Главная стр 1
скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе

2010-2011 учебный год

9 класс
Программа под редакцией В.Я. Коровиной . 2007 год (102 часа)
Учебник В.Я. Коровиной. 2002год
Учитель Кумекина Татьяна Викторовна

1 триместр 10 недель = 30 часов



№ п/п год

триместр


Тип урока

Тема урока. Основное содержание урока

Теория литературы

наизусть

Дата проведения

1


1

Беседа.

Тестирован ие.



Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Выявление уровня литературного развития учащихся


Литература как искусство слова (углубление представлений).








2

2

Лекция.

Беседа.

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.



«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства.

Русская история в «Слове...»




Слово как жанр древнерусской литературы.


(Вступление или «Плач Ярославны»).




3

3

Практикум.

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.


Подготовка к домашнему сочинению





ИКТ




4

4




Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма

Гражданский пафос русского классицизма.




Классицизм

ИКТ




5

5

Лекция. Практикум.



Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.


Ода как жанр лирической поэзии.


(отрывок по выбору учащихся).




6

6

Беседа.

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.











7

7

Урок вн/ч

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.





. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).



8


8

Практикум.


Тема поэта и поэзии в лирике Державина.



«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества и новаторства. Мысль о бессмертии поэта в лирике Державина


Традиции и новаторство

. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).




9

10


9

10


Рассказ учителя
Практикум

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор. (главы)) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.


Жанр путешествия.


ИКТ



11


11

Лекция



Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.



Сентиментализм (начальные представления).




ИКТ




12

12

Практикум

Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.












13

13

Урок Р/Р

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)










14

14

Лекция

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература





ИКТ




15

15

Лекция Практикум


Обучение анализу лирического стихотво-рения

Романтическая лирика начала XIX века.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.






ИКТ




16

16

Беседа Практикум



В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы



Баллада (развитие представлений).










17

17

Лекция

Александр Сергеевич Грибоедов.

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга







ИКТ




18

18

Беседа

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

Особенности композиции комедии













19 - 20

19-20

Беседа

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»











21 -22

21-22

Беседа

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей





(один из монологов Чацкого




23

23

Урок Р/Р



Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)











24

24

Урок Р/Р

Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»












25


25

Лекция.


Александр Сергеевич Пушкин.

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).



Лирика. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Дружба в лирика Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет.

Полная самоотдача этому чувству.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии.


Реализм. Тематика лирики.

К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).




26

26

Беседа

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»











27

27

Семинар

Любовь как гармония душ в интимной лирике

А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта







ИКТ




28

28

Практикум



Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».





ИКТ










Практикум



Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни , «Бесы».).
Обучение анализу одного стихотворения учащихся





ИКТ




29

29

Урок контроля.

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина











30

30

Урок вн/ч

А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко


2 триместр 12 недель = 36 часа










31

1

Лекция

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — роман в стихах. Обзор содержания.

История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.




Понятие о реализме.

ИКТ




32

2

Беседа

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути





отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).




33

3

Беседа

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.










34

4

Практикум

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем











35

5

Беседа

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа











36

6

Семинар

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа











37

7

Урок Р/Р

Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»













38

8

Урок вн/ч

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества




ИКТ



39


9

Лекция Беседа



Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»

Пафос вольности, чувство одиночества



Понятие

о романтизме (закрепление понятия).



ИКТ



40


10

Практикум



Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...». «Есть речи значенье...» (1824)




Психологизм художественной литературы (начальные представления).

  1. . Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).







41

11

Практикум

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»












42

12

Семинар

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

Тема России и ее своеобразие. «Родина».

Характер лирического героя и его поэзии











43

13

Лекция

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.
Особенности композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе

.


Психологический роман (начальные представления).



ИКТ




44

14

Беседа

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»











45—46

15-16

Беседа

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»











47

17

Практикум

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.













48

18

Практикум

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».













49

19

Семинар

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Подготовка к сочинению











50

20

Урок контроля.

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»











51

21

Лекция

Николай Васильевич Гоголь.

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества Жизнь и творчество. (Обзор.)

Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.
«Мертвые души» история создания.

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы





Понятие о герое и антигерое.

Понятие о литературном типе.

Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).




ИКТ




52—53

22-23

Беседа Практикум



Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода







ИКТ




54

24

Беседа

Образ города в поэме «Мертвые души»











55

25

Беседа

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.











56

26

Семинар

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора: от сатирика к пророку и проповеднику..

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

Поэма в оценках В. Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Подготовка к сочинению













57

27

Семинар

Смысл названия поэмы.

Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.







ИКТ




58

28

Лекция.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.


Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).


ИКТ




59

29

Беседа

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы.

Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.


Комедия как жанр драматургии







60—61

30-31

Лекция.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».

Черты его внутреннего мира — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.




Повесть (развитие понятия).


ИКТ




62

32

Беседа

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.


Развитие понятия о повести








63

33

Урок вн/ч

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)





ИКТ




64

34

Лекция

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.




Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


ИКТ




65

35

Беседа

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа













66

36

Урок Р/Р

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)












3 триместр 12 недель = 36 часов



67

1




Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете

Их стихотворения разных жанров.

Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений



ИКТ



68


2

Лекция



Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.





ИКТ




69

3

Лекция

Беседа




Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича - печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.






ИКТ




70

4

Практикум

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования











71

5




Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Смысл названия.

Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров

Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».




Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).


ИКТ




72

6

Практикум

Поэтика Булгакова-сатирика.

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести




Прием гротеска в повести.







73

7

Беседа

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Образ главного героя. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.


Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).


ИКТ




74

8

Практикум

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Сказовая манера повествования. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Автор и рассказчик в произведении. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.




Типизация.







75

9

Беседа

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Трагизм судьбы героини.

Жизненная основа притчи.




Притча (углубление понятия).


ИКТ




76

10

Беседа

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи











77

11

Урок контроля.

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века











78

12

Лекция. Урок-концерт

Из русской поэзии XX века

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.





Серебряный век в русской литературе

ИКТ




79

13

Беседа Практикум


Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.




Символизм

«Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).




80

14

Беседа


Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».

Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.


Имаженизм

«Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).




81

15

Практикум



Тема любви в лирике поэта.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина













82—83

16-17

Беседа Практикум



Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


Футуризм
Новаторство поэзии Маяковского.



Люблю (отрывок).




84

18

Лекция Беседа




Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте, поэзии, о любви, о жизни и смерти.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.







  1. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).







85

19

Практикум

«Родина», «Стихи о Москве». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой.

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта












86

20

Беседа


Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.





  1. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).







87

21

Беседа

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.



Акмеизм

  1. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).






88


22

Практикум


Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики













89

23

Беседа Практикум


Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Философская глубина лирики Пастернака.

Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.





ИКТ




90

24

Беседа Практикум


Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.




Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).


Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).





91

25

Беседа

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.











92—93

26-27

Урок вн/ч

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Романсы и песни



ИКТ



94


28

Урок контроля.



Зачетное занятие по русской лирике XX века. (Письменный анализ стихотворения)













95

29

Урок вн/ч

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

Чувства и разум в любовной лирике поэта «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).


Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии


Ода. Античная ода

ИКТ




96

30

Лекция

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.





ИКТ




97

31

Лекция

Урок вн/ч



Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Общечеловеческое значение героев Шекспира.


Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).


ИКТ




98

32

Урок вн/ч

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.


Философский характер трагедии.







99

33

Лекция

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.

Эпоха Просвещения. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.



«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.

Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.




Философско-драматическая поэма.




ИКТ




100

34




Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины.

Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.



Гете и русская литература.











101—102

35-36

Беседа. Тестирова-ние.


Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. Тест










скачать


Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование по литературе 2010-2011 учебный год 9 класс
384.54kb.
Календарно-тематическое планирование По литературе 10 класс 2010-2011 учебный год учитель русского языка и литературы Лукьянова Светлана Александровна
496.41kb.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
Календарно-тематическое планирование по химии для 9 классов на 2010-2011 учебный год
340.41kb.
Тематическое планирование уроков физической культуры 8,9 класс (2 часа) 2010-2011 учебный год № п/п Вид программного материала
119.76kb.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9-ых классах на 2010-2011 учебный год учитель Лошкарева В. И
233.29kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (1 «в» класс) Учебный год: 2010-2011 Учитель
104.51kb.
Тематическое планирование по информатике и икт в 5 классе на 2010- 2011 учебный год Учитель: Садчикова Наталья Федоровна с. Савруха, 2010г
142.48kb.
Календарно-тематическое планирование учебного материала Химия -10 класс 2012-2013 учебный год
316.08kb.
Календарно-тематическое планирование уроков английского языка на 2009/2010 учебный год Класс: 11а, 11 в Учитель : Шкодина Наталья Владимировна
229.87kb.
Календарно-тематическое планирование уроков по английскому языку на 200 200 учебный год Класс: 6 класс
74.36kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс 2011-2012 учебный год Сроки проведения по неделям
98.46kb.