель не знает, как реагировать на сложившуюся ситуацию).

До сих пор в психологии нет единого мнения о «трудном» ребенке, отсутствует и единый подход к диагностике и коррекции его поведения и личностного характера профессиональной подготовки. А эффективность имеющихся подходов зависит от многих обстоятельств: характера профессиональной подготовки классного руководителя, его методической оснащенности, особенностей конкретного случая. Естественно, что при такой постановке вопроса вообще невозможно дать каких-то конкретных рекомендаций, посоветовать, каким образом вести себя в той или иной ситуации.

Поэтому сначала познакомим классных руководителей с проведенными психолого-педагогическими исследованиями в классе, показывающими объективную картину, а затем попытаемся выявить причины личностного характера и рассмотреть возможные варианты решения проблем. Выбор же конкретного способа решения, естественно, остается за самим классным руководителем.

Одно из направлений работы классного руководителя - разрешение конфликтных ситуаций. Однако в межличностных отношениях в классе неизбежно возникают трудности и конфликты, которые являются естественной частью школьной жизни (отставания в учебе, отклонения в поведении, конфликты со сверстниками).

В школьной среде популярны житейские представления о том, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценной их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. Используя подобные взгляды учителя, оказавшись в критической ситуации, пытаются выйти из неё таким образом:

Стремится не замечать, скрывают свои конфликты от других и даже от самих себя, чтобы не портить общей картины. Таким образом, часть конфликтов, используют только стереотипные. Кроме того, порой не обладают психологической информацией, а для этого надо громко задать вопрос преподавателю психологии, получить рекомендацию.

В конце концов, не в силах выйти из конфликта, классные руководители разводят руками и говорят о невозможности изменить ситуацию.

Однако конфликт можно рассмотреть как способ развития, как конструктивный или деструктивный фактор в развитии отношений. Такое амбивалентное отношение к нему зависит от способа его разрешения.

Эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках и стремлениях, несовпадением целей и поступков, укрепляют взаимоотношения и тем особенно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы, проведённые во взаимном обмене любезностями. Вместе с тем есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые мною легкие связи. Правда, не сами конфликты действуют разрушительно и затрудняют общение учителя и учащегося, а их следствия: страх, враждебность, ощущение угрозы и т.д. При слишком интенсивных и длительных переживаниях может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков, чувств.

Весь «исторический путь» развития взаимоотношений классного руководителя и школьника — это поиск способов преодоления противоречий между ними. Сегодня на педагогической палитре взаимодействия с детьми мы видим все «краски» эволюционною развития их отношений — от определения роли педагога как усмирителя буйной природы ребёнка до признания равенства между ними. И естественно, что множеству методов воздействия, которыми пользуются учителя, соответствуют и адекватные ученические реакции на них.

Попробуем обобщить разнообразие их способов.


ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. РАССМОТРИМ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ.

Позитивные воздействия: убеждение на основе ясных, чётко сформулированных и понятных аргументов; «заражение» — учитель передай! своё эмоциональное состояние, вовлекает школьников совместные действия (сотворчества); просьба, демонстрирующая уважение к праву школьников «отказаться от выполнения какого-либо действия, если это противоречит его целям, — все эти средства влияния уменьшают напряжённость в отношениях.

Принуждение, выражающееся в жёстком требовании выполнять распоряжения учителя (открытые или завуалированные угрозы); деструктивная критика — пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности ученика, грубое, агрессивное осуждение или осмеяние его дел и поступков; игнорирование — умышленное невнимание, рассеянность по отношению к ребёнку, невыполнение обещаний; категорическое требование следовать своему примеру — всё это неэффективные способы воздействия. Кроме того, последняя группа воздействий вызывает особенно отрицательные эмоции, они не способствуют гармоническому развитию и комфортному состоянию.

Может мне возразить, ведь на практике педагоги нередко прибегают к негативным мерам, особенно в случаях, когда «уговоры уже не действуют». И что самое интересное — учителю в этом случае удаётся решить возникшую проблему. Оно и понятно, ведь все негативные способы воздействия дают достаточно быстрый эффект. Но надолго ли? Не возникает ли у ребёнка привыкания к таким воздействиям, после которого единственным способом добиться долгожданного эффекта является увеличение «напряжения»? Попробуем проанализировать последствия такого способа решения вопроса.

Чаще всего решение противоречия или конфликтной ситуации воспринимается таковым только учителем, у учащегося конфликт переходит во внутриличностный план. В результате может повыситься либо конфликтность и агрессивность учащегося в среде сверстников, либо тревожность — страх ситуации проверки знаний, страх перед выходом к доске, страх перед учителем.

Какова цена таких способов решения? Это недоверие учащихся, их нежелание прийти к взаимопониманию и, в конце концов, появление в школьной среде «неуправляемых детей», которые могут в любой момент «выкинуть» всё что угодно. Вот здесь уже педагог разводит руками, «бьёт в колокола», привлекая к решению проблемы классного руководителя, родителей и администрацию школы.



