№ п/п год
|
№
триместр
|
Тип урока
|
Тема урока. Основное содержание урока
|
Теория литературы
|
наизусть
|
Дата проведения
|
1
|
1
|
Беседа.
Тестирован ие.
|
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Выявление уровня литературного развития учащихся
|
Литература как искусство слова (углубление представлений).
|
|
|
2
|
2
|
Лекция.
Беседа.
|
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства.
Русская история в «Слове...»
|
Слово как жанр древнерусской литературы.
|
(Вступление или «Плач Ярославны»).
|
|
3
|
3
|
Практикум.
|
Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Подготовка к домашнему сочинению
|
|
ИКТ
|
|
4
|
4
|
|
Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма
Гражданский пафос русского классицизма.
|
Классицизм
|
ИКТ
|
|
5
|
5
|
Лекция. Практикум.
|
Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
|
Ода как жанр лирической поэзии.
|
(отрывок по выбору учащихся).
|
|
6
|
6
|
Беседа.
|
Михаил Васильевич Ломоносов.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
|
|
|
|
7
|
7
|
Урок вн/ч
|
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
|
|
. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
|
|
8
|
8
|
Практикум.
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества и новаторства. Мысль о бессмертии поэта в лирике Державина
|
Традиции и новаторство
|
. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
|
|
9
10
|
9
10
|
Рассказ учителя
Практикум
|
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор. (главы)) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
Жанр путешествия.
|
ИКТ
|
|
11
|
11
|
Лекция
|
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке.
Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.
|
Сентиментализм (начальные представления).
|
ИКТ
|
|
12
|
12
|
Практикум
|
Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
|
|
|
|
13
|
13
|
Урок Р/Р
|
Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)
|
|
|
|
14
|
14
|
Лекция
|
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
|
|
ИКТ
|
|
15
|
15
|
Лекция Практикум
Обучение анализу лирического стихотво-рения
|
Романтическая лирика начала XIX века.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
|
|
ИКТ
|
|
16
|
16
|
Беседа Практикум
|
В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
|
Баллада (развитие представлений).
|
|
|
17
|
17
|
Лекция
|
Александр Сергеевич Грибоедов.
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
|
|
ИКТ
|
|
18
|
18
|
Беседа
|
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
Особенности композиции комедии
|
|
|
|
19 - 20
|
19-20
|
Беседа
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
|
|
|
|
21 -22
|
21-22
|
Беседа
|
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
|
|
(один из монологов Чацкого
|
|
23
|
23
|
Урок Р/Р
|
Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
|
|
|
|
24
|
24
|
Урок Р/Р
|
Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
|
|
|
|
25
|
25
|
Лекция.
|
Александр Сергеевич Пушкин.
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лирика. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Дружба в лирика Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет.
Полная самоотдача этому чувству.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
|
Реализм. Тематика лирики.
|
К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).
|
|
26
|
26
|
Беседа
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»
|
|
|
|
27
|
27
|
Семинар
|
Любовь как гармония душ в интимной лирике
А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта
|
|
ИКТ
|
|
28
|
28
|
Практикум
|
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
|
|
ИКТ
|
|
|
|
Практикум
|
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни , «Бесы».).
Обучение анализу одного стихотворения учащихся
|
|
ИКТ
|
|
29
|
29
|
Урок контроля.
|
Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина
|
|
|
|
30
|
30
|
Урок вн/ч
|
А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
2 триместр 12 недель = 36 часа
|
|
|
|
31
|
1
|
Лекция
|
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — роман в стихах. Обзор содержания.
История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
Понятие о реализме.
|
ИКТ
|
|
32
|
2
|
Беседа
|
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
|
|
отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
|
|
33
|
3
|
Беседа
|
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
|
|
|
|
34
|
4
|
Практикум
|
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
|
|
|
|
35
|
5
|
Беседа
|
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
|
|
|
|
36
|
6
|
Семинар
|
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
|
|
|
|
37
|
7
|
Урок Р/Р
|
Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
|
|
|
|
38
|
8
|
Урок вн/ч
|
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества
|
|
ИКТ
|
|
39
|
9
|
Лекция Беседа
|
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»
Пафос вольности, чувство одиночества
|
Понятие
о романтизме (закрепление понятия).
|
ИКТ
|
|
40
|
10
|
Практикум
|
Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...». «Есть речи — значенье...» (1824)
|
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
| -
. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
|
|
41
|
11
|
Практикум
|
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий»
|
|
|
|
42
|
12
|
Семинар
|
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».
Тема России и ее своеобразие. «Родина».
Характер лирического героя и его поэзии
|
|
|
|
43
|
13
|
Лекция
|
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.
Особенности композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе
.
|
Психологический роман (начальные представления).
|
ИКТ
|
|
44
|
14
|
Беседа
|
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
|
|
|
45—46
|
15-16
|
Беседа
|
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
|
|
|
|
47
|
17
|
Практикум
|
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
|
|
|
|
48
|
18
|
Практикум
|
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
|
|
|
|
49
|
19
|
Семинар
|
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Подготовка к сочинению
|
|
|
|
50
|
20
|
Урок контроля.
|
Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
|
|
|
|
51
|
21
|
Лекция
|
Николай Васильевич Гоголь.
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества Жизнь и творчество. (Обзор.)
Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.
