1
|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Введение.
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Предмет органической химии.
|
Актуализировать знания учащихся о составе, общих свойствах, особенностях строения органических веществ. Органическая химия и причины выделения ее в самостоятельную дисциплину. Краткий исторический очерк развития органики.
1) Требования к уроку по органической химии
2) Понятие «органическая химия»
3) Органические соединения
4) Значение органической химии
|
1.Образцы органических и неорганических веществ.
2. Эффективные опыты.
|
3.Образцы органических и неорганических веществ.
|
|
|
§1
|
2.
|
Основы теории строения.
|
Краткие сведения о развитии теоретических представлений в органической химии (о/х). Познакомить учащихся с предпосылками создания теории строения органических соединений. Сформировать у учащихся представление о строении органических веществ.
1) Теория А.М. Бутлерова
а) формулы строения
б) понятие о изомерии
2) Электронные представления
а) свойства электрона
б) атомная орбиталь
в) заполнение АО электронами
|
1.Т-ца «Атомы химических элементов»
2. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.
|
3. Коллекция полимеров.
|
|
|
§2
|
3.
|
Строение атома углерода.
|
Актуализировать знания учащихся об электронном строении атомов и молекул, о способах образования химических связей. Краткие сведения о химической связи.
1) Атом углерода
2) Атом (повторение)
3) Ковалентная связь (π и σ связи)
|
1. Т-ца «Строение атомов, образование химической связи»
2. Модели водорода, хлора и метана.
|
|
|
|
§3 упр.2
|
4-
5.
|
Гибридизация атомных орбиталей.
|
Формы атомных и молекулярных орбиталей. Сформировать у учащихся представление о гибридизации атомных орбиталей (-sp3, sp2, sp), о строении атома углерода в трехвалентных состояниях.
1) Гибридные состояния атомов
а) –sp3 –гибридизация
б) –sp2-гибридизация
в) –sp-гибридизация
2) Углубление знаний о гибридизации.
|
1. Т-ца «Гибридизация АО».
|
2. Раздаточный материал с материалом по гибридизации.
|
|
|
§4 упр.2
|
6.
|
Урок-упражнение.
|
Закрепить знания о гибридизации атомных орбиталей. Выполнять упражнения. Проверить знания учащихся по теме.
|
1. Т-ца «Гибридизация АО, модели метана, этилена, ацетилена»
|
|
|
|
Стр.24 упр.3-4
|
|
Строение органических соединений.
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Классификация органических соединений по углеродному скелету.
|
Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по строению углеродной цепочки.
1) Ациклические соединения
2) Циклические соединения
3) Выполнение упражнений на классификацию веществ
|
1. Т-ца «Классы органических веществ»
2. Образцы представителей различных классов орг. соединений.
|
|
|
|
§5 упр.1
|
8.
|
Классификация органических соединений по функциональным группам.
|
Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации органических соединений по функциональным группам.
1) Гидроксильная, карбоксильная, карбонильная, аминогруппы.
2) Сложноэфирная группа
3) Выполнение упражнений на классификацию веществ
|
1. Т-ца «Классы органических веществ»
2. Образцы органических веществ.
|
|
|
|
§5 упр.1-2
|
9.
|
Основы номенклатуры.
|
Обобщить и систематизировать знания учащихся о номенклатуре органических соединений. Продолжить работу по развитию умений называть органические вещества по ИЮПАК.
|
1. Т-ца «Название алканов и алкильных заместителей».
|
|
|
|
Стр.37 упр.1
|
10.
|
Изомерия и ее виды. Структурная изомерия
|
Познакомить учащихся с видами изомерии; продолжить работу по развитию умений составлять формулы изомеров, давать названия веществам по ИЮПАК.
1) Изомерия углеродного скелета
2) Межклассовая изомерия
|
1. Т-ца «Изомерия»
2. Шаростержневые модели.
|
|
|
|
Стр.37-38 упр.3
|
11.
|
Пространственная изомерия.
|
Обобщить и закрепить знания учащихся о видах изомерии и изомерах; подробно разобрать виды пространственной изомерии.
1) Геометрическая изомерия
2) Оптическая изомерия
|
1. Т-ца «Изомерия»
2. Шаростержневые модели
|
|
|
|
Стр.39-42 упр.4
|
12-14.
|
Решение задач на вывод формул органических веществ.
|
Научить учащихся выводить формулы веществ по массовым долям химических элементов, с использованием плотности и относительной плотности газов. Решение задач по массе продуктов реакции. «Понятийный» диктант.
|
|
|
|
|
Задачи в тетради
|
|
Реакции органических соединений.
