Главная стр 1
скачать

Утверждаю:

замдиректора по УВР Купша Г.А.

от «______» «____________» 2009 г.

Календарно-тематический план

Факультативного курса по психологии

«Я и моя профессия»

на 2009 – 2010 учебный год

Ивановой Е. Э., педагога-психолога

МОУ средней общеобразовательной школы №5

г. Искитима Новосибирской области



Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Целью предлагаемого курса, помимо предоставления информации о мире профессий и профессиональной ориентации, является и личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии. На достижение этих задач направлены психодиагностические тесты, ролевые игры и упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию. В программе используются как традиционные методики, так и собственные разработки автора.

Очень важным является и то, что пособие издано в комплекте с рабочей тетрадью для учащегося. Наличие такой тетради решает проблему обеспечения школьников стимульным материалом психодиагностических тестов и регистрационными бланками. Памятки, содержащиеся в тетради, могут оказаться полезными для подростков и после окончания школы. Все задания, представленные в рабочей тетради учеников, изложены в пособии для педагога, однако перед каждым занятием преподавателю следует внимательно изучить содержание урока в рабочей тетради.



Задачи курса:

1.Профессиональная ориентация подростков и предоставление им информации о мире профессий.

2.Личностное развитие подростков и формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Программа построена с учетом информационной нагрузки школьника. Она не претендует на глубокой самоанализ. Ее цель—дать подростку почувствовать радость самопознания, помочь ему осознать свою неповторимость, задуматься о своем будущем.



В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Курс рассчитан на 16 часов учебных занятий и рекомендован для учащихся 9 классов.

В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.

В учебно-методический комплекс курса входят:



  1. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» (учебно-методическое пособие для школьного психолога), издательство Москва, «Генезис», 2002 г.

  2. Резапкина Г.В. Рабочая тетрадь для учащихся «Я и моя профессия», издательство Москва, «Генезис», 2002 г.

  3. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии» (пособие для учащихся), издательство Москва, «Генезис», 2002 г.

Содержание программы.

Тема 1. Что я знаю о своих способностях (7 час).

  1. Работа по самопознанию: кто я, какой я? Анкетирование, идеографический тест.

  2. Свойства нервной системы. Темперамент , Тест Айзенка. Определение экстравертированности, устойчивости нервной системы и типа темперамента. Учет темперамента в выборе профессии.

  3. Определение типа мышления. Тест интеллектуального потенциала. Как развивать мышление.

  4. Как выявить особенности своей памяти. Как тренировать свою память.

  5. Внимание и внимательность. Упражнение «Муха». Как развивать внимание.

  6. Эмоции и чувства. Игра «Назови эмоцию». Тест эмоций. Что такое стресс. Как управлять своими эмоциями.

  7. Интересы и склонности. Методика «Карта интересов». Как управлять своими интересами и склонностями.

Тема 2. Что мы знаем о мире профессий (3 часа).

Классификация профессий. Основные требования к профессионалу в профессиях разных типов. Игра «Аукцион».



Тема 3. Ошибки в выборе профессии (3 часа).

Привлекательные и непривлекательные стороны профессий, возможные ошибки выбора и их последствия. Правила грамотного выбора профессии. Игра «Оптимисты и скептики».

Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Обобщение знаний о профессиях и соотнесение этих знаний со своими возможностями. Матрица выбора профессии.

Тема 4. Личный профессиональный план (4 часа).


  1. Правила составления личного профессионального плана.

  2. Средние специальные учебные заведения Новосибирской области, правила приема.

  3. Что такое самопрезентация. Как составить резюме.

  4. Как пройти интервью. Правила поведения на собеседовании. Игра «Интервью».

Тематический план:



Тема занятия

кол-во часов

1

Что я знаю о своих способностях?

1

2

Свойства нервной системы и темперамент.

1

3

Особенности мышления.

2

4

Память и внимание.

2

5

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

1

6

Что такое характер?

1

7

Склонности и интересы в выборе профессии.

2

8

Что я знаю о мире профессий?

1

9

Ошибки в выборе профессии?

1

10

Способности и профессиональная пригодность.

1

11

Личный профессиональный план.

1

12

Навыки самоопрезентации. Как пройти интервью.

2




Итого:

16

Литература.

1. Белова ТВ., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта. — М., 1998.

2. Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром?. — М., 1992.

3. Блейхер И.В., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978.

4. Гамезо М.В.. Герасимова В.С., Горелова ГГ., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М., 1999.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.

6. Гусинский Э.Н. Образование личности. — М., 1994.

7. Дусавицкий А.К. Формула интереса. — М., 1989.

8. Жариков Е.С.. Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. — М,, Просвещение, 1991.

9. Зазнобина Н.П. Школьные технологии, №4. 1999.

10. Карандышев В.Д. Как избежать стресса. — М., 1989. . 11. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

12. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1998.

13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — М., 1984.

14. Либин А.В. Применение графической психодиагностической методики в профконсультативной работе: Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. — Саратов, 1989.

15. Марасанов И.И. Социально-психологический тренинг. — М., 1998.

16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., Просвещение, 1991.

17. Парилис С.Э., Либин А.В. Психология вашего сознания. — М., 1991.

18. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России. — М., 1995.

19. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.

20. Прихожан А.М. Психология неудачника. — М.. 1997. .4- 21. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М.. 1991.

22. Пряжников Н.С. Карточные профориентационные методики.—М„ 1993.

23. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. — Пермь.1989.

24. Романова О.С.. Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. — М., 1991.

25. Руткевич М.Н,, Потапов В.П. После школы. — М. 1995.

26. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

27. Степанов А.Н., Бендюков М.А. Соломин И.Л., Азбука профориентации. — Спб., 1995.

27. Цзен Н.В.. Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.—М. 1988.

29. Цукерман ГА., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М.,1995 .

30. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. — М., 1993.

31.Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.

32. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. — М., 1997.

33. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / под ред. Ю.М. Забродина и Н.А. Носова. — М., 1997.

34. Мир человека: Учебное пособие / под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. — М. , 1993.

35. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие / под ред. В-А. Щегорцева. —М..1998.



36. Мир профессий. — М., 1988.

37. Энциклопедический справочник; 2000 профессий. — Минск, 1986.
скачать


Смотрите также:
Календарно-тематический план Факультативного курса по психологии «Я и моя профессия» на 2009 2010 учебный год
58.61kb.
Календарно-тематический план на 2009 \ 2010 учебный год, курс 2 группа пр-84
441.67kb.
Календарно-тематический план по предмету «черчение» в 8 классе средней общеобразовательной школы на 2010-2011 учебный год
156.18kb.
Календарно-тематический план на 2010 \ 2011 учебный год, курс 3 группа пр-84
224.21kb.
Тематический план занятий по православной педагогике для 1 курса на 2009-10 уч год
22.09kb.
Календарно-тематический план по дисциплине Общественное здоровье и организация здравоохранения для студентов 7 курса педиатрического факультета в рейтинговой системе
50.53kb.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №96 2009 2010 учебный год г. Челябинск 2009г
749.17kb.
Календарно-тематический план прохождения изучаемого элективного курса по биологии в 9-х классах на 2011 2012 учебный год
102.61kb.
Календарно-тематический план на 2011 \ 2012 учебный год, курс 4 группа пр-84
319.79kb.
Календарно-тематический план на 2011 \ 2012 учебный год, курс 4 группа пр-84
347.34kb.
Анализ работы методического центра за 2009-2010 учебный год
464.01kb.
Анализ работы педагога дополнительного образования за 2009-2010 учебный год
112.43kb.