НО СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ: САМ ЛИ ПО СЕБЕ РЕБЕНОК СТАЛ ТАКИМ? НЕУЖЕЛИ В НЁМ ВСЁ ЭТО БЫЛО ЗАЛОЖЕНО ИЗНАЧАЛЬНО? САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ.

ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ — ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО УЧЕНИКА,

ВСПОМНИТЬ О ТЕХ ТЩЕТНЫХ ПОПЫТКАХ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ В СОБСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ. О ТЕХ ВРЕМЕНАХ, КОГДА, БУДУЧИ РЕБЕНКОМ, УЧИТЕЛЬ САМ БОЯЛСЯ.

ИЛИ СТЫДИЛСЯ ВЫРАЗИТЬ СВОИ МЫСЛИ,И БЛАГОДАРНО ВСПОМНИТЬ

ТОГО

ЧЕЛОВЕКА, КТО ПОДДРЕЖИВАЛ, ВЕРИЛ В ЕГО СИЛЫ. ЧЕМ ПОМОГ БЫВШЕМУ УЧЕНИКУ, А НЫНЕ УЧИТЕЛЮ, НАЙТИ НУЖНЫЕ СЛОВА.

Психолого-педагогические исследования показывают, что оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора — весьма ценимые качества учителя и среди учеников начальной школы. Именно благодаря этим качествам учителе? многие ученики хотели бы быть похожими на них. Порой стиль поведения учителя начальных классов переносите даже на поведение детей в семье. Однако уже в начальной школе возникает проблема несправедливости. Она — как один из источников отказа быть похожим па учителя. Эмоциональная несдержанность учителя, выражающаяся г разных формах, также препятствует взаимопониманию и принятию друг друга. Не всегда учителя знают, что делан с доверенной им тайной. Если учитель сообщает о ней родителям, то возникает проблема педагогического такт учителя и потери доверия. И, конечно, в этом случае не может быть никакой речи о желании учеников быть похожими на учителя.

Таким образом, уже в начальной школе можно наблюдать негативные тенденции при завоевании учителем истинного авторитета. Возникающие трудности лежат в контексте личностного компонента структуры авторитет; учителя.

Исследование восприятия учащимися личностных характеристик учителя средней и старшей школы выявило существенные противоречия между идеальными представлениями о личностных качествах учителя и их реальным воплощением. Если идеальный показатель принять за 100%, то реальное воплощение открытости педагога с позиции современного студента составляет 7,8%, справедливости — 14,7%, терпения — 23,1%, тактичности — 17,5%. Наибольшую реальную воплощённостъ имеют: местность-— 30,1 %, принципиальность 52,6%, требовательность 89,5%, культура преподавателя – 64,9 %. Таким образом, действия преподавателя оценочные суждения, поощрения, наказания) являются для ученика скорее непонятными в силу закрытости самого педагога, поэтому и оцениваются как несправедливые. Низкий показатель открытости учителей констатирует отчуждённость во взаимоотношениях учителя и ученика, найти взаимопонимание при этом маловероятно. В случаях, когда учащиеся отличают высокую степень открытости учителя, гораздо выше оценивается и фактор честности. Возможно, закрытость учителей, или, точнее, слабо выраженная их открытость, является главной причиной нереализованное и воспитательных задач, непонятности учениками принципиальности, справедливости, требовательности своих учителей. Причина существенного расхождения идеальной и реальной выраженности фактора справедливости — неумение или нежелание учителя аргументировать свети действия на понятном для ученика уровне.

Согласно психологическим исследованиям, у студентов наблюдаются серьёзные нарушения механизмов личностной адаптации.

как ркшить проблему противоречий.


ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ преподавателя студентом?

Необходимы выбор профессиональной позиции и выбор адекватного стиля поведения в конфликтно! ситуации.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребёнка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребёнка — согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) — оправдано.

Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определённого типа.

Попытаемся кратко описать возможные стили поведения и случаи, в которых они наиболее эффективны.

Стиль конкуренции


Отсутствие заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, желание удовлетворить собственны интересы в ущерб интересам других, давление на других людей, для того чтобы они приняли ваше решение проблемы.

Этот стиль эффективен в том случае, когда вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны и вы имеете возможность настаивать на них. Использование этого стиля оправдано, когда вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее, вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования. Чаще всего использование стиля конкуренции приводит к отчуждению окружающих.



Стиль уклонения

Подходит для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагав достаточной информацией. Он может быть полезным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и, кроме того, нет необходимости срочно это делать. Вместо того чтобы создавать напряженность стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе сознательно уклониться от решения именно сейчас.

Если напряжённость слишком велика и вы хотите разрядить обстановку; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности; вы знаете, что не можете или даже не хотите реши конфликт в свою пользу; вам надо выиграть время, может быть, для того, чтобы получить дополнительна информацию или заручиться чьей-либо поддержкой; вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему; считаете опасным решать проблему немедленно, поскольку открытое обсуждение конфликта может толь ухудшить ситуацию, смело используйте стиль уклонения.