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
Классификация органических реакций по конечному результату.
|
Сформировать представление учащихся о классификации органических реакций; продолжить работу по развитию умений определять по записи уравнения тип реакции.
1) Особенности протекания органических реакций
2) Понятие о механизме реакции
3) Реакции разложения, присоединения, замещения, изомеризации, ОВР.
4) По числу участвующих веществ.
|
Примеры некоторых реакций:
1) взрыв метана с хлором
2) обесцвечивание бромной воды этиленом
3) получение фенолформальдегидной смолы
4) получение этилена и этанола
|
|
|
|
§8 упр.1
|
16.
|
Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
|
Рассмотреть способы разрыва ковалентных связей в соединении, типы реакционных частиц и взаимное влияние атомов в молекулах веществ.
1) Обменный механизм образования ковалентной связи
2) Гомолитический и гетеролитический разрыв связи
3) Индуктивный и мезомерный эффект
|
Т-ца «Сопряженные пи связи»
|
|
|
|
§9 упр.4
|
17.
|
Классификация реакций по механизму разрыва связи.
|
Органические ионы и радикалы. Радикальные реакции.
1) Органические ионы, радикалы
2) Радикальные реакции
3) Ионные реакции:
а) электрофильные
б) нуклеофильные
|
1. Т-ца «Виды механизмов реакций»
2. Горение пропанобутановой смеси с кислородом.
|
|
|
|
Записи в тетради
|
18.
|
Урок-упражнение.
|
Повторить и систематизировать знания учащихся по теме. Классификация органических реакций, синтез органических соединений, сравнение химических свойств ряда соединений.
|
|
|
|
|
Стр.42 упр.6
|
19.
|
К/р №1 «Строение, классификация и химические реакции органических соединений».
|
Проверка знаний учащихся по теме.
|
|
|
|
|
|
|
Углеводороды.
|
|
|
|
|
|
|
20.
|
Предельные углеводороды –алканы (парафины).
|
Классификация углеводородов. Гомологический ряд и строение алканов, изомерия и номенклатура алканов.
1) Гомологический ряд алканов
2) Строение алканов
3) Изомерия алканов:
а) структурная
б) поворотная
в) зеркальная
4) Номенклатура алканов:
а) радикалы алканов
б) правила ИЮПАК (повторение)
|
1. Т-ца «Изомерия и номенклатура алканов»
2. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси
3. Плавление парафина и его отношение к воде.
|
4. Изготовление парафинированной бумаги и отношение ее к воде.
|
|
|
Стр.67-70
|
21.
|
Получение алканов.
|
Узнать о методах получения алканов. Синтез Вюрца, реакция Дюма, электролиз по Кольбе. Применение алканов.
1) Крекинг нефти
2) Гидрирование непредельных углеводородов
3) Газификация твердого топлива
4) Получение из синтез-газа
5) Синтез Вюрца
6) Из солей карбоновых кислот
7) Карбидный метод
8) Применение алканов.
|
1. Получение метана из ацетата натрия и карбида алюминия.
|
|
|
|
Стр.70-72, стр.78-80
|
22.
|
Химические свойства алканов.
|
Актуализировать знания учащихся о применении и свойствах предельных углеводородов. Химические свойства: крекинг, изомеризация, дегидрирование, окисление, замещение алканов. Галогеналканы.
1) Крекинг алканов
2) Изомеризация алканов
3) Дегидрирование алканов
4) Окисление алканов
5) Реакция замещения:
а) галогенирование (упрощенный вариант)
б) нитрование (р. Коновалова)
|
1. Бромирование декана при нагревании.
2. Изучение свойств метана (пропанобутановой смеси):
а) его горение с избытком и недостатком воздуха
б) взрыв смеси метана с воздухом
в) отношение к бромной воде и марганцовке.
3. Восстановление CuO, PbO, PbO2 парафином.
|
4. Обнаружение воды, сажи и углекислого газа в продуктах горения свечи.
|
|
|
Стр.73-74 упр.5 (а)
|
23.
|
Ароматизация алканов.
|
Подробно изучить методы ароматизации, нитрования алканов(повторение). Повторить материал о свободнорадикальных реакциях.