«Мертвые души» — история создания.
«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
|
Понятие о герое и антигерое.
Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
|
ИКТ
|
|
52—53
|
22-23
|
Беседа Практикум
|
Система образов поэмы «Мертвые души».
Обучение анализу эпизода
|
|
ИКТ
|
|
54
|
24
|
Беседа
|
Образ города в поэме «Мертвые души»
|
|
|
|
55
|
25
|
Беседа
|
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
|
|
|
|
56
|
26
|
Семинар
|
«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора: от сатирика к пророку и проповеднику..
Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».
Поэма в оценках В. Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Подготовка к сочинению
|
|
|
|
57
|
27
|
Семинар
|
Смысл названия поэмы.
Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
|
|
ИКТ
|
|
58
|
28
|
Лекция.
|
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
|
Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
|
ИКТ
|
|
59
|
29
|
Беседа
|
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы.
Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
|
Комедия как жанр драматургии
|
|
|
60—61
|
30-31
|
Лекция.
|
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».
Черты его внутреннего мира — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
|
Повесть (развитие понятия).
|
ИКТ
|
|
62
|
32
|
Беседа
|
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
|
Развитие понятия о повести
|
|
|
63
|
33
|
Урок вн/ч
|
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
|
|
ИКТ
|
|
64
|
34
|
Лекция
|
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,
Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.
|
Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
|
ИКТ
|
|
65
|
35
|
Беседа
|
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
|
|
|
|
66
|
36
|
Урок Р/Р
|
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)
|
|
|
|
3 триместр 12 недель = 36 часов
|
67
|
1
|
|
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете
Их стихотворения разных жанров.
Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
|
Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений
|
ИКТ
|
|
68
|
2
|
Лекция
|
Из русской прозы XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
|
|
ИКТ
|
|
69
|
3
|
Лекция
Беседа
|
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича - печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
|
|
ИКТ
|
|
70
|
4
|
Практикум
|
Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
|
|
|
|
71
|
5
|
|
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Смысл названия.
Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».
|
Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
|
ИКТ
|
|
72
|
6
|
Практикум
|
Поэтика Булгакова-сатирика.
Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
|
Прием гротеска в повести.
|
|
|
73
|
7
|
Беседа
|
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.
Образ главного героя. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
|
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
|
ИКТ
|
|
74
|
8
|
Практикум
|
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Сказовая манера повествования. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
Автор и рассказчик в произведении. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.
|
Типизация.
|
|
|
75
|
9
|
Беседа
|
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
Трагизм судьбы героини.
Жизненная основа притчи.
|
Притча (углубление понятия).
|
ИКТ
|
|
76
|
10
|
Беседа
|
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
|
|
|
|
77
|
11
|
Урок контроля.
|
Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века
|
|
|
|
78
|
12
|
Лекция. Урок-концерт
|
Из русской поэзии XX века
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
|
Серебряный век в русской литературе
|
ИКТ
|
|
79
|
13
|
Беседа Практикум
|
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
|
Символизм
|
«Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).
|
|
80
|
14
|
Беседа
|
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».
Тема Родины в лирике С. А. Есенина.
Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
|
Имаженизм
|
«Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).
|
|
81
|
15
|
Практикум
|
Тема любви в лирике поэта.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина
|
|
|
|
82—83
|
16-17
|
Беседа Практикум
|
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
|
Футуризм
Новаторство поэзии Маяковского.
|
Люблю (отрывок).
|
|
84
|
18
|
Лекция Беседа
|
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте, поэзии, о любви, о жизни и смерти.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
|
| -
«Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
|
|
85
|
19
|
Практикум
|
«Родина», «Стихи о Москве». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой.
Традиции и новаторство в творческих поисках поэта
|
|
|
|
86
|
20
|
Беседа
|
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
|
| -
«Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
|
|
87
|
21
|
Беседа
|
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
|
Акмеизм
| -
Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).
|
|
88
|
22
|
Практикум
|
Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
|
|
|
|
89
|
23
|
Беседа Практикум
|
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Философская глубина лирики Пастернака.
Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
|
|
ИКТ
|
|
90
|
24
|
Беседа Практикум
|
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
|
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
|
Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).
|
|
91
|
25
|
Беседа
|
А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
|
|
|
|
92—93
|
26-27
|
Урок вн/ч
|
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
|
Романсы и песни
|
ИКТ
|
|
94
|
28
|
Урок контроля.
|
Зачетное занятие по русской лирике XX века. (Письменный анализ стихотворения)
|
|
|
|
95
|
29
|
Урок вн/ч
|
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
Чувства и разум в любовной лирике поэта «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
|
Ода. Античная ода
|
ИКТ
|
|
96
|
30
|
Лекция
|
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
|
|
ИКТ
|
|
97
|
31
|
Лекция
Урок вн/ч
|
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Общечеловеческое значение героев Шекспира.
|
Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
|
ИКТ
|
|
98
|
32
|
Урок вн/ч
|
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
|
Философский характер трагедии.
|
|
|
99
|
33
|
Лекция
|
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Эпоха Просвещения. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.
|
Философско-драматическая поэма.
|
ИКТ
|
|
100
|
34
|
|
Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины.
Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Гете и русская литература.
|
|
|
|
101—102
|
35-36
|
Беседа. Тестирова-ние.
|
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. Тест
|
|
|
|