Несмотря на то что некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликта, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.


Стиль приспособления


Вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен именно для другою человека, а не для вас. Тем самым вы будете чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Если и вы считаете, что уступаете в чём-то важном для вас и поэтому чувствуете неудовлетворённость, то стиль приспособления, очевидно, неприемлем.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку он также даёт возможность отсрочить решение проблемы. Однако в отличие от стиля уклонения вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой. Когда же вы применяете стиль уклонения, вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто хотите «отодвинуть» решение проблемы.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль приспособления: вы чувствуете, что лучше сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он совершает ошибку. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Вы можете и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаете его приемлемым для себя, или же использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, чтобы потом добиться желательного для вас решения.

Стиль сотрудничества


Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако если у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает сложно определять источник неудовлетворённости. Вначале может показаться, что обе стороны хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдалённое будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако существует различие между внешними проявлениями (высказываниями или позициями в споре) и подспудными интересами или нуждами, которые и являются истинными причинами конфликтной ситуации. Ины­ми словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Если вы оба понимаете, в чём состоит причина конфликта, вы можете вместе искать новые альтернативы или определить приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в ситуациях, когда у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; у вас есть время поработать над возникшей проблемой; вы и ваш оппонент хотите обсуждать некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения; вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

Стиль компромисса

При этом стиле вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, в чём-то уступая друг другу и взвешивая. Всё для разработки компромиссного решения, которое устроило бы обоих,

Такие действия как бы напоминают сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению со стилем сотрудничества: вы уступаете в чём-то, другой человек также в чём-то уступает, и в результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо; вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное решение, другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения; вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.

Каждый стиль эффективен только в определённых условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. В принципе вы должны уметь эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера. Предпочитать одни стили другим — естественно, но это может огра­ничить ваши возможности. Поэтому важно определить для себя свои приоритеты, а также возможные альтернативные варианты. Это позволит вам быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.

Если какой-то стиль вам особенно не по душе или вы чувствуете себя некомфортно при его использовании, то вы можете развить способность его применения. Например, если чувствуете, что слишком стараетесь приспосабливаться к другим, чем отстаивая» собственную позицию, то вам надо поработать над увеличением напористости и укреплением воли. Тогда в соответствующих ситуациях вы сможете применять стиль конкуренции. Или если считаете, что слишком часто идёте на компромисс, будучи очень нетерпеливым человеком, то, может быть, вы сможете научиться терпению в серьёзных конфликтных ситуациях, после чего спокойное сотрудничество поможет вам найти лучшее решение.

В заключение хотелось бы остановиться на условиях, если хотите, правилах решения конфликтных ситуаций. Вначале ответьте на следующие вопросы: «Хочу ли я разрешить этот конфликт? Какие могут быть варианты решения? Каким может быть справедливое решение?» Ответили? А теперь усвойте негласные правила поведения в конфликтных ситуациях.



Правила решения конфликтных ситуации.

Вначале ответьте па следующие вопросы: «Хочу ли я разрешить этот конфликт? Какие могут быть варианты решения? Каким может быть справедливое решение?» Ответили? А теперь усвойте негласные правила поведения в конфликтных ситуациях.

1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.

2. Найдите время для беседы со студентом.

3. Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.

4. Будьте честны — нападайте не на личность, а на проблему.

5. Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон. личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности.

6. Следите за продолжительностью диалога. Вели он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем студент поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы.

7. Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех.

8. Дайте знать, что понимаете студентов



Арсенал применяемых способов разрешения противоречий определяет степень коммуникативной компетенции классного руководителя. Постоянный поиск путей разрешения проблем в общении, использование уже имеющихся приёмов и их комбинаций позволит не только увеличить эффективность работы классного руководителя, но и повысит его авторитет в глазах студентов. Всё это будет способствовать большей комфортности процесса обучения и быстрой адаптации студентов.
скачать


Смотрите также:
«Как избежать конфликтов» (Выступление на мо классных руководителей)
187.44kb.
Анализ работы методического объединения классных руководителей мбоу «сош №2» за 2012 2013 учебный год
84.12kb.
Положение о методическом объединении классных руководителей
31.14kb.
Методического объединения классных руководителей
60.61kb.
Мо классных руководителей на 2013-2014 учебный год Цель деятельности мо классных руководителей
45.7kb.
Заседания
20.3kb.
Анализ работы мо классных руководителей за 2010-2011 учебный год
62.54kb.
Выступление на методическом объединении классных руководителей
107.95kb.
Шмо классных руководителей 2012-2013 уч год
28kb.
Приказ №2012 года положение о методическом объединении классных руководителей мобу «Изобильная сош» Общие положения
63.78kb.
Методического объединения классных руководителей на 2011-2012 учебный год методическая тема шмо классных руководителей
147.05kb.
Анализ работы мо классных руководителей за 2011-2012 учебный год
67.82kb.