1) Процесс ароматизации
2) Цепные реакции (р. Семенова)
3) Галогеналканы
|
|
|
|
|
Стр.75-78 упр.10
|
24.
|
Решение задач на алканы.
|
Повторить и углубить знания учащихся о различных видах задач на вывод формул и горение. Письменная проверка знаний по теме.
|
|
|
|
|
Стр.81 упр.7
|
25.
|
Углеводороды с замкнутой цепью - циклоалканы (циклопарафины, нафтены, цикланы, полиметилены).
|
Познакомить учащихся с циклоалканами, их строением и свойствами. Сформировать у учащихся представление о сходстве и различии свойств алканов и циклоалканов.
1) Изомерия циклоалканов
2) Свойства нафтенов
|
1) Т-ца «Цикланы»
2) Отношение циклогексана к растворам KMnO4 и Br2.
|
|
|
|
Стр.116-119 стр.120-121 упр.1
|
26.
|
Получение циклоалканов. Урок-упражнение.
|
Общие способы получения нафтенов: гидрирование бензола, дегалогенирование дигалогенпроизводных, пиролиз солей дикарбоновых кислот. Письменная проверка знаний.
1) Получение циклоалканов.
|
|
|
|
|
Стр.119-120 упр.4
Стр.283-285
|
27.
|
П/р №1 «Качественный анализ органических соединений».
|
Проверка практических умений учащихся. Обнаружение углерода и водорода в парафине. Обнаружение галогенов в хлороформе.
|
1.Проба Бейльштейна.
|
|
|
|
|
28.
|
Непредельные углеводороды – алкены (этиленовые, олефины).
|
Актуализировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкенов; продолжить формировать умения строить формулы и называть органические вещества.
1) Строение связи С=С
2) Номенклатура алкенов
3) Изомерия алкенов:
а) структурная
б) геометрическая
|
Т-ца «Этиленовые»
|
|
|
|
Стр.82-85 упр.1
|
29.
|
Химические свойства этиленовых.
|
Пополнить знания о физических и химических свойствах алкенов и их применении.
1) Реакции присоединения:
а) гидрирование
б) галогенирование
в) гидрогалогенирование
-Правило Марковникова
г) гидратация
д) полимеризация
2) Реакции окисления и изомеризации.
|
1.Обесцвечивание этиленом растворов брома и перманганата калия.
2. Горение этена
|
|
|
|
Стр.87-89 стр.93-99 упр.3
|
30.
|
Электрофильное присоединение к алкенам и их получение.
|
Повторить реакции электрофильного присоединения. Получение алкенов. Разобрать с точки зрения электронных эффектов правила Марковникова и Зайцева. Письменная проверка знаний.
1) Гидрогалогенирование
-Правило Марковникова (повторение)
-Обоснование правила
-Присоединение против правила
2) Реакции элиминирования
а) правило Зайцева
3) Реакции дегалогенирования и дегидрирования
|
1. Т-ца «Этиленовые»
2. Получение этилена из этилового спирта.
|
3. Обнаружение непредельных соединений в керосине.
|
|
|
Стр.85-87 стр89-92 упр.4,5
Стр.285-286
|
31.
|
П/р №2 «Получение и свойства этилена».
|
Получение и свойства этена (этилена).
|
|
|
|
|
|
32.
|
Алкадиены (диены, алифатические).
|
Подробно изучить изомерию, номенклатуру и получение диеновых.
1) Номенклатура диенов
2) Изомерия:
а) структурная
б) пространственная
|
1. Т-ца «Делокализованные и сопряженные связи в молекуле».
|
|
|
|
Стр.108-112
|
33.
|
Химические свойства алкадиенов.
|
Разобраться в свойствах диеновых: реакции присоединения и полимеризации.
1) Реакции присоединения:
а) гидрирование
б) галогенирование
в) диеновый синтез (р. Дильса - Альдера)
2) Полимеризация
|
1. Обесцвечивание раствора брома
2. Коагуляция млечного сока одуванчиков.
|
|
|
|
Стр.112-114 упр.5(а)
|
34.
|
Каучук.
|
Каучук в природе. Свойства каучука. Состав и строение натурального каучука. Вулканизация каучука.
|
1) Т-ца «Каучуки».
2) Деполимеризация каучука.
|
3) Коллекция «Каучук и резина».
|
|
|
Стр.114-116 упр.5(б)
|
35.
|
Урок-упражнение.
|
Повторить и обобщить знания о диеновых. Письменная проверка знаний учащихся.
1) Получение диенов различными методами
|
|
|
|
|
Стр.116 упр.6
|
36.
|
Непредельные алифатические углеводороды – алкины (ацетиленовые).
|
Строение тройной связи; изомерия, номенклатура и гомология алкинов. Получение алкинов.
1) Строение тройной связи
2) Номенклатура алкинов
3) Структурная изомерия
4) Получение алкинов
|
1. Т-ца «Алкины»
2. Получение этина при гидролизе карбида кальция, ознакомление с его физическими свойствами.
|
|
|
|
Стр.99-102 упр.2
|
37.
|
Химические свойства ацетиленовых углеводородов.
|
Разобраться с химическими свойствами алкинов: реакции присоединения, гидрогалогенирования, гидратации, тримеризации, окисления.
1) Реакция присоединения:
а) гидрирование
б) галогенирование
в) гидрогалогенирование
в) гидратация (р. Кучерова)
г) полимеризация
-димеризация
-тримеризация (р. Зелинского)
2) Реакция окисления
|
1. Обесцвечивание ацетиленом брома и перманганата калия, его горение
|
|
|
|
Стр.102-104 упр.4(а,в)
|
38.
|
Механизм реакций электрофильного присоединения к алкинам.
|
Повторить механизмы протекания органических реакций. Реакции гидратации, димеризации (повторение), получение солей ацетиленидов. Письменная проверка знаний учащихся.
|
1. Образование ацетиленида серебра или меди.
|
|
|
|
Стр.104-108 упр.5.
|
39.
|
П/р №3 «Получение и свойства ацетилена».
|
Получение ацетилена и изучение его свойств.
|
|
|
|
|
|
40.
|
Ароматические углеводороды – арены. Бензол.
|
Строение и гомологи бензола. Изомерия аренов.
1) Строение бензола
2) Электронное строение бензола
|
1. Т-ца «Электронное строение бензола»
2. Разделение смеси «бензол – вода» с помощью делительной воронки.
3. Растворение в бензоле серы.
4. Экстрагирование красителей бензолом из водных растворов.
|
|
|
|
Стр.121-124 упр.1
|
41.
|
Получение и химические свойства аренов.
|
Бензол и его простейшие гомологи (физические свойства), способы получения, химические свойства (замещение, присоединение). Получение бензола из ацетилена по реакции Бертло – Реппе.
|
1. Получение бензола из бензоата натрия, его горение и отношение к раствору брома.
|
2. Ознакомление с физическими свойствами бензола.
|
|
|
Стр.124-127
|
42.
|
Электрофильное замещение в бензольном кольце.
|
Механизм реакции электрофильного замещения: нитрование, алкилирование, ацилирование.
1) Реакции замещения в бензоле:
а) галогенирование (в присутствии кислот Льюиса)
б) нитрование
в) алкилирование (р. Фриделя – Крафтса)
|
1. Т-ца «Электрофильные реакции».
2. Получение нитробензола.
|
|
|
|
Стр.127-130 упр.5
|
43.
|
Ориентирующее действие заместителей в молекуле бензола.
|
Рассмотреть моменты влияния заместителей при бензольном кольце: орто-, пара-, мета- положения.
1) Замещение в алкилбензолах
2) Правила ориентации
|
Т-ца «Ориентанты»
|
|
|
|
Стр.130-133 упр.7
|
44.
|
Гомологи бензола.
|
Строение гомологов бензола; химические свойства гомологов бензола; применение и получение их. Письменная проверка знаний. Получение толуола по реакции Фриделя - Крафтса.
|
1. Сравнение свойств бензола, толуола и стирола.
2. Горение аренов.
3. Т-ца «Гомологи бензола»
4. Получение толуола по реакции Фриделя - Крафтса.
|
|
|
|
Стр.133-137 записи в тетради упр.9
|
45.
|
Генетические ряды углеводородов.
|
Урок-упражнение. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
|
|
|
|
|
Записи в тетради
|
46.
|
Природный и попутный нефтяной газы.
|
Понятие природного газа и попутного нефтяного газа. Решение усложненных и комбинированных задач.
|
|
|
|
|
Стр.65-66 упр.9
Стр.108 упр.8
|
47.
|
Нефть и нефтепродукты.
|
Узнать о физических свойствах и составе нефти. Нефтепродукты и их применение. Детонационная стойкость бензинов.
|
1.Образцы нефти и бензинов.
2.Перегонка нефти в лаборатории.
3. Разделение смеси «бензин – вода» с помощью делительной воронки.
4. Образование нефтяной пленки на поверхности воды и ее устранение.
|
5. Коллекция «Природные источники углеводородов».
|
|
|
Стр.58-60 упр.1
|
48.
|
Переработка нефти.
|
Способы перегонки нефти. Ректификационная колонна. Крекинг-процесс. Крекинг нефтепродуктов. Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтехимии.
|
1. Т-ца «Установка каталитического крекинга в кипящем слое».
2. Крекинг парафина.
|
|
|
|
Стр.60-65 упр.4
|
49.
|
Коксохимическое производство.
|
Коксы и коксование. Коксовый газ, каменноугольная смола, надсмольная вода.
|
Коксование каменного угля в лаборатории.
|
|
|
|
Стр.65-67 упр.10-11
|
50.
|
Урок-упражнение.
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
|
Стр. 116 упр.5
|
51.
|
Повторение темы «Углеводороды».
|
Решение задач и упражнений усложненного и комплексного типов.
|
|
|
|
|
стр.136 упр.5
стр.137 упр.8
|
52.
|
К/р №2 «Углеводороды».
|
Проверка знаний и умений учащихся по теме.
|
|
|
|
|
|
53-54
|
Резервное время.
|
|
|
|
|
|
|
|
Кислородсодержащие органические соединения.
|
|
|
|
|
|
|
55.
|
Спирты.
|
Строение предельных одноатомных спиртов. Номенклатура и изомерия спиртов. Физические свойства спиртов. Понятие водородной связи.
1) Строение атома кислорода
2) Химические связи кислорода
3) Номенклатура спиртов.
4) Изомерия спиртов:
а) структурная
б) пространственная
5) Строение гидроксильной группы
6) Водородные связи и физические свойства
|
1.Т-ца «Спирты»
2.Образцы спиртов.
3. Физические свойства этанола, пропанола и бутанола.
|
|
|
|
Стр.138-143
|
56.
|
Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов.
|
Сформировать у детей представления о химических свойствах и применении спиртов.
1) Реакции по связи О-Н:
а) кислотные свойства
б) образование сложных эфиров
в) окисление
2) Реакции по связи С-О:
а) замещение
б) дегидратация
|
1. Взаимодействие метанола с натрием и уксусной кислотой.
2. Окисление этанола хромовой смесью с серной кислотой.
3.Получение бромэтана из этилового спирта.
4. Сравнение протекания горения этилового и пропилового спиртов.
|
|
|
|
Стр.143-148 упр.14
|
57.
|
Промышленный синтез спиртов. Получение спиртов.
|
Генетическая связь между спиртами и углеводородами. Получение спиртов. Промышленный синтез метанола. Получение этанола из этилена по реакции Бертло.
|
1. Т-ца «Схема промышленного получения метанола»
2. Ректификация смеси воды и этанола (в две стадии)
|
|
|
|
Стр.148-153 записи в тетради
|
58.
|
Многоатомные и непредельные спирты.
|
Строение и физические свойства многоатомных спиртов. Особые химические свойства многоатомных и непредельных спиртов.
|
1. Представители многоатомных спиртов.
2. Качественная реакция на многоатомные спирты.
3. Растворение глицерина в воде.
|
|
|
|
Стр.153-155 упр.13 записи в тетради
Стр.286-287
|
59.
|
П/р №4 «Спирты».
|
Растворимость спиртов в воде. Получение глицерата меди.
|
|
|
|
|
|
60.
|
Фенолы.
|
Строение гидроксильной группы. Строение молекулы фенола. Номенклатура фенолов.
|
|
|
|
|
Стр.155-159
|
61.
|
Химические свойства фенолов.
|
Кислотные свойства. Качественная реакция на фенол. Реакции бензольного кольца.
1) Химические свойства фенолов
2) Получение фенолов
3) Метод Рашига в получении фенолов.
|
1. Растворимость фенола в воде при разных температурах.
2. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
3. Качественная реакция на фенол.
4. Получение фенола из хлорбензола (гидролизом)
|
5. Взаимодействие фенола с раствором щелочи.
6. Распознавание растворов фенолята натрия и карбоната натрия.
7. Распознавание водных растворов фенола и глицерина.
|
|
|
Стр.159-164 упр.4
|
62.
|
Простые эфиры.
|
Урок – упражнение. Решение задач и упражнений. Письменная проверка знаний учащихся.
|
|
|
|
|
Записи в тетради
|
63.
|
Альдегиды.
|
Номенклатура и изомерия альдегидов. Строение карбонильной группы. Получение альдегидов.
1) Номенклатура
2) Изомерия
3) Строение карбонильной группы
4) Получение альдегидов:
а) окисление спиртов
б) гидратация алкинов (р. Кучерова)
в) окисление алкенов
г) кумольный способ
д) Метод Сабатье (его суть).
е) Реакция Адкинса (её суть).
|
Представители альдегидов.
Получение этаналя окислением этанола.
|
|
|
|
Стр.164-168 стр.172-173 упр.2
|
64.
|
Реакции альдегидов.
|
Присоединение по карбонильной группе; полимеризация и конденсация; окисление и восстановление альдегидов.
1) Присоединение по С=О группе:
а) присоединение синильной кислоты
б) присоединение спиртов с образованием полуацеталей
в) присоединение реактива Гриньяра
г) взаимодействие с аммиаком и его производными
2) Полимеризация
3) Конденсация
а) с фенолами
б) с мочевиной
в) альдольно кротоновая конденсация
4) Восстановление
5) Окисление
|
1. Реакция на альдегиды: с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II).
2. Окисление бензальдегида на воздухе.
|
3. Получение феноло-формальдегидного полимера.
|
|
|
Стр.168-172 упр.4, 7
|
65.
|
Кетоны.
|
Изомерия и номенклатура кетонов. Характерные химические свойства кетонов. Получение кетонов.
|
Получение ацетона из ацетата натрия и изучение его свойств.
|
|
|
|
Записи в тетради стр.174 упр.5, 9 стр.186-288
|
66.
|
П/р №5 «Альдегиды и кетоны».
|
Реакция «серебряного зеркала». Окисление бензальдегида кислородом воздуха. Получение ацетона из ацетата натрия.
|
|
|
|
|
|
67.
|
Карбоновые кислоты.
|
Классификация, номенклатура и изомерия карбоновых кислот. Строение карбоксильной группы.
1) Классификация
2) Номенклатура, изомерия:
а) структурная
б) пространственная
3) Строение карбоксильной группы
|
1. Представители карбоновых кислот.
2. Отношение различных кислот к воде.
3. Возгонка бензойной кислоты.
|
|
|
|
Стр.175-179
|
68.
|
Химические свойства карбоновых кислот.
|
Диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, щелочами.
|
1. Характерные химические свойства кислот.
2. Отношение к бромной воде.
3. Сравнение pH водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности.
|
|
|
|
Стр.180-181
|
69.
|
Представители одноосновных карбоновых кислот.
|
Муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая кислоты.
|
Типичные представители кислот.
|
|
|
|
Стр.186-188 упр.2
|
70.
|
Общие химические свойства карбоновых кислот.
|
Усложнение материала о карбоновых кислотах. Урок-практикум. Как избавиться от пятен на одежде? Как удалить белый налет из чайника? Почему ржавеют металлические изделия, как этого избежать? Почему место муравьиного укуса чешется и болит?
|
1. Выведение ржавого пятна с ткани, действуя на него лимонной кислотой.
2. Удаление накипи с помощью уксусной кислоты.
3. Удаление ржавчины с металлического изделия с помощью серной кислоты, в присутствии ингибитора - уротропина.
4. Нейтрализация муравьиной кислоты.
5. Получение салициловой кислоты из аспирина.
6. Анализ лосьонов.
|
|
|
|
Стр.182-184 упр.6,8,15
|
71.
|
Получение карбоновых кислот.
|
Различные способы получения карбоновых кислот. Письменная проверка знаний учащихся по теме.
|
Т-ца «Получение карбоновых кислот»
|
|
|
|
Стр.185-186 упр.18 стр.288-290
|
72.
|
П/р №6 «Карбоновые кислоты».
|
Растворимость карбоновых кислот в воде, взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
|
|
|
|
|
|
73.
|
Сложные эфиры.
|
Актуализировать знания учащихся о строении, свойствах, получении и применении сложных эфиров.
|
1. Получение сложных эфиров.
|
2. Ознакомление с образцами сложных эфиров.
3. Отношение сложных эфиров к воде и красителям.
|
|
|
Стр.190-192
|
74.
|
Жиры.
|
Пополнить знания о составе, строении, свойствах, применении жиров и их производных.
|
3. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масел к водным растворам брома и перманганата калия.
4. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.
5. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора марганцовки.
6. Сорта мыла.
|
1. Образцы продуктов переработки жиров.
2. «Выведение» жирного пятна с хлопчатобумажной ткани с помощью бензина и сложного эфира.
|
|
|
Стр.192-196 упр.6
|
75.
|
Урок-упражнение.
|
Повторить и систематизировать знания учащихся о кислородных соединениях.
|
|
|
|
|
Стр.164 упр.5
|
76.
|
Углеводы. Моносахариды. Глюкоза.
|
Определение углеводов. Физические свойства глюкозы, ее строение, отличие от фруктозы и рибозы.
|
|
Порошок глюкозы.
|
|
|
Стр.197-198 стр.200-201
|
77.
|
Циклические формы глюкозы.
|
α- и β- формы глюкозы. Зависимость химических свойств от строения молекулы.
|
Т-ца «Глюкоза».
|
|
|
|
Стр.201-203
|
78.
|
Свойства моносахаридов.
|
Химические свойства глюкозы: реакции ее как многоатомного спирта и альдегида, восстановление альдегидной группы, реакция брожения.
|
Реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра.
|
|
|
|
Стр.203-206 упр.9, 11
|
79.
|
Рибоза и дезоксирибоза.
|
Изучить пентозы. Физические свойства, состав, строение. Химические свойства.
|
Т-ца «Пентозы».
|
|
|
|
Записи в тетради
|
80.
|
Дисахариды. Сахароза.
|
Определение дисахаридов. Разновидности дисахаридов. Типичный представитель дисахаридов – сахароза.
|
1. Отношение растворов сахарозы и мальтозы к гидроксиду меди (II).
|
2. Образец сахарозы.
3. Кислотный гидролиз сахарозы.
|
|
|
Стр.198 записи в тетради
|
81.
|
Полисахариды. Крахмал.
|
Углублять знания учащихся об углеводах. Полисахариды. Развивать навыки сравнения и анализа. Получение полисахаридов по реакции Бутлерова.
|
1. Получение крахмала из формалина, действуя на него гидроксидом кальция.
|
2. Химические свойства крахмала.
3. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
4. Обнаружение крахмала.
|
|
|
Стр.198-200 стр.206-209 упр.1,2
|
82.
|
Целлюлоза.
|
Нахождение в природе и физические свойства. Строение целлюлозы. Химические свойства, применение. Получение ацетатного волокна.
|
1. Получение нитрата целлюлозы.
|
|
|
|
Стр.210 стр.290-291записи в тетради упр.5 (а,в)
|
83.
|
П/р №7 «Углеводы».
|
Действие аммиачного раствора оксида серебра и гидроксида меди (II) на глюкозу и сахарозу. Действие иода на крахмал.
|
|
|
|
|
|
84.
|
Повторение темы: «Гидроксисоединения».
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме. Решение усложненных заданий. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
|
стр.190 упр.18
стр.175 упр.13, 14
|
85.
|
К/р №3 «Кислородсодержащие органические соединения».
|
Проверка знаний учащихся в виде письменной контрольной работы.
|
|
|
|
|
|
86.
|
Резервное время.
|
|
|
|
|
|
|
|
Азотсодержащие органические соединения.
|
|
|
|
|
|
|
87.
|
Амины.
|
Номенклатура, изомерия и физические свойства аминов.
1) Азот
2) Связи азота
3) Номенклатура аминов
4) Изомерия аминов:
а) структурная
б) пространственная
5) Определение азота в аминах по реакции Дюма.
|
1.Представители аминов.
2.Физические свойства метиламина.
3. Сожжение амина в присутствии оксида меди (II) и металлической меди.
|
|
|
|
Стр.212-214
|
88.
|
Химические свойства аминов.
|
Основность аминов, реакции с галогенуглеводородами, взаимосвязь с азотистой кислотой, окисление аминов.
1) Основность аминов
2) Реакции с галогенуглеводородами
3) Взаимодействие с азотистой кислотой
4) Окисление аминов.
|
Доказательство основности аминов. Окисление амина.
|
|
|
|
Стр.216-218 упр.4
|
89.
|
Анилин. Получение аминов.
|
Получение анилина, реакция Зинина, общие способы получения аминов.
|
Бромирование анилина.
|
|
|
|
Стр.214-215 стр.219-220 упр.10
|
90.
|
Аминокислоты.
|
Развивать знания учащихся об аминокислотах, продолжить работу по развитию умений и навыков составлять уравнения химических реакций, составлять формулы изомеров и давать им названия.
|
1. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот.
2. Нейтрализация щелочи аминокислотой.
3. Нейтрализация кислоты аминокислотой.
|
4. Изготовление моделей.
|
|
|
§26 упр.5
|
91.
|
Белки.
|
Актуализировать знания учащихся о белках; изучить более подробно классификацию, химические свойства белков. Как протекает процесс окраски волос? Почему у одних людей волосы прямые, а у других - кудрявые?
|
1. Т-ца «Белки»
2. Растворение и осаждение белков.
3. Денатурация белков.
|
4. Цветные реакции белков.
5. Обнаружение белка в курином яйце и молоке.
|
|
|
§27 упр.9
|
92-93.
|
Пиримидиновые и пуриновые основания.
|
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Суть реакции Фишера.
|
Т-ца «Пиридин и пиримидин».
|
|
|
|
Стр.235-238 упр.2
|
94.
|
Нуклеиновые кислоты.
|
Обобщать и развивать знания учащихся о нуклеиновых кислотах (ДНК и РНК), рассмотреть первичную, вторичную и третичную структуры нуклеиновых кислот
|
Т-ца «НК»
|
|
|
|
§28 упр.3
|
95.
|
П/р №8 «Идентификация органических соединений».
|
Закрепить теоретические знания учащихся о химических свойствах органических веществ; продолжить работу по развитию умений проводить качественные реакции, определять органические вещества.
|
|
|
|
|
|
96.
|
Повторение темы «Азотсодержащие органические соединения».
|
Повторение и систематизация знаний по теме. Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
|
|
|
97.
|
К/р №4 «Азотсодержащие органические соединения».
|
Письменный контроль знаний по теме.
|
|
|
|
|
|
|
Биологически активные соединения.
|
|
|
|
|
|
|
98.
|
Витамины.
|
Дать общее понятие о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека.
|
1. Определение витамина С в апельсиновом соке.
|
2. Обнаружение витамина А в растительном масле и витамина D в желтке куриного яйца.
|
|
|
§29
|
99.
|
Ферменты.
|
Обобщить знания учащихся о ферментах (энзимах) как о биокатализаторах. Сравнить ферменты и неорганические катализаторы. Показать роль ферментов в функционировании живых организмов, а также в промышленности, медицине и повседневной жизни человека.
|
1. Действие гидрогеназы на метиленовый синий.
2. Сравнение скорости разложения пероксида водорода под действием фермента каталазы и KI, FeCl3, MnO2, KMnO4.
|
3. Действие амилазы слюны на крахмал.
2. Действие каталазы на пероксид водорода.
|
|
|
§30
|
100.
|
Гормоны.
|
На основе межпредметных связей с курсом биологии дать общее понятие о гормонах как секретах желез внутренней секреции. Познакомить с химической природой гормонов и их значением в регуляции жизнедеятельности организма.
|
Обнаружение фенольного фрагмента в молекуле адреналина.
|
|
|
|
§31
|
101.
|
Лекарства.
|
Познакомить учащихся с химиотерапией, используя межпредметные связи с биологией. Рассмотреть химическую природу, механизм действия и безопасные способы применения некоторых лекарственных препаратов.
|
1. Анализ лекарственных препаратов.
2. Состав гидроперита.
3. Образец бриллиантового зеленого.
|
|
|
|
§32
|
102.
|
Повторение пройденного материала.
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний за курс органической химии за 10 класс.
|
|
|
|
|
|
103-136
(33)
|
* В течение учебного года запланированы тематические уроки с решением задач.
|
Закрепление навыков решения задач по химии.
|
Сборники задач.
|
|